ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-151/19МОТИВИ от 02.04.2019 Ростовского районного суда (Ярославская область)

Дело № 2-151/19 мотивированное решение

изготовлено 02.04.2019г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 марта 2019 года г. Ростов Ярославской обл.

Ростовский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего Захаровой С.И.

при секретаре Калашниковой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области к Администрации Ростовского муниципального района, ФИО1 о признании недействительными разрешений на установку рекламы, обязании демонтировать рекламные конструкции, суд

УСТАНОВИЛ:

Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области (далее Департамент) обратился в суд с иском к Администрации Ростовского муниципального района, ФИО1, просит признать недействительным разрешения на установку рекламных конструкций № 108 (номер рекламной конструкции 11.0066) от 28.07.2016 года и 134 (номер рекламной конструкции 11.0065) от 12.10.2017 года, выданные Администрацией РМР на имя ФИО1, обязать ФИО1 демонтировать принадлежащие ему рекламные конструкции, указав, что в связи с перераспределением полномочий в соответствии с законом Ярославской области №69-з от 28 декабря 2017 года Департамент 04.10.2018 года утвердил схему размещения рекламных конструкций, в которую места размещения рекламных конструкций, разрешение на установку рекламы которых имеются у ФИО1, не вошли.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала по доводам иска. Пояснила, что при разработке новой схемы расположения рекламных конструкций, утвержденной приказом Департамента, принимались во внимание места расположения конструкций на прежней схеме, которая была утверждена органом местного самоуправления, а так же учитывались недостатки при определении мест размещений рекламных конструкций в прежней схеме. С учетом этого, в новую схему не были включены места размещения рекламных конструкций на ул. Гоголя, 68 в г. Ростове. Настаивала на том, что вопросы количества мест размещения рекламных конструкций в муниципальном районе, а также возможности и необходимости размещения таких конструкций на том или ином участке муниципального района относятся только к усмотрению лица, утверждающего схему расположения таких конструкций, и органов, с которыми осуществляется согласование схемы, в связи с чем никто не вправе входить в обсуждение данных вопросов.

Представитель Администрации РМР просил рассматривать дело в его отсутствие. Ранее принимавшая участие в рассмотрении дела представитель по доверенности ФИО3 против удовлетворения исковых требований возражала, пояснив, что разрешения на установку рекламной конструкции выдавались ФИО1 с соблюдением требований законодательства о рекламе, Администрацией РМР была в 2018 году согласована новая схема, в которой места размещения рекламы ФИО1 имелись.

ФИО1 так же возражал против удовлетворения исковых требований, настаивал на том, что его разрешения на установку рекламных конструкций оформлены в установленном законом порядке. Места, на которых расположены его рекламные конструкции, исключены истцом из схемы необоснованно, они были включены в ранее действующую схему и должны были сохраниться.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Исковые требования основаны на законе.

В соответствии с пунктом 15.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится утверждение схемы размещения рекламных конструкций, выдача разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории муниципального района, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории муниципального района, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ "О рекламе"

Частью 5.8 статьи 19 Федерального закона "О рекламе" предусмотрено, что органы местного самоуправления муниципальных районов утверждают схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Схема размещения рекламных конструкций является документом, определяющим места размещения рекламных конструкций, типы и виды рекламных конструкций, установка которых допускается на данных местах. Схема размещения рекламных конструкций должна соответствовать документам территориального планирования и обеспечивать соблюдение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки, градостроительных норм и правил, требований безопасности и содержать карты размещения рекламных конструкций с указанием типов и видов рекламных конструкций, площади информационных полей и технических характеристик рекламных конструкций. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат предварительному согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта Российской Федерации. Схема размещения рекламных конструкций и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию (обнародованию) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, и размещению на официальном сайте органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" законами субъекта Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года.

Согласно ст. 20 Закона о рекламе № 138-ФЗ полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в сфере рекламы, установленные настоящим Федеральным законом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Законом ЯО от 28.12.2017 N 69-з "О перераспределении между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области полномочий в сфере рекламы" (принят Ярославской областной Думой 21.12.2017) перераспределены полномочий в сфере рекламы между органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области и органами государственной власти Ярославской области.

К полномочиям органов государственной власти Ярославской области отнесены в среди прочих полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Ярославской области в сфере рекламы - утверждение схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящихся в собственности Ярославской области или муниципальной собственности и выдача предписаний о демонтаже рекламных конструкций, установленных и (или) эксплуатируемых без разрешений, срок действия которых не истек, а так же обращение в суд с иском о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций) или в случае нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа (ст. 3 Закона ЯО №69-з).

В ходе судебного разбирательства установлено, что постановлением главы администрации Ростовского муниципального района № 422 от 10.05.2016 года утверждена схема размещения рекламных конструкций на территории Ростовского муниципального района, в которой места для размещения рекламных конструкций по адресу г. Ростов Ярославская область ул. Гоголя, 68, отсутствовали и были включены в схему утвержденную постановлением главы Администрации Ростовского муниципального района № 1301 от 29.11.2016 года (л.д. 115, 163).

Не смотря на это Администрацией Ростовского муниципального района на имя ФИО1 28.07.2016 года выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 108 по адресу г. Ростов Ярославской области ул. Гоголя, 68 сроком до 01.08.2021 года (л.д. 79).

Предоставленная ответчиком в распоряжение суда схема размещения рекламных конструкций, действующая на момент выдачи ФИО1 разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 108 (л.д. 116), не соответствует действительности, т.к. противоречит информации, предоставленной Управлением архитектуры, строительства и территориального планирования Администрации РМР.

12.10.2017 года Администрацией РМР выдано ФИО1 разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции № 134 по адресу г. Ростов Ярославской области ул. Гоголя, 68 сроком до 01.10.2022 года (л.д. 5).

Земельный участок с кадастровым номером по адресу <адрес> находится в муниципальной собственности Ростовского муниципального района Ярославской области, передан Администрацией Ростовского муниципального района в аренду ФИО1 12.01.2010 года для содержания открытой автостоянки сроком на 49 лет.

При этом органом местного самоуправления в соответствии с п. 5.1 ст. 19 Закона «О рекламе» торги на право заключения договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на земельном участке, находящемся в муниципальной собственности, не проводились, в соответствии с п. 5 ст. 19 Закона «О рекламе» договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций с собственником земельного участка ФИО1 не заключал.

С 01.01.2018 года полномочия по утверждению схемы размещения рекламных конструкций на земельных участках, находящихся в собственности Ярославской области и муниципальной собственности перешли от органов местного самоуправления к органам государственной власти Ярославской области.

В соответствии с Положением о Департаменте имущественных и земельных отношений Ярославской области, утвержденным постановлением Администрации Ярославской области № 116 от 02.04.2007 года, реализацию полномочий в сфере рекламы осуществляет Департамент имущественных и земельных отношений Ярославской области.

Приказом Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области № 123 от 04.10.2018 года утверждена схема размещения рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также на зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности Ярославской области или муниципальной собственности (далее схема). Схема опубликована в официальном печатном издании, публикующем нормативные правовые акты органов власти Ярославской области «Документ-регион» №89 (1010) от 24.10.2018г.

В указанной схеме места размещения рекламных конструкций по адресу г. Ростов Ярославской области ул. Гоголя, 68, на которые ФИО1 Администрацией РМР выданы разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, отсутствуют.

Указанное обстоятельство является основанием для признания имеющихся у ФИО1 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций недействительными (п.3 ч.20 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О рекламе"), т.к. согласно ст. 7 Закона ЯО № 69-з муниципальные правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Закона органами местного самоуправления муниципальных образований Ярославской области в порядке осуществления полномочий, указанных в части 1 статьи 3 настоящего Закона, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону и принятым в соответствии с ним правовым актам органов исполнительной власти Ярославской области.

При этом доводы ФИО1 о том, что Департамент имущественных и земельных отношений является ненадлежащим истцом по делу, у которого нет права заявлять требования о признании имеющегося у него разрешения недействительным не основаны на законе. В соответствии со ст. 3 Закона ЯО №69-з к полномочиям органов государственной власти Ярославской области отнесены полномочия органов местного самоуправления в сфере рекламы в том числе право на обращение в суд с иском о признании недействительными разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций в случае несоответствия установки рекламной конструкции в данном месте схеме размещения рекламных конструкций (в случае, если место установки рекламной конструкции определяется схемой размещения рекламных конструкций).

Делая вывод о недействительности выданных ФИО1 разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций суд принял во внимание тот факт, что федеральным законом "О рекламе" допускается внесение изменений в ранее утвержденную схему размещения рекламных конструкций. Подобная возможность имеется даже в случае выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции и реальной установки и эксплуатации конструкции - часть 20.1 статьи 19 этого Федерального закона. Из положений указанного Федерального закона следует, что утверждение новой схемы расположения рекламных конструкций, имеющей отличия от прежней схемы, не исключается.

Согласно п. 3 ч. 20.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О рекламе" в случае внесения изменения в схему размещения рекламных конструкций, в результате которого место размещения ранее установленной рекламной конструкции перестало соответствовать указанной схеме и разрешение на установку и эксплуатацию такой рекламной конструкции было признано недействительным по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 20 настоящей статьи, владельцу рекламной конструкции выплачивается компенсация за счет средств соответствующего местного бюджета.

Согласно ст. 3 Закона ЯО № 69-з полномочиями на выплату денежной компенсации наделен истец, представитель которого в суде пояснила, что Департамент готов выплатить ФИО1 денежную компенсацию, предусмотренную п. 3 ч. 20.1 ст. 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 30.10.2018) "О рекламе".

С учетом изложенного подлежат удовлетворению исковые требования и в части понуждения ФИО1 демонтировать установленные на основании разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 108 и 134 рекламные конструкции по адресу <...> - 11.0065-отдельно стоящая щитовая установка большого формата/ динамическая реклама (площадь одного информационного поля от 10 кв.м. до 36 кв.м. включительно) (3х6м) и 11.0066 -отдельно стоящая щитовая установка большого формата/ динамическая реклама (площадь одного информационного поля от 10 кв.м. до 36 кв.м. включительно) (3х6м), расположение которых на местности отражено в графической части приложения к постановлению главы администрации РМР № 1301 от 29.11.2016 года «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Ростовского муниципального района» (л.д. 59, 60).

Согласно ст. 206 ГПК РФ в случае принятия решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении суда срок в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Принимая решение, обязывающее ФИО1 демонтировать рекламные конструкции, суд пришел к выводу о необходимости установить месячный срок исполнения решения суда. Указанный срок, по мнению суда, разумен с учетом предполагаемой длительности и сложности работ, которые необходимо выполнить, согласуется со сроком, обозначенным в ч. 21 п. 3 ст. 19 Федерального закона «О рекламе», в которой так же установлен срок для демонтажа рекламной конструкции, но по другому основанию.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования Департамента имущественных и земельных отношений Ярославской области в полном объеме.

Признать недействительными разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций № 108 (номер рекламной конструкции 11.0066) от 28.07.2016 года и 134 (номер рекламной конструкции 11.0065) от 12.10.2017 года по адресу г. Ростов Ярославской области ул. Гоголя, д. 68, выданные Администрацией Ростовского муниципального района на имя ФИО1.

Обязать ФИО1 в месячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу демонтировать установленные на основании указанных разрешений рекламные конструкции по адресу г. Ростов Ярославской области ул. Гоголя, д. 68 (11.0065 и 11.0066), месторасположение которых отражено в графической части приложения к постановлению главы Администрации Ростовского муниципального района № 1301 от 29.11.2016 года «Об утверждении схемы размещения рекламных конструкций на территории Ростовского муниципального района», которые являются приложением к настоящему решению.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Яроблсуд через Ростовский райсуд в месячный срок со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий С.И. Захарова