ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1517/17 от 27.02.2017 Центрального районного суда г. Тюмени (Тюменская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

№ 2-1517/2017

г. Тюмень 27 февраля 2017 года

Центральный районный суд г. Тюмени в составе:

председательствующего судьи Гариповой Е.А.,

при секретаре Голошубиной В.Р.,

с участием представителя истца ФИО1,

представителя ответчика ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области об обжаловании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в городе Тюмени, ориентировочной площадью 1000 кв.м. в аренду на 20 лет. Решением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Отказ мотивирован тем, что не допускается разработка схемы расположения земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка проекту планировки территории 1-го планировочного района «<данные изъяты>», а также в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории, в границах которой испрашивается земельный участок, для предоставления в случаях, предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ. Указанный отказ истец находит не законным и не обоснованным, поскольку нахождение на участке канавы не может являться основанием к отказу в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Кроме того, обжалуемое решение не содержит кадастрового номера территориальной зоны, которую пересекает испрашиваемый земельный участок. Ссылка ответчика на отсутствие проекта межевания как на основание для отказа является незаконной, поскольку проект межевания территории зависит от воли публичного органа, истец не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа города Тюмени о подготовке проекта межевания территории.

Истец ФИО3 В судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.

Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за (л.д. 28), а также доверенности , выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 21), в судебном заседании исковые требования ФИО3 поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности , выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 36), в судебном заседании с иском ФИО3 не согласился, просил отказать в удовлетворении его требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 42-45).

Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования ФИО3 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в городе Тюмени по <адрес> ориентировочной площадью 1000 кв.м. в аренду на 20 лет, с приложением схемы испрашиваемого земельного участка (л.д. 46-51).

Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства (л.д.24).

Согласно указанному решению, в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка было отказано по основаниям: не допускается разработка схемы предоставления земельного участка с нарушением требований к образуемым земельным участкам (образование земельного участка не должно приводить к невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостатками (через территорию земельного участка проходит канава); схема расположения земельного участка не может быть утверждена в связи с ее несоответствием утвержденному проекту планировки территории 1-го планировочного района «Березняковский» (земельный участок частично расположен в зоне улично – дорожной сети, где не предусмотрена индивидуальная жилая застройка); а также в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории, в границах которой испрашивается земельный участок, для предоставления в случаях, предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.

Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).

Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

Согласно статье 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории (пункт 1).

Пунктом 2 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Согласно подпункту 3 пункта 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации требований к образуемым земельным участкам.

В соответствии с ч. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Как следует из акта обследования земельного участка , ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ФЗУ ГКУ ТО «Фонд имущества Тюменской области» проведено обследование земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> В результате обследования выявлено, что земельный участок свободен от объектов строительства, не огорожен, территория заросла травяной и древесно – кустарниковой растительностью. Через территорию земельного участка проходит грунтовая дорога, канава. Доступ возможен с <адрес> (л.д. 56). Выявленные обстоятельства подтверждаются фотоснимком (л.д. 58-60), схемой земельного участка (л.д. 57).

Оснований не доверять представленному ответчиком акту обследования у суда не имеется.

Напротив, суд не принимает в качестве допустимого доказательства по делу акт обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, представленный истцом (л.д. 39), поскольку суду не представлены какие – либо доказательства (фотоматериалы и т.д.), позволяющие достоверно убедиться в том, какой именно участок был исследован, а также в том, что погодные условия позволяли провести обследование на наличие или отсутствие на участке грунтовой дороги и канавы. Кроме того, отсутствуют сведения о квалификации специалистов, поскольку приложенные к акту документы приложены в копиях, подлинники которых в судебное заседание представлены не были, а в силу ч. 7 ст. 67 ГПК РФ, суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.

Таким образом, поскольку на территория испрашиваемого земельного участка имеется канава, что делает невозможным размещение объектов недвижимости и препятствует рациональному использованию и охране земель, суд полагает, что у ответчика имелись основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу ст. 37 "Градостроительного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).

В силу п. п. 3, п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.

Так, в соответствии с пунктом 7 ст. 11.9 Земельного кодекса РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.

Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени, статьей 33 которых установлено, что зона улично-дорожной сети (ИТ-3) выделена для обеспечения условий сохранения и развития городской системы улиц и дорог, для размещения сетей инженерно-технического обеспечения. Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами.

В судебном заседании установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Однако, как следует из Проекта планировки территории 1 – го планировочного района «Березняки», испрашиваемый земельный участок частично пересекает границы зоны улично – дорожной сети, что нарушает требования закона.

Таким образом, отказ ответчика в предварительном согласовании испрашиваемого истцом земельного участка правомерен, основан на положениях земельного законодательства.

В соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.

В соответствии с п. 31 ст. 24 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

Указанной нормой федерального закона субъекту Российской Федерации предоставлено право принимать законы, устанавливающие дополнительные основания для отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа.

Отношения между органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, возникающие при владении, пользовании и распоряжении земельными участками, принадлежащими Тюменской области на праве собственности, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными земельными участками, находящимися в Тюменской области, регламентированы Законом Тюменской области № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», принятым 05 октября 2001 года Тюменской областной Думой.

Так, в силу ст. 6.1 указанного Закона, основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории наряду с основаниями, предусмотренными статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является:

- отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой испрашивается земельный участок для предоставления в случаях, предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (пп.16.п.3).

Поскольку установление Законом Тюменской области № 411 дополнительных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является реализацией правомочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных частями 31 и 32 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171 – ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данные положения Закона Тюменской области № 411 подлежат неукоснительному соблюдению.

Учитывая, что ФИО3 проект межевания представлен не был, ответчик обоснованно принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления ФИО3 земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.

При таких обстоятельствах суд считает необходимым в удовлетворении требования ФИО3 о признании решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуальной жилой застройки отказать.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований ФИО3, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.

Мотивированное решение составлено 24 марта 2017 года.

Судья Е.А. Гарипова