ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1518/17 от 15.12.2017 Дзержинского районного суда г. Нижнего Тагила (Свердловская область)

Дело № 2-1518/2017

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2017 года город Нижний Тагил

Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе: председательствующего судьи Каракаш М.С.,

с участием прокурора – помощника прокурора Дзержинского района города Нижнего Тагила ФИО1,

представителя ответчика НТ МУП «Горэнерго» ФИО2, действующего на основании доверенности от ** сроком на ** год,

при секретаре Брагиной И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах ФИО3 к Муниципальному унитарному предприятию «Горэнерго» о признании действий не законными, возложении обязанности произвести перерасчет оплаченных коммунальных услуг,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Дзержинского района г. Нижний Тагил обратился в суд с иском в интересах ФИО4 к МУП «Горэнерго», в котором просит признать незаконными действия ответчика, выразившиеся в незаконном доначислении платы за услуг теплоснабжения в отношении дома №** по ул. ** в г. ** за ** предшествующих года на площадь ** кв.м. в квитанциях за июнь и **года, в незаконном начислении платы за услугу теплоснабжения в отношении дома №** по ул. ** в г. ** в квитанциях за период времени с ** года по ** года на площадь ** кв.м.; обязать ответчика произвести перерасчет платы за услугу теплоснабжения в отношении дома №** по ул. ** в г. **, начисленных в квитанциях за период времени с ** года по ** года на сумму ** рубля ** копейки.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой Дзержинского района г. Н.Тагила проведена проверка по заявлению ФИО3 о нарушении ее жилищных прав в результате необоснованного доначисления платы за услугу теплоснабжения. Истец является собственником ** доли в праве собственности на индивидуальный жилой дом № ** по ул. ** в г. **. Проведенной проверкой установлено, что дом ** по ул. ** в г. ** построен таким образом, что имеет общий фундамент, общую стену, общую крышу и общее чердачное помещение с индивидуальным жилым домом № ** по ул. ** в г. **. Дом ** по ул. ** является одноэтажным, имеет покатую крышу и соответственно, чердачное помещение. Указанный дом подключен к сетям теплоснабжения МУП «Горэнерго», проходящим по ул. **. В доме не установлен индивидуальный прибор учета услуги теплоснабжения. До ** года площадь отапливаемых помещений в доме № ** по ул. ** составляла ** кв.м (при этом на первом этаже дома имелся пристрой, ограниченный от отапливаемых помещений, который фактически являлся не жилым). С ** года по настоящее время площадь отапливаемых помещений в доме составляет **кв.м (после проведения ремонтных работ и проведения системы теплоснабжения в пристрое первого этажа), площадь помещений жилого дома равная ** кв.м подтверждается техническими документами, составленными бюро технической инвентаризации в **году (последнее обследование дома и составление плана объекта осуществлялось в ** года). Над жилым одноэтажным домом № ** по ул. ** чердачное помещение, вход в которое имеется только с улицы по специально установленной лестнице (из жилого помещения вход в чердачное помещение отсутствует), ФИО3 и ее мужем было частично огорожено от чердачного помещения над домом № ** по ул. **; указанное чердачное помещение площадью ** кв.м используется истцом и ее мужем в качестве кладовки, а в летний период времени в чердачном помещении могут проживать гости истца. Какие-либо элементы теплоснабжения в чердачном помещении отсутствуют. Чердачное помещение полностью изолировано от отапливаемых помещений первого этажа дома № ** по ул. **, таким образом потребление услуги теплоснабжения в чердачном помещении не осуществляется. Факты подключения каких-либо иных строений, помещений по адресу: ул. **, **, к сетям теплоснабжения МУП «Горэнерго» не выявлены. С ** года по ** года начисление платы за услугу теплоснабжения в отношении дома № ** по ул. ** производились на площадь равную ** кв.м. В квитанции за ** года по инициативе МУП «Горэнерго» ФИО4 произведены начисления платы на услугу теплоснабжения на площадь отапливаемых помещений, равную ** кв. метров (произведено доначисление платы на площадь, равную **- **= ** кв.метров). Размер доначисленной платы составил ** руб. Основанием для доначисления платы явился акт проверки площади отапливаемых помещений, проведенной сотрудниками МУП «Горэнерго», которым было определено, что площадь отапливаемых помещений дома составляет ** кв. метров. В квитанции за ** года по инициативе МУП «Горэнерго» ФИО4 произведены начисления платы на услугу теплоснабжения на площадь отапливаемых помещений, равную **кв. метров (предположительно произведено доначисление платы на площадь, равную **-**=** кв.метров). Размер доначисленной платы составил ** руб. Основанием для доначисления платы явился акт от ** проверки площади отапливаемых помещений, проведенной сотрудниками МУП «Горэнерго», которым было определено, что площадь отапливаемых помещений дома составляет **кв. метров (при этом, в самом акте отражено, что площадь первого этажа составила **кв. метров, площадь чердачного помещения - ** кв. метров, каким образом была определена площадь ** кв. метров, из акта не представляется возможным установить). Текущих начислений платы за услугу теплоснабжения квитанции за ** года и ** года не содержали. Таким образом, в ходе прокурорской проверки (в которой принимали участие представители МУП «Горэнерго», которые категорически отказались подписывать акт проверки, мотивируя это тем, что прокуратура не предоставляет им копии акта проверки и совершать указанные действия им запрещают должностные лица МУП «Горэнерго») какие-либо факты потребления услуги теплоснабжения на площадь, равную ** кв. метра и ** кв. метров, с использованием теплоносителя из сети МУП «Горэнерго» в доме №** по ул. ** не выявлены. С учетом изложенного, МУП «Горэнерго» в результате инициирования начисления платы за услугу теплоснабжения в квитанциях за ** года и ** года на основании актов, содержащих сведения, не соответствующие действительности, были нарушены жилищные и имущественные права ФИО3 как собственника дома №** по ул. **. Указанные нарушения выразились в доначислении платы за услугу теплоснабжения в квитанциях за ** года и ** года. Принимая во внимание, что площадь жилого дома с ** года составила ** кв. метров, а начисления с данного месяца производились на ** кв. метров, у МУП «Горэнерго» имелись правовые основания для доначисления платы за услугу теплоснабжения на площадь, равную **- ** = ** кв. метра за период времени с ** года по ** года, а с ** года начисления платы за услугу теплоснабжения должны производиться на площадь, равную ** кв. метров (фактически начисления платы с ** года произведены на ** кв. метров).

В судебном заседании 16.10.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен ФИО5

Прокурор в судебном заседании на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске. Истец ФИО3 и она же представитель третьего лица ФИО5, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика НТ МУП «Горэнерго» ФИО2 в судебном заседании возражал против исковых требований, просил в иске отказать по основаниям, приведенным в письменных возражениях. Также дополнительно пояснил, что согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. В соответствии со ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся, в том числе, жилой дом, который стоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. На основании п. 5.4 СП 23-101-2004 (Методика проектирования тепловой защиты зданий), на стадии проектирования отапливаемую площадь здания следует определять как площадь этажей (в том числе и мансардного, отапливаемого цокольного и подвального) здания, измеряемую в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами. В отапливаемую площадь здания не включаются площади теплых чердаков и подвалов, не отапливаемых технических этажей, подвала (подполья), холодных, не отапливаемых веранд, не отапливаемых лестничных клеток, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду. В соответствии с п. 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии в многоквартирном доме, а также индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формулам 2 и 2(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению. При этом в п. 2 приложения № 2 к указанным Правилам предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м не оборудованном индивидуальным прибором учета тепловой энергии жилом доме и размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил при осуществлении оплаты в течение отопительного периода определяются по формуле 2: Pi= Si x NTx TT, где: Si-общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома; NT-норматив потребления коммунальной услуги по отоплению; T-тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно п. 1.8 Постановлению Госстроя РФ № 9 от 23.02.1999 года «Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства» объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ, где для определения платы за отопление принимается в расчете 1 кв.м жилья площади квартиры, индивидуального дома определяется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров. Где холодная кладовая в жилом доме не может быть более 2 кв. метров (Приказ Госстроя от 10.11.98 года № 8). В соответствии с Приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» и Приказа Министерства экономического развития РФ от 30.09.2011 № 531 «Об утверждении Требований к определению площади зданий, помещений» общая площадь жилого помещения жилого дома состоит из сумм площади всех частей такого помещения жилого дома, включая помещения вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещением, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. При определении единства здания данные нормативные акты указывают, что признаками единства здания (жилого дома) служат:

- фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;

- при отсутствии сообщений между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение. Дополнительно письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития № ОГ-Д23—15177 от 25.10.2013 года даны разъяснения по вопросу определения общей площади жилого дома, в том числе включении в общую площадь мансарды. Письмом Департамента недвижимости Минэкономразвития № ОГ-Д23_1876 от 21.03.2014 года даны разъяснения о применении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в РФ, утвержденной приказом № 37 Минземстроя России от 04.08.1998 № 37, а так же требования к определению площади зданий, помещений, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 30.09.2011 года № 531. Кроме этого, указано, что согласно выше указанных нормативных актов уполномоченный орган дает расширенное толкование понятию помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, указывая возможные следующие назначения помещений: оранжереи, бассейны, зимние сады, гладильные, а так же мансарды, мастерские и так далее. Данный список департамент не считается исчерпывающим, так как по смыслу толкования нормативных актов к помещениям вспомогательного использования (в жилом доме) можно отнести в том числе: рабочие кабинеты, библиотеки, спортивные залы, бильярдные, игровые комнаты и т.п. Данные помещения необходимо включать в общую площадь жилого помещения и жилого дома. Так же письмом от 25 января 2010 г. № Д23-198 Минэкономразвития РФ дано разъяснения, что в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (с августа 2016 года применяются Правила, утвержденные ПП РФ № 354), расчет размера платы за отопление осуществляется на основании значения общей площади жилого помещения (квартиры в многоквартирном доме или жилого дома). В свою очередь, давая пояснения, которые подтверждаются и в исковом заявлении, в судебном слушание истец указывала, что произвела переустройство своего дома, в том числе и оборудования мансарды с целью использования для проживания, в настоящее время помещение эксплуатируется, что подтверждается неоднократными обследованиями с участием представителя прокуратуры, собственника и работников НТ МУП «Горэнерго». Представленные фото-таблицы подтверждают содержания актов, наглядно иллюстрируя наличия второго этажа, его степени благоустройства, внутренней отделке, мебелирования, позволяющее использования помещения мансарды, как для проживания, так и для вспомогательных целей, связанных с проживанием. Кроме этого, анализируя термины «помещение техническое» (нежилое помещение, предназначенное для технического обслуживания внутридомовых инженерных систем, с ограниченным доступом, разрешенным специалистам служб эксплуатации и специалистам служб безопасности и спасения в экстренных случаях) и «этаж технический» (Этаж, функционально предназначенный для размещения и обслуживания внутридомовых инженерных систем; может быть расположен в нижней части здания (техническое подполье) или в верхней (технический чердак), или между надземными этажами), которые указаны в Своде правил СП 54.13330.2016 "Здания жилые многоквартирные" Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003 (утв. приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 3 декабря 2016 г. N 883/пр)) нельзя согласится с доводами истца и его представителя, что площади второго этажа – мансарду нельзя включать в общую площадь жилого дома и это являются технические не отапливаемые площади. Также, необходимо отметить, что точкой исполнения обязательств между ресурсоснабжающей организацией и потребителем по поставки коммунальных услуг является граница балансовой принадлежности сетей. Согласно Правил (ПП РФ 354) собственник жилого дома на своих сетях самостоятельно поддерживает требуемые режимы потребления и не имеет права снижать температуру воздуха внутри помещений ниже 12 градусов по Цельсию. Соответственно, НТ МУП «Горэнерго» не несет ответственность за нарушения режима потребления коммунальных ресурсов и не исполнение обязанностей собственником (п.35, 103 ПП РФ 354). Таким образом, из выше приведенных нормативных актов следует, что при определении платы за коммунальную услугу отопление в отсутствие прибора учета у потребителя, ресурсоснабжающая организация обязана принимать в расчетах общую площадь жилого дома, а в данном случае с учетом мансарды на общую площадь жилого дома ** кв. метров.

Выслушав прокурора, истца, представителя ответчика НТ МУП «Горэнерго» ФИО2, допросив свидетелей Т.И. и В.И., изучив материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

В силу части 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к договорам, связанным со снабжением тепловой энергией, применяются правила договора энергоснабжения.

Статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Порядок осуществления теплоснабжения установлен Федеральным законом от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту – Закон о теплоснабжении).

Частью 2 статьи 13 Закона о теплоснабжении предусмотрено, что потребители, подключенные (технологически присоединенные) к системе теплоснабжения, заключают с теплоснабжающими организациями договоры теплоснабжения и приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель по регулируемым ценам (тарифам) или по ценам, определяемым соглашением сторон договора теплоснабжения, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в порядке, установленном статьей 15 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 548 Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В силу пунктов 1, 3 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.

Пунктом 1 статьи 540 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным (по общему правилу на неопределенный срок) с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами, соглашением сторон.

Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (действовавших до 01.07.2016) при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется:

а) для отопления - в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам - по формуле:

, (1), где - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м).

Аналогичный порядок расчета платы коммунальной услуги по отоплению предусмотрен пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (в редакции, действующей с 09.06.2011) (далее Правила № 354).

Согласно данному пункту при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета тепловой энергии размер платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 2 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги. Формула 2 данного приложения абсолютна идентична вышеприведенной, для осуществления расчета, помимо норматива потребления и тарифа на тепловую энергию, принимается показатель общей площади помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общей площади жилого дома.

Согласно пункту 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» в редакции, действующей на момент возникновения спора между сторонами, оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. При отсутствии индивидуального прибора учета тепловой энергии в жилом доме размер платы за коммунальную услугу по отоплению определяется по формуле (пункт 2 в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 603):

Pi = Si x NT x TT, где:

Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома;

NT - норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанная формула действовала на момент возникновения между сторонами спора и действует на момент вынесения судебного решения.

До 30.06.2016 расчет производился по формуле: Pi = Si x NT x TT, где:

- общая площадь i-го жилого или нежилого помещения;

- норматив потребления коммунальной услуги по отоплению;

- тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Также согласно вышеуказанным правилам, если домовладение не оборудовано индивидуальными приборами учета, потребитель дополнительно к плате за коммунальные услуги, предоставленные в жилом помещении, обязан оплачивать коммунальные услуги, потребляемые им на земельном участке и в надворных постройках. Размер платы за эти коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления в соответствии с формулой 22 Приложения № 2. По правилу расчет размера платы за эти коммунальные услуги производится с даты, указанной в договоре о предоставлении коммунальных услуг или в заявлении потребителя, поданном исполнителю.

Если в ходе проверки будет выявлен факт отсутствия у потребителя индивидуального прибора учета и одновременно факт потребления им коммунальных услуг на земельном участке и в надворных постройках, то исполнитель будет обязан составить соответствующий акт. Такой акт составляется в присутствии потребителя и не менее чем двух незаинтересованных лиц. Исполнитель обязан указать в акте возражения потребителя и не вправе препятствовать ему в привлечении к участию в проверке других незаинтересованных лиц, сведения о которых также должны быть включены в составляемый акт. Исполнитель вправе начислять плату за коммунальные услуги, потребляемые на земельном участке и в надворных постройках, начиная с даты составления упомянутого акта.

Судом установлено, что истец ФИО3 и ФИО5 на основании договора передачи квартиры в собственность граждан № ** от **, зарегистрированного ** в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, являются собственниками по **доли каждый части жилого дома, расположенного по адресу: г.**, ул. **, **, общей площадью ** кв.м. (л.д.21).

МУП «Горэнерго» является ресурсоснабжающей организацией и оказывает услуги по горячему водоснабжению, водоотведению, отоплению населению на основании устава, утвержденных тарифов.

Между сторонами возникли договорные отношения по предоставлению истцу коммунальных услуг по отоплению принадлежащего ей дома №** по ул. ** в г.**. Данный факт не оспаривается сторонами и подтверждается договором на предоставление коммунальных услуг по теплоснабжению от **, заключенного на ** кв.м., и актом потребления тепловой энергии и ГВС от **, согласно которому при осмотре выявлено подключение дома по ул. **, **к системе центрального отопления от сетей МУП «Горэнерго» на площадь около ** кв.м. Жилой дом не оборудован приборами учета тепловой энергии.

До ** года истец в соответствии с выставленными ей едиными счет-квитанциями производила оплату за услугу по теплоснабжению, исходя их площади жилого дома ** кв.м., указанной в договоре на предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению, что не оспаривалось участниками процесса. Однако из правоустанавливающих документов на часть жилого дома следует, что его площадь с ** года составляла ** кв.м.

Таким образом при заключении договора на предоставление коммунальной услуги по теплоснабжению от ** истец злоупотребила своими права, сообщив ресурсоснабжающей организации МУП «Горэнерго» заведомо недостоверные сведения и предоставив копию свидетельства о регистрации права в отношении дома площадью ** кв.м.

В ** истцу предъявлена для оплаты счет-квитанция, из которой следует, что ответчиком произведен перерасчет за отопление за предыдущий период с ** года исходя из площади ** кв.м. и начислено к оплате ** рублей **копейки.

Из пояснений представителя ответчика, данных в судебном заседании следует, что перерасчет был произведен исходя из общей площади помещения на основании акта осмотра от **.

Именно площадь жилого помещения, исходя из которой произведено начисление оплаты услуг теплоснабжения, оспаривается стороной истца со ссылкой на то, что при расчете оплаты за отопления должна учитываться не общая площадь дома, а отапливаемая площадь жилого помещения, согласно техническому паспорту, составленному БТИ.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу пункта 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

Как следует из пояснений истца, ею производилась реконструкция жилого дома, а именно увеличена площадь первого этажа и облагорожено пространство под крышей, при этом конфигурация крыши ею также была изменена – стала выше. Реконструкция первого этажа введена в эксплуатацию и зарегистрирована в установленном законом порядке. Облагораживание чердачного помещение – стены, пол и потолок зашиты, проведено электричество. Вход в указанное помещение осуществляется по лестнице, расположенной с внешней стороны дома. На втором этаже дома отопление отсутствует.

Заявляя исковые требования прокурор исходил из того, что площадь жилых отапливаемых помещений жилого дома составляет ** кв.м, а с ** года – ** кв.м., что подтверждено данными технического паспорта, другие помещения в доме истца в паспорте значатся как нежилые, со слов истца **-ой этаж не отапливается, для проживания не используется. В нем хранятся ненужные ей вещи.

Суд данные доводы находит ошибочными, поскольку по смыслу приведенных выше норм при расчете платы за отопление должна учитываться общая площадь всего дома, а не только его отапливаемые помещения.

Материалами дела достоверно установлено, что общая площадь жилого дома истца на ** составляла ** кв. м, на ** – площадь первого этажа составляла ** кв. м., площадь второго этажа – ** кв.м.

Последний размер общей площади установлен актом № ** от **, составленным МУП «Горэнерго» в присутствии собственника ФИО6. При составлении акта собственник помещение под крышей называл вторым этажом, что отражено им собственноручно в акте, его площадь не оспаривал. В судебном заседании прокурор и истец также не оспаривали площадь помещений на втором этаже. Таким образом, в результате проведенных проверок, было установлено увеличение площади жилого дома без уведомления ресурсоснабжающей организации, а также потребление коммунальных ресурсов в объеме, превышающем договорный.

Сам факт невведения помещений в эксплуатацию или отсутствие регистрации права собственности на расчет платы за отопление не влияет, законодатель в данном случае предусмотрел формальный подход, закрепив в нормативно-правовом акте правило о расчете платы за отопление, исходя из общей площади жилого дома.

На основании произведенных проверок ответчиком произведено доначисление по услуге отопления за предшествующие ** года в объеме разницы между указанной в договоре площади дома и фактической, а именно ** кв. м (** кв. м - ** кв. м).

По смыслу пункта 29 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» бездоговорным является, в том числе, потребление тепловой энергии в объеме, превышающем допустимый объем потребления.

На основании пункта 8 статьи 22 указанного Закона теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией при выявлении ими факта бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя составляется акт о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя.

Пунктом 9 статьи 22 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что расчет объема бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя и их стоимости осуществляется теплоснабжающей организацией или теплосетевой организацией в течение пяти рабочих дней со дня составления акта о выявлении бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя на основании указанного акта, документов, представленных потребителем или иным лицом, осуществившими бездоговорное потребление тепловой энергии, теплоносителя, в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденными Правительством Российской Федерации. Объем бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя определяется за весь период, истекший с даты предыдущей проверки, в месте осуществления бездоговорного потребления тепловой энергии, теплоносителя, но не более чем за три года.

При проверке потребления тепловой энергии и ГВС в доме по адресу: **, **, составлен акт от **, которым фактически выявлено сверхдоговорное потребление тепловой энергии ввиду установления общей площади дома более ** кв. м. Между тем, договорные отношения между сторонами сложились в отношении жилого дома площадью ** кв. м, указанный акт вручен собственнику дома ФИО6

Ввиду выявления факта бездоговорного потребления тепловой энергии, ответчиком произведено доначисление платы за отопление за предшествующие **года (с ** года).

При этом расчет произведен на общую площадь жилого дома.

Постановлением Правительства Свердловской области от 12.09.2012 № 990-ПП «О применении нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению на территории Свердловской области на период до 01 июля 2016 года», предписано применение нормативов, действовавших по состоянию на ** года.

Норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в городе Нижний Тагил установлен постановлением Администрации города Нижний Тагил от 25.06.2009 № 997 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения города Нижний Тагил, проживающего в жилых помещениях и не имеющего индивидуальных приборов учета» норматив потребления тепла установлен в размере 0,0307 Гкал к общей площади жилого помещения.

Согласно пп. Е пункта 7 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 года № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в отношении определения объемов потребления коммунальной услуги отопления применяется Гкал на 1 кв. метр общей площади всех помещений в многоквартирном доме или жилого дома.

В силу пункта 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии со статьей 16 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям относятся, в том числе, жилой дом, который стоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Порядок определения общей площади в жилом доме, в том числе и отапливаемых площадей жилого дома, установлен в следующих нормативных актах.

На основании пункта 5.4 СП 23-101-2004 (Методика проектирования тепловой защиты зданий), на стадии проектирования отапливаемую площадь здания следует определять как площадь этажей (в том числе и мансардного, отапливаемого цокольного и подвального) здания, измеряемую в пределах внутренних поверхностей наружных стен, включая площадь, занимаемую перегородками и внутренними стенами.

В отапливаемую площадь здания не включаются площади теплых чердаков и подвалов, неотапливаемых технических этажей, подвала (подполья), холодных неотапливаемых веранд, неотапливаемых лестничных клеток, а также холодного чердака или его части, не занятой под мансарду.

Согласно пункту 1.8 Постановлению Госстроя Российской Федерации № 9 от 23.02.1999 года «Об утверждении Методики планирования, учета и калькулирования себестоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства» объектами калькулирования себестоимости являются услуги по каждому виду деятельности ЖКХ, где для определения платы за отопление принимается в расчете 1 кв. м жилья площади квартиры, индивидуального дома определяется как суммарная площадь жилых комнат и подсобных помещений без учета лоджий, веранд, террас и холодных кладовых, тамбуров. Где холодная кладовая в жилом доме не может быть более 2 кв. метров (Приказ Госстроя от 10.11.98 года № 8).

В соответствии с Приказом Минземстроя Российской Федерации от 04.08.1998 № 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» и Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 № 531 «Об утверждении Требований к определению площади зданий, помещений» общая площадь жилого помещения жилого дома состоит из сумм площади всех частей такого помещения жилого дома, включая помещения вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещением, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас. При определении единства здания данные нормативные акты указывают, что признаками единства здания (жилого дома) служат:

- фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала;

- при отсутствии сообщений между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.

Кроме того, письмом Минстроя Российской Федерации от 23.11.2015 № 38988-ОГ/04 даны разъяснения о размере платы за коммунальную услугу по отоплению.

Таким образом, из вышеприведенных нормативных актов следует, что при определении платы за коммунальную услугу отопление в отсутствие прибора учета у потребителя, ресурсоснабжающая организация обязана принимать в расчетах общую площадь жилого дома, а площадь отапливаемых помещений равна общей площади жилого дома в контурах капитальных стен. При этом, устанавливается единообразный подход ко всем группам потребителей, на которых распространяется Постановления Правительства Российской Федерации № 354 (ранее Постановления Правительства Российской Федерации № 307) о порядке определения платы за коммунальные услуги.

При определении объема потребления коммунальной услуги по отоплению существенным является присоединение сетей потребителя к сетям ресурсоснабжающей организации, и возможностью внутридомовых инженерных сетей получать ресурс.

В силу вышеуказанных норм Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлений Правительств Российской Федерации № 306, 307, 354 и иных нормативных и подзаконных актах при определении размеры платы за отопление принимается общая площадь жилого дома. Применение в формуле начисления платы общей площади жилого дома является императивной нормой для участников правоотношений. При этом, законодатель в отсутствие прибора учета определяет объем потребления коммунальной услуги отопление в пределах общей площади, устанавливая объем потребления, равным размерам общей площади жилого дома.

Таким образом, при отсутствии прибора учета объем потребления коммунальной услуги определяется по нормативу, где принимается общая площадь жилого дома. При неоднократных обследованиях жилого дома в актах зафиксировано, что площадь дома не соответствует техническим и правоустанавливающим документам.

Истец подтвердил увеличение площади жилого дома, а также потребление коммунальных ресурсов в объеме, превышающем договорный.

Учитывая изложенное, ответчиком правомерно произведено начисление платы за коммунальную услугу отопление из расчета площади ** кв. м с учетом второго этажа.

При этом судне принимает во внимание довод стороны истца о том, что плата за услугу теплоснабжения ей производилась на площадь ** кв.м, поскольку он опровергается выпиской из лицевого счета, открытого на имя истца по спорному адресу и представленным ответчиком расчетом.

Также суд не принимает во внимание довод истца и прокурора о том, что помещение второго этажа не является мансардным, по следующим основаниям.

Как видно из представленных фотографий и не оспаривается истцом, конфигурация крыши ею изменена при реконструкции дома, она стала выше. Стены и потолок второго этажа облагорожены, на второй этаж проведено электричество. При этом облагороженная часть второго этажа отделена от остального чердачного помещения дверью, которая расположена за камином (фото на л.д. 139). На оставшуюся часть чердачного помещения, которая не имеет отделки и в которой хранятся вещи истца (фото на л.д. 15) ответчик платежа за теплоснабжение не начисляет. Из не облагороженной части чердачного помещения имеется выход на остальное чердачное помещение дома (фото на л.д. 15).

Сторона истца утверждает, что облагороженное помещение на втором этаже нельзя отнести к мансарде, поскольку в нем отсутствует отопление, в связи с чем на него не должно производится начисление платы за услугу теплоснабжения.

Суд с данным доводом не соглашается исходя из следующего.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» указанным законом осуществляется государственный кадастровый учет земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства.

В приложении 1 к Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 4 августа 1998 года № 37 даны определения понятий мансардного, подвального, цокольного, технического этажей, пристройки, жилого помещения, служебного помещения.

Так строением является отдельно построенное здание, дом, состоящее из одной или нескольких частей, как одно целое, а также служебные строения.

Признаками единства здания служат фундамент и общая стена с сообщением между частями, независимо от назначения последних и их материала; при отсутствии сообщения между частями одного здания признаком единства может служить общее назначение здания, однородность материала стен, общие лестничные клетки, единое архитектурное решение.

Мансардным этажом (мансарда) является этаж в чердачном пространстве, фасад которого полностью или частично образован поверхностью (поверхностями) наклонной или ломаной крыши, при этом линия пересечения плоскости крыши и фасада должна быть на высоте не более 1,5 м от уровня пола мансардного этажа (приложение № 1 обязательное, СНиП 2.08.01-89*).

Таким образом, помещение второго этажа является единым с площадью первого этажа, поскольку их связывает единое архитектурное решение, что следует из фотографий, кроме того, оно используется истцом как и помещения первого этажа, для удовлетворения своих бытовых нужд, как поясняла истец для хранения вещей. Данное помещение является мансардным, так как из фототаблицы на л.д. 13 следует, что его фасад образован поверхностью ломанной крыши.

Учитывая установленное указанными актами, площади мансарды, расположенных на цокольном и подвальном этажах иных помещений, а также площади помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, включаются в общую площадь здания.

В этой связи, учитывая предмет иска, суд приходит к выводу о том, что заявленные истцом требования удовлетворению не подлежат, поскольку перерасчет платы за отопление с ** НТ МУП «Горэнерго» произведен на основе действующего законодательства, при расчете платы учтена общая площадь жилого дома, а не только его отапливаемые помещения, кроме того, у ответчика имеется предусмотренное законом право произвести доначисления за предшествующие время по факту выявления сверхдоговорного потребления тепла за ** года.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил в интересах ФИО3 к Муниципальному унитарному предприятию «Горэнерго» о признании действий не законными, возложении обязанности произвести перерасчет оплаченных коммунальных услуг отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Дзержинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: М.С. Каракаш