ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-152-13 от 22.10.2013 Ирафского районного суда (Республика Северная Осетия-Алания)

Дело № 2-152-13

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

<адрес> 22.10.2013г.

Ирафский районный суд в составе председательствующего судьи Цопанова А.В., при секретаре ФИО7, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 о признании незаконными действий органа местного самоуправления – Собрания представителей муниципального образования <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5Дз. и ФИО6 обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий органа местного самоуправления – Собрания представителей муниципального образования <адрес>.

Как видно из заявления, 23 сентября группой депутатов Собрания представителей <адрес> восьмого созыва, избранных ДД.ММ.ГГГГг. по спискам партий СОРО «Патриоты России» и СОРО КПРФ, общим числом в 13 человек было проведено заседание, названное первым заседанием собрания представителей <адрес> 8-го созыва. Иным депутатам, избранным в Собрание представителей, уведомления о заседании собрания территориальной комиссией <адрес> не направлялись. На прошедшем заседании был поставлен вопрос об избрании главы муниципального образования <адрес> и принято решение об избрании депутата ФИО11 главой муниципального образования <адрес>. Заявители считают действия группы депутатов незаконными, а решение об избрании главы муниципального образования недействительным. Согласно ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. В соответствии с указанным выше Федеральным законом ст. 19 Устава Ирафского муниципального района определяет, что структуру органов местного самоуправления <адрес> составляют Собрание представителей, глава района, местная администрация. Порядок формирования, полномочия, иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования. В ч. 9 ст. <адрес>, указано, что порядок и организация работы Собрания представителей регулируются регламентом Собрания представителей, утверждаемым решением Собрания представителей. Регламент Собрания представителей <адрес> утвержден решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ № 9/4. Частью 2 статьи 9 Регламента установлено, что первое заседание Собрания представителей проводится по инициативе председателя избирательной комиссии <адрес>. Часть 3 статьи 9 Регламента предусматривает, что на первом заседании до избрания председателя Собрания или его заместителя председательствует старейший по количеству созывов депутат. Однако 23 сентября при проведении вышеуказанного заседания требования статьи 9 Регламента Собрания представителей <адрес> были грубо нарушены группой избранных депутатов Собрания представителей <адрес> восьмого созыва. Выборы в органы местного самоуправления в <адрес> – Алания проводятся в соответствии с республиканским законом «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>-Алания», принятым в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Конституцией Республики Северная Осетия-Алания. Статьей 60.1. указанного закона установлено, что избирательная комиссия, определяющая результаты выборов в округе, после подписания протокола о результатах выборов по избирательному округу и принятия решения об общих результатах выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом представительного органа муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок представить в эту избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей; соответствующая избирательная комиссия после официального опубликования общих результатов выборов и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, принимает решение о регистрации избранного депутата представительного органа муниципального образования и выдает ему удостоверение об избрании. Между тем, избирательная комиссия <адрес> после официального опубликования общих результатов выборов ДД.ММ.ГГГГг. свои заседания не проводила и регистрацию избранных депутатов Собрания представителей не осуществляла. Соответственно, избирательной комиссией не могли быть приняты решения, связанные с представлением зарегистрированными кандидатами копий документов об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования.

Таким образом, заявители считают, что заседание 23 сентября созвано группой депутатов общим числом 13 человек, вопреки требованиям закона, до принятия избирательной комиссией <адрес> решения об их регистрации.

Представитель заявителей ФИО8, действующая на основании доверенностей <адрес>8 от 11.10.2013г. и <адрес>9 от 11.10.2013г., в судебном заседании заявленные требования ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5Дз. и ФИО6 поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ состоялись выборы в Собрание представителей <адрес> РСО-Алания 8-го созыва. Решением ТИК <адрес>от 13.09.2013г. были утверждены результаты выборов депутатов Собрания представителей <адрес> 8-го созыва, выборы были признаны состоявшимися. Тем же числом ТИК <адрес> было принято решение за о распределении депутатских мандатов. 17 сентября результаты выборов были опубликованы в газете «Ираф». 23 сентября состоялось первое организационное заседание Собрания представителей <адрес> 8-го созыва. Конкретный порядок и срок, в течение которого должно быть проведено первое заседание вновь избранного такого органа, должны быть установлены Уставом МО. Согласно п.п. 1, 2 ст. 9 Регламента Собрания представителей МО <адрес>, утвержденного решением Собрания представителей МО <адрес>от 23.01.2009г., первое заседание Собрания представителей нового созыва проводится по инициативе председателя избирательной комиссии <адрес>, не позднее чем на 15-й день после опубликования решения избирательной комиссии района о результатах выборов. Решение ТИК <адрес> о результатах выборов было опубликовано в газете «Ираф» ДД.ММ.ГГГГ<адрес> срок организации первого заседания Собрания нового созыва истекал ДД.ММ.ГГГГ. До истечения этого срока - 23 сентября - депутаты партий «Патриоты России» и «КПРФ» без надлежащего уведомления ТИК района, ЦИК республики и депутатов партии «Единая Россия», стихийно организовали заседание Собрания представителей <адрес> восьмого созыва». При этом был нарушен не только установленный законом порядок организации, но и порядок проведения заседания представительного органа. Согласно п. 2 ст. 20 Устава, Собрание представителей <адрес> РСО-Алания состоит из 25 депутатов. Причем полномочия этих депутатов на момент проведения заседания не были подтверждены надлежащим образом, а посему 23 сентября заседание Собрания представителей <адрес> восьмого созыва состоялось в неправомочном составе, не способном в силу закона принимать легитимные решения. Решения, принятое 21.10.2013г., является незаконным, так как принималось тем же составом депутатов, т.е. полномочия некоторых из них не подтверждены. Также в новом решении не указано, по каким причинам было отменено ранее принятое решение. По настоящее время не распределены мандаты депутатам партии «Единая Россия». Просила суд признать незаконным первое заседание Собрания представителей <адрес> РСО-Алания, состоявшееся ДД.ММ.ГГГГ, и признать недействительным решение Собрания представителей <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании заявители ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5Дз. и ФИО6 поддержали свои требования по указанным в заявлении и в объяснении их представителя основаниям и просили также суд признать незаконным проведение ДД.ММ.ГГГГ первого организационного заседания Собрания представителей <адрес> РСО-Алания 8-го созыва группой депутатов Собрания представителей <адрес> РСО-Алания от СОРО «Патриоты России» и СОРО КПРФ и признать недействительным решение Собрания представителей <адрес> РСО-Алания от 23.09.2013г. 8-го созыва об избрании председателя Собрания представителей муниципального образования <адрес> - главы муниципального образования <адрес> РСО-Алания.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Территориальная избирательная комиссия <адрес> РСО-Алания.

Исполняющая обязанности председателя ТИК <адрес>ФИО9 в судебном заседании требования заявителей признала обоснованными, и пояснила, что по окончании выборов система ГАС «Выборы» выдала протокол, где было указано количество проголосовавших в целом и фамилии зарегистрированных кандидатов, которым должны быть выданы мандаты. 09.09.2013г. был составлен итоговый протокол, в котором расписались все члены комиссии. 13.09.2013г. собрали комиссию и сообщили, что результаты выборов на избирательном участке были отменены, и они составили новый протокол, уже без учета голосов на данном участке. В пятидневный срок ТИК извещает о том, что кандидат в депутаты избран депутатом. Партии извещались о том, что их члены были избраны в депутаты. Кто и как выдал им мандаты, она не знает. Получили они извещения или нет, она также не знает. После извещения кандидатов, каждый из них, если его деятельность не соответствует депутатскому мандату, должен подать заявление о сложении полномочий депутата в течение пяти дней до первого заседания ТИК, которое проводится не позднее чем через пятнадцать дней после опубликования решения ТИК. Подобные заявления в ТИК проступили, была соответствующая публикация, в которой указывалось, что данный депутат складывает полномочия депутата, так как его деятельность не совместима со статусом депутата. Из депутатов от партии «Единая Россия» свои полномочия сложил Токаев, от партии «Патриоты России» - Фадзаев, Зекеев, от партии «КПРФ» - Тахоев. Они должны были зарегистрировать депутатов, для этого ТИК должна была провести заседание. Она на таком заседании не присутствовала, члены комиссии – тоже. На этом заседании они должны были выдать удостоверения – мандаты. В книге регистрации выдачи мандатов стоят подписи депутатов от партий «Патриоты России» и «КПРФ». Председатель единолично не имеет права это сделать, только коллегиально, путем голосования. ТИК в организации заседания Собрания представителей <адрес> восьмого созыва не участвовала.

Представитель заинтересованного лица председатель ТИК <адрес>ФИО10, участие которого в судебном разбирательстве судом признано обязательным, заявленные требования признал обоснованными и пояснил, что у ТИК была возможность для проведения первого организационного заседания Собрания представителей, но они решили повременить с его проведением в связи с тем, что в суде находилось дело по заявлению партии «Единая Россия» об отмене протоколов участковых избирательных комиссий и № <адрес> и принятии решения о проведении повторного подсчета голосов избирателей и внесении изменений в соответствующие протоколы и сводные таблицы. Инициативу проведения заседания взяла на себя партия «Патриоты России». ТИК была извещена о проведении заседания, но никто на него не явился.

Председатель Собрания представителей муниципального образования <адрес>ФИО11 с требованиями заявителей не согласился, направив в суд письменные возражения относительно заявленных требований. Просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, указанным в возражениях, согласно которым в ст. 254 ГПК РФ указано, что правом обращения в суд обладают гражданин либо организация. Депутат является специальным субъектом правоотношений. В ст. 254 ГПК РФ не указано, что депутаты могут обращаться в суд на любые действия представительного органа в рамках публичных правоотношений. Заявление же гражданина, находящегося в служебной зависимости от лиц, решение, действие (бездействие) которых им оспаривается, рассматривается судом по правилам главы 25 ГПК РФ лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом. Оспаривать действия представительного органа в судебном порядке по главе 25 ГПК РФ депутат может в случаях, когда этим органом нарушены его права путем властно-распорядительных действий органа власти по отношению к нему. В иных случаях обращаться в суд следует в исковой форме с представлением доказательств лицом, обратившимся в суд. Также заявители не указывают, какие их права нарушены. Право принимать участие в деятельности Собрания и представлять интересы населения не нарушено. Отделение партии «Единая Россия» было уведомлено о проведении заседания. Заявители не явились на заседание Собрания. Тот факт, что заседание Собрания было проведено не по инициативе ТИК <адрес>, не нарушает право заявителей принимать участие в таком заседании и выражать свою волю по поводу голосования в Собрании. Тот факт, что заседание проводил не «старейший» депутат, также не затрагивает права заявителей.

Представитель заинтересованного лица – Собрания представителей муниципального образования <адрес>ФИО12, представившая доверенность от ДД.ММ.ГГГГ г., требования заявителей также не признала и пояснила, что 23.09.2013г. состоялось Первое организационное заседание Собрания представителей <адрес>, на котором избрали председателя Собрания представителей <адрес> - главу муниципального образования <адрес>. После проведения первого организационного заседания Собрания представителей <адрес> и избрания председателя Собрания представителей <адрес> - главы муниципального образования <адрес> депутаты Собрания представителей от политической партии «Единая Россия» заявили о том, что они не были уведомлены о проведении первого организационного заседания Собрания представителей <адрес>. Об этом же заявила и Территориальная избирательная комиссия <адрес>. Тем самым, по их мнению, при проведении первого организационного заседания Собрания представителей <адрес> восьмого созыва был нарушен регламент Собрания представителей <адрес>. Однако каждый избранный депутат о проведении первого организационного заседания был уведомлен персонально. Также были уведомлены все политические партии, от которых были избраны депутаты Собрания представителей <адрес>, и Территориальная избирательная комиссия <адрес>. При этом политические партии и Территориальная избирательная комиссия <адрес> были уведомлены письменно. Однако на первое организационное заседание Собрания представителей <адрес> восьмого созыва не явился ни один из избранных депутатов от политической партии «Единая Россия». Также не прибыл на заседание и представитель Территориальной избирательной комиссии <адрес>. На момент проведения первого организационного заседания все 25 депутатов Собрания представителей <адрес> восьмого созыва были избраны и, тем самым, согласно части 1 статьи 34 Закона РСО-Алания «О местном самоуправлении в <адрес>-Алания» Собрание представителей <адрес> восьмого созыва могло осуществлять свои полномочия. На первом организационном заседании Собрания представителей <адрес> присутствовало 13 из 25 избранных депутатов, то есть более 50 % от числа избранных депутатов, и, следовательно, в соответствии с <адрес> и частью 2 статьи 10 Регламента Собрания представителей <адрес> первое организационное заседание Собрания представителей <адрес> восьмого созыва было правомочно. На заседании до избрания председателя Собрания представителей <адрес> в соответствии с частью 3 статьи 9 Регламента Собрания представителей <адрес> председательствовал старейший по количеству созывов депутат ФИО11 Тем не менее, в целях исключения разночтений действующего законодательства, в том числе <адрес> и Регламента Собрания представителей <адрес>, а также чтобы удовлетворить пожелания депутатов от политической партии «Единая Россия», ДД.ММ.ГГГГ было проведено заседание Собрания представителей, на котором было отменено решение Собрания представителей <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ. Тем самым требования заявителей частично удовлетворены. В удовлетворении остальной части заявленных требований просила суд отказать.

Выслушав заявителей, представителя заявителя, представителей заинтересованного лица – ТИК <адрес> РСО-Алания и Собрания представителей муниципального образования <адрес>, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о том, что заявление ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5Дз. и ФИО6 подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласност. 254 ГПК РФ,гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены их права и свободы.

Согласно ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий.

Согласно п.15 указанного постановления пленума заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих должно отвечать требованиям, предусмотренным абзацем вторым части 1 статьи 247 и статьей 131 ГПК РФ, в части, не противоречащей особенностям производства по делам данной категории, установленным главами 23 и 25 ГПК РФ. В нем, в частности, должно быть указано, какие решения, действия (бездействие), по мнению заявителя, являются незаконными, какие права и свободы нарушены (осуществлению каких прав и свобод созданы препятствия).

Заявители, будучи избранными ДД.ММ.ГГГГг. депутатами Собрания представителей <адрес> восьмого созыва, в соответствии со ст. 254 ГПК РФ обратились в суд с требованиями о признании незаконным проведение ДД.ММ.ГГГГ первого организационного заседания Собрания представителей <адрес> РСО-Алания 8-го созыва группой депутатов Собрания представителей <адрес> РСО-Алания от СОРО «Патриоты России» и СОРО КПРФ и признании недействительным решения Собрания представителей <адрес> РСО-Алания от 23.09.2013г. 8-го созыва об избрании председателя Собрания представителей муниципального образования <адрес> - главы муниципального образования <адрес> РСО-Алания.

Свои требования заявители основывают на том, что Собранием представителей муниципального образования <адрес> нарушены их гражданские права и свободы, созданы препятствия к осуществлению ими депутатской деятельности, т.е. по сути своей заявленные требования не связаны с осуществлением заявителями властных полномочий.

Следовательно, заявители обоснованно считают, что оспариваемые ими действия Собрания представителей муниципального образования <адрес> нарушают их права и свободы, создают препятствия к их осуществлению, и они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, а суд должен рассмотреть такое заявление по существу.

В ходе судебного разбирательства установлено.

Решением ТИК <адрес> РСО-Алания от 13.09.2013г. утвержден итоговый протокол ТИК <адрес> об определении результатов досрочных выборов депутатов собрания представителей <адрес> восьмого созыва по муниципальному избирательному округу. Выборы признаны состоявшимися и действительными.

Решением ТИК <адрес> РСО-Алания от 13.09.2013г. по результатам досрочных выборов депутатов собрания представителей <адрес> восьмого созыва по муниципальному избирательному округу допущены к распределению 25 депутатских мандатов Собрания представителей <адрес> восьмого созыва избирательные объединения: Северо–Осетинское региональное отделение политической партии «Единая Россия»; Северо–Осетинское региональное отделение политической партии «Патриоты России» и Северо-Осетинское республиканское отделение «Коммунистическая партия Российской Федерации».

В соответствии с указанными решениям ТИК <адрес> заявители ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5Дз. и ФИО6 были избраны депутатами Собрания представителей муниципального образования <адрес> от Северо–Осетинского регионального отделения политической партии «Единая Россия».

Указанные решения ТИК <адрес> и списки избранных депутатов Собрания представителей муниципального образования <адрес> опубликованы ДД.ММ.ГГГГг. в <адрес>ной газете « Ираф» №105.

23.09.2013г. группой депутатов партий СОРО «Патриоты России» и СОРО КПРФ общим числом 13 человек было проведено первое организационное заседание Собрания представителей <адрес> восьмого созыва, в ходе которого было принято решение об избрании депутата ФИО11 председателем Собрания представителей <адрес> – главой муниципального образования <адрес>.

Заявители о дне, времени и месте проведения первого организационного заседания Собрания представителей <адрес> восьмого созыва, уведомлены не были.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация, контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы, предусмотренные уставом муниципального образования. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Решением Собрания представителей <адрес> от 02.02.2010г. в соответствии с Конституцией РФ, Конституцией РСО-Алания, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" принят <адрес> РСО-Алания.

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по РСО-Алания ДД.ММ.ГГГГг. осуществлена государственная регистрация <адрес> РСО-Алания.

08.07.2011г. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по РСО-Алания зарегистрированы изменения в <адрес> РСО-Алания.

В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 19 Устава структуру органов местного самоуправления <адрес> составляют Собрание представителей, глава района, местная администрация.

Порядок формирования, полномочия, иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

Часть 9 ст. 20 Устава определяет, что порядок и организация работы Собрания представителей регулируются регламентом Собрания представителей, утверждаемым решением Собрания представителей.

Решением Собрания представителей от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Регламент Собрания представителей муниципального образования <адрес>, который определяет начало работы представительного органа муниципального образования и порядок проведения заседания представительного органа муниципального образования.

Так, согласно ч. 1 статьи 9 Регламента первое заседание Собрания представителей нового созыва проводится не позднее, чем на пятнадцатый день после опубликования (обнародования) решения избирательной комиссии района о результатах выборов.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Регламента при одновременном прекращении полномочий главы <адрес> и Собрания представителей <адрес> первое Собрание представителей нового созыва проводится по инициативе председателя избирательной комиссии <адрес>.

Таким образом, судом установлено, что в нарушение <адрес> РСО-Алания, Регламента Собрания представителей муниципального образования <адрес>, первое заседание Собрания представителей муниципального образования <адрес> восьмого созыва организовано и проведено по инициативе лиц, на то не уполномоченных, т.е. доводы заявителей нашли свое подтверждение.

Кроме того, имели место также существенные нарушения закона «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>-Алания», что также указывает на незаконность проведения первого заседания Собрания представителей муниципального образования <адрес> восьмого созыва 13.09.2013г. и неправомочность принятия им каких-либо решений.

Так, в соответствии с ч.1 ст. 60.1. закона «О выборах в органы местного самоуправления в <адрес>-Алания» избирательная комиссия, определяющая результаты выборов в округе, после подписания протокола о результатах выборов по избирательному округу и принятия решения об общих результатах выборов незамедлительно извещает об этом зарегистрированного кандидата, избранного депутатом представительного органа муниципального образования, после чего он обязан в пятидневный срок представить в эту избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.

Данное требование закона не соблюдено. Установлено, что ТИК <адрес> после подписания протокола о результатах выборов по избирательному округу и принятия решения об общих результатах выборов, зарегистрированных кандидатов, избранных депутатами Собрания представителей <адрес>, в том числе заявителей, не извещала.

Также в соответствии с ч.3 ст. 60.1. указанного закона соответствующая избирательная комиссия после официального опубликования общих результатов выборов и представления зарегистрированным кандидатом копии приказа (иного документа) об освобождении его от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, принимает решение о регистрации избранного депутата представительного органа муниципального образования и выдает ему удостоверение об избрании.

Судом установлено, что после официального опубликования общих результатов выборов 17.09.2013г. ТИК <адрес> решения о регистрации избранных депутатов представительного органа муниципального образования не выносились.

Вместе с тем, судом в ходе исследования в судебном заседании журнала выдачи удостоверений депутатов Собрания представителей <адрес> восьмого созыва установлено, что 23.09.2013г. депутаты СОРО ПП «Патриоты России» и СОРО ПП «Коммунистическая партия Российской Федерации» получили депутатские удостоверения. При этом журнал сведений о лице, произведшем выдачу удостоверений, не содержит, несмотря на то, что соответствующая графа в журнале имеется.

Как видно из объяснений председателя ТИК <адрес>ФИО10, 23.09.2013г. в его отсутствие секретарь ТИК ФИО13 выдала мандаты, несмотря на то, что он её на это не уполномочивал.

Вместе с тем, судом также обозрен в судебном заседании листок нетрудоспособности, выданный Ирафской ЦРБ, согласно которому ФИО13 была нетрудоспособна - освобождена от работы в период с 16.09.2013г. по 27.09.2013г., что предполагает её отсутствие на рабочем месте.

При этом суд, не исключая факт возможной выдачи секретарем ТИК ФИО13 удостоверений депутатов указанным в соответствующем журнале лицам, отмечает, что выдача удостоверений была осуществлена в нарушение требований закона неуполномоченным на то лицом.

Также следует указать, что в ходе проверки доводов заявителей о том, что избирательной комиссией не могли быть приняты решения, связанные с представлением зарегистрированными кандидатами копий документов об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата представительного органа муниципального образования, судом установлено, что в ТИК <адрес> в период с 18.09.2013г. по 19.09.2013г. были поданы заявления от избранных депутатов Собрания представителей <адрес>ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18 и ФИО19 о сложении депутатских полномочий.

Указанные заявления были соответствующим образом зарегистрированы в журнале входящей корреспонденции ТИК <адрес>.

19.09.2013г. ТИК <адрес> приняла решения №№ 88/922-3, 88/923-3, 88/924-3, 88/927-3 и 88/933-3 соответственно о сложении полномочий депутатов Собрания представителей <адрес> восьмого созыва ФИО16, ФИО14, ФИО15, ФИО18, ФИО19 и ФИО17

В указный день решениями ТИК <адрес> №№ 88/926-3, 88/928-3, 88/929-3, 88/930-3, 88/931-3, 88/932-3 переданы мандаты депутатов Собрания представителей ФИО17, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23 и ФИО24

Указанные решения ТИК <адрес> опубликованы ДД.ММ.ГГГГг. в <адрес>ной газете « Ираф» №107.

При этом, следует отметить тот факт, что ФИО23, выдвинутому СОРО ПП «КПРФ», мандат депутата Собрания представителей <адрес> был передан незаконно до того, как решением ТИК <адрес> были сложены депутатские полномочия ФИО17, выдвинутого СОРО ПП «КПРФ».

Таким образом, при рассмотрении данного дела по существу суд выяснил, что группа депутатов партий СОРО «Патриоты России» и СОРО КПРФ, которыми было проведено первое организационное заседание Собрания представителей <адрес> восьмого созыва, в ходе которого было принято решение об избрании депутата ФИО11 председателем Собрания представителей <адрес> – главой муниципального образования главой муниципального образования <адрес>, не имели полномочий на проведение заседания Собрания представителей и принятие решения или совершение действия.

В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» основанием к удовлетворению заявления могут служить нарушения требований законодательства, свидетельствующие о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Решение Собрания представителей муниципального образования <адрес> от 21.10.2013г. об отмене решения Собрания представителей муниципального образования <адрес> от 23.09.2013г. «Об избрании Председателя Собрания представителей муниципального образования <адрес> - главы муниципального образования <адрес>», суд не может принять во внимание по указанным выше основаниям, а также в связи с тем, что данное решение не восстанавливает в полной мере нарушенные гражданские права и свободы заявителей и не устраняет препятствия к осуществлению их депутатской деятельности.

Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Представитель Собрания представителей муниципального образования <адрес> каких - либо доказательств обоснованности и законности действий группы депутатов Собрания представителей <адрес> РСО-Алания от СОРО «Патриоты России» и СОРО «КПРФ» суду не представил.

На основании изложенного, руководствуясь, ст.ст. 194, 198 ГПК Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6 удовлетворить.

Признать незаконным проведение ДД.ММ.ГГГГ первого организационного заседания Собрания представителей муниципального образования <адрес> РСО-Алания восьмого созыва группой депутатов Собрания представителей <адрес> РСО-Алания от СОРО «Патриоты России» и СОРО «КПРФ».

Признать недействительным решение Собрания представителей <адрес> РСО-Алания от ДД.ММ.ГГГГ восьмого созыва об избрании Председателя Собрания представителей муниципального образования <адрес> - главы муниципального образования <адрес> РСО-Алания.

Решение суда может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РСО-Алания через Ирафский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента его изготовления в окончательной форме.

Председательствующий Цопанов А.В.