Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Среднеахтубинский районный суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-151\11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 марта 2011 года
Среднеахтубинский райсуд Волгоградской области в составе :
Председательствующего судьи : Овсиенко И.В.
С участием помощника прокурора Среднеахтубинского района : Фарсяна В.В.
При секретаре : Лаптиевой А.С.
Рассмотрев в р.п. Средняя Ахтуба в открытом судебном заседании дело по иску и.о.прокурора Среднеахтубинского района в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации-Волгоградской области к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3 о признании незаконным постановления о предоставлении в собственность (бесплатно) земельного участка, о признании незаконным договора купли-продажи земельного участка, и о признании недействительной записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
УСТАНОВИЛ :
И.о.прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц и субъекта Российской Федерации-Волгоградской области обратился в суд с иском к администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, ФИО1, ФИО2, ФИО3, в котором просил : признать постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от 28 апреля 2010 года № 1152 «О предоставлении гр. ФИО1 в собственность (бесплатно) земельного участка, расположенного по адресу : » незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания ; признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу : ; признать незаконным и недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО2 ; признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу : ; признать незаконным и недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и ФИО3 ; признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО3 на земельный участок, расположенный по адресу : , в обоснование своего иска указывая на то, что прокуратурой Среднеахтубинского района проведена проверка соблюдения администрацией Среднеахтубинского муниципального района требований земельного законодательства при предоставлении в собственность гражданам земельных участков, в ходе которой было установлено, что постановлением главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от 28 апреля 2010 года № 1152 принято решение о предоставлении ФИО1 в собственность (бесплатно) земельного участка, расположенного по адресу : . Данное постановление является незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания, а зарегистрированное право собственности на земельный участок за ФИО1, а в последующем - за ФИО2 и ФИО3, должно быть признано отсутствующим по следующим основаниям. Вышеуказанный земельный участок, предоставленный администрацией Среднеахтубинского муниципального района ФИО1, отнесенный к категории земель населенных пунктов, находится на территории Природного парка «Волго-Ахтубинская пойма». В соответствии с ч. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов. В силу положений п. «в» ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений особо охраняемые природные территории разделяются на категории, к числу которых отнесены природные парки. Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Перечень особо охраняемых природных территорий регионального значения утвержден постановлением главы администрации Волгоградской области от 04 июля 2006 года № 805 «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области», в число которых входит территория Государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» площадью 63212,43 га. ( п. 20 Перечня). Постановлением главы администрации Волгоградской области от 05 июня 2000 года № 404 «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на территории Волгоградской области было создано государственное учреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». В соответствии с п. 1 постановления главы администрации Волгоградской области от 26 апреля 2002 года № 339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», были утверждены прилагаемые границы государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма». В связи с утверждением Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма» постановление главы администрации Волгоградской области от 26 апреля 2002 года № 339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» признано утратившим силу. Пунктом 1.3 указанного Положения, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года № 917, установлено, что территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области. Частью 2 ст. 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ, ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий. В силу положений п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов. Аналогичная правовая позиция о недопустимости предоставления земельных участков с особым режимом использования приведена в Определении Верховного Суда РФ от 20 января 2010 года № 18-Впр09-94. Согласно схеме и описанию границ, а также документов кадастрового учета, земельный участок, расположенный по адресу : , расположен на особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства администрацией Среднеахтубинского муниципального района ФИО1 на основании постановления от 28 апреля 2010 года за № 1152 был предоставлен в собственность ( бесплатно) земельный участок, ограниченный в обороте, что, в свою очередь, является прямым нарушением норм действующего законодательства. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись № №, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № №. Проверкой также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Л., действующего от имени и в интересах ФИО1 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и ФИО2 заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому продавец передает, а покупатель принимает в собственность земельный участок, расположенный по адресу : . В соответствии с п. 3 указанного договора, площадь вышеуказанного земельного участка составляет кв.м., разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель-земли населенных пунктов, особый режим использования земли-особо охраняемая природная территория Волго-Ахтубинской поймы. Таким образом, ФИО1 и ФИО2 при заключении данного договора было известно, что земельный участок, расположенный по адресу : , расположен на особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись № №, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № №. ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и Х., действующей от имени и в интересах ФИО3 на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, был заключен договор купли-продажи земельного участка, согласно которому продавец передает, а покупатель принимает в собственность земельный участок, расположенный по адресу : . ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись № №, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № №. При таких обстоятельствах прокуратура Среднеахтубинского района считает, что администрация Среднеахтубинского муниципального района не вправе была распоряжаться землями особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы путём вынесения оспариваемого постановления от 28 апреля 2010 года № 1152 «О предоставлении гр. ФИО1 в собственность (бесплатно) земельного участка, расположенного по адресу : », в связи с чем, прокуратура района считает, что оспариваемое постановление является незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания, так как постановление принято в нарушение вышеуказанных норм материального права. Из договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ видно, что основанием для совершения сделки послужило незаконное постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от 28 апреля 2010 года № 1152. Указанные договоры купли-продажи земельного участка, заключенные между ФИО1 и ФИО2, между ФИО2 и ФИО3, также заключены ответчиками в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства. В силу положений ст. 168 ГК РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. Частью 1 статьи 167 ГК РФ установлено, что недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. Так как сделка по продаже указанного земельного участка не соответствует требованиям закона, то в силу ст.ст. 168, 167 ГК РФ, она является ничтожной с момента ее совершения и поэтому данная сделка не может порождать правовых последствий, в том числе по передаче имущества от продавца к покупателю и последующей государственной регистрации этой сделки. В связи с изложенным, также являются недействительными записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правообладателях ФИО1, ФИО2 и ФИО3, за которым в настоящее время зарегистрировано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу : .
Впоследствии и.о.прокурора Среднеахтубинского района исковые требования были уточнены, в связи с чем, и.о. прокурора Среднеахтубинского района по изложенным выше основаниям просит: признать постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от 28 апреля 2010 года № 1152 «О предоставлении гр. ФИО1 в собственность (бесплатно) земельного участка, расположенного по адресу : » незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания ; признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу : ; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и ФИО2, в силу его ничтожности и применить последствия недействительности ничтожной сделки ; признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу : ; признать недействительным договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО2 и ФИО3, в силу его ничтожности и применить последствия недействительности ничтожной сделки ; признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО3 на земельный участок, расположенный по адресу : .
В судебном заседании представитель прокуратуры Среднеахтубинского района - помощник прокурора Среднеахтубинского района Фарсян В.В. уточненные исковые требования и.о. прокурора Среднеахтубинского района поддержал в полном обьеме.
Представитель ответчика- администрации Среднеахтубинского муниципального района - ФИО4 против удовлетворения исковых требований и.о. прокурора Среднеахтубинского района возражала и суду пояснила, что администрацией Среднеахтубинского муниципального района 09 октября 2009 года в газете «Звезда» № 78 (10835) было опубликовано извещение о намерении предоставить в собственность земельный участок, расположенный по адресу : , площадью кв.м., для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель-земли населенных пунктов. В соответствии с п. 3.4 Положения о порядке предоставления земельных участков на территории Среднеахтубинского муниципального района из земель, находящихся в муниципальной собственности и право распоряжения которыми предоставлено органам местного самоуправления, утвержденного Решением Среднеахтубинской районной Думы от 28 сентября 2006 года № 12\94 ( в редакции от 18 марта 2010 года № 9\59), для предоставления земельных участков заинтересованные лица подают заявление на имя главы администрации Среднеахтубинского муниципального района произвольной формы или рекомендованной формы. В заявлении в обязательном порядке должны быть указаны фамилия, имя, отчество физического лица, подающего заявление, место расположения и ориентировочная площадь земельного участка, намерения по его использованию и вид испрашиваемого права, дата подачи заявления и подпись заинтересованного лица. Согласно ст. 34 Земельного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации. Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. 28 апреля 2010 года администрацией Среднеахтубинского муниципального района было вынесено постановление № 1152 «О предоставлении гр. ФИО1 в собственность (бесплатно) земельного участка, расположенного по адресу : ». ФИО1 были выполнены все условия, предусмотренные п. 3.4 Решения Среднеахтубинской районной Думы для подачи заявления о предоставлении в собственность (бесплатно) земельного участка. Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества, ФИО1 сделана запись о регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ № №, то есть до вступления в силу п. 3.2. Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года № 917, согласно положениям которого, территория природного парка располагается на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей. Согласно Закону Волгоградской области № 1117-ОД от 10 ноября 2005 года «О внесении изменений в Закон Волгоградской области от 04 апреля 2003 года № 809-ОД «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно», в соответствии со ст. 1, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предоставляются в собственность (бесплатно) однократно земельные участки. В связи с чем, просит и.о. прокурора Среднеахтубинского района в иске отказать.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещен, письменно известил суд о рассмотрении дела в его отсутствие ( л.д.165), ранее письменно уведомил суд о своём несогласии с иском ( л.д.99).
Ответчик ФИО2 и её представитель ФИО5 с иском не согласны, так как считают, что ФИО2 является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
Ответчик ФИО3 и его представители ФИО6 и ФИО7 с иском не согласны, так как считают, что ФИО3 является добросовестным приобретателем спорного земельного участка.
Представитель 3-го лица -Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещен, ранее предоставил суду свои письменные объяснения по существу иска из которых следует, что ДД.ММ.ГГГГ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу : , на основании постановления администрации Среднеахтубинского муниципального района № 1152 от 28 апреля 2010 года. ДД.ММ.ГГГГ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности ФИО2 на указанный объект недвижимого имущества на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО1 и ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в Едином Государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним было зарегистрировано право собственности ФИО3 на вышеназванный земельный участок на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ФИО2 и ФИО3 Документы, представленные заявителями на государственную регистрацию, содержали необходимую информацию для внесения сведений в ЕГРП, на момент государственной регистрации не были признаны недействительными, следовательно, у Управления отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в соответствии со ст. 20 Закона о регистрации.
Судом к участию в деле в качестве 3-х лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Государственное учреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», Комитет по земельным ресурсам города Волгограда, администрация Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района.
Представитель 3-го лица - ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» ФИО8 считает исковые требования и.о. прокурора обоснованными и суду пояснила, что природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» является собственностью субъекта Российской Федерации - Волгоградской области. 31 марта 2010 года на основании постановления главы администрации Волгоградской области от 26 апреля 2002 года № 339 «Об утверждении границ Государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» границы природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» были поставлены на кадастровый учёт. Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» в собственности земель, как объектов недвижимости, не имеет, а имеет территорию, на которой данный парк располагается. Земельный участок, расположенный по адресу : , находится в границах природного парка «Волго-Ахтубинская пойма».
Представитель 3-го лица- Комитета по земельным ресурсам города Волгограда в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещен, возражений по существу иска не представил.
Представитель 3-го лица -администрации Ахтубинского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного разбирательства был надлежаще извещен, ранее представил суду свои письменные пояснения по существу иска ( л.д.107), из которых следует, что администрация Ахтубинского сельского поселения поддерживает исковые требования и.о. прокурора Среднеахтубинского района и просит их удовлетворить в полном объёме, а также поясняет, что в настоящее время, согласно Закону Волгоградской области № 1040-ОД от 05 мая 2005 года «Об установлении границ и наделения статусом Среднеахтубинского района и муниципальных образований в его составе», границы посёлка Колхозная Ахтуба установлены согласно картографическому описанию, но чётких границ посёлок Колхозная Ахтуба не имеет и, согласно Соглашения, заключенного между органом местного самоуправления поселения и органом местного самоуправления муниципального района о передаче осуществления части полномочий, от 09 июня 2010 года, установлением границ посёлка Колхозная Ахтуба занимается орган местного самоуправления муниципального района. Рядом с земельными участками, расположенными по адресу : , находится противопаводковый вал, который также не имеет границ и кадастрового паспорта, однако, в настоящее время администрация Ахтубинского сельского поселения занимается оформлением данного противопаводкового вала в свою собственность, в связи с чем, ею на имя главы администрации Среднеахтубинского муниципального района 16 февраля 2011 года было направлено письмо, к которому были приложены схема расположения земельного участка на кадастровом плане противопаводкового вала и технический паспорт, с просьбой об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане по адресу : , так как данные полномочия согласно вышеуказанного Соглашения были переданы органам местного самоуправления муниципального района. После согласования и утверждения главой Среднеахтубинского муниципального района вышеуказанной схемы будет произведено межевание противопаводкового вала и в случае удовлетворения исковых требований и.о. прокурора противопаводковый вал в посёлке Колхозная Ахтуба будет поставлен на кадастровый учёт.
Выслушав объяснения представителя прокуратуры Среднеахтубинского района - помощника прокурора Среднеахтубинского района Фарсяна В.В., представителя ответчика - администрации Среднеахтубинского муниципального района ФИО4, ответчика ФИО2 и её представителя ФИО5, ответчика ФИО3 и его представителей ФИО6 и ФИО7, представителя 3-го лица - ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» ФИО8, изучив материалы дела, суд считает исковые требования и.о. прокурора Среднеахтубинского района обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Конституции РФ, граждане вправе иметь в частной собственности землю.
Согласно ч. 1 ст. 6 Земельного кодекса РФ, объектами земельных отношений являются земля и земельные участки.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса РФ, оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом РФ.
Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом РФ, федеральными законами.
Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий.
В соответствии с ч.1 ст. 95 Земельного кодекса РФ, к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе, природных парков.
Согласно ч. 2 статьи 95 Земельного кодекса РФ, земли особо охраняемых природных территорий могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
В соответствии с п. «в» ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий : природные парки.
Согласно ч. 6 ст. 2 того же Закона, особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 21 того же Федерального закона, конкретные особенности, зонирование и режим каждого природного парка определяется положением об этом природном парке, утверждаемым органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и соответствующими органами местного самоуправления.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 05 июня 2000 года № 404 «О создании государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» на территории Волгоградской области было создано Государственное учреждение «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
В силу ст.ст. 2,5 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года № 641-ОД «Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области», территория природного парка является особо охраняемой природной территорией регионального значения, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют природоохранное, научное, культурное, рекреационное и оздоровительное значение и для которых установлен режим особой охраны.
В соответствии с п. 1 постановления главы администрации Волгоградской области от 26 апреля 2002 года № 339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», были утверждены прилагаемые границы государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
В связи с утверждением главой администрации Волгоградской области Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», постановление главы администрации Волгоградской области от 26 апреля 2002 года № 339 «Об утверждении границ государственного учреждения «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» признано утратившим силу.
В силу п.п. 1.3, 1.4 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 года № 917, а также, согласно приложения 1 к постановлению главы администрации Волгоградской области от 04 июля 2006 года № 805 «Об утверждении перечней особо охраняемых природных территорий Волгоградской области», территория природного парка «Волго-Ахтубинская пойма» является особо охраняемой территорией регионального значения и находится в ведении Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области.
В силу п. 3.2 Положения о природном парке «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17.06.2010 года № 917, территория природного парка располагается на землях различных форм собственности без изъятия у правообладателей.
В силу положений п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий и объектов.
Судом установлено следующее.
Согласно схеме и описанию границ, а также документов кадастрового учета, а именно кадастрового паспорта земельного участка, расположенного по адресу : , от ДД.ММ.ГГГГ ( л.д.7-8), указанный земельный участок площадью кв.м. +\- 14 кв.м. относится к категории земель населенных пунктов с разрешенным использованием - для ведения личного подсобного хозяйства, расположен на особо охраняемой природной территории ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» и ограничивается в обороте.
Указанное обстоятельство подтверждается также справкой ГУ «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» от 01 марта 2011 года № 119, из которой следует, что земельный участок, расположенный по адресу : , расположен в границах природного парка «Волго-Ахтубинская пойма», утвержденных постановлением главы администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года № 917, а также письмом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от 03 июня 2010 года, из которого следует, что сведения о территориальной зоне "Волго-Ахтубинская пойма" внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", землеустроительное дело сформировано и находится на хранении в государственном фонде данных.
Таким образом, судом установлено, что спорный земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», ограничен в обороте, в связи с чем, он не может быть объектом сделок, связанных с отчуждением, и не может быть предоставлен в частную собственность.
Вместе с тем, как установлено судом, администрацией Среднеахтубинского муниципального района на основании постановления от 28 апреля 2010 года за № 1152 земельный участок, расположенный по адресу : , был предоставлен в собственность (бесплатно) ФИО1 ( л.д.9).
Таким образом, судом установлено, что ФИО1 администрацией Среднеахтубинского муниципального района, которая не вправе была распоряжаться землями особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы, в нарушение указанных выше требований действующего законодательства был предоставлен в собственность ограниченный в обороте земельный участок.
Помимо этого судом установлено, что администрацией Среднеахтубинского муниципального района при предоставлении указанного выше земельного участка ФИО1 был нарушен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, предусмотренный статьей 34 Земельного кодекса РФ, а именно в газете «Звезда» от 09 октября 2009 года № 78 (10835) ( л.д.71) в опубликованной информации о предоставлении земельного участка, расположенного по адресу : , не было указано, на каких условиях ( за плату или бесплатно) этот участок предоставляется.
На основании изложенного, суд считает постановление администрации Среднеахтубинского муниципального района от 28 апреля 2010 года № 1152 «О предоставлении гр. ФИО1 в собственность ( бесплатно) земельного участка, расположенного по адресу : » незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания.
Судом также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись № №, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № № ( л.д.12).
Поскольку судом постановление администрации Среднеахтубинского муниципального района от 28 апреля 2010 года № 1152 «О предоставлении гр. ФИО1 в собственность ( бесплатно) земельного участка, расположенного по адресу : » признано незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания, суд считает, что ФИО1 регистрация своего права собственности на указанный земельный участок на основании незаконного постановления также произведена незаконно, в связи с чем, суд считает необходимым признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу : .
Согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.38), Л., действующим от имени и в интересах ФИО1, земельный участок, расположенный по адресу : , был продан ФИО2 за рублей. Сделка купли - продажи зарегистрирована в Среднеахтубинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРП произведена запись о регистрации № №.
В соответствии с п. 3 указанного договора, площадь вышеуказанного земельного участка составляет кв.м., разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства, категория земель-земли населенных пунктов, особый режим использования земли-особо охраняемая природная территория «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма».
Таким образом, ФИО2 при заключении данного договора было известно, что земельный участок, расположенный по адресу : , расположен на особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы, в связи с чем, суд считает, что в данном случае в отношении ФИО2 правила о добросовестном приобретателе распространяться не могут.
Поскольку основанием для совершения сделки, заключенной ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2, послужило незаконное постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от 28 апреля 2010 года № 1152, в связи с чем, регистрация права собственности на указанный земельный участок за ФИО1 также произведена незаконно, то впоследствии у ФИО1 отсутствовали какие-либо основания для отчуждения данного земельного участка кому-либо, в связи с чем, договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу : , заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2, является ничтожным в силу ст.168 ГК РФ, как противоречащий требованиям закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 166 ГК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным настоящим Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
В соответствии со ст. 168 Гражданского кодекса РФ, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 167 Гражданского кодекса РФ, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В соответствии с ч. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость в деньгах - если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
На основании изложенного, суд также считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования и.о. прокурора Среднеахтубинского района о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу : , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2, в силу его ничтожности.
В связи с недействительностью сделки, суд считает необходимым применить последствия недействительности сделки и обязать : ФИО1 возвратить ФИО2 рублей, полученные им по сделке, а ФИО2 возвратить ФИО1 земельный участок площадью кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу : .
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись № №, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № № ( л.д.12), суд считает необходимым признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу : , так как сделка по купле-продаже указанного земельного участка не соответствует требованиям закона и является ничтожной с момента ее совершения и поэтому не может порождать правовых последствий, в том числе по передаче имущества от продавца к покупателю и последующей государственной регистрации этой сделки.
Судом также установлено, что согласно договору купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11), Х., действующей от имени и в интересах ФИО3, земельный участок, расположенный по адресу : , был приобретён у ФИО2 за рублей. Сделка купли - продажи зарегистрирована в Среднеахтубинском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРП произведена запись о регистрации № №.
Согласно пункту 4 указанного договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, отчуждаемый земельный участок принадлежит продавцу на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, ФИО3 при заключении данного договора было известно, что земельный участок, расположенный по адресу : , расположен на особо охраняемой природной территории Волго-Ахтубинской поймы, в связи с чем, суд считает, что в данном случае в отношении ФИО3 правила о добросовестном приобретателе распространяться не могут.
Поскольку основанием для совершения сделок, заключенных ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2 и ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3, послужило незаконное постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района от 28 апреля 2010 года № 1152, в связи с чем, регистрация права собственности на указанный земельный участок за ФИО1 также произведена незаконно, то впоследствии у ФИО1, а затем у ФИО2, отсутствовали какие-либо основания для отчуждения данного земельного участка кому-либо, в связи с чем, договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу : , заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3, является ничтожным в силу ст.168 ГК РФ, как противоречащий требованиям закона.
На основании изложенного, суд также считает обоснованными и подлежащими удовлетворению исковые требования и.о. прокурора Среднеахтубинского района о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу : , заключенного ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3, в силу его ничтожности.
В связи с недействительностью сделки, суд считает необходимым применить последствия недействительности сделки и обязать : ФИО2 возвратить ФИО3 рублей, полученные ею по сделке, а ФИО3 возвратить ФИО2 земельный участок площадью кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу : .
Поскольку ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 зарегистрировано право собственности на указанный земельный участок, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана регистрационная запись № №, что подтверждается выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ № № ( л.д.12), суд считает необходимым признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО3 на земельный участок, расположенный по адресу : , так как сделка по купле-продаже указанного земельного участка не соответствует требованиям закона и является ничтожной с момента ее совершения и поэтому не может порождать правовых последствий, в том числе по передаче имущества от продавца к покупателю и последующей государственной регистрации этой сделки.
Кроме того, во исполнение применения последствий недействительности сделки, суд также считает необходимым обязать ФИО1 передать земельный участок площадью кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу : , администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
При этом суд считает необоснованными доводы представителей ответчиков ФИО2 и ФИО3 о том, что, поскольку спорный земельный участок относится к землям населенных пунктов и входит в границы населенного пункта -поселка Колхозная Ахтуба, то он может быть предоставлен в собственность, так как в Земельном кодексе РФ или ином Федеральном законе отсутствует указание на возможность передачи в собственность земельного участка, входящего в состав особо охраняемой природной территории, хотя бы при этом относящегося к землям населенных пунктов, расположенных в пределах данной особо охраняемой природной территории, кроме того, как установлено судом, до настоящего времени границы населённого пункта -посёлка Колхозная Ахтуба в соответствии с действующим законодательством не установлены, тогда как природный парк «Волго-Ахтубинская пойма» имеет границы, которые поставлены на кадастровый учёт до издания главой администрации Волгоградской области постановления № 917 от 17 июня 2010 года.
Также суд считает необоснованными и доводы представителей ответчика ФИО3 о том, что доказательств того, что спорный земельный участок ограничен в обороте, суду не представлено, поскольку судом установлено, что спорный земельный участок входит в состав особо охраняемой природной территории «Природный парк «Волго-Ахтубинская пойма», в связи с чем, ограничен в обороте.
Доводы представителя ответчика ФИО3-ФИО6 о том, что прокурором пропущен трёхмесячный срок, установленный ст. 256 ГПК РФ, для обращения в суд с таким иском, в связи с чем, в удовлетворении его иска следует отказать, необоснованны, так как статья 256 ГПК РФ предусматривает указанный срок для обращения в суд гражданина с заявлением о нарушении его прав и свобод, вместе с тем, ГПК РФ не ограничивает в таких случаях какими-либо сроками прокурора для обращения в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц и субъектов Российской Федерации.
Также суд, в соответствии со ст. 88 ГПК РФ, считает необходимым взыскать с ответчиков ФИО1, ФИО2, ФИО3 судебные расходы, связанные с рассмотрением дела, в виде государственной пошлины в доход государства в размере 4750 рублей с каждого.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать постановление главы администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 28 апреля 2010 года № 1152 «О предоставлении гр. ФИО1 в собственность ( бесплатно) земельного участка, расположенного по адресу : » незаконным, не действующим и не подлежащим применению с момента его издания.
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО1 на земельный участок, расположенный по адресу : .
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу : , заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ФИО2, в силу его ничтожности.
Применить последствия недействительности сделки, обязав ФИО1 возвратить ФИО2 рублей, полученные им по сделке.
Обязать ФИО2 возвратить ФИО1 земельный участок площадью кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу : .
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО2 на земельный участок, расположенный по адресу : .
Признать недействительным договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу : заключенный ДД.ММ.ГГГГ между ФИО2 и ФИО3, в силу его ничтожности.
Применить последствия недействительности сделки, обязав ФИО2 возвратить ФИО3 рублей, полученные ею по сделке.
Обязать ФИО3 возвратить ФИО2 земельный участок площадью кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу : .
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности за ФИО3 на земельный участок, расположенный по адресу : .
Обязать ФИО1 передать земельный участок площадью кв.м., кадастровый номер №, расположенный по адресу : , администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.
Взыскать с ФИО1 государственную пошлину в доход государства в размере 4 750 рублей.
Взыскать с ФИО2 государственную пошлину в доход государства в размере 4 750 рублей.
Взыскать с ФИО3 государственную пошлину в доход государства в размере 4 750 рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами в кассационном порядке в Волгоградский областной суд через Среднеахтубинский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий судья (подпись) Овсиенко И.В.
Полный текст решения изготовлен судьей на компьютере 25 марта 2011 года.
Председательствующий судья (подпись) Овсиенко И.В.
Копия верна :
Судья : Овсиенко И.В.
Секретарь : Фуфачева Г.Б.