ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-151/2021 от 26.07.2021 Ямальского районного суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

с. Яр-Сале 26 июля 2021 года

Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Петрова Д.В., при секретаре судебного заседания Пашковской М.А, с участием заместителя прокурора Ямальского района Гордина А.В., представителя ответчика администрации МО Ямальский район ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-151/2021 по исковому заявлению прокурора Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры Шейкина Е.А. в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО Ямальский район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов,

установил:

Ямало-Ненецкий природоохранный прокурор Шейкин Е.А. в интересах неопределенного круга лиц обратился в Ямальский районный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к администрации муниципального образования Ямальский район о возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки отходов. В обоснование исковых требований указал, что природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности МО Ямальский район в сфере охраны окружающей среды, отходах производства и потребления, земельного законодательства и законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, по результатам которой в границах территории с. Панаевск МО Ямальский район установлены несанкционированные свалки отходов:

- с.ш. 66.742516° в.д. 70.095884°, с.ш. 66.742606° в.д. 70.096069°, с.ш. 66.742511° в.д. 70.096373°, с.ш. 66.742422° в.д. 70.096160° на общей площади 218 м2;

- с.ш. 66°45"54.9"" в.д. 70°04"36.1"", с.ш. 66°44"37.5"" в.д. 70°05"10.1"" (бытовой, мелкий производственный мусор, автомобильные покрышки, отходы животного происхождения) на общей площади 150 м2;

- с.ш. 66°44"45.2"" в.д. 70°04"53.0"" (бытовой мусор, брёвна) на общей площади 50 м2;

- с.ш. 66°44"43.2"" в.д. 70°04"57.6"" (фрагменты деревянного строения, металлолом, стекло) на общей площади 60 м2;

- с.ш. 66°44"29.1"" в.д. 70°05"29.3"" (деревянные отходы, металлолом) на общей площади 7 м2;

- с.ш. 66°44"30.4"" в.д. 70°05"01.5"" (корпус судна) на общей площади 100 м2;

Из анализа действующего законодательства следует, что именно на органы местного самоуправления возложена обязанность по участию в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых отходов на территории соответствующих муниципальных районов. Просит обязать ответчика ликвидировать вышеуказанные свалки в срок до 01 августа 2021 года.

В судебном заседании заместитель прокурора Ямальского района Гордин А.В., действующий на основании поручения природоохранной прокуратуры, поддержал заявленные исковые требования по приведенным основаниям, при этом с учётом разумности исполнения решения суда изменил срок для устранения несанкционированных свалок с 01 августа 2021 года на 30 сентября 2021 года.

Представитель ответчика - администрации МО Ямальский район ФИО1, действующая на основании доверенности № 85 от 17 ноября 2020 года, с иском не согласилась в части срока исполнения ликвидации несанкционированных свалок, с учётом вступления в законную силу решения суда, времени для внесения поправок в бюджет о выделении дополнительных средств, наступления зимнего периода, когда ликвидация свалок станет возможной лишь с мая 2022 года, просила установить срок исполнения решения суда до 30 сентября 2022 года. Аналогичную позицию выразила в своём письменном отзыве на исковое заявление.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства в их совокупности, отзыв представителя ответчика, суд пришёл к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ, пунктом 3 ст. 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

В соответствии со ст. 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что в границах села Панаевск Ямальского района в ходе прокурорской проверки выявлены несанкционированные свалки, расположенные в указанных в исковом заявлении географических координатах.

Установить принадлежность отходов конкретному лицу в ходе проведения прокурорской проверки не представилось возможным. Собственники несанкционированных свалок на день рассмотрения дела по существу не установлены.

Судом установлено, что образование несанкционированных свалок допущено на земельных участках, вверенных органам местного самоуправления, следовательно неисполнение ответчиком требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

На основании ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов. Кроме того, несанкционированная свалка отходов является источником загрязнения природной среды, что является общеизвестным фактом и в силу ч. 1 ст. 61 ГПК РФ доказыванию не подлежит.

В соответствии с требованиями п. 7.8 Межгосударственного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения. ГОСТ 30772-2001», собственником отходов является: юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которого они находятся, которое намерено осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение. При этом, если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные на территории которых эти отходы находятся.

Учитывая, что несанкционированные свалки представляют собой экологическую опасность, поскольку ставят под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создают опасность причинения вреда окружающей среде, суд приходит к выводу об обоснованности предъявленного в интересах неопределённого круга лиц иска и его удовлетворении.

Учитывая изложенное, а так же то, что несанкционированные свалки образованы на территории с. Панаевск Ямальского района, обязанность устранить выявленные нарушения на территории земель населенных пунктов Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, согласно вышеуказанных законов и подзаконных актов, должна быть исполнена администрацией МО Ямальский район.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ в случае, если действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Прокурор просит суд установить ответчику срок для исполнения решения суда до 30 сентября 2021 года.

Исходя из фактических обстоятельств дела, в целях исполнения решения, суд находит указанный прокурором срок недостаточным для совершения необходимых действий и соответствующим целям обеспечения разумности сроков исполнения ответчиком судебного акта, а доводы ответчика в этой части подлежащими удовлетворению.

В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков) освобождаются от уплаты государственной пошлины.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ямало-Ненецкой природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования Ямальский район – удовлетворить.

Обязать в срок до 30 сентября 2022 года администрацию муниципального образования Ямальский район ликвидировать несанкционированные свалки отходов на земельных участках, расположенных в границах с. Панаевск в точках с географическими координатами:

- с.ш. 66.742516° в.д. 70.095884°, с.ш. 66.742606° в.д. 70.096069°, с.ш. 66.742511° в.д. 70.096373°, с.ш. 66.742422° в.д. 70.096160° на общей площади 218 м2;

- с.ш. 66°45"54.9"" в.д. 70°04"36.1"", с.ш. 66°44"37.5"" в.д. 70°05"10.1"" (бытовой, мелкий производственный мусор, автомобильные покрышки, отходы животного происхождения) на общей площади 150 м2;

- с.ш. 66°44"45.2"" в.д. 70°04"53.0"" (бытовой мусор, брёвна) на общей площади 50 м2;

- с.ш. 66°44"43.2"" в.д. 70°04"57.6"" (фрагменты деревянного строения, металлолом, стекло) на общей площади 60 м2;

- с.ш. 66°44"29.1"" в.д. 70°05"29.3"" (деревянные отходы, металлолом) на общей площади 7 м2;

- с.ш. 66°44"30.4"" в.д. 70°05"01.5"" (корпус судна) на общей площади 100 м2;

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Ямальский районный суд.

Решение в окончательной форме вынесено 26 июля 2021 года.

Председательствующий Д.В. Петров