Михайловский районный суд Волгоградской области
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Михайловский районный суд Волгоградской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2- 1520/11
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Михайловский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего Беловой Н.И.,
при секретаре Миловановой М.С.,
с участием представителя истца Шибитова И.В.,
представителя ответчика- Воспитанниковой А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Михайловке Волгоградской области 26 августа 2011 года гражданское дело по иску Шалыгина Владимира Владимировича к Михайловской городской Думе Волгоградской области об обжаловании отказа в предоставлении запрашиваемой информации о деятельности органа местного самоуправления,
у с т а н о в и л:
Шалыгин В.В. обратился в суд с заявлением к Михайловской городской Думе Волгоградской области о признании отказа от Дата Номер в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что согласно статьи 39 Федерального закона « О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1, редакция имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны представлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс- служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции. Дата истец на основании вышеуказанного Закона направил на имя председателя Михайловской городской Думы ФИО10 запрос с просьбой представить в семидневный срок редакции газеты ... информацию Молодежного парламента в Адрес. В установленный законом срок ответ на запросы не был получен.
Впоследствии начальник отдела ФИО5 в своём ответе от Дата Номер на имя главного редактора газеты ... В.В.Шалыгина сообщила, что для подготовки ответов на запросы от Дата Номер истцу необходимо предоставить копии свидетельства о регистрации общественно- политической газеты ... и решения о назначении главного редактора газеты ... То есть, фактически, в нарушении статьи 39 Федерального закона «О средствах массовой информации» от Дата Номер, отказала в предоставлении запрашиваемой информации. Законных
оснований и полномочий у ФИО5 требовать предоставления копии свидетельства о регистрации общественно- политической газеты ... и решения о назначении главного редактора газеты нет.
В соответствии со ст. 40 Федерального закона о СМИ отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010г № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации» О средствах массовой информации»» в силу части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации» О средствах массовой информации» запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. Требования Закона ответчиком нарушены, информация по запросу редакции газеты не представлена. Просит суд признать отказ от Дата Номер в предоставлении информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным, обязать ответчика предоставить запрашиваемую информацию, взыскать судебные расходы по делу в виде оплаты услуг представителя в размере ...
В судебное заседание истец Шалыгин В.В. не явился, указал в заявлении о своем согласии рассмотреть дело в его отсутствии, доверил представлять свои интересы представителю Шибитову И.В..
Представитель истца Шибитов И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просит их удовлетворить.
Представитель ответчика Михайловской городской Думы- Воспитанникова О.Г. исковые требования Шалыгина В.В. не признала, пояснила, что отказа редакции газеты ... в предоставлении запрашиваемой информации о деятельности органа местного самоуправления не было. На имя главного редактора газеты Шалыгина В.В. было направлено письмо от Дата Номер с просьбой подтвердить свой статус газеты и сообщить сведения о назначении главного редактора газеты, так как ранее запросы в Думу поступали от другого редактора газеты- ФИО8. Ответчик имел право убедиться в том, что запросы поступили от редакции газеты ... зарегистрированной в установленном порядке, и подписаны официально назначенным лицом, так как информация предоставляется редакции для распространения в печати. Просит в иске отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу положений части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации не могут быть признаны законными ограничения прав и свобод человека и гражданина (в том числе, свободы слова), установленные не федеральным законом, а иными нормативными правовыми актами.
Конституция РФ закрепляет право каждого гражданина свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29).
Статья 47 Закона РФ от 27.12.1991 г № 2124-1 « О средствах массовой информации» закрепляет основной перечень прав журналиста на доступ к информации и на распоряжение полученной информацией. Этот перечень прав журналиста не является исчерпывающим и может расширяться иными федеральными законами, законами субъектов Федерации и подзаконными актами.
Закон закрепляет различные пути реализации данного права журналиста.
Статья 39 Закона РФ от 27.12.1991г. ( в ред. От 11.07.2011г) закрепляет право редакции запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.
Статья 40 вышеуказанного Закона устанавливает порядок отказа и отсрочки в предоставлении информации, согласно которой отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть отделена от сведений, составляющих специально охраняемую законом тайну;
2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;
3) дата принятия решения об отказе.
Отсрочка в предоставлении запрашиваемой информации допустима, если требуемые сведения не могут быть представлены в семидневный срок. Уведомление об отсрочке вручается представителю редакции в трехдневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:
1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть представлена в семидневный срок;
2) дата, к которой будет представлена запрашиваемая информация;
3) должностное лицо, установившее отсрочку;
4) дата принятия решения об отсрочке.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 июня 2010г № 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации» «О средствах массовой информации» выбор законного способа поиска информации осуществляется журналистом и редакцией самостоятельно, за исключением случаев, прямо предусмотренных федеральными законами (например, частью 4 статьи 4 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации", пунктом "б" статьи 12 Федерального конституционного закона "О чрезвычайном положении", подпунктом 14 пункта 2 статьи 7 Федерального конституционного закона "О военном положении").
Одним из законных способов поиска информации о деятельности органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций (коммерческих и некоммерческих), общественных объединений, их должностных лиц является запрос редакцией соответствующих сведений (статья 39 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Отказ и отсрочка в предоставлении запрашиваемой редакцией информации могут быть обжалованы (оспорены) в судебном порядке (пункт 3 части 1 статьи 61 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации").
Вопросы предоставления информации о деятельности органов, организаций, общественных объединений (в том числе по запросам редакций средств массовой информации) могут быть урегулированы иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, если возможность принятия таких актов предусмотрена действующим законодательством (например, частями 2 и 3 статьи 2 Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления").
Положения Закона Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2124-1 "О средствах массовой информации" не обязывают редакцию средства массовой информации указывать в запросе, для каких целей необходимы запрашиваемые сведения, и обосновывать необходимость получения запрашиваемой информации.
Запрос информации может касаться любых сторон деятельности соответствующего органа, организации, общественного объединения, должностного лица.
В силу части 2 статьи 40 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" запрашиваемая информация должна быть предоставлена в семидневный срок. В случае, когда такие сведения не могут быть предоставлены в указанный срок, редакции средства массовой информации направляется уведомление с указанием даты, к которой будет предоставлена запрашиваемая информация. При этом названным Законом не
определен предельный срок отсрочки в предоставлении информации. Однако, такой срок установлен, в частности, Федеральным законом "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления". Согласно части 6 статьи 18 этого Закона отсрочка в предоставлении информации о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления не может превышать пятнадцать дней сверх установленного этим Законом срока для ответа на запрос.
Согласно статье 38 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" предоставление сведений по запросам редакций средств массовой информации является одной из форм реализации права граждан на оперативное получение через средства массовой информации сведений о деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Согласно ст.18 Федерального закона от 09.02.2009г.№ 8-ФЗ « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» запрос, составленный в письменной форме, подлежит регистрации в течение трех дней со дня его поступления в государственный орган, орган местного самоуправления. Запрос, составленный в устной форме, подлежит регистрации в день его поступления с указанием даты и времени поступления.
Срок рассмотрения запроса Закон устанавливает в тридцать дней со дня его регистрации. Допустима отсрочка на срок не более чем пятнадцать дней сверх установленного настоящим Федеральным законом срока для ответа на запрос. Таким образом, независимо от категории информации общий срок ответа на запрос может составлять сорок пять дней со дня регистрации, но не более. Отсрочка допускается только при невозможности предоставления информации в положенный срок и должна быть аргументирована. Пользователь уведомляется о причине отсрочки и сроке предоставления информации в течение семи дней со дня регистрации запроса.
Согласно ст. 19 вышеуказанного Закона ответ на запрос должен содержать запрашиваемую информацию либо мотивированный отказ в предоставлении таковой. В ответе на запрос указываются наименование, почтовый адрес государственного органа или органа местного самоуправления, должность лица, подписавшего ответ, а также реквизиты ответа на запрос (регистрационный номер и дата).
Ответ на запрос подлежит обязательной регистрации государственным органом, органом местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании и следует из копии Устава и свидетельства о регистрации средства массовой информации от Дата газета ... является общественно-политической газетой, основной задачей которой является освещение деятельности органов местного самоуправления, общественных организаций и объединений,
освещение общественной, экономической и культурной жизни Адрес ( л.д. 11-14)
Согласно копии приказа от Дата Номер истец Шалыгин В.В. с Дата назначен главным редактором указанной газеты (л.д. 15)
Дата за Номер и повторным напоминанием от Дата за Номер истец обратился в Михайловскую городскую Думу Волгоградской области о предоставлении информации о деятельности молодежного парламента городского округа Адрес (л.д.16.17).
Согласно копии почтового конверта письмо с запросами истца поступило в почтовое отделение связи Дата, ответчику- Дата. (л.д.32)
В течение установленного статьей 18 Федерального закона от 09.02.2009г.№ 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» срока ответчик зарегистрировал запрос в течение трех дней со дня его поступления, а именно, Дата за Номер.(л.д.30-31 ), а в течение семи дней со дня регистрации запроса направил истцу письмо в виде запроса от Дата за Номер о предоставлении дополнительной информации о регистрации газеты ... и её редакторе, которая необходима для подготовки ответов на запросы истца (л.д. 19).
Однако, в нарушение действующего законодательства ответчик не оформил в установленном порядке данный запрос как мотивированный отказ либо отсрочку в предоставлении запрашиваемой информации с указанием ее причины и срока предоставления запрашиваемой информации.
По мнению представителя истца Шибитова И.В. данное письмо является отказом в предоставлении запрашиваемой истцом информации.
Несмотря на то, что ответ Михайловской городской Думы от Дата за Номер оформлен с нарушением порядка предоставления информации о деятельности органов местного самоуправления, предусмотренный статьями 18, 19 Федерального закона от 09.02.2009г. « Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», суд находит, что данный ответ нельзя расценивать как отказ в предоставлении запрашиваемой истцом информации, поскольку он не является отказом как таковым. Из содержания письма следует, что запрашиваемая ответчиком информация необходима для подготовки ответа на запрос истца.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании отказа от Дата Номер Михайловской городской Думы Волгоградской области в предоставлении запрашиваемой информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным, обязании предоставить
запрашиваемую информацию по запросам от Дата Номер, от Дата Номер удовлетворению не подлежат.
Поскольку не удовлетворены основные требования истца, не подлежат удовлетворению и требования о взыскании с ответчика морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований Шалыгину Владимиру Владимировичу о признании отказа от Дата Номер Михайловской городской Думы Волгоградской области в предоставлении запрашиваемой информации о деятельности органа местного самоуправления незаконным, обязании предоставить запрашиваемую информацию по запросам от Дата Номер от Дата Номер взыскании морального вреда- отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Михайловский районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 30 августа 2011 года.
Судья Н.И.Белова