ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1518/2015 от 23.12.2015 Вятскополянского районного суда (Кировская область)

Дело № 2-1518/2015

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 декабря 2015 года г. Вятские Поляны

Вятскополянский районный суд Кировской области, в составе:

председательствующего судьи Мининой В.А.,

при секретаре Градобоевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Росприроднадзора по Кировской области к ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Росприроднадзора по Кировской области обратилось в суд с иском к ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую за 2,3,4 кварталы 2014 года, за 1,2 кварталы 2015 года в общей сумме ***.

В обоснование своих требований указало, что ОАО Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» осуществляет деятельность, в результате которой осуществляется выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от передвижных объектов, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, размещение отходов производства и потребления что оказывает негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, леса и иная растительность, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух относятся к объектам охраны окружающей среды от загрязнения и иного негативного воздействия хозяйственной деятельности.

Согласно частей 1, 3 статьи 16 указанного закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632, плательщиками являются организации, юридические и физические лица, осуществляющие любые виды деятельности па территории РФ, связанные природопользованием.

Расчет платы должен производиться организацией самостоятельно исходя из объемов загрязнения, связанных с ее деятельностью. Приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 № 204 утвержден порядок заполнения и предоставления организациями расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду.

ОАО «ВМПЗ «Молот» представило расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с которыми сумма задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2014 года и за 1,2 кварталы 2015 года составляет ***.

В соответствии с п. 1 Приказа Ростехнадзора от 08.06.2006 № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду» плата за негативное воздействие на окружающую среду, подлежащая уплате по итогам отчетного периода, вносится не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, при этом отчетным периодом признается квартал.

В нарушение указанных требований действующего законодательства ответчиком плата за негативное воздействие на окружающую среду за указанные периоды не вносилась.

По состоянию на *** у ОАО «ВМПЗ «Молот» имеется задолженность по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2014 года и за 1,2 кварталы 2015 в размере ***

Согласно расчетам суммы задолженности платы за негативное воздействие на окружающую среду и карточки лицевого счета плата за негативное воздействие на окружающую среду:

за 2 квартал 2014 года составляет ***.; за 3 квартал 2014 года составляет ***.; за 4 квартал 2014 года составляет ***.; за 1 квартал 2015 года составляет ***.; за 2 квартал 2015 года составляет ***.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 № 717 полномочия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, переданы Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.

Управление Росприроднадзора по Кировской области (далее - Управление) является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии Положением об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кировской области, утвержденным приказом Росприроднадзора от 27.06.201 1 № 444.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 № 370», и приказом Росприроднадзора от 20.05.2013 № 259 «Об осуществлении территориальными органами, находящимися в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета» Управление является администратором доходов федерального бюджета на территории Кировской области в части платы за негативное воздействие на окружающую среду и осуществляет взыскание задолженности по платежам бюджет.

В соответствии с ч. 2 ст. 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, администратор доходов бюджета осуществляет взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.

В Арбитражном суде Кировской области в отношении ОАО «ВМПЗ «Молот» (***) находится дело о банкротстве.

Представитель истца Управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, представил заявление, в котором просил дело рассмотреть без его участия.

Представитель ответчика - ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» Копытов А.В. в судебном заседании пояснил, что ОАО «Молот» не оспаривает предъявленные истцом требования. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, и иных микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия.

В период 2,3 кварталы 2014 года в процессе осуществления производственной деятельности предприятием оказывалось негативное воздействие на окружающую среду в части выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и веществ, сбросов загрязняющих веществ, и иных микроорганизмов в поверхностные водные объекты, от размещения отходов производства и потребления.

В связи с переводом производственной деятельности с ОАО «Молот» на ООО «Молот - Оружие» в период 4 квартал 2014 г. и 1,2, кварталы 2015 г. негативное воздействие на окружающую среду оказывалось лишь от размещения отходов производства и потребления.

Во исполнение требований ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» специалистами предприятия были произведены расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за вышеуказанные периоды.

Расчет платы произведен исходя из объемов загрязнения, оказанного предприятием, и в соответствии с постановлением Правительства РФ от 28 августа 1992 г. N 632 «Об утверждении

Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» а также в соответствии с приказом Ростехнадзора от 05.04.2007 г. № 204 «Об утверждении формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы Расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

Согласно расчетам, плата за негативное воздействие на окружающую среду составила: за 2 квартал 2014 года - *** руб.; за 3 квартал 2014 года по корректирующему расчету - *** руб.; за 4 квартал 2014 года - *** руб.; за 1 квартал 2015 года - *** руб.; за 2 квартал 2015 года - *** руб.

Вместе с тем, исполнить своевременно свои обязанности по оплате ОАО «Молот» не имеет финансовой возможности.

*** определением Арбитражного суда Кировской области по делу ОАО «Молот» признано несостоятельным (банкротом) и в отношении него введена процедура банкротства - наблюдение.

*** определением Арбитражного суда Кировской области по делу в отношении ОАО «Молот» открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев.

Конкурсным управляющим назначен Ш..

*** определением Арбитражного суда Кировской области по делу № в отношении ОАО «Молот» конкурсное производство продлено сроком на шесть месяцев до 16.10.2014 г.

*** определением Арбитражного суда Кировской области по делу в отношении ОАО «Молот» конкурсное производство продлено сроком на шесть месяцев до 29.04.2015г.

*** определением Арбитражного суда Кировской области по делу в отношении ОАО «Молот» конкурсное производство продлено сроком на шесть месяцев до 15.10.2015г.

*** определением Арбитражного суда Кировской области по делу в отношении ОАО «Молот» конкурсное производство продлено сроком на шесть месяцев до 14.04.2016г.

Указанная информация размещена в системе «Электронное правосудие» и, в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», - в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве.

Хозяйственная деятельность ОАО «Молот», в настоящее время, сведена к минимуму, так как конкурсное производство, в соответствии со ст. 2 Закона о несостоятельности (банкротстве) это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.

Согласно п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции или мировые судьи, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер.

На основании изложенного и учитывая тяжелое финансовое положение ответчика, просит освободить ОАО «Молот» от уплаты подлежащей взысканию с него государственной пошлины либо уменьшить, при невозможности полного освобождения ОАО «Молот» от данной уплаты, ее размер до минимально возможного.

Выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела и оценив все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно статье 3 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2002 г. "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, в том числе, юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов; платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

В соответствии со статьей 16 вышеназванного Федерального закона негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; размещение отходов производства и потребления и т.д. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.

Плата взимается в соответствии с Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 по нормативам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2003 г. N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".

Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08 июня 2006 г. N 557 установлен срок уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду - не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, которым признается календарный квартал.

В соответствии с пунктом 5.5.10 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2004 г. N 370", Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) ведет государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и вредной воздействие на атмосферный воздух. Согласно пункту 2 раздела V Перечня источников доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов и местных бюджетов, закрепляемых за федеральными органами исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 N 995 "О порядке осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", за Росприроднадзором закреплен источник дохода - плата за негативное воздействие на окружающую среду.

Как следует из материалов дела, ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую природную среду посредством выброса вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных объектов, сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, в связи с чем, обязано вносить в установленные сроки плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно представленного расчета ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» имеет задолженность по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632, утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов и другие виды вредного воздействия. Согласно пункту 1 указанного Порядка, он распространяется на предприятия, учреждения, организации, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанной с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в том числе, за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, размещение отходов.

Таким образом, на период задолженности, предъявленной к взысканию, существовала законодательно закрепленная обязанность природопользователя по внесению соответствующих платежей.

Управление Росприроднадзора по Кировской области обратилось в суд с иском о взыскании с ответчика ОАО «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» задолженности по уплате платежей за негативное воздействие на окружающую среду в размере ***.

Расчет платы представителем ответчика не оспаривался, судом проверен, признан верным. При таком положении суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению, задолженность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежит взысканию с ответчика в доход Российской Федерации в лице Управления Росприроднадзора по Кировской области.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.20 Налогового кодекса РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Управления Росприроднадзора по Кировской области удовлетворить.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» в доход Российской федерации в лице Управления Росприроднадзора по Кировской области задолженность за негативное воздействие на окружающую среду за 2,3,4 кварталы 2014 года, за 1,2 кварталы 2015 года в сумме ***.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Вятско-Полянский машиностроительный завод «Молот» госпошлину в доход бюджета муниципального образования городской округ город Вятские Поляны Кировской области в сумме *** руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения суда в окончательной форме.

Судья - В. А. Минина

Мотивированное решение изготовлено 28 декабря 2015 года.