УИД 19RS0001-02-2019-000830-86 Дело № 2-1518/2019
решение
Именем Российской Федерации
24 мая 2019 года г. Абакан
Абаканский городской суд Республики Хакасия в составе:
председательствующего Мамаевой Е.А.
при секретаре Шайдоровой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия о признании приказа незаконным в части, взыскании премии, компенсации морального вреда,
с участием истца представителя ответчика ФИО2,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия (далее – Управление Росприроднадзора по РХ, Управление) о взыскании премии, мотивируя требования тем, что с 19.04.2011 работала в Управлении Росприроднадзора по РХ, на момент увольнения занимала должность <данные изъяты>. 28.09.2018 ей был вручен Приказ № от 28.09.2018 о прекращении (расторжении) служебного контракта с работником. В соответствии с Положением «О премировании, выплате единовременных поощрений федеральным государственным гражданским служащим Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия», утв. Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Республике Хакасия от 16.06.2016 №, ежеквартально осуществляется премирование сотрудников Управления Росприроднадзора по РХ. ФИО1 проработала третий квартал 2018 года полностью, однако начисление и выплаты премии работодателем не произведено. Полагает, что основания для лишения ее премии отсутствуют, и просит взыскать с ответчика в свою пользу премию за третий квартал 2018 года в размере 30 000 руб.
В ходе рассмотрения дела представитель истца ФИО6, действующий на основании доверенности, уточнил исковые требования, просил признать незаконным приказ от 30.10.2018 № о выплате премии за третий квартал 2018 года в части его действия в отношении ФИО1, так как в нем отсутствуют основания для уменьшения размера премии ФИО1 до 10%, а также уважительности причин пропуска срока на подачу заявления и восстановления его ввиду получения приказа в ходе рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель ответчика Управление Росприроднадзора по РХ ФИО2, действующая на основании доверенности, не признала исковые требования, представила письменный отзыв на иск, в котором указала, что согласно Положению о премировании основанием для лишения премии истца (частично или полностью) является, в том числе низкая результативность работы, наличие дисциплинарного взыскания, проверка Департамента, с предоставлением соответствующего акта от 17.08.2018 №, о чем начальник отдела подала соответствующий рапорт начальнику Управления. Поскольку окончательное решение о конкретном размере премии принимает руководитель Управления, им было принято решение выплатить ФИО1 премию в размере 10% по итогам работы третьего квартала 2018 года. В качестве доказательств низкой результативности работы приводит грубые нарушения <данные изъяты> ФИО1 по кадровой работе, в том числе в организации проведения служебных проверок, ведении карточек Т-2ГС (МС), реестра гражданских служащих, организации и обеспечении проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв, организации и обеспечении проведения аттестации гражданских служащих, квалификационных экзаменов гражданских служащих, удостоверении государственных инспекторов в области охраны окружающей среды. Кроме того, ФИО1 уволилась 28.09.2018, не проработав квартал полностью, в связи с чем оснований для выплаты премии ей вообще не имелось. Поскольку размер премии зависит от экономии фонда оплаты труда, который им доводят с головной организации, рассчитать размер премии не возможно, равно как и нет шкалы и начислении премии тем кто частично ее лишается, все на усмотрение руководителя. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Истец ФИО1, ее представитель ФИО6 в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
С учетом мнения представителя ответчика, руководствуясь положениям ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие стороны истца.
Выслушав пояснения представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Порядок прохождения гражданской службы регламентирован Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 79-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 50 указанного закона денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).
К дополнительным выплатам относятся, в том числе, премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается) (п. 4 ч. 5 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Республики Хакасия.
ФИО1 с 19.04.2011 по 28.09.2018 проходила государственную гражданскую службу в Управлении Росприроднадзора по РХ, что подтверждается служебным контрактом, заключенным между сторонами 19.04.2011 на неопределенный срок, приказом № от 19.04.2011 о приеме ФИО1 на работу в <данные изъяты><данные изъяты>, приказом о прекращении (расторжении) служебного контракта с работником № от 28.09.2018, соответствующими записями в трудовой книжке №.
Приказом № от 24.07.2013 ФИО1 переведена в отдел <данные изъяты><данные изъяты>, приказом № от 01.03.2016 истец переведена в отдел <данные изъяты><данные изъяты>.
Должностные обязанности ФИО1 изложены в должностном регламенте.
Как указано в пункте 9 служебного контракта с учетом дополнения к нему от 24.07.2013, гражданскому служащему устанавливается денежное содержание, которое состоит из: Оклада месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), который состоит из:
Месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы Российской Федерации (должностного оклада) в размере 3 666 рублей в месяц;
Месячного оклада в соответствии с присвоенным классным чином государственной гражданской службы (оклада за классный чин):
Ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты), в которые включаются в том числе: Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации; Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия государственной гражданской службы Российской Федерации в размере 60 процентов от оклада;
Премии за выполнение особо важных и сложных заданий (в соответствии с положениями, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении МПР России);
Ежемесячного денежного поощрения в размере одного должностного оклада;
Единовременная выплата один раз в год при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.
Другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент.
Согласно пункту 2 раздела 1 Положения о премировании, выплате единовременных поощрений Федеральным государственным гражданским служащим Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия, утвержденного приказом руководителя Управления от 16.06.2016 №, премирование производится в пределах утвержденного фонда оплаты труда за счет средств федерального бюджета по показателям и условиям премирования в соответствии с настоящим Положением. При этом при формировании фонда оплаты труда гражданских служащих на соответствующий год базовый размер на премирование предусматривается в размере двух окладов денежного содержания в расчете на год, или 16,7 % в месяц.
В соответствии с разделом 2 Положения о премировании расчетным периодом для начисления и выплаты премии по результатам работы принимается квартал (п. 1). Оценка результатов работы сотрудников производоводится по итогам выполнения основных показателей деятельности Управления (п. 2). Основными показателями по оценке деятельности сотрудников Управления для премирования являются:
- степень сложности, важность и своевременность выполнения гражданскими служащими заданий, эффективность достигнутых результатов;
- оперативность и профессиональный уровень служебной деятельности в решений вопросов, входящих в их компетенцию;
- соблюдение гражданским служащим должностного регламента, служебной дисциплины;
- личный вклад гражданских служащих в общие результаты работы Управления;
- соблюдение сроков выполнение поручений руководства или положений должностного регламента, качественное их выполнение;
- предоставления установленной регулярной отчетной документации;
- исполнительская дисциплина, качество работы с документами и поручениями руководителя, степень ответственности гражданского служащего за результаты деятельности;
- результативность работы, качество решения заданий гражданскими служащими, в том числе; своевременность проведение проверок, выявление нарушений в ходе проверок, устранение нарушений, выявленных в ходе проверок (п. 3).
Согласно п.п. 5, 6 раздела 2 Положения о премировании гражданские служащие могут быть лишены премии частично или полностью. Частичное или полное лишение премии, ниже размера установленном п. 2 раздела 1 настоящего положения, производится за тот расчетный период, в котором имело место неисполнение должностных обязанностей и/или нарушение трудовой дисциплины.
Основанием для лишения премии (частично или полностью) является:
- наличие дисциплинарного взыскания;
- решение аттестационной комиссии о несоответствии гражданского служащего замещаемой должности гражданской службы, - несоблюдение установленных сроков выполнения поручений руководства или положений должностного регламента, некачественное их выполнение без уважительных причин;
- низкая результативность работы;
- ненадлежащее качество работы с документами и поручениями руководителя;
- недостаточный профессиональный уровень служебной деятельности;
- нарушение служебной дисциплины,
- наличие решения суда (вступившего в законную силу), отменяющего и признающего незаконным постановление государственного инспектора,
- наличие решения суда (вступившего в законную силу), отменяющего и признающего незаконным предписание государственного инспектора.
- наличие решения суда (вступившего в законную силу), отменяющего и признающего незаконными действия (бездействия) государственного гражданского служащего Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия.
Гражданским служащим, проработавшим неполный период, принятый в качестве расчетного для установления премии, в связи с увольнением по собственному желанию, увольнение по сокращению численности или штата гражданских служащих, начисление премии не производится (п. 7 раздела 2 Положения о премировании).
Окончательное решение о конкретном размере премии принимает руководитель Управления (п. 10 раздела 2 Положения о премировании).
Повышение или понижение размера премии производится по представлениям на премию от начальников отделов Управления с приложением обоснования (п. 15 раздела 2 Положения о премировании).
Обращаясь в суд с настоящим иском, ФИО1 указывает, что за третий квартал 2018 года ей безосновательно выплачена премия в размере 10% вместо 100%. В судебном заседании 06.03.2019 представитель истца ФИО6 указал, что лишение истца премии явилось следствием ее привлечения к дисциплинарной ответственности по надуманным основаниям.
Факт выплаты ФИО1 премии за 3 квартал 2019 года в размере 10% вместо 100% не отрицался представителем ответчика в судебном заседании.
Приказом Управления № от 28.09.2018 ФИО1 привлечена к дисциплинарной ответственности.
Решением Абаканского городского суда от 27.11.2018 по гражданскому делу № 2-6985/2018, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 21.03.2019, приказ № от 28.09.2018 о применении дисциплинарного взыскания к ФИО1 признан незаконным.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Вышеуказанным решением от 27.11.2018 установлено, что 17.09.2018 исполняющим обязанности руководителя Управления ФИО4 издан приказ № «О проведении служебной проверки» с 18.09.2018 по 01.10.2018 в отношении <данные изъяты> ФИО1 по соблюдению должностных обязанностей, установленных должностным регламентом, и требований Федерального закона от 27.02.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Основанием проведения служебной проверки в отношении истца в приказе указано «в связи с не уведомлением государственного гражданского служащего начальника отдела экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Хакасия ФИО5 с документами за период 2018 года»
Комиссией 28.09.2018 составлено Заключение по результатам служебной проверки в Управлении, которым комиссией установлен факт нарушения истцом ненадлежащего исполнения возложенных должностным регламентом должностных обязанностей, выразившихся в не ознакомлении начальника отдела экологического надзора ФИО5 с изданными в отношении него приказами от 25.07.2018 № и от 17.08.2018 №; установлена вина ФИО1, выразившаяся в невыполнении возложенных должностных обязанностей в рамках проведения служебной проверки; комиссией рекомендовано применить к ФИО1 дисциплинарное взыскание.
В заключении комиссия рекомендует применить к ФИО1 дисциплинарное взыскание.
Согласно заключению по результатам служебной проверки в Управлении от 28.09.2018 комиссией установлено невыполнение ФИО1 требований п. 8.13 должностного Регламента, а также п. 2.2.3, п. 2.2.4 Положения об отделе.
28.09.2018 в отношении ФИО1 принят приказ № «О применении дисциплинарного взыскания к ФИО1» в виде выговора.
В обоснование возражений относительно исковых требований представитель ответчика ФИО2 указывает на низкую результативность работы ФИО1 в 3 квартале 2018 года, допущение ею многочисленных грубых нарушений по кадровой работе.
В своем рапорте от 23.10.2018 врио начальника отдела правового и кадрового обеспечения ФИО3 просила по результатам работы сотрудников отдела за 3 квартал 2018 года выдать ФИО1 премию в размере 0% оклада денежного содержания, так как по результатам акта проверки Департамента <данные изъяты> ФИО1 допустила грубые нарушения по кадровой работе (акты проверки за 2018, некоторые нарушения повторяются из акта 2015, 2016, 2018 гг.). Из всего акта проверки за 2018 год 15% нарушений составляет кадровая работа. ФИО1 занимая должность <данные изъяты> изготовив приказы от 23.07.2018 № и от 17.08.2018 № в отношении начальника отдела экологического надзора ФИО5, не обеспечила его ознакомление с данными документами (ФИО5 в начале августа был в здании Управления), что в свою очередь привело к нарушению прав ФИО5 установленные Федеральным законом РФ от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ, что является грубым нарушением, которое влечет за собой увольнение, а именно прогулом. ФИО1 подготовила и направила запросы об участии на конкурсе независимых экспертов в ХГУ им. Н.Ф. Катанова и в ХТИ, ни одно образовательное учреждение не получило запрос об участии на конкурсе независимого эксперта, в связи с этим 10.08.2018 года конкурс на замещение вакантных должностей не состоялся.
Согласно приказу и.о. руководителя Управления ФИО4 № <данные изъяты> от 30.10.2018 <данные изъяты> ФИО1 по результатам работы за 3 квартал 2018 года приказано выплатить премию в размере 3 075,18 руб.
Поскольку по результатам проверки ФИО1 была привлечена к дисциплинарному взысканию приказом № от 28.09.2018, который вступившим в законную силу решением суда признан незаконным, вместе с тем, на основании приказа № от 30.10.2018 ФИО1 выплачена премия за 3 квартал 2018 года в размере 10%, при этом основание лишения ФИО1 части премии в приказе отсутствует, суд с учетом положения о премировании приходит к выводу, что причиной вынесения приказа № от 30.10.2018 в части его действия в отношении ФИО1 явился в том числе приказ № от 28.09.2018, а поскольку приказ № от 28.09.2018 признан незаконным, следовательно, имеются основания для признания незаконным приказа № от 30.10.2018 и возложения на Управление обязанности выплатить ФИО1 премию в соответствии с Положением о премировании. У суда отсутствуют основания сомневаться в том, что ФИО1 допущены многократные нарушения трудовых обязанностей, выявленные в ходе проверки, а также при проведении конкурсов, которые не опровергались истцом, которые сказались на результативности ее работы, однако доказательств того, что именно они явились причиной частичного премирования ФИО1 в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной ответчика не представлено.
Довод представителя ответчика о том, что ФИО1 отработала не полный 3 квартал, поскольку уволилась 28.09.2018, суд признает несостоятельным, так как 29 и 30 сентября 2018 года являлись выходными днями.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
В разъяснениях, данных в п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» № 2 от 17.03.2004, указано, что, учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера, причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Поскольку ответчиком допущены нарушения трудовых прав истца, выразившиеся в неправомерном лишении ее части премии, суд считает требование ФИО1 о компенсации морального вреда подлежащим удовлетворению.
При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из принципа разумности и справедливости, учитывая, что в отношении истца принято решение о частичном премировании на основании приказа о дисциплинарном взыскании, признанного судом незаконным, что, безусловно, причинило истцу моральные и нравственные страдания, считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца в счет компенсации морального вреда 1 000 руб.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые ФИО1 к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия о признании приказа незаконным в части, взыскании премии, компенсации морального вреда удовлетворить.
Признать незаконным приказ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия № от 30.10.2018 о частичном премировании ФИО1.
Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия осуществить выплату ФИО1 премии в соответствии с Положением о премировании.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда 1 000 руб.
Взыскать с Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Абаканский городской суд.
Председательствующий Е.А. Мамаева
Мотивированное решение изготовлено и подписано 29.05.2019.
Судья Е.А. Мамаева