УИД 76RS0024-01-2020-000392-83
Дело № 2-1517/2020 Мотивированное решение
изготовлено 14.10.2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Фрунзенский районный суд г.Ярославля в составе:
председательствующего судьи Сингатулиной И.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аббасалиевой Р.Ю.,
с участием:
представителя истца ФИО1 по доверенности от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА,
представителя ответчика ООО «УФР» ФИО2 по доверенности ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА,
иные лица, участвующие в деле, не явились,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г. Ярославля к комитету по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля, ООО «УФР» о признании права муниципальной собственности отсутствующим и обязании управляющей организации осуществлять содержание общего имущества в многоквартирном доме (элементов детской площадки),
установил:
Территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля обратилась в суд с вышеуказанным исковым заявлением, просила признать право муниципальной собственности на малые архитектурные формы: горка (ТИП 29), карусель (ТИП 9), качель (ТИП 10), скамья на ж/б ножках (ТИП 3), по адресу: <адрес>, отсутствующим; возложить на ООО «УФР» обязанность по поддержанию надлежащего состояния элементов внешнего благоустройства детской площадки: горка, карусель, качель, качель на два сиденья старого образца, урна (2 штуки), лавочки (2 штуки), по адресу: <адрес>, включая техническое обслуживание и ремонт.
В обоснование исковых требований в заявлении указано на то, что в муниципальной собственности находятся жилые помещения - квартиры НОМЕР в <адрес>. Полномочия собственника муниципального жилищного фонда осуществляет территориальная администрация Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля. Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес>. В целях обеспечения и повышения комфортности условий проживания граждан в рамках долгосрочной целевой программы «Благоустройство дворов на 2012 - 2014 годы», утв. постановлением мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР, в границах указанного земельного участка в 2012 г. была оборудована детская площадка с установлением малых архитектурных форм в виде горки (ТИП 29), карусели (ТИП 9), качели (ТИП 10), скамьи на ж/б ножках (ТИП 3). Приказом председателя комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (далее по тексту – КУМИ мэрии г.Ярославля) от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР имущество (малые архитектурные формы: горка (ТИП 29), карусель (ТИП 9), качель (ТИП 10), скамья на ж/б ножках (ТИП 3) было отражено в казне города как муниципальная собственность. Вместе с тем, возникновение права муниципальной собственности на указанное имущество не основано на законе. Общее имущество собственников многоквартирного дома имеет специфическую правовую природу и определено как имущество, не имеющее самостоятельной потребительской ценности, носящее вспомогательное значение и предназначенное, в первую очередь, для обеспечения возможности пользования указанными помещениями. То есть детская площадка как принадлежность земельного участка многоквартирного дома в силу прямого указания закона изначально является общим имуществом многоквартирного дома, независимо от того, кто и на чьи средства ее устанавливал. Собственники квартир многоквартирного дома по результатам проведения работ по устройству площадки фактически приняли ее в свое пользование. Целью размещения на территории многоквартирного дома детской площадки являлось улучшение условий проживания собственников помещений в указанном доме. Размещение детской площадки не имело цели создания муниципальной собственности города на чужом земельном участке, а имело целью благоустроить земельный участок многоквартирного дома путем размещения на нем детской площадки. Земельный участок, на котором расположена площадка, огорожен. Доступ к детской площадке неопределенного круга лиц не обеспечивается. То есть жители многоквартирного дома фактически используют рассматриваемую детскую площадку как общее имущество собственников квартир многоквартирного дома, что свидетельствует о наличии признаков общего имущества собственников квартир многоквартирного дома и, соответственно, не должно признаваться муниципальной собственностью. Таким образом, у КУМИ мэрии г.Ярославля не было правовых оснований для отражения детских площадок в казне города в качестве имущества, находящегося в муниципальной собственности. Данный факт нарушает право собственников помещений в многоквартирном доме иметь имущество на праве собственности, в частности, лишает их права осуществлять в перспективе законное правомочие собственника на распоряжение своим имуществом. Обслуживание многоквартирного дома осуществляет ООО «УФР» на основании договора управления многоквартирным домом от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА, заключенного с собственниками помещений дома по адресу: <адрес>. Управляющая организация оказывает услуги и выполняет работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома. В состав общего имущества включен земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, и границы которого определены на основании данных кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. В соответствии с актом осмотра движимого имущества - малых архитектурных форм, расположенных по адресу: <адрес>, от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА на детской площадке расположены следующие элементы внешнего благоустройства: горка, карусель, качель, качель на два сиденья старого образца, урна (2 штуки), лавочки (2 штуки).
Представитель истца по доверенности (т.1 л.д.236) ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержала по изложенным основаниям. Дала пояснения по тексту искового заявления.
Представитель ответчика ООО «УФР» по доверенности (т.1 л.д.231) ФИО2 против удовлетворения исковых требований возражала. Указала, что управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общего имущества. Согласно п.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, состав общего имущества определяется в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества собственниками помещений в многоквартирном доме. В дело представлены письменные возражения (т.1 л.д.239, т.2 л.д.26-28).
Ответчик КУМИ мэрии г.Ярославля представителя в судебное заседание не направил, о месте и времени рассмотрения дела извещен. Ранее в судебном заседании участвовала представитель ответчика по доверенности (т.1 л.д.238) ФИО3, которая с исковыми требованиями согласилась, просила их удовлетворить. Поскольку на установку спорной детской площадки потрачены бюджетные средства, поэтому она и была включена в реестр муниципальной собственности. ООО «УФР» в настоящее время управляет многоквартирным домом. Прямого указания в договоре управления на наличие детской площадки нет.
Третье лицо МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г.Ярославля в судебное заседание представителя не направило, о месте и времени рассмотрения дела извещено. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя, разрешение спора оставлено на усмотрение суда (т.2 л.д.71-72).
Дело рассмотрено судом при данной явке.
Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Исходя из положений п.2 ст. 209 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно п.4 ч.1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом правления многоквартирным домом.
Согласно п.1 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее – Правила), утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, состав общего имущества определяется: а) собственниками помещений в многоквартирном доме (далее - собственники помещений) - в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества; б) органами государственной власти - в целях контроля за содержанием общего имущества; в) органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подп. «е» п.2 приведенных Правил в состав общего имущества включаются: земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
Управляющая компания не вправе по собственному усмотрению устанавливать состав общедомового имущества (п. 8 раздела II «Споры, возникающие из обязательственных правоотношений» Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).
Судом установлено, что в муниципальной собственности находятся квартиры НОМЕР в <адрес> (т.1 л.д.22, т.2 л.д.21-25). Полномочия собственника муниципального жилищного фонда г.Ярославля осуществляется территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля.
Земельный участок сформирован и поставлен на кадастровый учет для эксплуатации многоквартирного дома по адресу: <адрес> (выписка из ЕГРН – л.д.71).
Постановлением мэрии г.Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР утверждена долгосрочная целевая программа «Благоустройство дворов на 2012 - 2014 годы». Цель программы: повышение уровня благоустройства дворовых территорий г.Ярославля и проездов к ним (т.1 л.д.254-260).
В границах указанного земельного участка в рамках программы «Благоустройство дворов на 2012 - 2014 годы» в 2012 г. была оборудована детская площадка с установлением малых архитектурных форм в виде горки (ТИП 29), карусели (ТИП 9), качели (ТИП 10), скамьи на ж/б ножках (ТИП 3) (т.1 л.д.29).
Актом осмотра движимого имущества - малых архитектурных форм по адресу: <адрес>, от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА подтверждено наличие горки (1 шт.), карусели (1 шт.), качели (1 шт.), лавочки ж/б (1 шт.); в части качели на два сидения старого образца и урны сделана отметка «нет») (т.1 л.д.30-31).
Управление многоквартирным домом по названному адресу осуществляет ООО «УФР» на основании договора управления НОМЕР от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (т.1 л.д.34-70).
В соответствии с Приложением №8 к договору управления «Руководство по пользованию помещениями в многоквартирных домах и оборудованием, расположенным в них» (раздел 3 «Состав общего имущества») состав общего имущества определяется, в том числе собственниками помещений в многоквартирном доме – в целях выполнения обязанности по содержанию общего имущества. При этом состав общего имущества утверждается решением общего собрания собственников помещений, может оформляться приложением к договору управления. Состав общего имущества, подлежащий управлению, является обязательным (существенным) условием договора управления многоквартирным домом (ч.2 ст.162 УК РФ).
Состав общего имущества в многоквартирном доме, переданного в управление управляющей организации определен в Приложении №1 к договору управления, и включает в себя, в том числе земельный участок с расположенными на нем насаждениями (многолетними деревьями, газон) при наличии.
Из протокола внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА (т.2 л.д.15-20), проведение которого инициировано территориальной администрацией Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля, следует, что по вопросу №3 «Принятие решения о передаче детского игрового оборудования, расположенного на детской площадке, в собственность жителей многоквартирного дома» собственники проголосовали против. Данное решение недействительным не признано.
Приказом председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНАНОМЕР имущество - малые архитектурные формы: горка (ТИП 29), карусель (ТИП 9), качель (ТИП 10), скамья на ж/б ножках (ТИП 3) включено в реестр муниципального имущества (т.1 л.д.23-29).
Решением муниципалитета г.Ярославля от 23.07.2013 №140 утверждено Положение о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью г. Ярославля (далее по тексту – Положение).
Исходя из п.3.1 Положения муниципальная собственность г. Ярославля формируется по основаниям и в порядке, установленным в соответствии с федеральными законами, правовыми актами Ярославской области, муниципальными правовыми актами.
В целях организации единой системы учета, пообъектной регистрации муниципальной собственности, отражения изменений качественных характеристик объектов и своевременного оперативного отражения движения всех видов имущества, находящегося в муниципальной собственности, ведется Реестр муниципального имущества г. Ярославля (далее - Реестр) (п.3.6 Положения).
Согласно п.19 Положения право муниципальной собственности прекращается: при отчуждении муниципального имущества; в случае гибели или уничтожения муниципального имущества; путем отказа от права муниципальной собственности; при утрате права муниципальной собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Прекращение права муниципальной собственности путем отказа от права муниципальной собственности допускается в отношении объектов имущества, обладающих в соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации признаками общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах - детских игровых и спортивных площадок, малых архитектурных форм, и оформляется правовым актом уполномоченного структурного подразделения мэрии г. Ярославля.
Внесение записи в Реестр о прекращении права муниципальной собственности осуществляется после проведения в установленном порядке уполномоченным структурным подразделением мэрии г. Ярославля мероприятий по передаче объектов муниципальной собственности собственникам помещений в многоквартирных домах.
Распоряжением департамента городского хозяйства мэрии г.Ярославля от 13.10.2016 №95 утвержден Порядок взаимодействия по закреплению детских игровых и спортивных площадок, малых архитектурных форм (далее – МАФ), расположенных в границах земельных участков многоквартирных домов, за организациями, осуществляющими управление общим имуществом многоквартирных домов, ТСЖ, ЖСК, собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление общим имуществом многоквартирных домов (т.1 л.д.264-265).
Департамент городского хозяйства мэрии г. Ярославля осуществляет: общую координацию действий при проведении мероприятий по закреплению МАФ; утверждение актов приема-передачи МАФ; направление в адрес комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля актов приема-передачи МАФ для последующего исключения их из состава казны города; формирование сводного реестра МАФ.
МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля осуществляет: формирование и направление в адрес территориальных администраций мэрии города Ярославля комплектов имеющихся в наличии паспортов на оборудование по объектам МАФ; подготовку и направление в адрес территориальных администраций мэрии города Ярославля информации по графам 2, 3 таблиц актов приема-передачи МАФ; подписание актов приема-передачи МАФ.
Территориальные администрации мэрии г. Ярославля осуществляют: участие в оформлении актов приема-передачи МАФ в соответствии с данными проведенной инвентаризации, предоставленными организациями, осуществляющими управление общим имуществом многоквартирных домов, ТСЖ, ЖСК, собственниками помещений, осуществляющими непосредственное управление общим имуществом многоквартирных домов, и информацией, представленной МКУ «Агентство по муниципальному заказу ЖКХ» г. Ярославля; подписание актов приема-передачи МАФ.
Организации, осуществляющие управление общим имуществом многоквартирных домов, ТСЖ, ЖСК, собственники помещений, осуществляющие непосредственное управление общим имуществом многоквартирных домов, осуществляют: проведение инвентаризации МАФ (с целью определения их технического состояния); подписание актов приема-передачи МАФ; отражение в технической документации (актах весеннего осмотра) многоквартирных домов сведений о составе и состоянии объектов общего имущества, расположенных в границах земельных участков многоквартирных домов (имеющихся элементов благоустройства, МАФ), для планирования работ по их содержанию и ремонту.
Исходя из приведенных положений, исключение из муниципальной собственности детских игровых и спортивных площадок, малых архитектурных форм, расположенных в границах земельных участков многоквартирных домов возможно после проведения мероприятий по передаче объектов муниципальной собственности собственникам помещений в многоквартирных домах.
Как было указано выше, собственники многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проголосовали против принятия спорных объектов в состав общедомового имущества собственников многоквартирного дома.
Доводы стороны истца о нарушении прав собственников многоквартирного дома включением в муниципальную собственность спорного движимого имущества, являются голословными, объективными доказательствами не подтверждены. Собственники многоквартирного дома выразили волю относительно спорных объектов, проголосовав против по вопросу о включении данных объектов в состав общего имущества.
При таких обстоятельствах, оснований для признания права муниципальной собственности на горку (ТИП 29), карусель (ТИП 9), качель (ТИП 10), скамью на ж/б ножках (ТИП 3) отсутствующим, не имеется.
Учитывая, что спорное движимое имущество собственниками многоквартирного дома не включено в состав общего имущества многоквартирного дома, в перечне работ и услуг по содержанию общего имущества в многоквартирном доме данное оборудование не указано, в установленном порядке данное имущество за ООО «УФР» не закреплено, оснований для возложения на управляющую организацию обязанности по его содержанию, техническому обслуживанию и ремонту, не имеется.
Также заслуживают внимание доводы представителя ООО «УФР» о том, что собственниками многоквартирного дома установлен индивидуальный тариф платежа за содержание и ремонт жилья 15,57 руб.; договором предусмотрена ежегодная индексация с 01 июля в соответствии с официально установленным процентом инфляции на текущий период, но не менее, чем за предыдущий календарный год. В калькуляции плата по поддержанию надлежащего состояния элементов детского игрового оборудования и детских игровых комплексов, не установлена. Постановлением мэрии г.Ярославля от 31.10.2017 №1494 «Об установлении размера платы за содержание жилых помещений в г.Ярославле» и действующим с 01.07.2020 постановлением мэрии г.Ярославля от 16.07.2020 №484 «О внесении изменений в постановление мэрии г.Ярославля от 31 октября 2017 года» установлена плата за содержание и ремонт малых архитектурных форм в размере 0,26 руб. с кв.м и имеет другое целевое назначение.
Согласно п.4.6.1 Правил благоустройства территории города Ярославля, утв. Решением муниципалитета г. Ярославля от 30.01.2004 №306, малые архитектурные формы представляют собой элементы благоустройства для монументально-декоративного оформления (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, фонари, приспособления для озеленения, скамейки, мостики, водные устройства (фонтаны, бюветы, декоративные водоемы), уличная мебель (скамьи для отдыха, размещенные на территории общественных пространств, рекреаций и дворов; скамьи, столы для настольных игр на площадках), декоративное ограждение.
Детское игровое оборудование к малым архитектурным формам не отнесено.
Также суд считает, что истцом избран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, поскольку исключение из состава муниципальной собственности детских игровых и спортивных площадок, малых архитектурных форм, расположенных в границах земельных участков многоквартирных домов, возможен лишь при включении данных объектов в состав общего домового имущества собственников многоквартирного дома.
На основании изложенного суд отказывает в удовлетворении исковых требований территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований территориальной администрации Красноперекопского и Фрунзенского районов мэрии г.Ярославля отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Фрунзенский районный суд г.Ярославля в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.Г. Сингатулина