ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1518/2023 от 26.07.2023 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

26 июля 2023 года г. Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи: Лисиенкова К.В.

при секретаре судебного заседания: Достоевской О.Л.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1518/2023 по исковому заявлению Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора в защиту интересов прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к ООО «Газпромнефть-Ямал» о проведении ликвидации горной выработки,

установил:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор в защиту интересов прав и законных интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Газпромнефть-Ямал» о проведении ликвидации горной выработки. В обоснование исковых требований истец указал, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в ходе проверки деятельности ООО «Газпромнефть-Ямал» выявлены нарушения требований законодательства о недропользовании. ООО «Газпромнефть-Ямал» в период с 29.02.2016 по 31.12.2019 на основании лицензии СЛХ81133ТЭ осуществляло разведку и добычу песка на месторождении «Карьер в районе п.Мыс Каменный». Приказом руководителя департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа № 228 с 01.01.2020 прекращено право ООО «Газпромнефть-Ямал» на пользование недрами по лицензии СЛХ81133ТЭ, в связи с истечением установленного лицензией срока пользования участком недр. ООО «Газпромнефть-Ямал» до настоящего времени, по истечении срока действия лицензии СЛХ81133ТЭ необходимые работы по ликвидации горных выработок в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом не произведены, соответствующие акты о ликвидации горных выработок не оформлены, с Департаментом природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа не согласованы. В связи с выявленными нарушениями закона 20.04.2023 руководителю ООО «Газпромнефть-Ямал» внесено представление об их устранении, однако из ответа организации от 18.05.2023 следует, что нарушения закона до настоящего времени фактически не устранены. Просит обязать общество с ограниченной ответственностью «Газпромнефть-Ямалв срок не позднее 30.11.2023 принять меры по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песка на месторождении «Карьер в районе п.Мыс Каменный» в Ямальском районе ЯНАО в рамках лицензии СЛХ81133ТЭ, путем проведения на основании утвержденного (согласованного) проекта работ и предоставления в департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа документации, подтверждающей приведение горной выработки в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, сохранность месторождений, горной выработки, для подписания акта о ее ликвидации.

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Представители ответчика Кох Е.В., Немятов С.А., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании требования иска не признали, по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. Также просили в случае удовлетворения требований иска установить срок исполнения решения суда до 01.10.2024 по основаниям, которые также изложены в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица департамента природных ресурсов и экологии в судебном заседании участия не принимал, направил письменные пояснения относительно заявленных требований, суть которых сводится к поддержанию требований иска прокурора.

Заслушав доводы участвующих в деле сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

При указанных обстоятельствах суд находит требования истца подлежащими удовлетворению.

Право прокурора на обращение в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации установлено ст. 45 ГПК РФ в связи с чем иск подан надлежащим истцом.

Материалами дела установлено, что Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратурой в ходе проверки деятельности ООО «Газпромнефть-Ямал» выявлены нарушения требований законодательства о недропользовании.

ООО «Газпромнефть-Ямал» в период с 29.02.2016 по 31.12.2019 на основании лицензии СЛХ81133ТЭ осуществляло разведку и добычу песка на месторождении «Карьер в районе п. Мыс Каменный».

Приказом руководителя департамента природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа № 228 с 01.01.2020 прекращено право ООО «Газпромнефть-Ямал» на пользование недрами по лицензии СЛХ81133ТЭ, в связи с истечением установленного лицензией срока пользования участком недр.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Согласно п.9 ст.22 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ) пользователь недр обязан обеспечить ликвидацию в установленном порядке горных выработок и буровых скважин, не подлежащих использованию.

Соблюдение установленного порядка ликвидации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, в соответствии с п. 9 ст. 23 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ), является одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр.

На основании ст. 26 Закона Российской Федерации «О недрах» (в редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 123-ФЗ) консервация и ликвидация горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, осуществляется за счет средств предприятий -пользователей недр.

Согласно ст.35 Закона Российской Федерации «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации.

При этом ликвидация и консервация горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации уполномоченными органами, указанными в ст. 37, 38 Закона Российской Федерации «О недрах» (органы геологического контроля (надзора) и федерального государственного горного надзора).

Согласно ст. 21 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2012 № 56-ЗАО региональный государственный геологический контроль (надзор) осуществляется исполнительным органом автономного округа в сфере недропользования в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Ямало-Ненецкого автономного округа.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 29.04.2013 № 297-П утверждено положение о Департаменте природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа.

Пунктом 1.1.209 Положения к полномочиям Департамента природных ресурсов и экологии ЯНАО отнесено подписание акта о ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.

Порядок согласования технических проектов ликвидации и консервации горных выработок осуществляется на основании Правил подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых, технических проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технических проектов ликвидации и консервации горных выработок, буровых скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, по видам полезных ископаемых и видам пользования

недрами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 № 2127.

Согласно п. 8, пп. «в» п. 11 Правил проектная документация по участкам недр местного значения до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В нарушение вышеуказанных требований закона ООО «Газпромнефть-Ямал» до настоящего времени, по истечении срока действия лицензии СЛХ81133ТЭ необходимые работы по ликвидации горных выработок в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом не произведены, соответствующие акты о ликвидации горных выработок не оформлены, с Департаментом природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа не согласованы.

Хозяйственная и иная деятельность органов власти, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципов охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности, а также приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов (ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

В связи с выявленными нарушениями закона Ямало-Ненецкимприродоохранным прокурором 20.04.2023 руководителю ООО «Газпромнефть-Ямал» внесено представление об их устранении, однакоиз ответа организации от 18.05.2023 года следует, что нарушения законадо настоящего времени фактически не устранены, но ответчик и не отказывается от выполнения требований законодательства по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песка на месторождении «Карьер в районе п.Мыс Каменный» в Ямальском районе ЯНАО. В соответствии с положениями ст.204 ГПК РФ суд при принятии решения устанавливая определенный порядок и срок его исполнения приходит к следующему. Прокурор просит установить срок исполнения решения суда до 30.11.2023. Решение суда должно быть исполнимым, и если суд устанавливает сроки исполнения решения суда, они должны быть реальными при которых решение суда будет фактически исполнено. Ответчиком разработана дорожная карта выполнения работ по ликвидации горной выработки (карьера) в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом и оформления в соответствии с разработанным в установленном порядке проектом оформления соответствующего акта о ликвидации горной выработки (карьера). Так общий срок разработки, согласования и утверждения проекта ликвидации горной выработки (карьера) составит от 8 до 107 календарных дней. В случае наличия замечаний к проекту, времени для их устранения, срок подготовки разрешительной документации, необходимой для проведения работ по ликвидации карьера составить 2,5-3,5 месяцев. Технические работы по ликвидации горных выработок могут производиться после решения вопросов о балансовой принадлежности запасов полезных ископаемых и их дальнейшего учета в государственном балансе запасов полезных ископаемых. Рассмотрение материалов на списание запасов полезных ископаемых производится в срок, не превышающий 15 дней. В связи с тем, что в месте расположения карьера отсутствуют автомобильные подъездные пути, доставка необходимой специальной техники для выполнения работ по ликвидации горной выработки возможна только в летний навигационный период, который длится обычно с конца июня начала июля по конец октября, а с учетом срока указанных выше работ, возможен в навигационный период 2024. Общий срок подписания акта о ликвидации горной выработки составляет 84 календарных дня. В соответствии с положением о закупках товаров, работ, услуг в ПАО «Газпром нефть», для привлечения подрядной организации по ликвидации горной выработки требуется время до 87 рабочих дней. Таким образом, реальный срок фактического исполнения решения суда составляет до 01.10.2024, и суд устанавливает данный срок для выполнения работ.

В соответствии с положениями ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На основании ст.333.20 НК РФ в случае, если истец освобожден от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина уплачивается ответчиком (если он не освобожден от уплаты государственной пошлины) пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Истец в соответствии со ст.333.36 НК РФ освобожден от уплаты государственной пошлины. Ответчик освобождению от уплаты государственной пошлины в соответствии со ст.333.36 НК РФ не подлежит, следовательно, она должна быть взыскана с ответчика в согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации, в размере 6000 рублей (по требованиям не имущественного характера с юридического лица).

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ямало-Ненецкого природоохранного прокурора удовлетворить частично.

Обязать ООО «Газпромнефть-Ямал» (ИНН 8901001822, ОГРН 1118903004989) в срок не позднее 01.10.2024 года принять меры по ликвидации горной выработки, образовавшейся в результате разведки и добычи песка на месторождении «Карьер в районе п.Мыс Каменный» в Ямальском районе ЯНАО в рамках лицензии СЛХ81133ТЭ, путем проведения на основании утвержденного (согласованного) проекта работ и предоставления в департамент природных ресурсов и экологии Ямало-Ненецкого автономного округа документации, подтверждающей приведение горной выработки в состояние, обеспечивающее безопасность жизни и здоровья населения, охрану окружающей природной среды, сохранность месторождений, горной выработки, для подписания акта о ее ликвидации.

Взыскать с ООО «Газпромнефть-Ямал» (ИНН 8901001822, ОГРН 1118903004989) государственную пошлину в сумме 6000 рублей.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме с подачей жалобы через Салехардский городской суд.

Председательствующий К.В. Лисиенков