ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-151/2016 от 31.03.2016 Шалинского районного суда (Свердловская область)

Дело № 2–151/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 марта 2016 года пос. Шаля

Шалинский районный суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Ярославцева В.Е.,

при секретаре Чикуновой Е.С.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Шалинского района Свердловской области Вылегжаниной А.В.,

представителя ответчика – администрации Шалинского городского округа Свердловской области ФИО1,

представителей третьего лица – Муниципального унитарного предприятия Шалинского городского округа «Шалинская коммунальная эксплуатационная служба» – ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области об обязании совершить действия

у с т а н о в и л

Прокуратурой Шалинского района по коллективному обращению жителей <адрес> по факту бездействия Вогульской поселковой администрации Администрации Шалинского городского округа, Муниципального унитарного предприятия Шалинского городского округа «Шалинская коммунальная эксплуатационная служба» (далее по тексту - МУП ШГО «Шалинская КЭС») по восстановлению бесперебойного холодного водоснабжения проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что в период с 2010 года по настоящее время холодное водоснабжение жителей указанных улиц организовано не на должном уровне. Вода подается через сутки на каждую улицу, тем самым нарушаются права граждан на качественную коммунальную услугу - холодное водоснабжение.

Обращения от жителей <адрес> вышеуказанных улиц по факту некачественной коммунальной услуги неоднократно поступали в Администрацию Шалинского городского округа, Вогульскую поселковую Администрацию, МУП ШГО «Шалинская КЭС», но ситуация не изменилась до настоящего времени.

Некачественное водоснабжение возникло по причине ветхости сети по <адрес>. Год ввода в эксплуатацию - 1964. Степень износа более 80%. Капитальному ремонту подлежит 1 000 метров на следующих участках водопроводной сети: от водонапорной башни до <адрес>, от скважины до дома тяговой подстанции, от скважины до водонапорной башни.

Отсутствие необходимого финансирования у ресурсоснабжающей организации МУП «Шалинская КЭС» привело к нарушению прав граждан на получение качественной коммунальной услуги, на благоприятную окружающую среду.

Участок сети водоснабжения, расположенный по вышеуказанному адресу находится в собственности муниципального образования - Шалинского городского округа, что подтверждено договором о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от ДД.ММ.ГГГГ, актами приема-передачи.

Прокурор Шалинского района Свердловской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области об обязании совершить действия, а именно: обязать в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по замене участка водопроводной сети протяженностью 1 000 метров, расположенной по адресу: <адрес> от водонапорной башни до <адрес>, от скважины до дома тяговой подстанции, от скважины до водонапорной башни.

В судебном заседании представитель истца - помощник прокурора Вылегжанина А.В. уточнила исковые требования, показав, что просит обязать ответчика в указанный срок провести мероприятия по замене участка водопроводной сети протяженностью 635 метров - от скважины до разводного колодца 70 метров; от разводного колодца до дома тяговой подстанции 140 метров, (дом тяговой подстанции нумерации не имеет); от разводного колодца до водонапорной башни 210 метров; от водонапорной башни до <адрес> метров — 4 отрезка путем организации работ по его капитальному ремонту. Жалобы от жителей указанных улиц поступают с 2009 года, ситуация не меняется к лучшему. Согласно ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», - на орган местного самоуправления возложены обязанности по организации водоснабжения, водоотведения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения в случае невозможности исполнения их организациями.

Представитель ответчика – ФИО1 уточненные помощником прокурора требования не признал, пояснив, что прокурор в иске ссылается на ст. 210 ГК РФ. Договор передачи муниципального имущества (водопровода) в МУП «Шалинская КЭС» имеется, является действующим, не обжалован. По условиям этого договора о передаче имущества на праве хозяйственного ведения от 2014 года МУП «Шалинская КЭС» несет обязанность по проведению капитального ремонта переданного ему имущества, в том числе того комплекса, который полностью передан по <адрес> и указано в иске прокуратуры. Работы должно производить именно МУП. Их основными видами деятельности согласно уставу является сбор, очистка, распределение воды. В ст. 6 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» указано - организация водоснабжения, которая подразумевает создание МУПа, который будет этим заниматься. Администрация Шалинского городского округа полномочия исполнила, создала МУП. Если у них нет денег, то они обращаются в администрацию, деньги будут выделены. В администрации нет специализированных работников, которые пойдут менять водопровод, и нет такого вида деятельности. По представлению прокурора была поведена служебная проверка, по итогам которой было вынесено заключение, где признано ненадлежащее исполнение своих обязанностей директора МУПа. Главе администрации было предложено применить к руководителю дисциплинарное взыскание в виде замечания в связи с длительным неприятием мер по согласованию работ по восстановлению водоснабжения по указанному адресу. Определенная работа МУПом производилась - они согласовывали данные работы с железной дорогой, так как участок проходит в полосе отвода железной дороги.

Представители третьего лица - ФИО2 и ФИО3 показали, что из-за тяжелого финансового положения замену водопровода МУП «Шалинская КЭС» произвести не может в связи с наличием кредиторской задолженности перед ресурсоснабжающими организациями. Они каждую неделю о наличии кредиторской задолженности отчитываются перед прокуратурой, кредиторская задолженность растет. Они в этом году составляли дефектные акты по тем работам, которые хотели бы провести. Акты были предоставлены в администрацию на согласование. Администрация выбирает наиболее значимые объекты, которые можно профинансировать в этом году, на это выделяются деньги и производятся работы. На замену водопровода в <адрес> мероприятия не запланированы. Фактически срок эксплуатации данного водопровода составляет более 65 лет, необходима замена труб, т.е. новый водопровод, что не входит в их компетенцию. Согласно Положению о проведении планового, предупредительного ремонта на предприятиях водопроводного коммунально-эксплуатационного хозяйства, утвержденного протоколом заседания секции инженерного оборудования и инженерных сооружений научно-технического совета Госстроя РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ оно вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГ. В этом положении прописано определение капитального ремонта. Капитальный ремонт сооружений и оборудования представляет собой комплекс технических мероприятий, направленных на восстановление или замену изношенной конструкции и деталей или оборудования сооружений водопровода. Здесь звучит «или замену». В этом положении имеется таблица 9.1, где указано наименование объекта - трубопровод, характеристика работ — капитальный ремонт, - это замена участков труб пришедших негодность с одновременной заменой труб в отдельных случаях на другой материал, общая протяженность таких участков не должна превышать 50% общей протяженности. Им передана сеть по <адрес> протяженностью 1029 метров. Капитальный ремонт может осуществляться за счет амортизационных начислений. По правилам бухгалтерского учета, это имущество стоит у них на балансе, на него производятся отчисления. Но эта сеть передана по договору хозведения, указан год постройки 1964 год. В правилах отчислений водопровод относится к 10 группе, ее срок полезной эксплуатации свыше 30 лет, верхнего предела не установлено. Кроме амортизационных отчислений на эти работы по капитальному ремонту могут применяться в качестве источника финансирования бюджетные ассигнования целевого назначения. Если будет финансирование со стороны администрации, они капитальный ремонт проведут.

Заслушав мнения представителей сторон и третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.

Как установлено и не оспорено сторонами – прокуратурой Шалинского района по коллективному обращению жителей <адрес> по восстановлению бесперебойного холодного водоснабжения проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, по результатам которой установлено, что холодное водоснабжение жителей указанных улиц организовано не на должном уровне (л.д.).

Для выполнения работ по водоснабжению населения, водоотведения, снабжения топливом населения Шалинского городского округа создано и функционирует МУП «Шалинская КЭС», которому собственником муниципального имущества по договору о закреплении муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ передано в хозяйственное ведение имущество, в том числе указанный в иске водопровод в <адрес>, что следует из акта приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. ). Учредителем предприятия является администрация Шалинского городского округа согласно Уставу МУП «Шалинская КЭС» (л.д.).

МУП «Шалинская КЭС» выполняет работы по техническому обслуживанию сетей в рамках перечня работ, указанного в договоре. Работы, не предусмотренные перечнем, выполняются по отдельному договору.

Материалами дела подтверждено, что ДД.ММ.ГГГГ Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Шалинского городского округа передало в хозяйственное ведение муниципальное имущество для обеспечения потребителей услугами водоснабжения и водоотведения. Пунктом 3.2.1 договора предусмотрена обязанность предприятия осуществлять его капитальный и текущий ремонт (л.д.).

Судом установлено, что жители домов <адрес> не обеспечены услугами водоснабжения, водоотведения надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям, что не оспаривали представители ответчика и третьего лица, ссылаясь на необходимость капитального ремонта водопроводных сетей.

Вместе с тем, представителями третьего лица представлены суду копии информационных листов на имя прокурора <адрес> о наличии значительной кредиторской задолженности МУП «Шалинская КЭС» перед поставщиками топливо-энерго ресурсов предприятию (л.д.).

Положениями пп. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Частью 4 статьи 3 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с пунктом "а" части 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 6 мая 2011 года, потребителю в числе прочих коммунальных услуг, может быть предоставлена коммунальная услуга по холодному водоснабжению, то есть снабжению холодной питьевой водой, подаваемой по централизованным сетям холодного водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме, а также до водоразборной колонки в случае, когда многоквартирный дом или жилой дом (домовладение) не оборудован внутридомовыми инженерными системами холодного водоснабжения.

Согласно Приложению № 1 Правил, допустимая продолжительность перерыва подачи холодной воды 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца, 4 часа единовременно.

Наличие либо отсутствие Муниципальной программы, связанной со строительством сетей водопровода не являются основанием для освобождения органа местного самоуправления от исполнения возложенной законом обязанности по организации водоснабжения и не могут служить основанием для нарушения прав граждан.

Кроме того закон не предусматривает необходимости выполнения гражданами определенных обязанностей, предшествующих выполнению администрацией своей публично-правовой обязанности в качестве органа местного самоуправления.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях, кроме иных, отнесены организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом.

Частью 2 статьи 23 указанного Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

В силу приведенных норм закона органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения.

На основании вышеизложенного в силу действующего законодательства обязанность по надлежащему обеспечению водоснабжением возложена на орган местного самоуправления, а так же, учитывая, факт того, что участок водопроводной сети, расположенной по указанному адресу в <адрес> находится в ветхом и аварийном состоянии и нуждается в замене. Для предотвращения чрезвычайной ситуации в жилищно-коммунальной сфере, соблюдения конституционных прав граждан на качественное оказание услуг капитальный ремонт водопроводной сети необходимо провести в кратчайшие сроки.

Следовательно, уточненное исковое заявление прокурора Шалинского района подлежит удовлетворению.

Возлагая на администрацию Шалинского городского округа обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ организовать капитальный ремонт сетей водоснабжения на вышеуказанных участках водопроводной сети протяженностью 635 метров, расположенной по адресу: - от скважины до разводного колодца 70 метров; от разводного колодца до дома тяговой подстанции 140 метров, (дом тяговой подстанции нумерации не имеет); от разводного колодца до водонапорной башни 210 метров; от водонапорной башни до <адрес> метров — 4 отрезка в <адрес>, суд исходит из названных положений закона, поскольку мероприятия, необходимые для бесперебойного и качественного снабжения потребителей коммунальными ресурсами, администрацией Шалинского городского округа не выполнены, а данный вопрос в силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона N 131-ФЗ отнесен к вопросам местного значения городского округа.

Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции России целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по делу подлежат отнесению на счет федерального бюджета, поскольку в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации ответчик, как и истец при подаче иска, подлежит освобождению от уплаты государственной пошлины в силу закона.

Руководствуясь ст. ст. 194, 197, 198, 199, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л :

Иск прокурора Шалинского района Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Шалинского городского округа Свердловской области об обязании совершить действия удовлетворить.

Обязать Администрацию Шалинского городского округа в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести мероприятия по замене участка водопроводной сети холодного водоснабжения путем организации работ по его капитальному ремонту протяженностью 635 метров - от скважины до разводного колодца 70 метров; от разводного колодца до дома тяговой подстанции 140 метров (дом тяговой подстанции нумерации не имеет); от разводного колодца до водонапорной башни 210 метров; от водонапорной башни до <адрес> метров — 4 отрезка в <адрес> городского округа <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Свердловский областной суд через Шалинский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение изготовлено в окончательной форме 05.04.2016.

Председательствующий судья В.Е. Ярославцев