Дело №2-151/2019 83RS0001-01-2018-001973-38 РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации | |
г.Нарьян-Мар |
Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Яровицыной Д.А.,
при секретаре Пахомовой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску Кузнецовой Ю.В. к государственному казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» о признании незаконными решения, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно на детей,
установил:
Кузнецова А.Е. обратилась в суд с иском к ГКУ Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» (далее по тексту - ГКУ НАО «ОСЗН»), с учетом уточнения заявленных требований, о признании незаконным решения, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно на детей в размере 47 565 руб. 40 коп.
В обоснование заявленных требований указала, что является многодетной матерью, 18.10.2018 обратилась с заявлением в ГКУ НАО «ОСЗН» на получении компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно на детей. Вместе с тем, письмом ответчика от 25.10.218 в предоставление компенсации ей было отказано со ссылкой на ч.2 ст. 9.2 Закона НАО от 26.02.2007 N 21-ОЗ «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ненецком автономном округе», поскольку она и ее супруг являются трудозанятыми, тогда как указанным Законом данная компенсация предусмотрена родителям многодетных семей, признанных в установленном порядке безработными. С данным решением ответчика она не согласна, т.к. ГКУ НАО «ОСЗН» не учтено постановление администрации НАО от 16.05.2013 N 183-п «Об утверждении Положения о размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно для детей, находящихся на иждивении родителей (родителя), усыновителей (усыновителя), приемных родителей (приемного родителя) в многодетной семье», которым указанная компенсация предоставляется родителям в многодетной семье, которые работают у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере. Поскольку она и ее супруг трудоустроены в учреждениях, которые финансируются не за счет окружного бюджета, то она имеет право на получение компенсации. В связи с чем, просит признать решение ГКУ НАО «ОСЗН» от 25.10.2018 №3320 незаконными и взыскать компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно на детей в размере 47 565 руб. 40 коп
В судебном заседании Кузнецова А.Е. заявленные требования, с учетом их уточнений, поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснила, что к возникшим правоотношениям необходимо применять Постановление администрации НАО от 16.05.2013 N 183-п.
Представитель ГКУ НАО «ОСЗН» Клестова А.М. с заявленными требованиями не согласилась по основаниям изложенным в отзыве, ссылаясь на законность оспариваемого решения. Пояснила, что между Законом НАО от 26.02.2007 N 21-ОЗ и Постановлением администрации НАО от 16.05.2013 N 183-п имеются противоречие и в настоящий момент решается вопрос о приведении Постановления в соответствии с Законом.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, (статья 7); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (статья 39 часть 1). Конкретные меры социальной поддержки семьи и детей, в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, исходя из вышеназванных норм Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать меры поддержки семей, имеющих детей, дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
В Ненецком автономном округе отношения, связанные с предоставлением мер социальной поддержки семьи и детей, многодетных семей, регулируются в том числе Законом Ненецкого автономного округа от 26 февраля 2007 г. № 21-ОЗ «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ненецком автономном округе».
Из материалов дела следует, что Кузнецова А.Е. является матерью несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Семье истца присвоен статус многодетной, что подтверждается копией удостоверения и с 28.07.2017 являлась получателем мер социальной поддержки, что сторонами не оспаривается.
Судом установлено, что в период с июля по сентябрь 2018 года истец совместно с несовершеннолетними детьми находилась на отдыхе за пределами Ненецкого автономного округа, при этом на приобретение проездных билетов к месту отдыха и обратно на детей Кузнецовой А.Е. затрачено 47 565 руб. 40 коп.
18 октября 2018 г. Кузнецова А.Е. обратилась с заявлением в ГКУ НАО «ОСЗН» о предоставлении компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно для Кузнецовой Ю.В., Кузнецова А.В.
Письмом ГКУ НАО «ОСЗН» №3320 от 25.10.2018 истцу отказано в выплате компенсации, поскольку Кузнецова А.Е. и ее супруг являются трудозанятыми гражданами, с чем истец не согласная, что и послужило основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Разрешая заявленные требования суд исходит из следующего.
Законодатель субъекта Российской Федерации, действуя в рамках предоставленных ему полномочий, в целях создания в Ненецком автономном округе условий, обеспечивающих повышение жизненного уровня многодетной семьи, оценку социальной значимости труда многодетных родителей (усыновителей) по воспитанию детей, а также улучшение демографической ситуации в Ненецком автономном округе определил статус многодетной семьи, меры социальной поддержки многодетной семьи в Ненецком автономном округе и условия их предоставления.
Согласно ч. 2 ст. 9.2 Закон НАО от 26.02.2007 N 21-ОЗ несовершеннолетние дети, дети, достигшие возраста 18 лет, обучающиеся в общеобразовательных организациях (основного общего, среднего (полного) общего образования) на территории Ненецкого автономного округа, дети, достигшие возраста 18 лет, в течение трех месяцев после окончания общеобразовательных организаций (основного общего, среднего (полного) общего образования) на территории Ненецкого автономного округа, а также дети старше 18 лет, не состоящие в браке, получающие среднее профессиональное образование или высшее образование по очной форме обучения в образовательных организациях, находящихся на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, до достижения ими возраста 23 лет, находящиеся на иждивении проживающих (проживающего) на территории Ненецкого автономного округа родителей (родителя), усыновителей (усыновителя), приемных родителей (приемного родителя) в многодетной семье, в которой оба родителя (усыновителя), приемного родителя или одинокая мать (одинокий отец), усыновитель, приемный родитель признаны (признан) в установленном порядке безработными, имеют право на оплачиваемый один раз в два года проезд к месту использования отпуска (каникул, отдыха) в пределах территории Российской Федерации и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным, а также на оплату стоимости провоза багажа за счет средств окружного бюджета.
Оплата проезда детей и провоза их багажа производится независимо от времени и места проведения отпуска лиц, на иждивении которых они находятся.
Предоставление дополнительной меры социальной поддержки, указанной в настоящей части, осуществляется в виде компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно.
Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно является целевой выплатой.
Таким образом, исходя из смысла указанного Закона №21-ОЗ компенсация стоимости проезда производится многодетной семье, в которой оба родителя в установленном порядке признаны безработными.
Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно для детей, указанных в абзаце первом настоящей части, устанавливаются Администрацией Ненецкого автономного округа.
В соответствии со ст. 9.2 закона Ненецкого автономного округа от 26.02.2007 N 21-ОЗ «О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ненецком автономном округе» постановлением администрации НАО от 16.05.2013 N 183-п утверждено Положение о размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно для детей, находящихся на иждивении родителей (родителя), усыновителей (усыновителя), приемных родителей (приемного родителя) в многодетной семье (далее по тексту – Положение).
В силу п. 1 Положения, оно определяет размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно для несовершеннолетних детей, детей, достигших возраста 18 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях на территории Ненецкого автономного округа, детей, достигших возраста 18 лет, в течение трех месяцев после окончания общеобразовательных организаций на территории Ненецкого автономного округа, а также детей старше 18 лет, не состоящих в браке, получающих среднее профессиональное образование или высшее образование по очной форме обучения в образовательных организациях, находящихся на территории районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, до достижения ими возраста 23 лет, находящихся на иждивении проживающих (проживающего) на территории Ненецкого автономного округа родителей (родителя), усыновителей (усыновителя), приемных родителей (приемного родителя) в многодетной семье, в которой оба родителя (усыновителя), приемного родителя или одинокая мать (одинокий отец), усыновитель, приемный родитель не работают (не работает), либо работают (работает) у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере.
Вместе с тем, исходя из п.1 Положения, разработанного в соответствии со ст. 9.2 Закона №21-ОЗ право на получение компенсации стоимости проезда производится многодетной семье, в которой оба родителя не работают, либо работают у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере.
Таким образом, анализируя как положения ч.2 ст. 9.2 Закона №21-ОЗ, так и Положение о размере, условиях и порядке компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска (каникул, отдыха) и обратно для детей, находящихся на иждивении родителей (родителя), усыновителей (усыновителя), приемных родителей (приемного родителя) в многодетной семье, суд приходит к выводу о наличии в них противоречий относительно лиц, имеющих право на получение компенсации.
В силу ч.ч. 1,2 ст. 11 ГПК РФ суд обязан разрешать гражданские дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, конституций (уставов), законов, иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления. Суд разрешает гражданские дела, исходя из обычаев делового оборота в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами.
Суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г. N 8, если при рассмотрении конкретного дела суд установит, что подлежащий применению акт государственного или иного органа не соответствует закону, он в силу ч. 2 ст. 120 Конституции Российской Федерации обязан принять решение в соответствии с законом, регулирующим данные правоотношения. Оценке с точки зрения соответствия закону подлежат нормативные акты любого государственного органа (нормативные указы Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, акты органов местного самоуправления, приказы и инструкции министерств и ведомств, руководителей предприятий, учреждений, организаций и т.д.).
В соответствии со ст. 2 Закона НАО от 03.02.2006 N 673-ОЗ «О нормативных правовых актах Ненецкого автономного округа» нормативные правовые акты округа образуют единую нормативную правовую систему (законодательство), основанную на принципе верховенства нормативных правовых актов с большей юридической силой.
Систему нормативных правовых актов округа составляют:
1) Устав Ненецкого автономного округа (далее также - Устав округа);
2) законы Ненецкого автономного округа (далее также - законы округа);
4) постановления Собрания депутатов Ненецкого автономного округа (далее также - постановления Собрания депутатов округа);
5) постановления губернатора Ненецкого автономного округа (далее также - постановления губернатора округа);
6) постановления администрации Ненецкого автономного округа (далее также - постановления администрации округа);
7) постановления избирательной комиссии Ненецкого автономного округа;
8) приказы иных исполнительных органов государственной власти Ненецкого автономного округа;
9) приказы Счетной палаты Ненецкого автономного округа.
В силу ч.ч. 2, 3 ст. 4 Закона НАО от 03.02.2006 N 673-ОЗ законы округа - нормативные правовые акты, регулирующие наиболее значимые и устойчивые общественные отношения, принимаемые Собранием депутатов округа либо путем референдума.
Законы округа принимаются по вопросам, отнесенным к ведению и полномочиям округа, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и Уставом округа.
Нормативный правовой акт округа должен отвечать в том числе требованиям наличия в нормативном правовом акте предписаний, обеспечивающих согласованность этого нормативного правового акта с другими нормативными правовыми актами (ст. 10 Закона НАО от 03.02.2006 N 673-ОЗ).
На основании ч.2 ст. 9 Закона НАО от 03.02.2006 N 673-ОЗ законы округа имеют более высокую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам Собрания депутатов округа, губернатора округа, администрации округа, иных исполнительных органов государственной власти округа, избирательной комиссии округа и Счетной палаты округа. В случае противоречия между ними действует закон округа.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в данном конкретном случае, возникшие правоотношения регулируются ч.2 ст. 9.2 Закона №21-ОЗ.
Поскольку как установлено судом и не оспаривалось сторонами, истец и ее супруг в установленном порядке безработными не признаны, то у Кузнецовой А.Е. не возникло право на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно на детей
При таких обстоятельствах, оснований для признания решения ГКУ НАО «ОСЗН» от 25.10.2018 и как следствие взыскании денежных средств не имеется. В связи с чем, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковое заявление Кузнецовой Ю.В. к государственному казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Отделение социальной защиты населения» о признании незаконными решения, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту отдыха и обратно на детей оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.
Председательствующий Д.А.Яровицына
Копия верна
Судья Д.А.Яровицына
Мотивированное решение изготовлено 11 февраля 2019 года