ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-151/2014 от 16.05.2014 Вачского районного суда (Нижегородская область)

                                                                   дело № 2-151-2014г.

 Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ    Решение в окончательной форме принято 16 мая 2014 года

 р.п. Вача                                                                              15 мая 2014 года

 Вачский районный суд Нижегородской области в составе:

 судьи Бариновой Н.С.,

 при секретаре Разумковой Ж.В.

 с участием пом. прокурора Вачского района Климушкиной Е.В.,

 представителя ответчика ООО " Б.,

 представителя третьего лица Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Р., действующего на основании доверенности,

        рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску     Прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «"» об обязании устранить выявленные нарушения в области охраны окружающей среды, установлении срока для совершения действий,

 у с т а н о в и л:

         Прокурор Вачского района в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «"» об обязании устранить выявленные нарушения в области охраны окружающей среды, а именно: организовать 100% инструментальный контроль выбросов загрязняющих веществ от автомобилей на «Токсичность», «Дымность» при проведении ТО-2, ремонте, регулировке с записью в журналах(по форме рекомендованных ГОСТ) и выдачей талонов токсичности под роспись водителей; организовать работы по благоустройству и планировке территории вокруг коровника и в частности со стороны пруда ". Навозную жижу их отстойников удалить, отстойники ликвидировать; организовать производственный экологический контроль; организовать систематическую откачку стоков из отстойников и передавать их на утилизацию специализированным организациям; отходы, образующиеся при осуществлении деятельности предприятия, передавать на дальнейшую переработку или утилизацию специализированным организациям; провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения; организовать учет образовавшихся, использованных обезвреженных переданных другим лицам отходов; разработать и утвердить в администрации Вачского района регламент обращения с отходами строительства и сноса, установив ответчику срок для совершения указанных действий.

        В исковом заявлении истец указывает следующее: прокуратурой Вачского района была проведена проверка по обращению Ф.\ и . о нарушении законодательства ООО «"», осуществляющим деятельность по производству сельскохозяйственной продукции на территории Вачского района Нижегородской области. Проверкой было установлено, что ООО «"» занимается разведением крупного рогатого скота, выращиванием зерновых культур на территории Вачского района. / " межрайонным отделом регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды проведена выездная проверка ООО «"». Согласно акта * от / в ходе выездной проверки в действиях ООО «"» выявлены ряд нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в " установлено, что от помещения ООО ", в котором промывают оборудование молокопровода коровника стоки поступают в отстойник, перекрытие отстойника разрушено. В * метрах от коровника, ниже по рельефу имеется водный объект(пруд "). Из отстойника. Стоки по рельефу местности стекают в сторону пруда, где движение им преграждает земляной отвал. Однако в период дождей высоты отвала не хватает и стоки попадают в пруд. Контроль за стоками не установлен. По результатам проверки в отношении директора ООО " составлены протоколы об административном правонарушении по ст. 8.1., 8.2, 8. 41, 8.21 ч. 1 КоАП РФ, а также по ст. 5.17 КоАП РФ. Все протоколы рассмотрены и по ним назначено административное наказание в виде штрафа. Также ООО " выдано / предписание * об устранении выявленных нарушений, которое содержало 22 пункта. Из них в 10 пунктах срок исполнения установлен до / года. В соответствии с Приказом Министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области от / * в период с / по / запланировано проведение внеплановой выездной проверки с целью выявления исполнения(не исполнения) п.п. 1,6-8,1, 16-21 Предписания * от 01.11.2013. / специалистом Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области в рамках данной проверки осуществлен выезд на территорию ООО ", в ходе которой установлено, что предприятием выполнен п. 19 Предписания * от 01.11.2013; п.п. 6,7,8,11,16,17,18,20 не выполнены, а именно ООО " в срок до / по предписанию обязано провести следующие мероприятия: 1) Пункт № 6- организовать 100% инструментальный контроль выбросов загрязняющих веществ от автомобилей на «Токсичность», «Дымность» при проведении ТО-2, ремонте, регулировке с записью в журналах(по форме рекомендованных ГОСТ) и выдачей талонов токсичности под роспись водителей; 2) Пункт № 7- организовать работы по благоустройству и планировке территории вокруг коровника и в частности со стороны пруда ". Навозную жижу их отстойников удалить, отстойники ликвидировать; 3) Пункт № 8- организовать производственный экологический контроль;     4) Пункт * -организовать систематическую откачку стоков из отстойников и передавать их на утилизацию специализированным организациям; 5) Пункт № 16- отходы, образующиеся при осуществлении деятельности предприятия, передавать на дальнейшую переработку или утилизацию специализированным организациям; 6) Пункт * -провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения; 7) Пункт * -организовать учет образовавшихся, использованных обезвреженных переданных другим лицам отходов; 8) Пункт * -разработать и утвердить в администрации Вачского района регламент обращения с отходами строительства и сноса.По результатам проверки / оставлен акт * и протокол * об административном правонарушении в отношении ООО " за неисполнение предписания * от / по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ в отношении ООО Земледелец. В этот же день ООО " выдано предписание * об устранении правонарушений в области охраны окружающей среды, которым определено в срок до / организовать аналогичные мероприятия. Указанные факты свидетельствуют об отсутствии должного производственного контроля в ООО ", которые явились основанием для обращения прокуратуры в суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц. Невыполнение изложенных требований законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан, что недопустимо.

       В данном судебном заседании представитель истца - пом. прокурора Вачского района Климушкина Е.В. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на доводы изложенные в исковом заявлении. Просит: обязать устранить выявленные нарушения в области охраны окружающей среды, а именно: организовать 100% инструментальный контроль выбросов загрязняющих веществ от автомобилей на «Токсичность», «Дымность» при проведении ТО-2, ремонте, регулировке с записью в журналах(по форме рекомендованных ГОСТ) и выдачей талонов токсичности под роспись водителей; организовать работы по благоустройству и планировке территории вокруг коровника и в частности со стороны пруда ". Навозную жижу их отстойников удалить, отстойники ликвидировать; организовать производственный экологический контроль; организовать систематическую откачку стоков из отстойников и передавать их на утилизацию специализированным организациям; отходы, образующиеся при осуществлении деятельности предприятия, передавать на дальнейшую переработку или утилизацию специализированным организациям; провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения; организовать учет образовавшихся, использованных обезвреженных переданных другим лицам отходов; разработать и утвердить в администрации Вачского района регламент обращения с отходами строительства и сноса. В соответствии со ст.206 ГПК РФ установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий не позднее /.

        Представитель ответчика - ООО " Б., допущенный судом в порядке ст. ст. 48, 54 ГПК РФ, в судебном заседании с иском прокурора Вачского района согласился, пояснив, что в настоящее время ведется работа по устранению выявленных нарушений и обществом будут приняты все необходимые меры для того, чтобы за летний период устранить указанные нарушения.

       Представитель третьего лица - Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области Р. допущенный судом в порядке ст. ст. 48, 54 ГПК РФ, в судебном заседании с иском прокурора Вачского района согласился, считая требования законными и обоснованными.

        Суд, выслушав объяснения представителя истца, представителя ответчика, представитель третьего лица, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, считает исковые требования Прокурора Вачского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

        Согласно ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

         В качестве способа защиты нарушенных прав статьей 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.

         Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.

        Согласно ст.18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

       Согласно ст. 42 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "Об охране окружающей среды"
1. При эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

 2. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие производство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требования в области охраны окружающей среды.

 3. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

         Согласно ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "Об отходах производства и потребления"
        Индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны:

 соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека;

 разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования;

 внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений;

 проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

 проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов;

 предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами;

 соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации;

 в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

 Согласно ст. 12 вышеуказанного Закона часть. 3. На территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

 Часть 4. Собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Часть 6. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

         Согласно ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 25.11.2013) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
часть 3. Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.

     Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"
определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации (далее - население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (далее - территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации).

 Согласно ст. 56 ч. 1 Водного кодекса РФ         Сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), запрещаются. Ч. 6. Сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.

        Судом установлено, что прокуратурой Вачского района в рамках исполнения поручения прокуратуры " о проведении проверки устранения нарушений законодательства об отходах производства и потребления ООО «"», выявленных / " межрайонным отделом регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды Министерства экологии и природных ресурсов ", проведена проверка, в ходе которой было установлено, что по предписанию " межрайонного отдела от / * в срок до / не выполнены мероприятия по организации работ по благоустройству и планировке территории вокруг коровника, и в частности со стороны пруда ", а так же не ликвидированы отстойники.

        Из материалов дела следует, что / " межрайонным отделом регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды проведена плановая выездная проверка ООО "», в ходе которой было установлено, что в результате осуществления своей деятельности в ООО «"» образуются хозбытовые стоки, в частности, в ", от помещения ООО ", в котором промывают оборудование молокопровода коровника стоки поступают в отстойник, перекрытие отстойника разрушено. В * метрах от коровника, ниже по рельефу имеется водный объект(пруд "). Из отстойника, стоки по рельефу местности стекают в сторону пруда, где движение им преграждает земляной отвал. Однако в период дождей высоты отвала не хватает и стоки попадают в пруд. Контроль за стоками не установлен.

       Согласно акту * от / в ходе выездной проверки в действиях ООО «"» выявлены ряд нарушений в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе в " установлено, что территория, прилегающая к животноводческой ферме и водоему " захламлена отходами животноводства; отсутствует отстойник для приема стоков от убойного цеха и разрушено перекрытие отстойника возле коровника; не организована откачка стоков и вывоз их для утилизации на очистные сооружения.

         За данные нарушения в области охраны окружающей средыООО " / было выдано предписание * об устранении выявленных нарушений.

        Однако, как выяснилось в ходе повторного обследования / ООО «"» не устранило в полном объеме указанные в предписании нарушения, в связи с чем ООО «"» было привлечено к административной ответственности по ст. 19.5 ч. 1 КоАП РФ.

         Из акта внеплановой выездной проверки " межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ООО «"» от / года, проведенной на основании Приказа Министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области от / * с целью выявления исполнения(не исполнения) п.п. 1,6-8,1, 16-21 Предписания * от *, усматривается следующее:

 Предприятием выполнены п. п. 1, 19, 21 Предписания * от /, при этом п.п. 6,7,8,11,16,17,18,20 Предписания не выполнены, а именно:

 -не организован 100% инструментальный контроль выбросов загрязняющих веществ от автомобилей на «Токсичность», «Дымность» при проведении ТО-2, ремонте, регулировке с записью в журналах(по форме рекомендованных ГОСТ) и выдачей талонов токсичности под роспись водителей;

 -не организованы работы по благоустройству и планировке территории вокруг коровника и в частности со стороны пруда ". Навозная жижа из отстойников не удалена, отстойники не ликвидированы;

 -не организован производственный экологический контроль;     4

 - не организована систематическая откачка стоков из отстойников, с передачей их на утилизацию специализированным организациям;

 -отходы, образующиеся при осуществлении деятельности предприятия, не передаются на дальнейшую переработку или утилизацию специализированным организациям;

 - не проведена инвентаризация отходов и объектов их размещения;

 -не организован учет образовавшихся, использованных обезвреженных переданных другим лицам отходов;

 - не разработан и не утвержден в администрации Вачского района регламент обращения с отходами строительства и сноса.

         По результатам проверки / " межрайонным отделом регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ООО " было выдано предписание * об устранении правонарушений в области охраны окружающей среды, которым определено организовать вышеуказанные мероприятия, однако до настоящего времени указанные в предписании мероприятия по устранению выявленных нарушений в полном объеме не выполнены.

       Суд считает, что приведенные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии должного производственного контроля в ООО ". Невыполнение изложенных требований законодательства создает опасность причинения вреда здоровью граждан, что, по мнению суда, недопустимо.

       Руководствуясь вышеизложенными нормами закона и принимая во внимание указанные обстоятельства, суд находит исковые требования Прокурора Вачского района подлежащими удовлетворению в полном объеме.

        Учитывая тот факт, что законодательством не предусмотрены сроки, в течение которых ответчик должен выполнить действия, указанные в исковом заявлении, поэтому с учетом мнения истца и представителя ответчика, при этом принимая во внимание, что для устранения выявленных нарушений требуется определенное время, суд считает необходимым предоставить ответчику срок для совершения указанны в исковом заявлении действий до /.

        Согласно ст. 103 ч. 1 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Согласно ст. 333.19 Налогового кодекса РФ       1. По делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах:

 …3) при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера: для физических лиц - 200 рублей; для организаций - 4 000 рублей;

            Руководствуясь указанной нормой закона, суд находит подлежащей взысканию с ответчика ООО «"» в бюджет Вачского муниципального района государственную пошлину в размере 4000 рублей.

       Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

 р е ш и л :

          Иск Прокурора Вачского района Нижегородской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к ООО «"» об обязании устранить выявленные нарушения в области охраны окружающей среды, установлении срока для совершения действий, - удовлетворить.

         Обязать ООО «"» устранить выявленные нарушения в области охраны окружающей среды, а именно:

 - организовать 100% инструментальный контроль выбросов загрязняющих веществ от автомобилей на «Токсичность», «Дымность» при проведении ТО-2, ремонте, регулировке с записью в журналах(по форме рекомендованных ГОСТ) и выдачей талонов токсичности под роспись водителей;

 - организовать работы по благоустройству и планировке территории вокруг коровника и в частности со стороны пруда ". Навозную жижу их отстойников удалить, отстойники ликвидировать;

 - организовать производственный экологический контроль;

 - организовать систематическую откачку стоков из отстойников и передавать их на утилизацию специализированным организациям;

 - отходы, образующиеся при осуществлении деятельности предприятия, передавать на дальнейшую переработку или утилизацию специализированным организациям;

 - провести инвентаризацию отходов и объектов их размещения;

 - организовать учет образовавшихся, использованных обезвреженных переданных другим лицам отходов;

 - разработать и утвердить в администрации Вачского района регламент обращения с отходами строительства и сноса.

        Установить ответчику срок для совершения вышеуказанных действий до /.

        Взыскать с ООО "» государственную пошлину в бюджет Вачского муниципального района в размере 4000 рублей.

 Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

                                     Судья - подпись

 Копия верна: судья                                                                 Баринова Н.С.