Дело №2-1519/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июля 2017 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Каверина В.В.,
при секретаре Козловой Е.Г.,
с участием представителя администрации г. Орла Полосухиной Л.А., представителя ответчика Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области Поцелуевой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации (адрес обезличен) к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
администрация г. Орла обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области (далее - УФССП России по Орловской области) об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
В обоснование требований указала, что Решением Советского районного суда города Орла от 25.05.2015 удовлетворены исковые требования ФИО5, на администрацию города Орла ]возложена обязанность предоставить истцу благоустроенное жилое помещение городе Орле по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 28-33 кв.м, на состав семьи один человек. Апелляционным определением Орловского областного суда от 22.07.2015г. решение Советского районного суда города Орла от 25.05.2015г. оставлено без изменения, а апелляционная жалоба администрации г.Орла без удовлетворения. На основании судебного решения Межрайонным отделом судебных приставом по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области 02.09.2015 возбуждено исполнительное производство (номер обезличен)-ИП, которое поступило в администрацию г.Орла 23.10.2015. 02.11.2015 администрацией г.Орла подано в Советский районный суд г.Орла заявление об отсрочке исполнения решения суда от 25.05.2015г. Определением суда от 17.12.2015 администрации г. Орла предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.05.2016. 08.02.2016 Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 py6. 24.02.2016г. Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области вынесено постановление об отмене ранее вынесенного постановления о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей. 12.04.2016 администрацией г.Орла повторно подано в Советский районныйсуд г.Орла заявление об отсрочке исполнения решения суда от 25.05.2015Определением суда от 12.05.2016 администрации г.Орла предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.12.2016. 30.11.2016 администрацией г.Орла в третий раз подано в Советский районный суд г.Орла заявление об отсрочке исполнения решения суда от 25.05.2015. Определением суда от 11.01.2017 администрации г.Орла отказано в предоставлении отсрочки исполнения решения суда. 23.01.2017 администрацией г.Орла подана частная жалоба на определение Советского районного суда г. Орла от 11.01.2017, в удовлетворении которой отказано. 16.01.2017 Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области вновь вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб., которое поступило в администрацию г.Орла 22.06.2017. Администрация города Орла действует в рамках переданных государственных полномочий на основании Закона Орловской области от 06.12.2007 № 727-03 «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа». 10.02.2015 уведомлением о бюджетных ассигнованиях на 2015 г. №3-л 30.12.2015 доведены лимиты бюджетных обязательств для муниципального образования «Город Орёл» в размере 37 423 123 руб. С учетом предусмотренного бюджета области финансирования администрацией города Орла принято постановление от 13.03.2015 №837 «О приобретении жилья для детей-сирот». В соответствии с доведенными лимитами бюджетных обязательств администрацией города Орла заключены: 1) 22.06.2015 с МКУ «Управление капитального строительства г.Орла» муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья №18 на строительство 1 квартиры по адресу: г.Орел, ул. Раздольная, д. 27А; 2) 03.07.2015 с ОАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт участия в долевом строительстве жилья № 20 на строительство 27 квартир адресу: г.Орел, ул.Полковника Старинова, д.5, во исполнение судебных решений Советского районного суда города Орла, принятых в 2014 году. Однако решения 2015 г., в том числе решение по иску ФИО5, в их число не вошли ввиду отсутствия финансирования из бюджета Орловской области на исполнение переданных администрации г.Орла государственных полномочий, в связи с чем администрацией г. Орла 16.07.2015, 27.11.2015, 04.03.2016, 02.11.2016, 9.09.2017 направлены обращения Губернатору Орловской области В.В. Потомскому о выделении дополнительного финансирования на приобретение жилых помещений для исполнения решений, вынесенных Советским районным суд г. Орла в 2015, 2016, 2017 гг., в том числе решения по иску ФИО5 27.01.2016 года до МО «Город Орёл» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2016 год на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в размере 59 557,2 тыс. руб. Согласно письму Департамента строительства, ТЭК, ЖКХ, транспорта дорожного хозяйства Орловской области от 05.02.2016 №147 Орловской области было осуществлено погашение кредиторской задолженности для исполнения муниципального контракта 2015 на приобретение жилых помещений для лиц числа детей-сирот за счет лимитов, доведенных на 2016. На оставшиеся денежные средства в размере 34 459 656,00 руб. 31.03.2016 на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла размещен электронный аукцион №0154300014616000206 на определение поставщика для осуществления закупки 29 жилых помещений (квартир) для детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.04.2016. 08.06.2016 на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла повторно был размещен электронный аукцион №0154300014616000464 на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений квартир для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, что подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 24.06.2016. 18.07.2016 на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла в третий раз был размещен электронный аукцион №0154300014616000672 на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. 21.09.2016 на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла в четвертый раз размещен электронный аукцион №0154300014616000942 на определение поставщика для осуществления закупки 20 жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. В связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся, подтверждается протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 07.10.2016. 3.11.2016 на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла в пятый раз размещены 40 электронных аукционов на определение поставщика для осуществления закупки 40 жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по результатам которых заключен муниципальный контракт, оставшиеся 39 аукционов признаны состоявшимися. 22.11.2016 на официальном сайте zakupki.gov.ru администрацией г.Орла в шестой раз размещены 39 электронных аукционов на определение поставщика для осуществления закупки 39 жилых помещений (квартир) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, по результатам которых заключены 2 муниципальных контракта, оставшиеся 37 аукционов признаны не состоявшимися. На 2017 год до Муниципального образования «Город Орёл» доведены лимиты бюджетных обязательств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в размере 65 874 800 рублей. В связи с чем, администрацией города Орла 20.02.2017г. размещен электронный аукцион №0154300014617000022 на закупку жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам аукциона заключен муниципальный контракт №5 от 30.03.2017 между администрацией г.Орла и АО «Управление капитального строительства г.Орла» на закупку 5 жилых помещений, расположенных в д. 71в по ул. 1-я Пушкарной. 2.05.2017 размещен электронный аукцион №0154300014617000206 на закупку жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам аукциона заключен муниципальный контракт №8 от 30.05.2017 между администрацией г.Орла и ПАО «Орелстрой» на закупку жилых помещений, расположенных в д. 1, корпус 1 и 2 по ул. Зареченская, в том числе для ФИО5 Полагая, что администрацией г. Орла предпринимаются все зависящие от нее меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, и, что исполнительский сбор относится к мерам принуждения, в связи с несоблюдением законных требований государства, представляя собой санкцию штрафного характера, ссылаясь на ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», истец просил суд освободить администрацию г. Орла от уплаты исполнительского сбора в размере 50000 руб., установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 16.01.2017.
В судебном заседании представитель администрации г. Орла по доверенности Полосухина Л.А. поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным выше основаниям. Пояснила, что согласно выделенным на приобретение жилья гражданам по решениям судов денежным средствам в размере 27 000 000 руб. уже приобретаются жилые помещения и в порядке очередности постановлениями администрации города предоставляются гражданам указанной категории. С учетом остатков доведенных лимитов выделенных денежных средств, администрация г. Орла выполнит решение суда о предоставлении ФИО5 жилого помещения. Кроме того, ссылалась на то, что ФИО5 предоставлялось помещение из маневренного фонда, что также свидетельствует о принятии мер к обеспечению его жильем.
В судебном заседании представитель УФССП России по Орловской области Поцелуева А.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что должник - администрация г. Орла не исполнила в установленный законом срок решение суда, в связи с чем в отношении нее было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Поскольку должник не подтвердил, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, не представил доказательств действий, направленных на исполнение требований исполнительного документа, в связи с чем просила в удовлетворении заявленного иска отказать.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 11 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон, Закон об исполнительном производстве, Федеральный закон №229-ФЗ), если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных ст. 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В силу п. 12 ст. 30 указанного Закона, срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Как следует из п. 1 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
В соответствии с п. 2 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ от 02.10.2007, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в ч. 1 данной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей (п. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве).
В силу п. 6 ст. 112 Федерального закона №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», должник вправе в порядке, установленном Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Согласно п. 7 ст. 112 Закона, при отсутствии установленных ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно разъяснениям, данным в п. 75 Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.07.2001 №13-П «По делу о проверке конституционности положений пп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительский сбор по сути, относится к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично - правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Устанавливая меры взыскания штрафного характера, законодатель с учетом особенностей предмета регулирования может предусматривать различные формы вины и распределение бремени ее доказывания. При этом он должен соблюдать вытекающие из Конституции Российской Федерации общие принципы юридической ответственности, которые, по существу, относятся к основам правопорядка и оказывают непосредственное влияние на конституционно - правовой статус физических и юридических лиц в Российской Федерации. По смыслу ст. ст. 49, 50, 52 - 54 и 64 Конституции Российской Федерации, наличие вины как элемента субъективной стороны состава правонарушения - один из принципов юридической ответственности.
Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Принимая во внимание указанные выше нормы Федерального закона «Об исполнительном производстве», положения ст. 401 ГК РФ и правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, суд исходит из того, что не всякое неисполнение должником в установленный для добровольного исполнения срок требования исполнительного документа, дает основание для взыскания с него исполнительского сбора. Для применения данного вида ответственности должно быть установлено и доказано, что должник, имевший возможность в установленный срок исполнить требование исполнительного документа, умышленно или вследствие своей халатности, небрежности или не должной осмотрительности, необходимые действия не совершил.
Из материалов дела следует, что решением Советского районного суда г. Орла от 25.05.2015 были удовлетворены исковые требования прокурора Заводского района г.Орла в интересах Колеснева Э.Ю. к администрации г. Орла об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, и на администрацию города Орла возложена обязанность предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м. на состав семьи 1 человек (ФИО5) (л.д. 8-10).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Орловского областного суда от 22.07.2015 решение Советского районного суда г. Орла от 25.05.2015 было оставлено без изменения, а апелляционные жалобы администрации г.Орла и Департамента социальной защиты населения, опеки и попечительства Орловской области - без удовлетворения (л.д. 11-14).
Во исполнение вступившего в законную силу решения Советского районного суда г. Орла от 25.05.2015 судом (дата обезличена) был выписан и выдан исполнительный лист ФС (номер обезличен), на основании которого 2.09.2015 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области было возбуждено исполнительное производство (номер обезличен) в отношении должника администрации г. Орла о возложении обязанности предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в городе Орле общей площадью не менее 28-33 кв.м. на состав семьи 1 человек (ФИО5).
В соответствии с п. 2 данного постановления судебного пристава-исполнителя, должнику был установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления.
Кроме того, должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, предоставленный для добровольного исполнения исполнительного документа неимущественного характера, с него будет взыскан исполнительский сбор в размере 50000 рублей (п. 3 постановления о возбуждении исполнительного производства).
Указанное постановление получено должником 23.10.2015 (л.д. 42).
Обосновывая свои исковые требования, истец ссылался на то, что им приняты все возможные меры к исполнению решения суда.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации
В том числе, к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации относятся дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение (п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 №159-ФЗ).
Согласно ст. 6 Закона Орловской области от 06.12.2007 №727-ОЗ «О дополнительных гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Орловская область наделяет органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Орловской области на неограниченный срок государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 9 указанного Закона финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется за счет представляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Общий объем субвенций, предоставляемых местным бюджетам для финансового обеспечения переданных государственных полномочий, и их распределение по каждому муниципальному образованию устанавливаются законом Орловской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с 01.01.2014 приобретение жилых помещений возможно только путем открытых аукционов в электронной форме.
Как установлено в судебном заседании, на основании запроса судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области от 5.10.2015 о принятых мерах, направленных на исполнение требований исполнительного документа, письмом от 7.10.2015 администрацией г.Орла было сообщено о невозможности исполнения принятого в интересах ФИО5 решения суда от 25.05.2015 по причине недостаточности финансирования из бюджета Орловской области, а также о принимаемых мерах по исполнению требований исполнительного документа.
16.07.2015 в адрес Губернатора и Председателя Правительства Орловской области администрацией города Орла было направлено обращение, в котором указывалось, что на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до муниципального образования «Город Орел» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2015 г. в размере 37423123 руб. 22.06.2015 с МУП «Управление капитального строительства г.Орла» в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заключен муниципальный контракт №18 участия в долевом строительстве жилья на 1 однокомнатную квартиру по адресу: г.Орел, ул. Раздольная, д. 27А. 03.07.2015 с ОАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт №20 участия в долевом строительстве жилья на строительство 27 квартир по адресу: г. Орел, ул. Полковника Старинова, д. 5. Таким образом после передачи в марте 2016 г. построенных жилых помещений администрации города и регистрации права муниципальной собственности, будут исполнены решения суда, принятые в интересах 28 лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Однако, остаются не обеспеченными финансированием из бюджета Орловской области еще 30 решений суда в отношении лиц указанной категории граждан (2 решения приняты в 2014 г. и 28 решений – в 2015 г.). Кроме того, 116 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании «Город Орел», должны быть обеспечены специализированными жилыми помещениями в 2015 г. В связи с чем администрация г.Орла просила решить вопрос о выделении дополнительных денежных средств на указанные цели (л.д. 15).
27.11.2015 администрация г. Орла направила аналогичное обращение, в котором указала, что на осуществление переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до муниципального образования «Город Орел» доведены лимиты бюджетных обязательств на 2015 г. в размере 37423123 руб. 22.06.2015 с МУП «Управление капитального строительства г.Орла» в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе заключен муниципальный контракт №18 участия в долевом строительстве жилья на 1 однокомнатную квартиру по адресу: г.Орел, ул. Раздольная, д. 27А. 03.07.2015 с ОАО «Орелстрой» заключен муниципальный контракт №20 участия в долевом строительстве жилья на строительство 27 квартир по адресу: г. Орел, ул. Полковника Старинова, д. 5. Таким образом после передачи в марте 2016 г. построенных жилых помещений администрации города и регистрации права муниципальной собственности, будут исполнены решения суда, принятые в интересах 28 лиц из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В соответствии с дополнительно выделенными Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла лимитами бюджетных обязательств (уведомление от 21.08.2015 №224 в размере 6915,3 т.р.) были размещены муниципальные заказы на приобретение 5 однокомнатных квартир Однако, электронные аукционы по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, размещенные в соответствии с планом-графиком от 29.09.2015 из-за отсутствия заявок 29.10.2015 не состоялись. Управлению муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла справкой об изменении уведомления о лимитах бюджетных обязательств на 2015 год от 26.10.2015 №97 для указанной категории граждан дополнительно доведены денежные средства в размере 9355780 руб. Муниципальные заказы повторно размещены 18.11.2015 на общую сумму 17984200 руб., предусмотрев закупку 14 квартир. Однако в настоящее время необходимо приобрести 41 жилое помещение для исполнения судебных решений, вступивших в законную силу, в том числе, в пользу ФИО5 Кроме того, 116 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, состоящих на учете в муниципальном образовании «Город Орел», должны быть обеспечены специализированными жилыми помещениями в 2015 г., так как в соответствии с законодательством приобрели на это права, и ещё 53 человека приобретут такое право в 2016 году. Истцом было обращено внимание на то, что в 2016 году количество нуждающихся в обеспечении жильем возрастет за счет вновь принятых на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также за счет принятых судебных решений в интересах указанных граждан. В связи с чем администрация г. Орла просила решить вопрос о выделении дополнительных денежных средств на указанные цели (л.д. 16-18).
Администрация г.Орла обратилась в Советский районный суд г.Орла с заявление об отсрочке исполнения решения суда от 25.05.2015.
Определением Советского районного суда г.Орла от 17.12.2015 администрации г.Орла предоставлена отсрочка исполнения указанного решения до 1.05.2016 в связи с отсутствием достаточного финансирования из бюджета Орловской области для исполнения решения суда и предоставления ФИО5 соответствующего жилья.
8.02.2016 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области вынесено постановление о взыскании с администрац2ии г.Орла исполнительского сбора в размере 50 000 py6.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области от 24.02.2016 указанное постановление о взыскании исполнительно сбора было отменено в связи с предоставлением истцу судом отсрочки исполнения решения от 25.05.2015 до 1.05.2016.
04.03.2016 Главой администрации г. Орла Губернатору и Председателю Правительства Орловской области было направлено обращение с просьбой решить вопрос о выделении дополнительных денежных средств на приобретение жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором к ранее указанным основаниям дополнялось, что 16.12.2015 муниципальное образование «Город Орел» в соответствии с условиями контракта приняло квартиры (по адресу: г.Орел, ул. Раздольная, д. 27А. и г. Орел, ул. Полковника Старинова, д. 5) по актам приема-передачи. Ранее был оплачен аванс в сумме 10385540,55 руб. Для окончательно расчета с ОАО «Орелстрой» была направлена заявка от 22.12.2015 №2/5660 на финансирование оставшейся суммы муниципального контракта в размере 24134299,82 руб. Однако, данное обязательство своевременно исполнено не было, в связи с чем на 01.01.2016 сложилась кредиторская задолженность. Уведомлением от 29.12.2015 до Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла доведены бюджетные назначения на 2016 г. в размере 59557200 руб. на обеспечение жилищных прав лиц указанной категории. На оставшиеся денежные средства в размере 34459656 руб. Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г.Орла в соответствии с планом-графиком, предусмотрено в марте 2016 г. проведение электронного аукциона на приобретение 29 квартир. Все приобретенные жилые помещения будут предоставлены лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых приняты судебные решения в 2014-2015 гг. Однако остаются не обеспеченные финансированием еще 24 судебных решения, вступивших в законную силу. Кроме того, 147 лиц этой категории, состоящих на учете в администрации г.Орла, должны быть обеспечены жильем в 2016 г. (л.д. 19).
31.03.2016 администрацией г Орла заявлено о проведении электронного аукциона на определение поставщика для осуществления закупки 29 квартир по договору участия в долевом строительстве жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, который признан не состоявшимся (л.д. 24-26).
Определением Советского районного суда г. Орла от 12 мая 2016 года администрации г.Орла была предоставлена отсрочка исполнения решения от 25.05.2015, принятого в пользу ФИО5, до 1.12.2016 также по причине недостаточности выделенных из бюджета Орловской области денежных средств на приобретение жилых помещений и исполнения решений судов.
8.06.2016 и 18.07.2016 администрацией г. Орла повторно заявлено о проведении аукционов на закупку 40 квартир для данной категории лиц на денежные средства в размере 47530560 руб., которые согласно протоколам от 24.06.2016 и 5.08.2016 также признаны несостоявшимся по причине отсутствия заявок на участие в них (л.д. 27-30).
21.09.2016 администрацией г. Орла в четвертый раз было размещено извещение о проведении электронного аукциона на определение поставщика для осуществления закупки однокомнатных благоустроенных квартир у застройщика путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Электронный аукцион признан несостоявшимся из-за отсутствия заявок на участие в нем (л.д. 31-32).
2.11.2016 Главой администрации г. Орла Губернатору и Председателю Правительства Орловской области также было направлено обращение с просьбой решить вопрос о выделении дополнительных денежных средств для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приобретших такое право, жилыми помещениями, и на исполнение судебных решений, принятых в их интересах, в котором было указано, что для исполнения переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2016 г. из бюджета Орловской области выделены финансовые средства в размере 73927000 руб. За вычетом кредиторской задолженности, сложившейся по итогам 2015 г., размер выделенных средств составил 49028428 руб. Управлением муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла проведено 4 электронных аукциона по закупке жилых помещений. Согласно электронной документации на торгах предполагалась закупка 40 новых благоустроенных однокомнатных квартир. Объявленные аукционы не состоялись по причине отсутствия заявок. Проводится работы по организации очередных торгов. Однако, по состоянию на 01.11.2016 не исполнено 74 решений суда, вступивших в законную силу, из них 2 решения, принятых в 2014 г., 45 – в 2015 г., 27 – в 2016 г., в том числе, в отношении ФИО5 13 решений судов не вступили в законную силу. Кроме того, еще 90 лиц этой категории, состоящих на учете в администрации г. Орла, должны быть обеспечены жильем в 2016 г., и в 2017 г. приобретут право на предоставление специализированного жилого помещений еще 54 человека (л.д. 20-21).
Судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО6 2.11.2016 в адрес Главы администрации г.Орла было вынесено предупреждение об ответственности за неисполнение вступившего в законную силу решения суда или воспрепятствование его исполнению, а 2.12.2016 направлен запрос о принятых мерах, направленных на исполнение требований исполнительного документа.
3.11.2016 истцом были размещены 40 электронных аукционов на определении поставщика для осуществления закупки: «приобретение одной однокомнатной благоустроенной квартиры в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа», а 22 ноября 2016 года – извещения о проведении 39 электронных аукционов на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) для осуществлении аналогичной закупки, что подтверждается информацией Управления муниципального имущества и землепользования администрации г. Орла от 11.11.2016 и 29.11.2016 (л.д. 33-38).
30.11.2016 администрация г.Орла в третий раз обратилась в Советский районный суд г.Орла с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения от 25.05.2015 по иску прокурора Заводского района г.Орла в интересах ФИО5 к администрации г.Орла об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, которое было оставлено без удовлетворения определением Советского районного суда г.Орла от 11.01.2017, не согласившись с которым администрация г.Орла подала на него частную жалобу.
16.01.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области в рамках исполнительного производства (номер обезличен) от 2.09.2015 вынесено постановление о взыскании с администрации г. Орла исполнительского сбора в размере 50000 руб. (л.д. 43).
Указанное постановление получено истцом 22.06.2017 (л.д. 43).
2.02.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО6 в адрес Главы администрации (адрес обезличен) повторно было вынесено предупреждение об ответственности за неисполнение вступившего в законную силу решения суда или воспрепятствование его исполнению
Также постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области от 3.02.2017 был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству (номер обезличен)-ИП от 2.09.2015 – до 17.02.2017.
Письмом от 10.02.2017 администрацией г.Орла было сообщено судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО6 о невозможности исполнения в установленный срок принятого в интересах ФИО5 решения суда от 25.05.2015 по причине недостаточности денежных средств, выделяемых для этих нужд из бюджета Орловской области, а также о принимаемых мерах по исполнению требований исполнительного документа. Также истцом было указано, что в списке вынесенных Советским районным судом г. Орла решений по указанной категории лиц и не исполненных администрацией города, Колеснев Э.Ю. значится под №17. На 2017 год до муниципального образования «Город Орел» доведены лимиты бюджетных обязательств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 41 866 800 руб. Готовятся документы для проведения электронных торгов по приобретению жилых помещений для этой категории граждан, в том числе, для ФИО5
1.03.2017 судебным приставом-исполнителем МОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области ФИО6 в связи с неисполнением администрацией г.Орла в новый срок после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера о предоставлении ФИО5 жилого помещения, в отношении истца был составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и постановлением начальника отдела - старшим судебным приставом МОСП по особым исполнительным производствам УФССП по Орловской области от 14.03.2017 администрация г. Орла была привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30000 руб. Указанное постановление было обжаловано истцом в Советский районный суд г. Орла 3.07.2017 по мотивам отсутствия состава административного правонарушения ввиду объективной невозможности исполнения решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области от 14.04.2017 был установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству (номер обезличен) от 2.09.2015 – до 30.05.2017.
Письмом от 16.05.2017 администрацией г.Орла в третий раз было сообщено судебному приставу-исполнителю МОСП по ОИП УФССП России по Орловской области ФИО6 о принимаемых мерах по исполнению требований исполнительного документа о предоставлении ФИО5 благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, в котором также было указано, что на 2017 год до Муниципального образования «Город Орёл» доведены лимиты бюджетных обязательств на исполнение переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц из числа детей-сирот в размере 65 874 800 рублей. В связи с чем, администрацией города Орла 20.02.2017г. размещен электронный аукцион (номер обезличен) на закупку жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам аукциона заключен муниципальный контракт №5 от 30.03.2017 между администрацией г.Орла и АО «Управление капитального строительства г.Орла» на закупку 5 жилых помещений, расположенных в д. 71в по ул. 1-я Пушкарной. 2.05.2017 размещен электронный аукцион №0154300014617000206 на закупку жилых помещений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по результатам аукциона заключен муниципальный контракт №8 от 30.05.2017 между администрацией г.Орла и ПАО «Орелстрой» на закупку жилых помещений, расположенных в д. 1, корпус 1 и 2 по ул. Зареченская, в том числе для ФИО5
В судебном заседании представитель администрации г.Орла Полосухина Л.А. пояснила, что выделенных лимитов достаточно для обеспечения жильем ФИО5
05.06.2017 должнику установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа по исполнительному производству (номер обезличен)-ИП от 02.09.2015 – до 14.07.2017.
23.06.2017 администрация г.Орла обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая возникший спор, суд, учитывая разъяснения, данные в п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 №50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», выясняя вопрос о степени вины администрации г. Орла в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства, приходит к выводу, что представленными истцом доказательствами, оцененными по правилам ст. 67 ГПК РФ, бесспорно подтверждается, что должник не уклонялся от исполнения решения суда, в предоставленный срок реально исполнить решение суда не мог вследствие объективных причин, вызванных не только отсутствием финансирования в необходимом объеме, но и тем, что исполнение решения суда, связанное с приобретением жилого помещения для ФИО5, возможно только при соблюдении требований, установленных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что, в свою очередь, требует значительного времени, при этом, должником предпринимались все зависящие от него меры, направленные на своевременное исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что в течение установленного срока реальное исполнение решения суда о возложении обязанности предоставить ФИО5 благоустроенное жилое помещение было невозможно вследствие объективных обстоятельств, принимая во внимание отсутствие необходимого финансирования и что исполнение требований исполнительного документа возможно на основании государственных контрактов, заключение которых требует соблюдения установленной процедуры, порядка и сроков, и заявителем представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение судебного акта, в связи с чем считает доказанным факт отсутствия вины должника в неисполнении решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок для добровольного исполнения.
При этом суд также учитывает, что постановлением от 07.05.2015 ФИО5 предоставлялось жилое помещение из специализированного (маневренного) фонда.
Помимо этого, суд учитывает, что в настоящее время заключен муниципальный контракт на закупку жилых помещений, в том числе, для ФИО5
В связи с чем исковые требование администрации г. Орла об освобождении ее от взыскания исполнительского сбора подлежит удовлетворению.
Согласно ч. 8 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 №-229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение суда о полном или частичном удовлетворении требований об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора обращается к немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования администрации г. Орла к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Орловской области об освобождении от уплаты исполнительского сбора удовлетворить.
Освободить администрацию г. Орла от взыскания исполнительского сбора, наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по особым исполнительным производствам Управления Федеральной службы судебных приставов по Орловской области от 16.01.2017 по исполнительному производству (номер обезличен)-ИП в размере 50000 руб.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 30.07.2017.
Судья В.В. Каверин