Дело № 2-1519/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Воркута Республика Коми 04 июля 2016 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Бунякиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Осиповой К.А.,
с участием истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Коми энергосбытовая компания» и Администрации муниципального образования городской округ «Воркута» о возложении обязанности произвести перерасчет за электроэнергию и произвести замену счетчика,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ответчикам о возложении обязанности произвести перерасчет за электроэнергию и произвести замену счетчика. Просил суд обязать ОАО «Коми энергосбытовая компания» произвести начисление за потребленную с 1 февраля и март 2016 г. электроэнергию по показаниям имеющегося счетчика, произвести перерасчёт суммы израсходованной электроэнергии за период с 1 февраля по настоящее время. Обязать ОАО «Коми энергосбытовая компания и Администрацию г. Воркуты «жилой фонд» произвести замену устаревшего счетчика. В обоснование требований указал, что в июле 2015 года по программе переселения из ветхого жилья с п. Советского от администрации г. Воркуты получил квартиру по адресу: .... Квартира является собственностью муниципалитета. Истец получил платёжный документ за потребление электроэнергии из установленного норматива, за период с февраля по март 2016 г., согласно которому за февраль и март 2016г. ему начислена исходя из установленного норматива сумма в размере 1 300 руб. Данные суммы начислены исходя из установленного норматива в то время, как истец предоставляет данные прибора учёта. Истцом уплачено по показаниям прибора учета за 2016г. февраль - 100 руб. за 2 квт/ч, за март 100 руб. за 2 квт/ч. По показанию прибора учёта объём израсходованной электроэнергии с февраля по март 2016 г. составляет 4 квт/ч. Истец считает, что начисление за потребление электроэнергии установленного норматива не по показанию электросчётчика в его квартире, а также ОАО «Коми энергосбытовая компания» навязывает установление показаниям прибора учета электроэнергии (электросчётчика) за его счёт - незаконно, так как квартира является муниципальной.
Ответчик открытое акционерное общество «Коми энергосбытовая компания» в отзыве на иск указал, что в квартире, расположенной по адресу ... установлен прибор учета э/э 0828364 СО-И446М. Дата установки прибора учета 09.03.1994 года. Класс точности 2,5. Межповерочный интервал данного прибора учета по паспорту составляет 16 лет. Поверок данного прибора учета после его установки, то есть после марта 1994 года, не осуществлялось. Начиная с февраля 2016 года расчет электроэнергии стал производиться по нормативу в связи с истечением срока поверки счетчика и отсутствием данных о произведенной замене прибора учета. В удовлетворении исковых требований просят отказать.
Ответчик Администрации муниципального образования городской округ «Воркута» в отзыве на иск указала, что Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 29.01.2015 N 146 (ред. от 21.04.2016) утверждена программа муниципального образования городского округа "Воркута" "Содержание и развитие муниципального хозяйства" (вместе с "Перечнем основных мероприятий муниципальной программы и ее подпрограмм", "Подпрограммой 1 "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства", "Подпрограммой 2 "Развитие транспортной системы", "Подпрограммой 3 "Обеспечение безопасности дорожного движения"), размещено в справочной правовой системе «Консультант Плюс». Цель программы - обеспечение сохранности жилищного фонда и улучшение комфортности проживания в нем граждан, повышение уровня благоустройства жилищного фонда в муниципальном образовании городского округа "Воркута". В перечень программных мероприятий входит Подпрограмма 1 ""Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства". Реализация данных мероприятий направлена на достижение следующих целевых показателей: - количество замененных (установленных) индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в муниципальных жилых помещениях (ед.) (таблица №1). Общий объем финансирования Подпрограммы на 2015 - 2017 годы предусматривается в размере 369 325,1 тысяч рублей. В удовлетворении требований заявленных в адрес Администрации МО ГО «Воркута» просят отказать.
В судебном заседании истец поддержал исковые требования по доводам, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что является нанимателем квартиры, а не собственником. У него не было денег, чтобы заменить электрический счетчик
Ответчики в суд не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства. Согласно статье 167 ГПК РФ дело рассмотрено без их участия.
Заслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что истец является нанимателем квартиры, расположенной по адресу .... В указанной квартире установлен прибор учета э/э 0828364 СО-И446М. Дата установки прибора учета 09.03.1994 года. Класс точности 2,5. Межповерочный интервал данного прибора учета по паспорту составляет 16 лет. Поверок данного прибора учета после его установки, то есть после марта 1994 года, не осуществлялось. Начиная с февраля 2016 года расчет электроэнергии стал производиться по нормативу в связи с истечением срока поверки счетчика и отсутствием данных о произведенной замене прибора учета.
В соответствии с Приказом Службы Республики Коми по тарифам от 05.10.2006 № 56/1 открытое акционерное общество «Коми энергосбытовая компания» является гарантирующим поставщиком электрической энергии и согласно действующему законодательству является ресурсоснабжающей организацией. Компания осуществляет продажу коммунальных ресурсов (электрической энергии) на территории всей Республики Коми, в том числе в городе Воркуте. Порядок предоставления гражданам коммунальных услуг регламентируется нормами Жилищного кодекса РФ, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 (далее - Правила № 354) и иными нормативно-правовыми актами РФ.
В соответствии с п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Пунктом 60 Правил Предусмотрено, что при истечении срока поверки счетчика плата за коммунальную услугу, предоставленную в жилое помещение, рассчитывается в соответствии с пунктом 42 настоящих Правил исходя из нормативов потребления коммунальных услуг с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, плата за коммунальную услугу, предоставленную в нежилое помещение, - в соответствии с пунктом 43 настоящих Правил исходя из расчетного объема коммунального ресурса.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» (далее - ФЗ № 261) закреплена обязанность собственников жилых помещений в многоквартирных домах по установке и вводу в эксплуатацию в срок до 1 июля 2012 года индивидуального или общего (для коммунальной квартиры) прибора учета электрической энергии.
В соответствии с п. 5 ст. 13 ФЗ № 261, собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
В соответствии с п. 9 ст. 11 ФЗ № 261, собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.
Постановлением правительства РФ № 442 от 04.05.2012 утверждены требования к приборам учета. В частности: согласно п. 138 для учета электрической энергии, потребляемой гражданами-потребителями, должны использоваться приборы класса точности 2,0 и выше; согласно п. 145 обязанность по обеспечению эксплуатации установленного и допущенного в эксплуатацию прибора учета, сохранности и целостности прибора учета, а также пломб и (или) знаков визуального контроля, снятию и хранению его показаний, своевременной замене возлагается на собственника прибора учета; согласно п. 72 сетевая организация, а также гарантирующий поставщик (энергосбытовая, энергоснабжающая организация) имеют право осуществлять контрольные проверки приборов учета потребителей.
Поскольку на сегодняшний день в квартире, расположенной по адресу ... установлен прибор учета э/э 0828364 СО-И446М, с датой установки 09.03.1994 года, классом точности 2,5, межповерочный интервал данного прибора учета по паспорту составляет 16 лет, поверок данного прибора учета после его установки, после марта 1994 года, не осуществлялось, то суд приходит к выводу о том, что ответчик ОАО «Коми энергосбытовая компания» законно производит расчет за электроэнергию истцу из нормативов потребления коммунальных услуг.
Как следует из статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" именно на собственниках жилых домов, собственниках помещений в многоквартирных домах, лежит обязанность по обеспечению оснащения таких домов приборами учета используемой воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию.
Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учитывая, что квартира в которой проживает истец является муниципальной собственностью, суд считает, что в соответствии со ст. 135 ГК РФ, прибор учета, являясь принадлежностью к главной вещи (квартире) следует главной вещи и также является муниципальной собственностью. Таким образом, в силу приведенных выше норм права, на собственнике жилого помещения лежит обязанность нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, при этом (применительно к настоящему делу) не только по установке, но и по замене прибора учета электроэнергии в связи с истечением срока его действия и вводом его в эксплуатацию.
Вместе с тем, Постановлением администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 29.01.2015 N 146 (ред. от 21.04.2016) утверждена программа муниципального образования городского округа "Воркута" "Содержание и развитие муниципального хозяйства" (вместе с "Перечнем основных мероприятий муниципальной программы и ее подпрограмм", "Подпрограммой 1 "Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства", "Подпрограммой 2 "Развитие транспортной системы", "Подпрограммой 3 "Обеспечение безопасности дорожного движения"), размещено в справочной правовой системе «Консультант Плюс». Цель программы - обеспечение сохранности жилищного фонда и улучшение комфортности проживания в нем граждан, повышение уровня благоустройства жилищного фонда в муниципальном образовании городского округа "Воркута". В перечень программных мероприятий входит Подпрограмма 1 ""Развитие жилищно-коммунального хозяйства и повышение степени благоустройства". Реализация данных мероприятий направлена на достижение следующих целевых показателей: - количество замененных (установленных) индивидуальных приборов учета коммунальных ресурсов в муниципальных жилых помещениях (ед.) (таблица №1). Общий объем финансирования Подпрограммы на 2015 - 2017 годы предусматривается в размере 369 325,1 тысяч рублей. Указанные выше Постановление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 29.01.2015 N 146 и утвержденные им программы являются действующими и в установленном законом порядке не отменены.
Из смысла указанного выше Постановления и программ следует, что наниматель квартиры за свой счет меняет прибор учета электрической энергии, обращается в УГХиБ МО ГО «Воркута» с заявлением о компенсации расходов по установке (замене) индивидуального прибора учета, с подтверждающими документами, после чего производится выплата фактических расходов по установке (замене) индивидуального прибора учета электроэнергии.
В ответе от 30.05.2016 г. администрация МО ГО «Воркута» разъяснила истцу указанный порядок. Таким образом, ответчик администрация МО ГО «Воркута», как и ответчик ОАО «КЭСК» прав истца не нарушили.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным решения собрания; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Поскольку истцу разъяснен ответчиками порядок замены индивидуального прибора учета электрической энергии, Постановление администрации муниципального образования городского округа "Воркута" от 29.01.2015 N 146 и утвержденные им программы являются действующими и в установленном законом порядке не отменены, истец до настоящего времени не реализовал свое право на компенсации расходов по установке (замене) индивидуального прибора учета, то суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении исковых требований следует отказать.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Открытому акционерному обществу «Коми энергосбытовая компания» и Администрации муниципального образования городской округ «Воркута» о перерасчете начислений за электроэнергию с 01 февраля 2016 года по июнь 2016 года по показаниям имеющегося электросчетчика, возложения обязанности произвести замену устаревшего электросчетчика – отказать.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено 09 июля 2016 года.
Председательствующий судья Е.А. Бунякина
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...