Дело № 2-1516/2012
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2012 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Шадриной Т.В., при секретаре Русиновой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на территории Лысьвенского муниципального района,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на территории <адрес> (далее «Комиссия») по заявлению ФИО1 о направлении документов в Думу <адрес> для назначения публичных слушаний о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с «огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства», принято решение об отказе в удовлетворении заявления.
Полагая, что решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ нарушает его права, ФИО1 обратился в суд с требованиями о признании его незаконным, и возложении на Комиссию обязанности в пятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу направить его заявление в Думу <адрес> для принятия решения о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка по <адрес>.
В судебное заседание ФИО1 не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель заявителя ФИО2 заявленные требования поддержала. Пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил с Администрацией муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» договор аренды земельного участка, расположенного по <адрес>, на срок <данные изъяты> лет. Земельный участок был предоставлен ему под огородничество. При этом п.1.1 договора аренды сторонами была предусмотрена возможность изменения целевого назначения участка в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился первоначально в администрацию Лысьвенского городского поселения, а затем в администрацию ЛМР с заявлением о передаче представленных им документов на публичные слушания для решения вопроса об изменении целевого назначения участка на «для ведения личного подсобного хозяйства». Впоследствии заявителю стало известно о том, что ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на территории <адрес> было принято решение об отказе в изменении вида разрешенного использования в связи с существенным изменением предмета договора. Считает данное решение незаконным, поскольку в соответствии с Федеральными законами «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также Положением Думы Лысьвенского городского поселения от 29.05.2008 года № 141 «Об особенностях организации и проведении публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в Лысьвенском городском поселении», Положением «О постоянно действующей комиссии по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского городского поселения», утвержденного Постановлением Главы городского поселения от 14.07.2008 года № 32-га, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид использования принимается Главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, которые в Лысьвенском городском поселении назначаются решением представительного органа. Комиссия, отказавшая в передаче заявления для назначения публичных слушаний, нарушила указанные нормативно-правовые акты, так как не полномочна решать вопросы по существу заявления.
Представитель администрации Лысьвенского городского поселения ФИО3 просила рассмотреть дело в ее отсутствие, в своем отзыве указала, что со стороны городского поселения нарушения прав и законных интересов ФИО1 не допущено.
Представитель Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений по заявлению суду не представил.
Выслушав представителя заявителя, исследовав материалы гражданского дела, суд считает требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено и подтверждается представленными суду материалами дела, что постановлением и.о. главы администрации Лысьвенского района № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 из земель населенных пунктов был предоставлен земельный участок под огородничество, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № (л.д.11). ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального образования «Лысьвенский муниципальной район» и ФИО1 был заключен договор аренды земельного участка, государственная регистрация права произведена ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6-8). Пунктом 1.1 договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена возможность изменения вида использования земельного участка в соответствии с действующим законодательством.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Комиссию по землепользованию и застройке на территории <адрес> с заявлением о направлении документов в Думу Лысьвенского городского округа для назначения публичных слушаний об изменении вида условно разрешенного использования земельного участка по <адрес>, с «огородничества» на «для ведения личного подсобного хозяйства» (л.д.12).
ДД.ММ.ГГГГ Комиссией по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на территории <адрес> ФИО1 было отказано в изменении вида разрешенного использования земельного участка в связи с существенным изменением предмета договора, а также процедуры предоставления (л.д.13).
Данное решение не может быть признано законным исходя из следующего.
Так, согласно ч.3ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно статья 30 и 36 того же Кодекса виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.
В силу пп.3 п.1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 года № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3-10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
Аналогичная норма о том, что при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования должны выноситься на публичные слушания содержится в Федеральном законе от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ч.3 ст. 28).
В соответствие со ст. 1 Закона Пермского края от 01.12.2011 N 865-ПК (ред. от 06.06.2012 года) «Об образовании нового муниципального образования Лысьвенский городской округ», в результате объединения граничащих между собой муниципальных образований - Лысьвенского городского поселения и Кормовищенского, Кыновского, Новорождественского сельских поселений, входящих в состав муниципального образования "Лысьвенский муниципальный район" образован Лысьвенский городской округ.
Согласно ст. 8 указанного закона, муниципальные правовые акты поселений, принятые до вступления в силу настоящего Закона, а также в период со дня вступления в силу настоящего Закона до дня формирования органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа, действуют на соответствующих территориях в части, не противоречащей федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, Уставу Пермского края, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края, а также уставу Лысьвенского городского округа, муниципальным правовым актам органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке. В случае противоречия муниципальных правовых актов применяется Устав Лысьвенского городского округа, соответствующий муниципальный правовой акт органов местного самоуправления Лысьвенского городского округа.
До ДД.ММ.ГГГГ вопросы градостроительной деятельности, в том числе вопросы изменения вида разрешенного использования земельных участков, расположенных на территории <адрес>, относились к ведению данного муниципального образования.
Решением Думы Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ за № было утверждено Положение «Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в Лысьвенском городском поселении», в соответствии с которым на публичные слушания в обязательном порядке выносятся вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки (пп. 3 п.2.1).
В силу п.4.1., 4.2.2 указанного Положения от 07.05.2009 года публичные слушания назначаются решением Думы Лысьвеннского городского поселения. При этом, Дума вправе отказать в назначении публичных слушаний в случае:
- несоответсвия темы предлагаемых по инициативе населения публичных слушаний вопросам местного значения поселения,
- несоответствия представленных документов пункта 4.1. Положения,
- предоставление недостовреных сведений о составе инициативной группы.
Аналогичные нормы о порядке назначения и проведения публичных слушаний содержатся и в Положении «Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности в Лысьвенском городском поселении», утвержденном решением Думы Лысьвенского городского поселения ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.1.3., п.1.4., п.1.6.,4.1.-4.3. Положения от ДД.ММ.ГГГГ проведение публичных слушаний по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов строительства на другой вид такого использования обеспечивается постоянно действующей Комиссией, которая осуществляет базовую подготовку к публичным слушаниям, необходимое организационное сопровождение и общую координацию действий органов, участвующих в организации и проведении публичных слушаний, в том числе передает в Думу заявления граждан с документами, необходимыми для принятия Думой решения о назначении публичных слушаний.
В соответствии с п.п. 4.4-4.5 Положения от ДД.ММ.ГГГГ Дума Лысьвенского городского поселения принимает решение о назначении публичных слушаний в том числе по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования. Решение о назначении публичных слушаний оформляется нормативным актом Думы.
Постановлением главы Администрации поселения № от ДД.ММ.ГГГГ была создана постоянно действующая Комиссия по вопросам градостроительной деятельности на территории <адрес>, утверждено соответствующее Положение. Указанными нормативными документами определялся порядок рассмотрения заявлений граждан об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой.
Таким образом, исходя из требований указанных нормативных актов, при наличии необходимых для принятии решения по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид такого использования документов, поступивших в Думу Лысьвенского городского поселения, должны быть назначены публичные слушания.
Перечень оснований для отказа в назначении публичных слушаний является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Нормативные документы не содержат такого основания к отказу в назначении публичных слушаний как отсутствие утвержденных правил землепользования. Отказывая в назначении публичных слушаний и ссылаясь на возможное несоответствие вида разрешенного использования спорного земельного участка «для ведения личного подсобного хозяйства» будущим правилам застройки, депутаты вышли за рамки своих полномочий, фактически разрешив вопрос по существу.
ДД.ММ.ГГГГ между муниципальными образованиями Лысьвенский муниципальный район и Лысьвенское городское поселение было заключено соглашение о передаче с ДД.ММ.ГГГГ части полномочий по решению вопросов местного значения в области градостроительной деятельности. Согласно пунктам 1.1. и 1.2. Лысьвенскому муниципальному району были переданы полномочия по заявлениям граждан об изменении вида разрешенного использования земельных участков, связанные с проведением публичных слушаний.
Уставом муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» (ред.23.05.2012года) предусмотрено, что вопросы изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в обязательном порядке выносятся на публичные слушания (пп.3 п.3 статьи 17 Устава). На момент вынесения обжалуемого решения – ДД.ММ.ГГГГ, Устав Лысьвенского городского округа в законную силу не вступил.
Постановлением Главы Администрации муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район» №-па от ДД.ММ.ГГГГ была создана Комиссия по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на территории Лысьвенского муниципального района, утверждено Положение о Комиссии). Согласно п. 4.1. Положения к полномочиям Комиссии отнесено рассмотрение заявлений юридических и физических лиц о выборе земельного участка для строительства, и принятие по ним решений.
Как установлено в судебном заседании, решением Думы Лысьвенского городского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден Генеральный план Лысьвенского городского поселения.
Решением Земского Собрания МО «ЛМР от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема территориального планирования Лысьвенского муниципального района. Однако, правила землепользования и застройки муниципального образования «Лысьвенское городское поселение» и Лысьвенский городской округ, на момент принятия Комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ, а также на момент принятия решения суда, не утверждены.
Анализ приведенных выше положений закона, нормативных актов органа местного самоуправления, фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств позволяют суду сделать вывод о том, что, принимая решение по существу поданного ФИО1 заявления, Комиссия нарушила требования закона и нормативных актов органов местного самоуправления, поскольку не наделена полномочиями принимать какие-либо решения по вопросу изменения одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов строительства на другой вид такого использования. При отсутствии Правил землепользования и застройки, такие вопросы решаются главой местной администрации по результатам публичных слушаний. С учетом данных обстоятельств, решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ подлежит признанию незаконным.
В силу ч.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, и в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Из материалов дела следует, что ФИО1 обращался с заявлением в Комиссию по землепользованию и застройке на территории <адрес>, все необходимые документы, перечисленные в п. 3.2.1 Положения, утвержденного Думой поселения от ДД.ММ.ГГГГ №, были представлены заявителем в комиссию и соответствовали требованиям законодательства. При этом, его заявление было рассмотрено Комиссией о предоставлении земельных участков для строительства, не уполномоченной решать вопросы по передаче заявлений граждан для проведения публичных слушаний. ДД.ММ.ГГГГ постановлением Главы муниципального образования «Лысьвенский городской округ» № от ДД.ММ.ГГГГ была создана Комиссия по вопросам градостроительной деятельности на территории Лысьвенского муниципального района. Однако, соответствующего Положения о Комиссии не принято. Каких-либо иных нормативно-правовых актов муниципального образования «Лысьвенский муниципальный район», устанавливающих организацию, порядок и назначение публичных слушаний по вопросам изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой, не имеется. Решением Думы Лысьвенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ за № утверждено Положение о порядке организации и проведении публичных слушаний в Лысьвенском городском округе. И поскольку, заявление ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ содержит просьбу о назначении публичных слушаний о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида земельного участка с одного вида на другой, к заявлению приложены документы, наличие которых требовалось пунктом 3.2.1 действовавшего в муниципальном образовании «Лысьвенское городское поселение» Положения «Об особенностях организации и проведения публичных слушаний по вопросам градостроительной деятельности» ДД.ММ.ГГГГ за №, то оно подлежит передаче в Думу Лысьвенского городского округа для принятия решения о назначении публичных слушаний. Данную обязанность, при отсутствии полномочных органов, следует возложить на Комиссию, принявшую решение. Отсутствие нормативно-правого регулирования порядка вынесения заявлений граждан об изменении условно разрешенного вида земельного участка на публичные слушания, не должно ущемлять права заявителя, предусмотренные законом.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, ст. 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение Комиссии по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на территории <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в изменении вида разрешенного использования земельного участка по <адрес>.
Обязать постоянно действующую Комиссию по рассмотрению заявлений о предоставлении земельных участков для строительства на территории <адрес> в течение пяти дней с момента вступления в законную силу решения суда направить заявление ФИО1 в Думу Лысьвенского городского округа для принятия решения о назначении публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на изменение условно разрешенного вида использования земельного участка по <адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись)
Копия верна.
Судья: Т.В. Шадрина
Секретарь: И.А. Русинова