ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1517/15 от 28.05.2015 Евпаторийского городского суда (Республика Крым)

Дело №2-1517/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 мая 2015 года Евпаторийский городской суд Республики Крым в составе:

председательствующего судьи - Берещанской И.И.

при секретаре - Любиш О.Ф.

с участием старшего помощника прокурора города Евпатории - Глухих В.М.

представителя администрации г. ФИО4

представителя МБУ «Дворец Спорта» г. ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> к администрации <адрес>, Муниципальному бюджетному учреждению «Дворец Спорта» о возложении обязанности совершить определенные действия,-

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> обратился с настоящим заявлением в Евпаторийский городской суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в котором просит обязать Администрацию <адрес> Республики Крым в двухмесячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание Муниципального бюджетного учреждения «Дворец спорта» <адрес> Республики Крым, расположенного по адресу <адрес> и его структурной подразделения, Муниципального клуба адаптивной физкультуры и спорта по адресу: <адрес>, путем обустройства пандусов, установленных у входа в здания, поручнями в соответствии с требованиями законодательства и других элементов доступности, а именно: установления доводчиков на входные двери, «кнопки вызова», а также дублирование информации тактильными знаками и рельефно точечным шрифтом. Закон требует от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательно осуществлять меры по приспособлению действующих зданий, сооружений, павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов, в том числе, путем оборудования объектов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам иметь беспрепятственный доступ и пользоваться услугами. Поскольку не выполнение указанных требований действующего законодательства является существенным нарушением прав граждан, признанных инвалидами прокуратурой <адрес> и заявлены данные требования в защиту неопределенного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО6 заявление заместителя прокурора поддержал и просил его удовлетворить.

Представитель ответчика – администрации <адрес> пояснили, что на данный момент идет реконструкция МБУ «Дворца Спорта», и меры к обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание Муниципального бюджетного учреждения «Дворец спорта» <адрес> Республики Крым будут приняты и входы оборудованы специальными приспособлениями для доступа в здание «Дворца Спорта» инвалидов. Поэтому исковые требования признают частично, просят увеличить срок исполнения решения суда, поскольку в два месяца могут не уложиться.

Представитель МБУ «Дворец Спорта» <адрес> также признал исковые требования частично, и просил увеличить срок исполнения решения суда, поскольку идет общая реконструкция здания «Дворца Спорта», ее сроки не определены, а оборудования входов это завершающий этап, поэтому в два месяца могут не уложиться.

Суд, выслушав пояснения прокурора, представителей ответчиков, изучив в порядке ст.181 ГПК РФ письменные материалы дела и представленные доказательства, установил юридически значимые обстоятельства, дал оценку всем собранным по делу доказательствам в их совокупности, пришел к выводу, что исковое заявление заместителя прокурора <адрес> обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших целевых задач федеральной государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ № 297.

Согласно ст. 9 Конвенции о правах инвалидов (далее по тексту Конвенция), меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.

Возможность доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры означает возможность инвалидов посещать жилые, общественные и производственные здания, строения и сооружения, а также спортивные сооружения, места отдыха, культурно-зрелищные и другие учреждения, а также возможность пользоваться железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта.

Согласно п.п. «b», «с» ст. 19 Конвенции, инвалиды должны иметь доступ к разного рода оказываемым на дому, по месту жительства и иным вспомогательным услугам на базе местного сообщества, включая персональную помощь, необходимую для поддержки жизни в местном сообществе и включения в него, а также для недопущения изоляции или сегрегации от местного сообщества, чтобы услуги и объекты коллективного пользования, предназначенные для населения в целом, были в равной степени доступны для инвалидов и отвечали их нуждам.

В соответствии п. п. «а», «b» ст. 20 Конвенции, индивидуальная мобильность инвалидов должна осуществляться благодаря содействию индивидуальной мобильности инвалидов избираемым ими способом, в выбираемое ими время и по доступной цене; облегчению доступа инвалидов к качественным средствам, облегчающим обильность, устройствам, ассистивным технологиям и услугам помощников и посредников, в том числе за счет их предоставления по доступной цене.

Статьей 15 Федерального Закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии с положениями российского и международного права, закреплена обязанность правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления к организаций независимо от организационно-правовых форм создать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак- проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Согласно данному Закону, планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры входит в круг обязанностей: Правительства Российской Федерации; органов исполнительной власти субъектов РФ; органов местного самоуправления; любых коммерческих и некоммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм.

Закон требует от предприятий, учреждений и организаций, связанных с обслуживанием населения, обязательно осуществлять меры по приспособлению действующих зданий, сооружений, павильонов, внутренних территорий организаций для доступа к ним инвалидов, в том числе, путем оборудования объектов специальными приспособлениями, позволяющими инвалидам иметь беспрепятственный доступ и пользоваться услугами.

При этом положения ч. 1 ст. 15 указанного Федерального закона не разграничивают ответственность за осуществление такой обязанности между субъектами и не ставят исполнение этой обязанности в зависимость от регистрации права собственности на помещение (отдельные его конструкции и элементы) либо отсутствие таковой.

Установив в Федеральном законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» полномочия, права и обязанности разных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно положению ч. 1 ст. 15 Федерального закона №181-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (утвержден постановлением Госстроя Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №73), который постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ включен в Перечень национальных стандартов и сводов правил.

В соответствии с требованиями СП 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009. Общественные здания и сооружения», утвержденными приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ №635/10, здание Дворца спорта и нежилое помещение, где находится Муниципальный клуб, являются объектом социальной инфраструктуры, на которые распространяются требования вышеназванных норм, в силу которых они должны быть приспособлены для доступа инвалидов.

Согласно СНиП 35-101-2001 пандус представляет собой сооружение, имеющее наклонную по направлению движения поверхность, предназначенную для перемещения с одного уровня горизонтальной поверхности пути на другой. Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями указаны в строительных нормах и правилах.

Согласно пункту 3.14 СНиПа 35-01-2001, наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ФИО7 51261.

Положения Закона о необходимости создания условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям носят императивный характер и не содержат исключений относительно конструктивных особенностей здания.

В силу закона, к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения, объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживание населения, а также другие объекты и сооружения, перечень которых является исчерпывающим.

В качестве специальных приспособлений и оборудования для инвалидов используются: визуальная и звуковая информация (вывески, таблички, радиосвязь); пандусы и поручни при входах в здания, у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров; пологие спуски у тротуаров в местах наземных переходов улиц, дорог, магистралей и остановок городского транспорта общего пользования; пандусы или подъемные устройства у лестниц на лифтовых площадках, а также при входах в наземные и подземные переходы улиц, дорог и магистралей; специальные поручни, ручки или другие приспособления для удобства нахождения инвалидов в общественном транспорте на отведенных для них местах и др.

Указанные объекты могут оснащаться такими приспособлениями и оборудованием как при изначальном строительстве, так и при реконструкции, ремонте или в рамках общего благоустройства.

Согласно п. 1.7 Устава Дворца спорта, утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 88-п, его учредителем является администрация <адрес> Республики Крым.

В силу п. 2.2, п. 2.3 Устава, учреждение «Дворец спорта» создано в целях решения вопросов местного значения: обеспечение условий для развития на территории городского округа Евпатория физической культуры и массового спорта, организации проведения официальных культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий городского округа Евпатории, а также для обеспечения удовлетворения потребностей населения муниципальными услугами (работами). Основным принципом деятельности Дворца спорта и его структурного подразделения является обеспечение права граждан России на свободу, равный доступ к участию в спортивной жизни, использование услуг, предоставляемых бюджетным учреждением.

Пунктом 5.9 Устава Дворца спорта определено, что финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджета администрации <адрес>.

Прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части обеспечения прав инвалидов на беспрепятственный доступ к предприятиям, учреждениям, организациям на территории <адрес>.

Установлено, что в здании Муниципального бюджетного учреждения «Дворец спорта» <адрес> Республики Крым (далее - Дворец спорта) по адресу: <адрес> и его структурном подразделении без права юридического лица, Муниципальном клубе адаптивной физкультуры и спорта (далее - Муниципальный клуб) по адресу: <адрес> пандусы не соответствует требованиям законодательства (уклон, ширина, отсутствуют поручни), что подтверждено актами обследования объектов социальной инфраструктуры в рамках программы «Доступная среда» от 07.04.2015. Кроме этого, на входных дверях зданий Дворца спорта и Муниципального клуба не установлены доводчики, отсутствует «кнопка вызова» и дублирование информации тактильными знаками и рельефно-точечным шрифтом, в связи с чем, в помещения указанных учреждений невозможно попасть инвалидам, имеющим ограниченные возможности передвижения.

На основании изложенного суд приходит к выводу, что ответчиками не выполнены требования действующего законодательства и на них необходимо возложить обязанность в двухмесячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание Муниципального бюджетного учреждения «Дворец спорта» <адрес> Республики Крым, расположенного по адресу <адрес> и его структурного подразделения, Муниципального клуба адаптивной физкультуры и спорта по адресу:<адрес>, путем обустройства пандусов, установленных у входа в здания, поручнями в соответствии с требованиями законодательства и других элементов доступности, а именно: установления доводчиков на входные двери, «кнопки вызова», а также дублирование информации тактильными знаками и рельефно точечным шрифтом.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд,

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора <адрес> к администрации <адрес>, Муниципальному бюджетному учреждению «Дворец Спорта» о возложении обязанности совершить определенные действия,- удовлетворить.

Обязать в двухмесячный срок, со дня вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в здание Муниципального бюджетного учреждения «Дворец спорта» <адрес> Республики Крым, расположенного по адресу <адрес> и его структурной подразделения, Муниципального клуба адаптивной физкультуры и спорта по адресу: <адрес>, путем обустройства пандусов, установленных у входа в здания, поручнями в соответствии с требованиями законодательства и других элементов доступности, а именно: установления доводчиков на входные двери, «кнопки вызова», а также дублирование информации тактильными знаками и рельефно точечным шрифтом.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Евпаторийский городской суд Республики Крым в течение месяца.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья И.И. Берещанская