Дело № 2-1517/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 июля 2016 года р.п. Городище
Городищенский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Князькова М.А.,
при секретаре Вахромеевой Е.С.,
с участием:
истца ФИО1,
представителя ответчика администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 <данные изъяты> к администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, указав на то, что в апреле 2016 года она неоднократно обращалась с письменным заявлением в администрацию Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес> по вопросу утверждения схемы земельного участка с целью его образования из земельных участков, государственная собственность на который не разграничена, для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с дальнейшим правом выкупа, площадью 150 кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов, под строительство объекта торговли. Названный земельный участок расположен не далеко от места жительства истца и относится к государственным землям, собственность на которые не разграничена.
ДД.ММ.ГГГГ году истец получила очередной необоснованный отказ от администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес>, в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории для его предоставления путем проведения аукциона.
В связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ вступили в силу изменения в Земельный кодекс, в рамках которых был отмен акт выбора земельного участка и введена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Уполномоченным органом в принятии решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка является администрация Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес>. Считает, что своими действиями администрация Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес> создает препятствия к осуществлению ее прав и нарушает ее права путем отказа в утверждении схемы земельного участка с целью его образования из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для дальнейшего проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, так как ею не приведено оснований, предусмотренных федеральным законодательством. Просит суд признать незаконным и недействительным решение администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес>, об отказе в утверждении схемы земельного участка с целью его образования из земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена для проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с дальнейшим правом выкупа площадью 150 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, для испрашиваемых целей в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием. Обязать администрацию Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес>, предоставить в аренду по договору аренды земельный участок с дальнейшим правом выкупа из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена, расположенного по адресу: <адрес>, категория земель – земли населенных пунктов, площадью 150 кв.м., для испрашиваемых целей в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием, в соответствии с требованиями и порядком установленные действующим законодательством Российской Федерации. Взыскать с ответчика судебные издержки по оплате государственной пошлины.
В судебном заседании ФИО1 на удовлетворении исковых требований настаивала.
Представитель ответчика администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес>ФИО5, действующая на основании доверенности иск не признала, возражает против его удовлетворения.
Выслушав участников процесса, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), имеющиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
На основании статьи 39.2. Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
В силу пункта 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, истец обратилась с заявлением к главе администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес>ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении ей в собственность или в аренду земельного участка площадью 150 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> с условным номером 34:03:080001:391 под размещение павильона общественного питания.
13 апреля 2016 года за исх. № 10 главой администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области был дан ответ об отказе истцу в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду, осуществляется в соответствии со статьями 39.11 – 39.12 ЗК РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ - ФЗ. Проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона осуществляется по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и может осуществляться по инициативе заинтересованных лиц в предоставлении участка гражданам или юридическим лицам. Также сославшись на подпункт 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, который трактуется как, подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась к главе Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с условным номером земельного участка №, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 150 кв.м., для размещения павильона общественного питания.
На что ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ей в письменной форме было отказано по тем же основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9, пункта 2 статьи 10 и пункта 2 статьи 11 ЗК РФ, предусматривается право органов государственной власти и органов местного самоуправления распоряжаться в пределах своей компетенции земельными участками, находящимися в собственности соответствующих публично-правовых образований.
Из системного анализа положений статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), и ЗК РФ, усматривается, что право определять способы распоряжения своим имуществом, в том числе определять, каким именно образом будет распределен спорный земельный участок, каким категориям граждан и на каких условиях, принадлежит собственнику данного имущества, а именно, соответствующему органу местного самоуправления.
В силу пункта 1 статьи 39.2, пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Пунктом 4 статьи 39.11 ЗК РФ определён порядок образования земельного участка и подготовки аукциона по инициативе заинтересованных лиц в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица.
В этом случае на заинтересованных лиц, в частности, возлагается обязанность подготовки схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утверждён проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ проведение аукциона, а также образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона может осуществляться по инициативе заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:
подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.
Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов.
Установлено, что испрашиваемый земельный участок относится к землям населённых пунктов, в связи с чем, на него распространяется правовой режим застройки населённых пунктов, установленный Градостроительным кодексом РФ.
С учётом указанного исключения, установленного в подпункте 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ, единственным способом образования земельного участка, находящегося в границах населённого пункта и инициирования проведения аукциона по его предоставлению при отсутствии проекта межевания, является подготовка заинтересованным лицом проекта межевания территории в установленном законом порядке.
Поскольку, в силу положений подпункта 1 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ у заявителя изначально отсутствовало право на утверждение подготовленной им схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, вышеуказанным действием администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области права заявителя не нарушены.
При наличии указанных обстоятельств, оценив собранные по делу доказательства, учитывая, что незаконного решения администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области не допущено, поскольку обращение рассмотрено уполномоченным органом и заявителем получен ответ, решения администрации
основаны на законе, соответственно права заявителя не нарушены, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 <данные изъяты> к администрации Самофаловского сельского поселения Городищенского муниципального района Волгоградской области об оспаривании решения органа местного самоуправления – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Городищенский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме
Мотивированный текст решения составлен 27 июля 2016 года.
Судья М.А. Князьков