РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
5 июля 2019 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе: председательствующего судьи Бухашеева Д.А. при секретаре судебного заседания Чехута Р.А.,
с участием истца Шифрука А.М., представителя ответчика Шипициной И.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1519/2019 по иску Шифрука Александра Михайловича к Государственному учреждению Управление пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании частично незаконным решения об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда, взыскании компенсации стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований Шифрук А.М. указал, что является неработающим пенсионером с 2007 года. В сентябре и октябре 2017 года он ездил на отдых в г. Москва. Стоимость проезда составила 39 777 рублей 50 коп. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 048-111609/19 от 25.02.2019 ему частично компенсирована стоимость проезда по маршруту Усть-Илимск - Иркутск - Москва в размере 22 374 руб. 50 коп.
. В оплате стоимости проезда по маршруту Москва-Братск в сумме 17 403 рубля ему было отказано по причине отсутствия в билете обязательных реквизитов: серия, № документа удостоверяющего личность, тариф, сбор, форма оплаты. Факт авиа перелета подтверждается, маршрутной квитанцией, посадочным талоном. С учетом уточнения требований от 05.07.2019 просит суд признать незаконным в части решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 048-154990/19 от 26.03.2019 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскать с ответчика компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 17 403 рубля по маршруту следования Москва-Братск.
В судебном заседании истец Шифрук А.М. уточненные заявленные требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Показал, что покупал билеты к месту отдыха и обратно в агентстве, не мог повлиять на внесение реквизитов. Подавал несколько заявлений. В феврале 2019 решения об оплате проезда по маршруту Москва-Братск не было принято, отказано оспариваемым решением от 26.03.2019.
Представитель ответчика ГУ УПФ РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в судебном заседании Шипицина В.И. возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в письменном возражении. В письменных возражениях привела доводы о законности решения пенсионного органа в части отказа в оплате проезда по маршруту Москва-Братск, поскольку в маршрутной квитанции отсутствуют обязательные реквизиты, не указаны тариф, сборы, форма оплаты. Просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Заслушав объяснения истца, представителя ответчика, исследовав их в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) наряду с представленными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.
В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы 01.04.2005 Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно».
Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правила определяют размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (пункт 1).
Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по установленной форме с указанием места отдыха пенсионер подает в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства с приложением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9).
В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем определенного минимального уровня затрат на проезд транспортом в перечисленных в нем случаях. Так компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: железнодорожным транспортом в плацкартном вагоне пассажирского поезда; воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса; автомобильным транспортом - в автобусе общего типа, а при отсутствии - в автобусах с мягкими откидными сиденьями.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Судом установлено, что Шифрук А.М. является неработающим пенсионером по старости, проживает в г. Усть-Илимске Иркутской области.
Данные обстоятельства подтверждаются пенсионным удостоверением, трудовой книжкой, паспортом, представителем ответчика не оспариваются. Также как и факт реализации истцом своего права на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно один раз в два года.
Государственным учреждением Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области 25.03.2019 истцу отказано в выплате компенсации по маршруту Москва-Братск, поскольку отсутствуют обязательные реквизиты (тариф, сбор, форма оплаты, серия и номер документа, удостоверяющего личность), утвержденные Приказом Министерства транспорта РФ от 08.11.2006 № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации».
Такой довод ответчика как основание для отказа в выплате компенсации, суд принять не может. Толкование действующих норм права, как позволяющих не компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, по указанным основаниям, при подтверждении всех обстоятельств приобретения проездного документа, подтверждении факта перелета, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения требований статей 19, 27, 39, 45 Конституции Российской Федерации, приводило бы к неправомерному ограничению данного права пенсионеров.
Доводы истца о том, что он имеет право на оплату стоимости проезда по маршруту Москва-Братск, суд находит обоснованными.
Истцом представлены подлинные документы, подтверждающие стоимость проезда по указанному маршруту.
Согласно представленной маршрутной квитанции электронного авиабилета (л.д. 13), Alexsander Shifruk осуществлял авиаперелет из г. Москвы в г. Братск 08 октября 2017 года.
При этом, соответствующие графы данной маршрутной квитанции не заполнены, не указаны форма оплаты, не заполнены иные реквизиты о документе пассажира, тариф, сбор.
В соответствии с копией маршрутной квитанции электронного проездного документа от 23.05.2017, был приобретен билет на имя Alexsander Shifruk по маршруту Москва-Братск. Тариф билета 15 500 рублей, сбор 403 YQ/ 1 500, стоимость билета 17 403 рубля.
Сопоставляя оригинал маршрутной квитанции с представленной копией, выданной авиаперевозчиком, факт выдачи у суда сомнений не вызывает, посадочным талоном, суд находит установленным факт оплаты стоимости проезда истцом в сумме 17 403 рубля. В указанных документах совпадают данные истца, дата и время перелета обратно от места отдыха. Истец указал о выдаче копии квитанции перевозчиком. Данный факт у суда сомнений не вызывает, суд принимает доказательства, подтверждающие факт перелета, стоимость перелета, примененные при продаже билета тариф, сборы, указана форма оплаты.
Суд принимает в качестве доказательства несения расходов по оплате проезда по маршруту Москва-Братск, так и изложение обязательных реквизитов, вышепоименованное доказательство, в связи со следующим.
В соответствии со ст. 105 Воздушного кодекса, и Приказа Минтранса России от 08.11.2006г. № 134 «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» (в ред. Приказа Минтранса РФ от 18.05.2010 N 117) электронный пассажирский билет должен включать в себя следующие обязательные реквизиты: сведения о пассажире (для внутренних перевозок – фамилия, имя, отчество, наименование, серия и номер документа, удостоверяющего личность; для международных перевозок – фамилия, другие сведения в соответствии с международными нормами); наименование и (или) код перевозчика; номер рейса; время отправления рейса; наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения для каждого рейса; тариф; эквивалент тарифа (если применяется); итоговую стоимость перевозки; форму оплаты; сборы (если применяются) наименование и (или) код класса бронирования; код статуса бронирования, дату оформления; наименование агентства/перевозчика, оформившего билет; норму бесплатного провоза багажа (по усмотрению); уникальный номер электронного билета. Оформление маршрут/квитанции электронного пассажирского билета на внутренние воздушные перевозки должно осуществляться на русском языке, на международные воздушные перевозки – на русском и английских языках.
Кроме того, согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации" маршрут/квитанция электронного пассажирского билета и багажной квитанции (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности и применяется для осуществления организациями и индивидуальными предпринимателями наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Из Информационного сообщения УФНС РФ по Иркутской области от 17.05.2010 «Об отсутствии необходимости подстрочного перевода электронного авиабилета» следует, что форма электронного пассажирского билета и багажной квитанции утверждены Приказом Минтранса России от 08.11.2006 N 134. При этом фамилия, имя пассажира записываются в билет так, как это предусмотрено Приказом МВД РФ от 26.05.1997 N 310 "Об утверждении Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам РФ и выезда из РФ и въезда в РФ", а именно, набором букв с использованием латиницы способом транслитерации букв кириллицы на соответствующие буквы или сочетания букв латиницы. Месяц даты отправления рейса, наименование и (или) коды аэропортов/пунктов отправления и назначения, код валюты и форма оплаты представлены в билете кодом на латинице из соответствующего Единого международного кодификатора.
Таким образом, если авиабилет приобретен в бездокументарной форме (электронный билет), то оправдательными документами, подтверждающими расходы на приобретение авиабилета для целей налогообложения, являются сформированная автоматизированной информационной системой оформления воздушных перевозок маршрут/квитанция электронного документа (авиабилета) на бумажном носителе, в которой указана стоимость перелета, посадочный талон, подтверждающий перелет подотчетного лица по указанному в электронном авиабилете маршруту (Письмо Минфина России от 13.01.2012 N 03-03-06/1/11).
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Реализация права Шифрука А.М. на компенсацию стоимости проезда, не может быть поставлена в зависимость от соблюдения перевозчиком, агентом правил оформления проездного документа. Тот факт, что перевозчик, агент по продаже билетов не соблюдает требования, установленные исполнительным органом власти к реквизитам документа, не может умалять право на компенсацию проезда, при их подтверждении в судебном заседании. Факт перелета подтвержден посадочным талоном, проезд к месту отдыха ответчиком оплачен.
Отсутствие в электронных билетах обязательных реквизитов, не исключает отнесение проездных документов к доказательствам, подтверждающим расходы истца по проезду к месту отдыха и обратно, что в силу статьи 56 ГПК РФ является юридически значимым обстоятельством по делу. Ответчиком факт несения расходов по оплате стоимости проезда в ином размере, факт отсутствия перелета не опровергнут.
Отказ пенсионного органа в выплате Шифруку А.М. компенсации расходов на проезд к месту отдыха и обратно является незаконным, поскольку нормативные положения, содержащиеся в пунктах 3, 10 Правил, не могут рассматриваться как исключающие возможность возмещения пенсионерам фактически понесенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно лишь потому, что проездные документы оформлены неправильно. В противном случае не достигалась бы цель введения такой компенсации в качестве дополнительной гарантии, направленной на реализацию конституционных прав на отдых и на охрану здоровья.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности с объяснениями сторон представленные доказательства, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.02.2006 № 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, суд приходит к выводу о незаконности отказа Управления Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в выплате компенсации и необходимости взыскания в пользу истца 17 403 рубля в счет понесенных расходов по оплате проезда к месту отдыха и обратно.
Статьей 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Исследовав материалы дела, учитывая приведенные нормы материального и процессуального права, а также то обстоятельство, что истцом заявлено два требования, суд приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход городского бюджета, размер которой в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, составляет 700 рублей. По требованию имущественного характера государственная пошлина составляет 400 рублей, по требованию неимущественного характера - 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 048-154990/19 от 26.03.2019 об отказе в выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда незаконным.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу Шифрука Александра Михайловича компенсацию расходов на проезд к месту отдыха и обратно в сумме 17 403 рубля.
Взыскать с Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области государственную пошлину в доход городского бюджета в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Усть-Илимский городской в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Д.А. Бухашеев