ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1518/13 от 19.11.2013 Кореновского районного суда (Краснодарский край)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Кореновск 19 ноября 2013 года

Кореновский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Швецова С.И., при секретаре Бородавко М.А., с участием помощника прокурора Кореновского района ФИО1, заинтересованных лиц: представителя МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» ФИО2, представителя администрации Кореновского городского поселения Кореновский район – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Кореновского района в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Кореновского городского поселения МО Кореновский район по надлежащему выполнению ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения, достигших предельного технического износа,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кореновского района обратился в суд, в интересах неопределенного круга лиц, с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Кореновского городского поселения МО Кореновский район по надлежащему выполнению ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения, достигших предельного технического износа, ссылаясь на то, прокуратурой Кореновского района была проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в результате которой установлено, что МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», осуществляющее эксплуатацию сетей водоотведения города, проводит аварийные работы и текущий ремонт.

В 2009 году на сетях водоотведения было зафиксировано более 84 аварийных порывов, в 2010 году - 293 аварийных порыва, в 2011 году - 323 аварийных порыва, в 2012 году - 304 порыва, за истекший период 2013 года -237 порывов.

Таким образом, из-за значительного объема аварий на сетях водоотведения, требующих трудоемких и продолжительных по времени устранений, МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», не может обеспечивать в границах Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район круглосуточное бесперебойное водоотведение населения надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям.

Таким образом, в настоящее время, населению г. Кореновска водоотведение обеспечивается через разводящие сети, которые выработали свой ресурс. Изношенность сетей водоотведения приводит к частым порывам сетей. Это влечёт за собой увеличение затрат на текущее содержание сетей.

В настоящее время, отсутствуют иные источники водоотведения кроме сетей водоотведения МУП Кореновского городского поселения.

МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» не имеет дополнительных сетей водоотведения Кореновского городского поселения, соответствующих требованиям санитарно-эпидемиологического и иного законодательства.

В связи с этим, имеется необходимость произвести реконструкцию сетей водоотведения города, достигших предельного физического износа, в целях снижения аварийных ситуаций, уменьшения затрат на эксплуатацию сетей водоотведения, включаемых в тариф для населения.

Во исполнение подпункта «б» пункта 2 Перечня поручении Президента Российской Федерации, по итогам проверки эффективности использования организациями коммунального комплекса финансовых ресурсов, направляемых на модернизацию и развитие, от 17 марта 2011 г. № Пр-701, Министерство регионального развития Российской Федерации разработало методику определения технического состояния систем коммунальной инфраструктуры и определению показателей фактического износа (письмо от 26 апреля 2012 г. № 9905-АП/14).

Деятельность по водоотведению Кореновского городского поселения Кореновского района осуществляет МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» на основании договора от 05.03.2009 о закреплении имущества на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием Кореновского городского поселения «Жилищно-коммунального хозяйства».

МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» является единственной организацией осуществляющей водоотведение потребителей Кореновского городского поселения, включая население, социально значимые объекты, объекты жизнеобеспечения, медицинские учреждения, органы власти и органы, осуществляющие функции по обеспечению обороны и безопасности государства.

При этом в силу ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Однако необходимое финансирование данных работ бюджетом Кореновского городского поселения не предусмотрено.

Согласно части 4 статьи 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п.7 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167 (далее Правил пользования системами водоснабжения), централизованные системы коммунальной канализации, являющиеся важными объектами жизнеобеспечения городов и других населенных пунктов, предназначены для приема от населения сточных вод и их очистки.

В силу ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» общими принципами регулирования тарифов и надбавок является достижение баланса интересов потребителей услуг организаций коммунального комплекса и интересов указанных организаций, обеспечивающего доступность этих услуг для потребителей и эффективное функционирование организаций коммунального комплекса, а также стимулирование снижения производственных затрат, повышение экономической эффективности оказания услуг и применение энергосберегающих технологий организациями коммунального комплекса.

Вследствие бездействия администрации Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район, нарушаются права граждан поселения на бесперебойное получение коммунальной услуги по водоотведению и доступный тариф на эту услугу.

Просил суд признать незаконным бездействие администрации Кореновского городского поселения Кореновского района по надлежащему выполнению ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения, достигших предельного технического износа и обязать МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» провести техническое обследование системы водоотведения Кореновского городского поселения, а также обязать администрацию Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район устранить допущенные нарушения закона путем выполнения ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район достигших предельного износа, путем прокладки отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб.

В судебном заседании помощник прокурора поддержал свои заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» в судебном заседании возражал против удовлетворения заявления прокурора Кореновского района, ссылаясь на то, что ими предпринимаются все необходимые меры по ремонту водопроводной сети города, но она вся изношена и требует полной замены, осуществить которую они не могут из-за ненадлежащего финансирования.

Представитель администрации Кореновского городского поселения в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований в части о признания бездействия администрации Кореновского городского поселения Кореновского района по надлежащему выполнению ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения, достигших предельного технического износа, незаконным и просил в удовлетворении его отказать. Пояснив при этом, что в связи с аварией на главном канализационном коллекторе по ул.К.Маркса в г. Кореновске, постановлением администрации Кореновского городского поселения Кореновского района от 18 июля 2013 года № 706 «О введении на территории Кореновского городского поселения Кореновского района режима «Чрезвычайная ситуация» на территории Кореновского городского поселения Кореновского района был введен режим «Чрезвычайная ситуация». В целях ликвидации аварии из бюджета Кореновского городского поселения Кореновского района были выделены денежные средства в сумме 4032200,00 (четыре миллиона тридцать две тысячи двести) рублей и заключен договор со специализированной подрядной организацией МК90/1 от 5 августа 2013 года ООО «Дельта Строй» (4601506,76 рублей).

Постановлением администрации Кореновского городского поселения Кореновского района от 11 октября 2012 года № 972 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие канализации на территории Кореновского городского поселения Кореновского района на 2013 год» была утверждена целевая программа и выделены денежные средства в сумме 1 100 000 (один миллион сто тысяч) рублей.

Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 3 июля 2012 года № 802 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие канализации населенных пунктов Краснодарского края на 2013-2015 годы» была утверждена ведомственная программа «Развитие канализации населенных пунктов Краснодарского края на 2013-2015 годы», целями и задачами которой, являются: бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребности населения Краснодарского края в безопасном водоотведении, сохранении водных объектов и окружающей среды; повышение качества предоставления коммунальной услуги канализации и уровня инженерного обустройства населенных пунктов Краснодарского края; проведение комплекса мероприятий по ремонту объектов канализации в населенных пунктах Краснодарского края. В рамках указанной программы на 2013 год, местному бюджету Кореновского городского поселения Кореновского района была выделена субсидия из бюджета Краснодарского края в сумме 10 000 000 (десяти миллионов) рублей.

Одним из критериев отбора муниципальных образований Краснодарского края для предоставления из краевого бюджета субсидий в рамках реализации Программы являлось наличие разработанной в установленном порядке проектно-сметной документации.

Администрацией Кореновского городского поселения Кореновского района была разработана и предоставлена вся необходима документация и по результатам конкурсного отбора получена субсидия из краевого бюджета.

Канализационный коллектор введен в эксплуатацию в 1986 году, то есть эксплуатируется 27 лет.

Указанное имущество было передано в собственность Кореновского городское поселение Кореновского района в соответствии с Законом Краснодарского края от 21 июля 2008 года № 1547-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Кореновский район, между вновь образованными городским, сельскими поселениями и муниципальным образованием Кореновский район, в состав которого они входят» (акт приема-передачи имущества от 30 сентября 2008 года).

Канализационный коллектор был передан в собственность Кореновского городского поселения Кореновского района в том техническом состоянии в котором он находился на тот момент, без проведения капитального ремонта.

Неоднократно на аварийно-восстановительные работы на главном самотечном коллекторе из резервного фонда администрации Кореновского городского поселения выделялись денежные средства: в апреле 2011 года в сумме 459998,00 (четыреста пятьдесят девять тысяч девятьсот девяносто восемь) рублей; в июле 2011 года в сумме 449934,00 (четыреста сорок девять тысяч девятьсот тридцать четыре) рубля; в январе 2013 года в сумме 1032194,38 (один миллион тридцать две тысячи сто девяносто четыре) рубля 38 копеек.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2013 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местного бюджета.

Постановлением администрации Кореновского городского поселения Кореновского района от 10 апреля 2012 года № 297 «Об утверждении проектносметной документации по объекту «Реконструкция самотечной канализационной сети диаметром 500-800 мм от ул.Бувальцева до ул.Платнировской в городе Кореновске» утверждена проектно-сметная документация в сумме 67692,3 тысяч рублей. Однако финансирование реконструкции самотечной канализационной сети за счет средств бюджета Кореновского городского поселения не представляется возможным. По этой причине для участия на условиях софинансирования, в долгосрочной краевой целевой программе развития общественной инфраструктуры муниципального значения на 2012-2015 годы документы объекту «Реконструкция самотечной канализационной сети диаметром 500-800 мм от улицы Бувальцева до улицы Платнировской в городе Кореновске» на сумму 67692,3 тысячи рублей были направлены в департамент строительства Краснодарского края (письмо от 24 декабря 2012 года № 5794/12-02).

Суд, выслушав помощника прокурора Кореновского района, настаивавшего на удовлетворении своих требований, мнение представителей заинтересованных лиц, возражавших против его удовлетворения, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявления.

Как было установлено в суде, прокуратурой Кореновского района была проведена проверка соблюдения законодательства в жилищно-коммунальной сфере, в ходе которой установлено, что МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ», осуществляющее эксплуатацию сетей водоотведения города, проводят аварийные работы и текущий ремонт.

В 2009 году на сетях водоотведения зафиксировано более 84 аварийных порывов, в 2010 году - 293 аварийных порыва, в 2011 году - 323 аварийных порыва, в 2012 году - 304 порыва, за истекший период 2013 года -237 порывов.

Таким образом, из-за значительного объема аварий на сетях водоотведения, требующих трудоемких и продолжительных по времени устранений, МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» не может обеспечивать в границах Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район круглосуточное бесперебойное водоотведение населения надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям. Вследствие бездействия администрации Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район нарушаются права граждан поселения на бесперебойное получение коммунальной услуги по водоотведению и доступный тариф на эту услугу. В связи с чем, прокурор Кореновского района был вынужден обратиться в суд.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения.

Технические требования по эксплуатации объектов водопроводно-канализационного хозяйства и их соответствия санитарным нормам регламентируются Правилами технической эксплуатации систем и сооружений коммунального водоснабжения и канализации, утвержденными Приказом Госстроя России от 30.12.1999 года №168 (далее Правила технической эксплуатации системы канализации).

Согласно п.3.1.1 Правил технической эксплуатации системы канализации одной из основных задач служб эксплуатации систем водоотведения является обеспечение бесперебойной, надежной и эффективной работы всех элементов систем канализации - канализационных сетей и сооружений на них, очистных сооружений, насосных станций.

В соответствии с п. 3.2.41 Правил технической эксплуатации системы канализации капитальный ремонт сети включает: устройство новых или реконструкцию действующих колодцев (камер); перекладку или реновацию участков трубопроводов с заменой труб или их санацию (чулок); ремонт или замену отдельных сооружений и устройств, задвижек, затворов, шиберов, вантузов, другой арматуры и оборудования.

Авариями на канализационной сети считаются внезапные разрушения труб и сооружений или их закупорка с прекращением отведения сточных вод и изливом их на территорию. Аварии подлежат внеочередному устранению, (п. 3.2.43 Правил технической эксплуатации системы канализации. По данным МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» 72% водопроводных сетей имеют 100 % износа.

Суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованных лиц о том, что в связи с порывами и авариями канализационных сетей, все имеющиеся денежные средства, направлены на их предотвращение и ликвидацию, поскольку, даже при наличии этих чрезвычайных обстоятельств, администрация Кореновского городского поселения не должна устраняться от осуществления необходимых работ по ремонту и прокладке новых водопроводных сетей, взамен пришедших в негодность, и выделение для этих целей денежных средств.

Проявляемое администрацией поселения бездействие по не обеспечению в границах Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район, круглосуточного, бесперебойного водоотведения населению, надлежащего качества, и в объемах, необходимых потребителям, может существенно отразиться и повлиять на жизнедеятельность населения городского поселения, а также на качественное обеспечение водой, и санитарно-эпидемиологическую обстановку на территории поселения.

В связи с этим, суд признает обоснованность заявленных требований прокурора Кореновского района и приходит к выводу, что заявленные требования прокурора Кореновского района подлежат удовлетворению.

Суд также считает необходимым обязать МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» провести техническое обследование системы водоотведения Кореновского городского поселения, в целях выявления объемов изношенности водопроводной сети.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 254-257 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление прокурора Кореновского района о признании незаконным бездействия администрации Кореновского городского поселения МО Кореновский район по надлежащему выполнению ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения, достигших предельного технического износа – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кореновского городского поселения Кореновского района по надлежащему выполнению ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения, достигших предельного технического износа.

Обязать МУП Кореновского городского поселения «ЖКХ» провести техническое обследование системы водоотведения Кореновского городского поселения

Решение суда в данной части в соответствии со ст. 206 ГПК РФ исполнить в течение трех календарных месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район устранить допущенные нарушения закона, путем выполнения ремонтно-восстановительных работ сетей водоотведения Кореновского городского поселения муниципального образования Кореновский район достигших предельного износа, прокладки отдельных участков линий с полной или частичной заменой труб.

Решение суда в данной части в соответствии со ст. 206 ГПК РФ исполнить в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кореновский районный суд в течение месяца.

Судья Кореновского районного суда