ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-151/20 от 20.11.2020 Шелаболихинского районного суда (Алтайский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Шелаболиха 20 ноября 2020 г.

Шелаболихинский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кирсанова С.В.,

при секретаре Синявской О.В.,

с участием истицы Чашковой Е.В. и её представителя Гусева В.О.,

представителя ответчика Осинина К.В.,

представителя третьего лица Когутовой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело поиску Чашковой Елены Владимировны к администрации Шелаболихинского района Алтайского края о признании незаконным и подлежащим отмене решения работодателя о привлечении работника к дисциплинарной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

Чашкова Е.В. обратился в суд с иском к администрации Шелаболихинского района Алтайского края о признании незаконным и подлежащим отмене решения (распоряжения) работодателя о привлечении работника к дисциплинарной ответственности в виде выговора - за ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей за период работы в 2019 году в должности директора МКУ ДО «Шелаболихинская детская школа искусств».

Указанное дисциплинарное взыскание в виде выговора наложено на истицу распоряжением главы администрации Шелаболихинского района от **-к с формулировкой - за ненадлежащее исполнение работником, по его вине, возложенных на него должностных обязанностей, выразившееся в осуществлении руководством Учреждением с нарушением законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, при выполнении финансово-хозяйственных операций. Именно данное распоряжение работодателя, по мнению заявителя, вынесено с нарушением, действующего трудового законодательства. Так, работник указывает на то, что она привлечена к дисциплинарной ответственности незаконно, нарушений в сфере финансово-хозяйственной деятельности она не допускала, дополнительные финансовые ресурсы (так называемые добровольные пожертвования) привлекал, созданный на базе школы некий Попечительский совет, который действительно принимал «добровольные пожертвования» со стороны родителей учеников школы, иных благотворителей, однако она сама к данным денежным средствам отношения не имела и ими самостоятельно не распоряжалась, всеми вопросами дополнительного финансирования школы искусств занимался, указанный Попечительский совет, как коллегиальный орган, в связи с чем просит суд указанное незаконное распоряжение работодателя отменить, освободив работника от дисциплинарной ответственности.

В судебном заседании истица Чашкова Е.В. полагает, что её привлечение к дисциплинарной ответственности за несовершенный ей проступок, связано с ее преследованием со стороны нового руководства района и его желанием сместить ее с занимаемой должности, на самом деле она более 12 лет работала хорошо, прежний глава района Т не имел к ней каких-либо претензий, все отчеты по хозяйственной деятельности школы, она как директор сдавала во время, в Учреждении проводились проверки и ревизии в ходе которых существенных нарушения не выявлялось, финансовая дисциплина всегда соблюдалась, находит действия работодателя незаконными и дискриминационными.

Представитель истца Гусев В.О. позицию своей доверительницы поддержал полностью, полагает, что истица привлечена к дисциплинарной ответственности по надуманным основаниям.

Представитель третьего лица - председатель Попечительского совета школы искусств Когутова А.С. считает, что в деятельности Совета имелись некоторые нарушения порядка привлечения средств родителей учеников школы, связанные с недостаточным учетом и контролем за расходованием добровольных пожертвований, однако этим процессом руководила непосредственно директор школы Чашкова Е.В.

Представитель ответчика Осинин К.В., заявленный иск не признал в полном объёме. Пояснил, что Чашкова Е.В. действительно работает долгое время в должности директора школы искусств. За время ее работы были допущены серьезные нарушения действующего законодательства в сфере финансово-хозяйственной деятельности учреждения дополнительного образования, связанные с нарушениями бюджетного законодательства по учету и отчетности в расходовании дополнительных средств, поступающих из внебюджетных источников (от спонсоров). Директор школы должны была направлять данные средства на счета администрации района и под контролем комитета по финансам, а затем получать их «под отчет» и отчитываться за их использование в установленном порядке, однако она от этой обязанности всячески уклонялась и поступающие средства от родителей, обучающихся в школе детей, расходовались бесконтрольно, каких-либо отчетов о их расходовании в администрацию района, как своему учредителю и работодателю, директор школы не представляла, в связи с чем она и была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора. Полагает, что порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности со стороны работодателя не был нарушен. Глава администрации района действовал в соответствии со своими полномочиями и по своему усмотрению, без каких-либо нарушений действующего трудового законодательства.

Выслушав объяснения сторон и их представителей, опросив представителей третьих лиц и исследовав, представленные письменные доказательства, суд полагает, что заявленный иск подлежит отклонению как необоснованный, по следующим основаниям.

Так, суду было представлено оспариваемое распоряжение главы администрации Шелаболихинского района Алтайского края Ш от **-к, согласно которому Чашковой Е.В., как директору МКУ ДО «Шелаболихинская детская школа искусств», объявлен выговор за ненадлежащее исполнение работником по его вине, возложенных на него должностных обязанностей, выразившееся в осуществлении руководства Учреждением с нарушениями законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления при выполнении финансово-хозяйственных операций, установленных по результатам внеплановой проверки осуществления финансово-хозяйственной деятельности в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Шелаболихинская детская школа искусств» Шелаболихинского района Алтайского края за ** год.

Согласно справки по результатам внеплановой проверки осуществления финансово-хозяйственной деятельности в муниципальном казенном учреждении дополнительного образования «Шелаболихинская детская школа искусств» за ** год от **, проведенной уполномоченным Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Шелаболихинского района Алтайского края было установлено, что в указанной школе искусств обнаружены многочисленные нарушения правил финансово-хозяйственной деятельности, а именно:

- отсутствие учета наличных денежных средств, поступивших в виде добровольных пожертвований от физических и юридических лиц, так как указанные наличные денежные средства должны были быть оприходованы в кассу, с последующим их зачислением на счет районного бюджета, как предписывает ст.41 Бюджетного кодекса РФ, указывающая на то, что безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, являются доходами соответствующих бюджетов. При этом проверкой установлено, что за период с начала ** года каких-либо денежных поступлений от собранных с родителей обучающихся детей добровольных пожертвований со стороны школы искусств на счета районного бюджета не было;

- в результате не оприходования в установленном порядке, собранных с родителей денежных средств, полностью отсутствуют достоверные данные об их расходовании по целевому назначению;

- согласно имеющемуся отчету Попечительского совета при данном Учреждении за ** год, финансовые внебюджетные поступления составили 122 300 рублей, при этом дальнейшее расходование, собранных денежных средств, не подтверждено какими-либо допустимыми финансовыми документами и отчетами подотчетных лиц их получивших;

- для привлечения дополнительных финансовых средств и определения направлений их расходования и контроля за их использованием при Учреждении дополнительного образования создан Попечительский совет, однако в нарушение требований устава Учреждения о порядке его формирования, попечительский совет утвержден не общим собранием родителей (законных представителей), обучающихся детей и всех сотрудников школы, а решением собрания из пяти человек, в числе которых состоит и заинтересованный в распределении денежных средств директор школы Чашкова Е.В.

Приведенная справка о допущенных финансовых и бюджетных нарушениях со стороны руководства школы искусств составлена на основании: акта по результатам контрольного мероприятия – внеплановая проверка осуществления финансово-хозяйственной деятельности в МКУ ДО «Шелаболихинская детская школа искусств» за ** год от **; представления комитета по финансам от ** и информационного письма Учреждения от ** по исполнению указанного представления и устранению замечаний по его итогам.

Действительно, согласно п.п.4.11.1 - 4.11.4 Устава муниципального казенного учреждения дополнительного образования «Шелаболихинская детская школа искусств» Шелаболихинского района Алтайского края, утвержденного постановлением администрации Шелаболихинского района Алтайского края от ** (новая редакция), Попечительский совет является коллегиальным органом, осуществляющим привлечение дополнительных источников финансового обеспечения (добровольных пожертвований) Учреждения, определение направлений использования добровольных пожертвований и контроль за их расходованием.

Количественный и персональный состав Попечительского совета определяется решением общего собрания работников Учреждения, родителей (законных представителей) обучающихся, иных физических лиц и представителей юридических лиц, осуществляющих добровольные пожертвования Учреждению. Срок полномочий попечительского совета составляет 1 год.

Члены попечительского совета выбирают открытым голосованием и простым большинством голосов председателя Попечительского совета.

Заседания попечительского совета проводятся не реже одного раза в полугодие. Решение считается принятым если за него проголосовало не менее двух третей от списочного состава попечительского совета. Решение попечительского совета доводится до сведения всех заинтересованных лиц.

К компетенции Попечительского совета относится:

содействие привлечению дополнительных источников финансового обеспечения (добровольных пожертвований) для эффективной деятельности и развития Учреждения;

определение совместно с администрацией Учреждения конкретных направлений расходования добровольных пожертвований, а также контроль за их расходованием;

содействие организации учебно-воспитательной и внеклассной работы Учреждения, в том числе концертов, конкурсов и иных мероприятий;

содействие совершенствованию материально-технической базы Учреждения, благоустройству помещений и территории.

Суду представлен некий протокол родительского собрания Шелаболихинской детской школы искусств от ** в повестке дня которого в п.5 имелся вопрос о выборах нового состава Попечительского совета на ** год. При этом на собрании присутствовало от родителей обучающихся всего 54 человека, при списочном составе учащихся 124 человека, с учетом Крутишинского филиала школы, представителей которой на собрание не приглашали, от работников Учреждения присутствовало всего 4 человека и данным неполным составом собрания был избран нелегитимный орган – Попечительский состав школы на ** год, который вообще не имел полномочий на осуществление уставной деятельности, в том числе и по сбору добровольных пожертвований в ** году от каких-либо благотворителей, а также не имел законного права распоряжаться собранными денежными средствами спонсоров Учреждения.

Согласно ст.192 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) увольнение по соответствующим основаниям.

Не допускается применение дисциплинарных взысканий, не предусмотренных федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка и обстоятельства, при которых он был совершен.

Аналогичные дисциплинарные взыскание предусмотрены и в соответствии с Федеральным законом от 2 марта 2007 года №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

В соответствии со ст.193 ТК РФ до применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника письменное объяснение. Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт.

Непредоставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Дисциплинарное взыскание, за исключением дисциплинарного взыскания за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки - позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание за несоблюдение ограничений и запретов, неисполнение обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, не может быть применено позднее трех лет со дня совершения проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу. (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N304-ФЗ)

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственную инспекцию труда и (или) органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Уполномоченный Глава администрации Шелаболихинского района Алтайского края Ш, получив информацию из докладной записки о незаконных действия руководства Шелаболихинской детской школы искусств, в целях осуществления учредительного контроля, поручил финансовой службе администрации провести проверку осуществления в указанном Учреждении финансово-хозяйственной деятельности за ** год и издал распоряжение от **-р. По итогам проверки, с учетом выявленных в Учреждении многочисленных нарушениях ведения финансово-хозяйственной деятельности глава района поручил отобрать у директора школы письменное объяснение, которое Чашковой Е.В. было представлено **, в котором она своего виновного поведения не признала, настаивала на законности ее действий, была категорически не согласна с выводами проверяющих и не видела своей вины в допущенных нарушениях закона и финансовой дисциплины, однако работодатель, действуя в рамках предоставленных ему прав, привлек данного работника к дисциплинарной ответственности в виде выговора.

При этом работодателем не был пропущен установленный законом срок для наложения дисциплинарного взыскания, а также не было допущено иных нарушений трудового законодательства при привлечении указанного работника к дисциплинарной ответственности, данный факт не оспаривается и самим заявителем по делу.

Действительно, согласно должностной инструкции директора учреждения ДО «Шелаболихинская детская школа искусств» от **, указанное должностное лицо обязано:

- обеспечивать эффективную деятельность Учреждения, организацию административно-хозяйственной, финансовой и иной деятельности Учреждения;

- обеспечивать целевое и эффективное использование денежных средств Учреждения, а также имущества, переданного Учреждению в оперативное управление;

- обеспечивать соблюдение законодательства РФ при выполнении финансово-хозяйственных операций, а также представление отчетности в порядке и сроки, установленные законодательством.

Кроме того, согласно ст.ст.40, 41 Бюджетного кодекса РФ (далее БК РФ) доходы от федеральных налогов и сборов, региональных налогов, местных налогов и сборов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).

Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.

По запросу финансовых органов субъектов Российской Федерации, финансовых органов муниципальных образований органы Федерального казначейства предоставляют информацию из расчетных документов, указанных в абзаце втором настоящего пункта, о поступивших от юридических лиц платежах, являющихся источниками формирования доходов соответствующего бюджета (в том числе консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, консолидированного бюджета муниципального района, консолидированного бюджета городского округа с внутригородским делением).

Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

К безвозмездным поступлениям относятся:

дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);

субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;

иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.

При этом, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и платных услуг, оказываемых казенными учреждениями, средства безвозмездных поступлений и иной приносящей доход деятельности при составлении, утверждении, исполнении бюджета и составлении отчетности о его исполнении включаются в состав доходов соответствующего бюджета.

В данном случае добровольные пожертвования граждан и юридических лиц в адрес Шелаболихинской детской школы искусств, в обязательном порядке, должны были включаться в состав доходов местного бюджета, а именно в доход бюджета муниципального образования «<адрес>», согласно п.5 ст.41 БК РФ, в противном случае, не включение дополнительного финансирования из внебюджетных источников в местный бюджет, будет считаться и считается грубым нарушением бюджетного законодательства РФ.

Кроме того, нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, договоры, в соответствии с которыми уплачиваются платежи, являющиеся источниками неналоговых доходов бюджетов, должны предусматривать положения о порядке их исчисления, размерах, сроках и (или) об условиях их уплаты. (п.6 ст.41 БК РФ введен Федеральным законом от 22.10.2014 N311-ФЗ)

Согласно ст.ст.56, 57 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Таким образом, действующий процессуальный закон прямо указывает на то, что доказательства по гражданскому делу представляются именно лицами, участвующими в деле.

Истица Чашкова Е.В. по данному делу не представила суду достаточных доказательств своего невиновного поведения при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности и при руководстве, возглавляемого ей Учреждения дополнительного образования детей и она справедливо привлечена к дисциплинарной ответственности за допущенные ей финансовые и бюджетные нарушения, а также за незаконные сборы денежных средств с родителей обучающихся лиц, при этом указанное должностное лицо образовательного учреждения нарушила, гарантированное Конституцией Российской Федерации и другими Федеральными законами право граждан на получение бесплатного основного и дополнительного образования.

Таким образом, судом установлено, что истица по делу Чашкова Е.В., состоящая в должности директора МКУ ДО «Шелаболихинская детская школа искусств» обоснованно и на законных основаниях привлечена к дисциплинарной ответственность за ненадлежащее исполнение работником, по его вине, возложенных на него должностных обязанностей, выразившееся в осуществлении руководством Учреждения с нарушением законодательства Российской Федерации и нормативно-правовых актов органов местного самоуправления, при выполнении финансово-хозяйственных операций.

Стороны по данному делу освобождены ТК РФ и законодательством о налогах и сборах от обязанности по уплате государственной пошлины (ст.103 ГПК РФ). Иных судебных расходов по делу не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска Чашковой Елены Владимировны к администрации Шелаболихинского района Алтайского края о признании незаконным и подлежащим отмене решения работодателя о привлечении работника к дисциплинарной ответственности, отказать за необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд, через Шелаболихинский районный суд Алтайского края, в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено **

Председательствующий С.В. Кирсанов