Ленинский районный суд г. Ставрополя Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Ленинский районный суд г. Ставрополя — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-1517/12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2012 года г. Ставрополь
Судья Ленинского районного суда г.Ставрополя Попова И.А.,
с участием заявителя ФИО1,
представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю - ФИО2, действующей на основании доверенности от ,
при секретаре Сорокиной Е.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда материалы гражданского дела по заявлению ФИО1 о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержала полностью и пояснила, что Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю письмом от направило отказ в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - наименование: двухкомнатная квартира, адрес: . литер А, кадастровый (условный) номер: .
Документы на регистрацию права собственности были представлены , о чем была сделана запись в книге учета входящих документов и ей была выдана расписка в получении документа.
Право собственности за ней на 2-х комнатную , литер А в было признано постоянно действующим третейским судом при НП «Лига Медиаторов» в соответствии с его Регламентом в Решении № от .
Исполняя данное решение, она обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с заявлением о регистрации права собственности на квартиру.
В регистрационный орган были представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от , квитанция об оплате госпошлины от . на сумму рублей, письмо постоянно действующего третейского суда при НП «Лига Медиаторов» от , решение постоянно действующего третейского суда при НП «Лига Медиаторов» № от , соглашение от о разрешении спора в порядке, установленном действующим законодательством РФ в постоянно действующем третейском суде при НП «Лига Медиаторов» в соответствии с его Регламентом, заявление ФИО3 от о том, что он, добровольно исполняя решение постоянно действующего третейского суда, не возражает против его исполнения и регистрации права собственности за ФИО1 , кадастровый паспорт помещения от .
Управление Росреестра в своем отказе в государственной регистрации права собственности указало, что «отсутствие выданного государственным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о признании права собственности на недвижимость и определения государственного суда о выдаче исполнительного листа является основанием для отказа в государственной регистрации такого права в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации.» При этом Управление Росреестра сослалось на ст.28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на постановление Президиума ВАС РФ № 3004/11 от 13.09.2011 года, на постановление Конституционного Суда Российской Федерации № 10-П от 26.05.2011 года.
Это решение об отказе в государственной регистрации права собственности нарушает требования действующего законодательства, нарушает её конституционное право на жилище.
В силу абзаца шестого пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»: основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: вступившие в законную силу судебные акты».
Из указанного усматривается, что Управление Росреестра неверно истолковало смысл абзаца шестого пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», так как в данной норме закона не указывается о судебном акте государственного суда.
Просит суд удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю - ФИО2, действующая на основании доверенности, заявленные требования не признала и указала, что на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации ФИО1 было отказано в государственной регистрации права на двухкомнатную квартиру, расположенную по адресу: , так как не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом о регистрации для государственной регистрации права.
В качестве правоустанавливающего документа на государственную регистрацию представлено решение Постоянно действующего третейского суда «Окружной Арбитраж» при НП «Лига Медиаторов» от , в соответствии с которым, признано право собственности на , расположенную по адресу: , литер А, за ФИО1 . Однако, на государственную регистрацию не представлено определение государственного суда о выдаче исполнительного листа и исполнительный лист.
Статья 28 Закона о регистрации закрепляет обязанность регистрирующего органа совершить действия по государственной регистрации прав, установленных решением суда, арбитражного суда, третейского суда.
В силу абз. 6 п. 17 Закона о регистрации прав государственная регистрация наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним может производиться только на основании вступившего в законную силу судебного акта. В случае рассмотрения споров по сделкам с недвижимым имуществом третейским судом таким судебным актом является судебный акт о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (параграф 2 гл. 30 АПК, гл. 47 ГПК).
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 13.09.2011 года № 3004/2011 по делу № А63-5034/2010 даны разъяснения о том, что в действующем правовом регулировании необходимость государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним определяет специфику удостоверения прав на него, установленных третейским судом. Она заключается в обязательности прохождения правообладателем, права на недвижимое имущество которого установлены решением третейского суда, процедуры получения исполнительного листа на его принудительное исполнение.
Отсутствие выданного государственным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда о признании права собственности на недвижимость является основанием для отказа в государственной регистрации такого права в соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
Просит суд отказать ФИО1 в удовлетворении заявленных требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 принадлежит на праве собственности 2-х комнатная , литер А в , на основании решения постоянно действующего третейского суда при НП «Лига Медиаторов» № от .
Гарантируя государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина, Конституция Российской Федерации одновременно закрепляет право каждого защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (статья 45, часть 2). К числу таких - общепризнанных в современном правовом обществе - способов разрешения гражданско-правовых споров, проистекающих из свободы договора, которой наряду с автономией воли участников предпринимательской и иной экономической деятельности обусловливаются диспозитивные начала гражданско-правовых и гражданско-процессуальных отношений, относится обращение в третейский суд - международный коммерческий арбитраж или внутренний третейский суд (постоянно действующий третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения конкретных споров).
По смыслу статей 10, 11 (часть 1), 118 (часть 1) и 124 - 128 Конституции Российской Федерации и Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», третейские суды не осуществляют государственную (судебную) власть и не входят в судебную систему Российской Федерации, состоящую из государственных судов. Однако это не означает, что Конституция Российской Федерации исключает тем самым возможность разрешения гражданско-правовых споров между частными лицами в процедуре третейского разбирательства посредством третейских судов, действующих в качестве институтов гражданского общества, наделенных публично значимыми функциями.
Стороны спора, заключая соглашение о его передаче на рассмотрение третейского суда и реализуя тем самым свое право на свободу договора, добровольно соглашаются подчиниться правилам, установленным для конкретного третейского суда. В таких случаях право на судебную защиту, которая - по смыслу статьи 46 Конституции Российской Федерации - должна быть полной, эффективной и своевременной, обеспечивается возможностью обращения в предусмотренных законом случаях в государственный суд, в частности путем подачи заявления об отмене решения третейского суда либо о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 октября 2000 года № 214-О, от 15 мая 2001 года № 204-О, от 20 февраля 2002 года № 54-О и от 4 июня 2007 года № 377-О-О).
Тем самым подтверждается правомерность обращения частных лиц - в пределах реализации ими на основе автономии воли права на свободу договора - к третейскому разбирательству в сфере гражданских правоотношений, где допускается разрешение споров посредством общественного саморегулирования, а публичные интересы обеспечиваются законодательными предписаниями, устанавливающими процедуры третейского разбирательства, что предполагает наличие гарантий справедливости и беспристрастности, присущих любому судебному разбирательству в силу требований статьи 46 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно названному Федеральному закону третейский суд разрешает споры на основании Конституции Российской Федерации, законов, иных нормативных правовых актов, действующих в Российской Федерации, и принимает решение в соответствии с условиями договора и с учетом обычаев делового оборота (статья 6); третейское разбирательство осуществляется на основе принципов законности, конфиденциальности, независимости и беспристрастности третейских судей, диспозитивности, состязательности и равноправия сторон (статья 18); решения третейского суда исполняются добровольно; они могут быть оспорены путем подачи заявления об отмене решения в компетентный суд, а также проверены в порядке рассмотрения заявления о принудительном исполнении решения; принудительное исполнение решения третейского суда осуществляется на основе исполнительного листа, выданного компетентным судом; к числу предусмотренных данным Федеральным законом оснований отмены решения и отказа в выдаче исполнительного листа относится установление судом, что спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом и (или) решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права (статьи 40, 42, 44 - 46).
В системе действующего правового регулирования решения третейских судов не только порождают обязательство их исполнения лицами, участвующими в третейском разбирательстве, но и являются основанием для совершения иными субъектами определенных юридически значимых действий.
Так, если решением третейского суда, принятым по результатам рассмотрения спора, касающегося недвижимого имущества, установлены права на это имущество, регистрирующий орган обязан совершить действия по их государственной регистрации. Статья 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», закрепляя данную обязанность регистрирующего органа в отношении прав, установленных решением суда, арбитражного суда, третейского суда, определяет тем самым правовые последствия вынесения решения третейского суда по спору, касающемуся недвижимого имущества, равные - для целей государственной регистрации прав на такое имущество - последствиям вынесения решения государственным судом (общей юрисдикции или арбитражным).
Таким образом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - как акт регистрирующего государственного органа, имеющий место после совершения тех или иных юридически значимых действий с объектами недвижимого имущества, - не являясь фактором, изменяющим саму природу гражданско-правовых отношений по поводу этого имущества, имеет целью обеспечение их большей прозрачности и достоверности, служит дополнительной гарантией надлежащего оформления совершаемых сделок и позволяет осуществлять контроль за их правомерностью, необходимость которого обусловлена особым правовым положением недвижимого имущества и его значением как объекта гражданских прав. Соответственно, обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним не может рассматриваться как обстоятельство, исключающее возможность передачи споров по поводу недвижимого имущества на рассмотрение третейских судов.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации» исполнение решения третейского суда - обязанность сторон, заключивших третейское соглашение, подлежащая осуществлению добровольно. Этому правилу корреспондирует предписание пункта 1 статьи 44 названного Федерального закона, согласно которому решение третейского суда исполняется добровольно в порядке и сроки, установленные в данном решении.
Поскольку добровольное исполнение решения третейского суда является надлежащим исполнением соответствующего гражданско-правового договора, в силу которого стороны признали компетенцию избранного ими третейского суда и окончательность его решения для себя, постольку оно находится вне сферы действия статьи 35 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Если же решение третейского суда добровольно не исполнено, оно подлежит принудительному исполнению по правилам исполнительного производства, действующим на момент исполнения решения третейского суда, на основе выданного компетентным судом исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда (пункт 1 статьи 45 Федерального закона «О третейских судах в Российской Федерации»).
Согласно п.6.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 26.05.2011 года № 10-П в качестве средства правовой защиты от нарушений прав лиц, не являющихся сторонами третейского разбирательства и в нем не участвующих, в том числе при рассмотрении споров относительно недвижимого имущества, может использоваться и процедура выдачи исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Однако как усматривается из материалов дела в данном случае отсутствует спор о принудительном исполнении решения третейского суда.
Согласно заявления ФИО3 он добровольно исполняя решение постоянно действующего третейского суда при НП «Лига Медиаторов» № от не возражает против его исполнения и регистрации права собственности за ФИО1
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав представленные по делу доказательства суд признает незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - Двухкомнатная квартира, адрес: , литер А, кадастровый (условный) номер:
Руководствуясь ст. ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявление ФИО1 - удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в регистрации права собственности на объект недвижимого имущества - Двухкомнатная квартира, адрес: , литер А, кадастровый (условный) номер: .
Обязать Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю, зарегистрировать за ФИО1 право собственности на объект недвижимого имущества - Двухкомнатная квартира, адрес: , литер А, кадастровый (условный) номер:
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд в течение 1 месяца.
Судья И.А. Попова