РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
№ 2-1518/2017
г. Тюмень 27 февраля 2017 года
Центральный районный суд г. Тюмени в составе:
председательствующего судьи Гариповой Е.А.,
при секретаре Голошубиной В.Р.,
с участием представителя истца ФИО1,
представителя ответчика ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Департаменту имущественных отношений Тюменской области об обжаловании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства,
У С Т А Н О В И Л:
Истец ФИО3 обратился в суд с иском к ответчику о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Требования мотивированы тем, что истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства в городе Тюмени, ориентировочной площадью 1000 кв.м. в аренду на 20 лет. Решением от ДД.ММ.ГГГГ№ ответчик отказал истцу в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства. Отказ мотивирован несоответствием схемы расположения земельного участка проекту планировки территории 1-го планировочного района «Березняковский», а также в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории, в границах которой испрашивается земельный участок, для предоставления в случаях, предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ. Указанный отказ истец находит не законным и не обоснованным, поскольку обжалуемое решение не содержит кадастрового номера территориальной зоны, которую пересекает испрашиваемый земельный участок. Ссылка ответчика на отсутствие проекта межевания как на основание для отказа является незаконной, поскольку проект межевания территории зависит от воли публичного органа, истец не может нести негативные последствия, связанные с отсутствием решения уполномоченного органа города Тюмени о подготовке проекта межевания территории.
Истец ФИО3 В судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил, об отложении слушания дела не просил.
Представитель истца ФИО1, действующая на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированной в реестре за № (л.д. 24), а также доверенности №, выданной ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 25), в судебном заседании исковые требования ФИО3 поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика ФИО2, действующий на основании доверенности № выданной ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании с иском ФИО3 не согласился, просил отказать в удовлетворении его требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 33-36).
Заслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит требования ФИО3 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
Как установлено в судебном заседании, ФИО3 обратился в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства в <адрес> ориентировочной площадью 1500 кв.м. в аренду на 20 лет, с приложением схемы испрашиваемого земельного участка.
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства (л.д.20).
Согласно указанному решению, в предварительном согласовании предоставления в аренду испрашиваемого земельного участка было отказано по основаниям: схема расположения земельного участка не может быть утверждена в связи с ее несоответствием утвержденному проекту планировки территории 1-го планировочного района «Березняковский» (земельный участок частично расположен в зоне улично – дорожной сети, где не предусмотрена индивидуальная жилая застройка); а также в связи с отсутствием утвержденного проекта межевания территории, в границах которой испрашивается земельный участок.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Статья 39.18 Земельного кодекса РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 (подпункты 1 и 2 пункта 1).
Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;
2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ, земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу ст. 37 "Градостроительного кодекса РФ" от 29.12.2004 N 190-ФЗ, виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются применительно к каждой территориальной зоне.
Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне (пункт 2 статьи 85 ЗК РФ).
В силу части 7 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 этого Кодекса.
Пунктом 1 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что в утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано при несоответствии схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В статье 7 ЗК РФ закреплен принцип целевого использования земель. Этот принцип подразумевает, в том числе, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральным законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Решением Тюменской городской Думы от 30 октября 2008 г. N 154 утверждены Правила землепользования и застройки города Тюмени, статьей 24 которых установлено, что основным видом разрешенного использования зоны учебно-образовательного назначения (ОД-4) является: для размещения объектов образования. Вспомогательные виды разрешенного использования: для размещения объектов хранения легкового автотранспорта; ля размещения объектов жилой застройки, предназначенных для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения; для размещения объектов инженерно-технического обеспечения зданий, сооружений, допустимых к размещению в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истец обратился к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка под индивидуальное жилищное строительство. Однако, как следует из Проекта планировки территории 1 – го планировочного района «<данные изъяты>», испрашиваемый земельный участок частично пересекает границы зоны учебно – образовательного назначения сети, а размещение в указанной зоне размещение жилой застройки законом не предусмотрено.
Таким образом, отказ ответчика в предварительном согласовании испрашиваемого истцом земельного участка правомерен, основан на положениях земельного законодательства.
В соответствии с п. 2 ст. 10 Земельного кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 31 ст. 24 Федерального закона от 23.06.2014 г. N 171-ФЗ (в ред. от 08.03.2015) "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01 января 2020 года исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, вправе принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации, наряду с основаниями для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, предусмотренными статьями 39.15 и 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
Указанной нормой федерального закона субъекту Российской Федерации предоставлено право принимать законы, устанавливающие дополнительные основания для отказа в выдаче запрашиваемого заявителем документа.
Отношения между органами государственной власти Тюменской области, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами, возникающие при владении, пользовании и распоряжении земельными участками, принадлежащими Тюменской области на праве собственности, а также в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными земельными участками, находящимися в Тюменской области, регламентированы Законом Тюменской области № 411 «О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области», принятым 05 октября 2001 года Тюменской областной Думой.
Так, в силу ст. 6.1 указанного Закона, основаниями для принятия до 1 января 2020 года решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории наряду с основаниями, предусмотренными статьей 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, является:
- отсутствие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой испрашивается земельный участок для предоставления в случаях, предусмотренных подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (пп.16.п.3).
Поскольку установление Законом Тюменской области № 411 дополнительных оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка является реализацией правомочий субъекта Российской Федерации, предусмотренных частями 31 и 32 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года № 171 – ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» данные положения Закона Тюменской области № 411 подлежат неукоснительному соблюдению.
Учитывая, что ФИО3 проект межевания представлен не был, ответчик обоснованно принял решение об отказе в предварительном согласовании предоставления ФИО3 земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства.
При таких обстоятельствах суд считает необходимым отказать ФИО3 в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе ФИО3 в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.3, 12, 56, 67, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО3, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тюменский областной суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тюмени.
Мотивированное решение составлено 24 марта 2017 года.
Судья Е.А. Гарипова