Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Тамбова в составе:
Председательствующего судьи Воронцовой Е.С.
При секретаре Дмитриевой Е.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-151/16 по иску прокурора Октябрьского района г.Тамбова в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Тамбова о признании бездействия незаконным и обязании организовать выполнение работ по проведению капитального ремонта фасада (в том числе балконных плит), сети холодного водоснабжения, ступени и входной площадки многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г.Тамбова обратился с иском в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ в интересах неопределенного круга лиц к Администрации г.Тамбова, указав, что по результатам прокурорской проверки выявлены нарушения жилищных прав жителей многоквартирного дома № ***. Данный дом имеет статус общежития и числится в реестре муниципального имущества на основании постановления мэра г.Тамбова от 01.04.1994 № 670, ранее принадлежал ТОО «Тамбовский завод ***». Согласно информации МКУ «Долговой центр» в доме приватизировано 13 жилых помещений, первое из которых было приватизировано в 2010 году. По поручению прокуратуры района Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области проведено обследование дома, в ходе которого установлено: система холодного водоснабжения выполнена из стального трубопровода, на котором наблюдается образование конденсата, следы коррозии, местами видны капельные течи, в том числе, на запорной арматуре; фасад дома находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдается сильное разрушение штукатурного слоя, видны открытые участки кирпичной кладки, шлакоблоков, которые подвержены разрушению; с торца здания происходит разрушение балконной плиты, видны открытые участки армирования, происходит выпадение отдельных участков бетонирования плиты; кирпичное ограждение приямков у продухов подвала, парапет входных ступеней и вход в подвал подвержены значительному разрушению, выпадают отдельные участки бетонной кладки; ступени и входная площадка выполнены из досок и находятся в неудовлетворительном (ветхом) состоянии. Кроме того, по поручению прокуратуры района 09.06.2015 проведено выездное заседание межведомственной комиссии по вопросу соответствия дома требованиям, предъявляемым к жилому помещению. По итогам межведомственной комиссией принято решение о даче заключения о необходимости проведения капитального ремонта дома с целью приведения утраченных в процессе характеристик. Согласно информации Администрации г. Тамбова с момента принятия дома в муниципальную собственность в отношении общего имущества производился лишь капитальный ремонт кровли, что недостаточно для поддержания дома в состоянии, соответствующем предъявляемым нормативным требованиям.Поскольку на момент приватизации общее имущество в доме уже находилось в неудовлетворительном состоянии прокурор просит суд на основании ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации признать бездействие Администрации г.Тамбова незаконным и обязать данного ответчика организовать выполнение работ по проведению капитального ремонта фасада (в том числе балконных плит), сети холодного водоснабжения, ступени и входной площадки многоквартирного дома № ***.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г.Тамбова Карпухина Ю.А. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указывая, что бремя содержания жилых помещений многоквартирного дома № ***, в том числе проведение капитального ремонта, должно возлагаться на собственников квартир. Администрация г.Тамбова должна принимать участие лишь в софинансировании ремонта соразмерно муниципальной доле. Считала, что истцом не представлено доказательств необходимости проведения капитальных работ дома на момент приватизации гражданами жилых помещений. Кроме того, полагала, что истцом пропущен трехлетний срок исковой давности на судебную защиту, исчисляя его с начала приватизации жилых помещений 2010 года. Сообщила, что согласно постановлению администрации Тамбовской области от 25.11.2013 № 1359 «Об утверждении Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Тамбовской области, на период 2014 – 2043 годов» проведение капитального ремонта по рассматриваемому дому запланировано на 2020 – 2023 годы.
Третьи лица ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 в судебном заседании просили удовлетворить исковые требования прокурора, пояснив, что состояние многоквартирного дома № *** задолго до приватизации квартир требовало проведение капитального ремонта. Жильцы дома неоднократно обращались с письменными заявлениями в адрес ответчика с требованиями осуществить ремонтные работы, однако каких-либо мер Администрацией г.Тамбова не принято в связи с отсутствием бюджетных средств. До настоящего времени выполнен лишь ремонт кровли дома.
Третьи лица ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом. ФИО13 и ФИО14 в представленном в суд заявлении просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с указанным Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда.
Из данной нормы следует, что обязанность по производству капитального ремонта жилых помещений многоквартирного дома, возникшая у бывшего наймодателя (органа государственной власти или органа местного самоуправления) и не исполненная им на момент приватизации гражданином занимаемого в этом доме жилого помещения, сохраняется до исполнения обязательства.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 № 389-О-О, определяя в Законе Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации» основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, федеральный законодатель, руководствуясь принципами социального государства и поддержания доверия граждан к действиям публичной власти, в целях обеспечения дополнительных гарантий права на приватизацию для граждан, занимающих жилые помещения в домах, требующих капитального ремонта, предусмотрел сохранение за бывшим наймодателем обязанности производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда (статья 16). Это законоположение, как и ранее указывал Конституционный Суд Российской Федерации, направлено на защиту имущественных и жилищных прав названной категории граждан (определения от 19 октября 2010 года №1334-О-О и от 14 июля 2011 года № 886-О-О).
С 01.03.2005 введен в действие Жилищный кодекс Российской Федерации, ст. 158 которого предусматривает, что собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Норма, возлагающая на собственника обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества, содержится также в ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Исходя из системного толкования указанных норм закона следует, что только после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
В судебном заседании установлено, что постановлением мэрии г.Тамбова от 01.04.1994 № 670 (с изменениями постановлением мэра г.Тамбова от 18.06.2001 № 3202) дом по ул. *** (общежитие) принят в муниципальную собственность от ТОО «Тамбовский завод ***». В доме приватизировано 13 жилых помещений, первое из которых (комната № 4) было приватизировано в 2010 году.
В соответствии с актом обследования от 19.10.1989 рассматриваемый дом сдан в эксплуатацию в 1959 году. С указанного времени капитальный ремонт дома не производился, при этом согласно выводов комиссии такой вид ремонта необходим с отселением жильцов (л.д. 78-79).
Из сообщений Администрации г.Тамбова от 14.04.2010, 10.08.2010, 11.09.2009, 26.09.2009, 12.05.2006, осуществить комплексные работы по капитальному ремонту дома, в том числе фасада дома с заменой входных ступеней, устройством козырька над входом не представляется возможным из-за дефицита средств в бюджете городского округа – город Тамбов.
Согласно пояснений жильцов указанного дома, а также представителя ответчика по доверенности ФИО1 до настоящего времени Администрацией г.Тамбова как бывшим наймодателем организованы ремонтные работы дома лишь в отношении его кровли.
Управлением государственного жилищного надзора Тамбовской области в результате проверки технического состояния конструктивных элементов указанного дома установлено: система холодного водоснабжения выполнена из стального трубопровода, на котором наблюдается образование конденсата, следы коррозии, местами видны капельные течи, в том числе, на запорной арматуре; фасад дома находится в неудовлетворительном состоянии, наблюдается сильное разрушение штукатурного слоя, видны открытые участки кирпичной кладки, шлакоблоков, которые подвержены разрушению; с торца здания происходит разрушение балконной плиты, видны открытые участки армирования, происходит выпадение отдельных участков бетонирования плиты; кирпичное ограждение приямков у продухов подвала, парапет входных ступеней и вход в подвал подвержены значительному разрушению, выпадают отдельные участки бетонной кладки; ступени и входная площадка выполнены из досок и находятся в неудовлетворительном (ветхом) состоянии (л.д. 10 – 13).
В судебном заседании специалист Управления государственного жилищного надзора Тамбовской области ФИО15 пояснил, что перечисленные технические недостатки свидетельствуют о неудовлетворительном состоянии дома, требующим проведение капитального ремонта. Оценив характер повреждений конструктивных элементов дома, предположил, что их возникновение произошло до 2010 года.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что на момент первой приватизации дом по ул. *** нуждался в проведении капитального ремонта и, следовательно, на Администрацию г.Тамбова, как бывшего наймодателя, в силу вышеуказанных норм закона возлагается обязанность по проведению.
Разрешая заявление ответчика о пропуске истцом срока исковой давности, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Прокурор Октябрьского района г.Тамбова обратился в суд с настоящим исковым заявлением 08.09.2015, обосновывая свои требования результатами проверки обращения ФИО16 от 04.04.2015. Суд считает, что сроки исковой давности должны исчисляться с указанного времени, следовательно, на момент обращения в суд они не пропущены.
С учетом установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу, что бездействие Администрации г.Тамбова следует признать незаконным и обязать Администрацию г.Тамбова организовать выполнение работ по проведению капитального ремонта фасада (в том числе балконных плит), сети холодного водоснабжения, ступени и входной площадки многоквартирного дома № ***.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Октябрьского района г.Тамбова удовлетворить.
Признать бездействие Администрации г.Тамбова незаконным.
Обязать Администрацию г.Тамбова организовать выполнение работ по проведению капитального ремонта фасада (в том числе балконных плит), сети холодного водоснабжения, ступени и входной площадки многоквартирного дома № ***.
Решение может быть обжаловано в Тамбовский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: Е.С. Воронцова
Решение в окончательной форме принято 04.03.2016 г.
Судья: Е.С. Воронцова