ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-151/2016 от 28.01.2016 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2-5700/2015 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

28 января 2016 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Ивановой Н.А.,

при секретаре Морозовой В.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к муниципальному образованию «Город Пермь» о возмещении убытков,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к муниципальному образованию «Город Пермь» в лице Департамента земельных отношений администрации г. Перми (далее – Департамент) о возмещении убытков в размере <данные изъяты> В обоснование своих требований указал, что во исполнение постановлений Семнадцатого арбитражного апелляционного суда истцу Департаментом были выданы акты о выборе земельных участков, к которым в нарушение требований п. 5 ст. 31 Земельного кодекса РФ не были приложены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории. В связи с тем, что департамент не выдал истцу схемы, истец понес расходы, связанные с разработкой, согласованием и утверждением схем на основании договоров подряда, заключенных с ООО «Антей+» и ООО «ГЕО-Комплекс». В результате незаконного бездействия Департамента у истца возникли убытки в сумме <данные изъяты> которые подлежат возмещению на основании ст. 16, 1069 Гражданского кодекса РФ муниципальным образованием «Город Пермь».

Истец в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Ранее в судебном заседании на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в иске.

Департамент земельных отношений в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие, ранее представил возражения на исковое заявление, согласно которым исковые требования не признает, указывает, что Правилами разработки схем, утвержденными постановлением администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ определено, что схемы разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, которые могут выполнять геодезические и картографические работы согласно действующему законодательству. Таким образом, действующим законодательством на орган местного самоуправления не возложена обязанность по разработке схем, обязанность по их утверждению и выдаче. Истцом не доказан факт наличия причинной связи между противоправными действиями ответчика и понесенными расходами (л.д. 76).

Департамент финансов администрации г. Перми, привлеченный судом к участию с деле в качестве соответчика, в судебное заседание своего представителя не направил, о времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель Департамента финансов администрации г. Перми исковые требования не признала, указала, что считает Департамент финансов ненадлежащим ответчиком, поскольку в силу п. 3 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ в суде от имени муниципального образования выступает главный распорядитель средств бюджета муниципального образования по ведомственной принадлежности, которым в сфере распоряжения земельными участками является департамент земельных отношений администрации г. Перми.

Исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.

Как установлено судом, решением Арбитражного суда Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным отказ Департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – магазина продовольственных товаров на пересечении <Адрес>. На Департамент возложены обязанности устранить допущенные нарушения.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина продовольственных товаров на земельном участке по адресу: <Адрес> На Департамент возложены обязанности устранить допущенные нарушения.

Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным решение департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта - магазина продовольственных товаров на земельном участке по адресу<Адрес> На Департамент возложены обязанности устранить допущенные нарушения.

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом на основании Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ выдан ФИО1 акт о выборе земельного участка по адресу: <Адрес> (л.д. 56).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом на основании Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ выдан ФИО1 акт о выборе земельного участка по адресу: <Адрес> (л.д. 45).

ДД.ММ.ГГГГ Департаментом на основании Постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ выдан ФИО1 акт о выборе земельного участка по адресу: <Адрес> (л.д. 65).

Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Антей+» заключен договор подряда на оказание услуг по разработке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <Адрес> на основании акта о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27). Факт оплаты по данному договору в размере 25 000 руб. подтверждается квитанциями (л.д. 31).

ДД.ММ.ГГГГ подписан акт сдачи-приемки выполненных работ по данному договору (л.д. 30).

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «ГЕО-Комплекс» заключен договор подряда на оказание услуг по разработке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <Адрес> на основании акта о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32). Факт оплаты по данному договору в размере <данные изъяты> подтверждается квитанциями (л.д. 35).

ДД.ММ.ГГГГ подписан акт сдачи-приемки выполненных работ по данному договору.

ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ООО «Антей+» заключен договор подряда на оказание услуг по разработке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории по адресу: <Адрес> на основании акта о выборе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.36). Факт оплаты по данному договору в размере <данные изъяты> подтверждается квитанциями (л.д. 40).

ДД.ММ.ГГГГ подписан акт сдачи-приемки выполненных работ по данному договору (л.д. 39).

Разработанные в соответствии с указанными договорами подряда схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории утверждены департаментом земельных отношений, что подтверждается копиями данных схем, имеющихся в материалах дела, и сторонами не оспаривается; указанные земельные участки предоставлены истцу на основании договоров аренды. (л.д. 105-128).

Согласно пункту 5 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ) предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

- выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

- выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

- принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса.

Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, в семидневный срок со дня утверждения указанного решения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Порядок согласования, утверждения схем расположения земельного участка или участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, требования к ее разработке, сроки действия схем на территории города Перми определены Постановлением администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ N 108 "Об утверждении Правил разработки схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории" (далее - Правила), действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ

Согласно п. 3.3.1 Правил функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы Схемы и выдает заявителю. Схема утверждается путем проставления утверждающей подписи должностного лица, даты утверждения на графической части Схемы (утверждается каждый лист графической части Схемы) и титульном листе Схемы. Подпись должностного лица заверяется печатью органа. Заявитель уведомляется о принятом решении в письменной форме (в случае принятия решения об отказе в утверждении Схемы - с указанием причин). Один экземпляр утвержденной схемы остается в органе, уполномоченном в сфере земельных отношений.

В случае если Схема разрабатывается в рамках процедуры предварительного согласования места размещения объекта, утвержденная Схема выдается заявителю вместе с копией решения о предварительном согласовании места размещения.

Пунктами 3.3, 3.4 Правил предусмотрено, что схему согласовывает функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в области градостроительной деятельности, на предмет соответствия земельного участка градостроительным требованиям; функциональный орган администрации города Перми, уполномоченный в сфере земельных отношений, в месячный срок со дня поступления заявления утверждает согласованные материалы схемы и выдает заявителю.

В силу пункта 3.3 Положения о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210, Департамент земельных отношений администрации города Перми в установленном порядке утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, в рассматриваемом случае именно Департамент земельных отношений администрации города Перми обязан был обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Ссылка Департамента на пункт 1.3 Правил, согласно которому схемы разрабатываются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими геодезические и картографические работы для целей, предусмотренных действующим законодательством, не может быть принята во внимание. Данный пункт содержит требования, предъявляемые к разработчикам схем. В Правилах отсутствует указание на то, что схемы разрабатываются непосредственно за счет лиц, обратившихся с заявлениями о предоставлении земельных участков.

Изложенное означает, что утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории является прямой юридической обязанностью компетентного органа, на заявителя, в свою очередь, законом возложена обязанность только по проведению кадастровых работ в целях постановки участка на кадастровый учет. В рассматриваемом случае данная обязанность органом местного самоуправления не исполнена, поэтому действия Департамента, выдавшего истцу акты выбора земельного участка без приложения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, являются незаконными. Как следует из положений ст. 30, 31 Земельного кодекса РФ, они не предусматривают отдельной процедуры утверждения схемы расположения земельного участка, данная схема должна прилагаться к оформленному акту выбора земельного участка.

Между тем, из материалов дела следует, что истец самостоятельно изготовил схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, в связи с чем понес расходы в сумме <данные изъяты>., которые являются для него убытками, причиненными в связи с незаконным бездействием Департамента земельных отношений администрации г. Перми.

Согласно ст. 16 Гражданского кодекса РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

На основании ст. 1071 Гражданского кодекса РФ в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Таким образом, в соответствии с положениями ст. 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ материальный ущерб, причиненный истцу, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования «Город Пермь».

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в соответствии со статьей 16 ГК РФ публично-правовое образование (Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование) является ответчиком в случае предъявления гражданином или юридическим лицом требования о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов. Такое требование подлежит рассмотрению в порядке искового производства.

В соответствии со статьей 158 Бюджетного кодекса РФ по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями должностного лица государственного органа, от имени казны муниципального образования выступает главный распорядитель бюджета по ведомственной принадлежности.

В силу п. 2.1.1, 2.1.2 Положения о Департаменте земельных отношений администрации города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 210 его функциями являются: осуществление полномочий администрации города Перми (в части, установленной настоящим Положением) по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в муниципальной собственности города Перми, и участками, собственность на которые не разграничена, в соответствии с действующим законодательством; реализация единой политики в области земельных отношений и представление интересов администрации города по вопросам регулирования земельных отношений в пределах своей компетенции.

Согласно п. 3.6 Положения Департамент выполняет функции администратора поступлений в бюджет города в соответствии с решением Пермской городской Думы о бюджете на текущий финансовый год.

В связи с изложенным обязанность по исполнению решения должна быть возложена на Департамент земельных отношений администрации г. Перми, а Департамент финансов администрации г. Перми является ненадлежащим ответчиком по данному иску.

На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины при подаче искового заявления в размере <данные изъяты>

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

решил:

Взыскать с казны муниципального образования «Город Пермь» в пользу ФИО1 убытки в размере <данные изъяты> расходы по оплате государственной пошлины в размере <данные изъяты>

Обязанность по исполнению решения возложить на департамент земельных отношений администрации г. Перми.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ Н.А. Иванова

Копия верна. Судья Н.А. Иванова