ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1520 от 31.12.9999 Глазовского районного суда (Удмуртская Республика)

                                                                                    Глазовский районный суд Удмуртской Республики                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Глазовский районный суд Удмуртской Республики — Судебные акты

Решение   Дело № 2-1520/2010

Именем Российской Федерации

Дата обезличена г. Глазов

Глазовский городской суд Удмуртской Республики в составе:

Председательствующего судьи Машкиной Н. Ф.,

При секретаре Куртеевой О. С.,

С участием истца Конышева В. П.,

Представителя истца Сероштанова К. А.,

Представителя ответчика ОАО «Удмуртавтотранс» Аккузина А.А., действующего по доверенности от Дата обезличена,

Представителя третьего лица Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики Кудрявцевой О. В., действующей по доверенности Номер обезличен от Дата обезличена,

Представителя третьего лица Администрации Муниципального образования «Глазовский район» Трефиловой Н. А., действующей по доверенности от Дата обезличена,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Конышева В.П. к ОАО «Удмуртавтотранс» в лице Глазовского филиала о понуждении к представлению мер социальной поддержки,

Установил:

Истец Конышев В. П. обратился в суд с исковым заявлением к ОАО «Удмуртавтотранс» в лице Глазовского филиала о понуждении к представлению мер социальной поддержки.

Свои исковые требования мотивировал тем, что он является членом садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) «...», на территории которого находится принадлежащий ему и его супруге садовый участок. Проживая в ..., для проезда до СНТ «...», расположенного в ..., пользуется автобусным маршрутом Номер обезличен сообщением .... Перевозку пассажиров по этому маршруту осуществляет Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс». В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов», Законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики», установлен проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету. Конечный пункт маршрута Номер обезличен - СНТ «...», находится на расстоянии 16 км. от ..., движение автобусов по маршруту осуществляется ежедневно по утвержденному расписанию (графику), перевозка производится на основании публичного договора перевозки, заключаемого с каждым пассажиром путем продажи билета. С учетом указанных обстоятельств, маршрут Номер обезличен является, в силу Федерального закона от 08 ноября 2007 года «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 года № 112, маршрутом регулярных перевозок пассажиров, осуществляемым в пригородном сообщении транспортом общего пользования.

Поскольку он является инвалидом, то есть относится к категории граждан, указанной в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170, он имеет право на проезд на всех видах автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси), включая маршрут Номер обезличен, по социальному проездному билету. Начиная с 01 мая 2009 года и по настоящее время Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс» отказывается перевозить пассажиров по маршруту Номер обезличен по социальному проездному билету, мотивируя тем, что этот маршрут не является пригородным, так как не связывает между собой два населенных пункта.

Факт отказа перевозчика в перевозке пассажиров на маршруте Номер обезличен по социальному проездному билету подтверждается следующими доказательствами: ответом управляющего Глазовским филиалом ОАО «Удмуртавтотранс» ФИО2, опубликованным в рубрике «Ваш вопрос редакции» газеты «...» от Дата обезличена Номер обезличен; письмами Глазовской межрайонной прокуратуры от Дата обезличена и Дата обезличена по жалобам соответственно ФИО1 и ФИО3 на отказ в перевозке пассажиров на маршруте Номер обезличен по социальному проездному билету; письмом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики в адрес ОАО «Удмуртавтотранс» от Дата обезличена Номер обезличен; письмом ОАО «Удмуртавтотранс» от Дата обезличена Номер обезличен в адрес Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике.

Отказ перевозчика в проезде на маршруте Номер обезличен по социальным проездным билетам считает незаконным, основанным на неверном понимании положений Федерального закона «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Согласно данному Федеральному закону, перевозка пассажиров осуществляется в городском, пригородном, междугородном и международном сообщении. Все маршруты в пределах территории Российской Федерации, связанные с выездом за границы населенного пункта, могут быть либо пригородными, либо междугородними, при этом различие между ними определяется исключительно по критерию протяженности маршрута: до 50 километров или более от границ населенного пункта. Таким образом, маршрут Номер обезличен является маршрутом пригородного сообщения.

Так как он относится к категории граждан, которой предоставлено право на проезд автомобильным транспортом пригородного сообщения по социальному проездному билету, отказ ОАО «Удмуртавтотранс» в перевозке пассажиров по маршруту Номер обезличен по социальному проездному билету непосредственно затрагивает его права на реализацию государственных мер социальной поддержки, за защитой которых он вынужден обращаться в суд. В связи с чем, просит признать незаконным, как нарушающий постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике», отказ открытого акционерного общества «Удмуртавтотранс» в перевозке его, как инвалида, по маршруту Номер обезличен сообщением ... по социальному проездному билету; обязать открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» осуществлять перевозку его, как инвалида, по маршруту Номер обезличен сообщением ... по социальному проездному билету в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике».

Истцом в порядке ст. 39 ГПК РФ изменен предмет иска, просит суд:

признать незаконным, как нарушающий постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике», отказ открытого акционерного общества «Удмуртавтотранс» в перевозке Конышева В.П., являющегося инвалидом, по маршруту Номер обезличен сообщением ... по социальному проездному билету;

обязать открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» не препятствовать Конышеву В.П. в проезде по маршруту Номер обезличен сообщением ... по социальному проездному билету.

В судебном заседании истец Конышев В. П. исковые требования и доводы изложенные в иске поддержал.

В ходе судебного разбирательства пояснил, что является инвалидом 3 группы, членом СНТ .... С момента основания общества он ездил сначала по ветеранскому удостоверению бесплатно, потом ввели социальный проездной билет, данный проездной покупали каждый месяц. До Дата обезличена пользовались социальным проездным билетом. В Дата обезличена перестали осуществлять перевозки по социальному проездному билету. Считает, что он не должен доказывать, что имеет право проезда по социальному проездному билету, так как закон не отменен, он действует с Дата обезличена, проезд по социальным проездным отменили незаконно, в другие садовые общества ездят по социальным проездным.

В судебном заседании представитель истца Сероштанов К. А. исковые требования истца и доводы, изложенные в иске поддержал.

В ходе судебного разбирательства пояснил, что установленное постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» право отдельных категорий граждан на проезд на всех видах автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету является, по сути, льготой в натуральной форме в виде скидки по оплате проезда на регулярных маршрутах пригородного сообщения. Ни в Уставе, ни в ином нормативном правовом акте, регулирующем вопросы перевозки пассажиров автомобильным транспортом, не содержится требование о том, что конечный остановочный пункт может находиться только в черте населенного пункта. Таким образом, в рассматриваемой ситуации маршрут Номер обезличен, имеющий пункт отправления ..., а пункт назначения и конечный остановочный пункт -СНТ «...», находящееся в пределах 50 км. от границ ..., может быть отнесен только к маршрутам пригородного сообщения. Позиция ОАО «Удмуртавтотранс» о том, что маршрут Номер обезличен не является пригородным по причине того, что не связывает между собой два населенных пункта, основана на неверном толковании части закона. Согласно статьям 2 (понятие «пассажир») и 5 Устава, перевозка пассажира осуществляется либо на основании договора перевозки пассажира, либо на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажира. Предметом договора перевозки является обязанность перевозчика перевезти пассажира в пункт назначения, при этом обязанность оплаты проезда лежит на самом пассажире, при взимании платы с которого должны учитываться установленные льготы по провозной плате (п. 1 ст. 786, п. 5 ст. 790 ГК РФ). Доказательством заключения договора перевозки пассажира служит билет (ст. 2, 20 Устава, ст. 787 ГК РФ). В свою очередь, предметом договора фрахтования (чартера) является обязанность фрахтовщика предоставить фрахтователю часть или всю вместимость одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки пассажиров, при этом обязанность оплатить за пользование транспортным средством лежит на фрахтователе, а не на пассажире (ст. 2 (понятия «фрахтователь» и фрахтовщик»), 27 Устава, ст. 787 ГК РФ). Правило о том, что пассажир не оплачивает проезд в чартерных рейсах, полностью согласуется, с учетом того, что пассажир не является стороной договора фрахтования, с положением п. 3 ст. 308 ГК РФ, согласно которому обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон. Более того, ч. 5 ст. 27 Устава установлено, что если договором фрахтования предусматривается предоставление транспортных средств для перевозки неопределенного круга лиц, взимание платы с указанных лиц не допускается. Таким образом, перевозка пассажиров по маршруту Номер обезличен, проезд на котором оплачивается самими пассажирами в зависимости от дальности поездки и с выдачей им в подтверждении оплаты билетов, осуществляется на основании договора перевозки пассажиров, а не на основании договора фрахтования. С учетом данного обстоятельства, а также данных представителем ответчика пояснениях о том, что правом проезда за плату на маршруте Номер обезличен может воспользоваться любой гражданин, названный маршрут относится к маршруту регулярных перевозок транспортом общего пользования. Установленному постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 праву отдельных категорий граждан на проезд на всех видах автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету корреспондирует обязанность перевозчика, осуществляющего перевозку пассажиров в указанном виде сообщения, предоставлять такое право, то есть, предоставлять возможность проезда по социальному проездному билету без взимания каких-либо дополнительных сборов за проезд. Обязанность перевозчика предоставлять право проезда по социальному проездному билету возникает в силу самого факта оказания им услуг регулярных пригородных перевозок на основании публичного договора перевозки пассажиров. Поскольку маршрут Номер обезличен относится именно к таким видам перевозок, ОАО «Удмуртавтотранс» не вправе уклоняться от обязанности перевозить по этому маршруту льготные категории пассажиров по социальным проездным билетам. Сам по себе факт нарушения порядка открытия регулярного пригодного маршрута, при том, что маршрут Номер обезличен фактически функционирует, и перевозчик взимает с пассажиров плату за проезд, не лишает соответствующие категории граждан права на проезд на этом маршруте на льготных условиях. Доказательств того, что имеются обстоятельства, освобождающие ОАО «Удмуртавтотранс» от исполнения указанной обязанности, ответчик не представил. Установленная постановлением Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 льгота по оплате проезда обеспечивается финансово не за счет перевозчика, а за счет бюджета Удмуртской Республики. Соответствующими нормативными правовыми актами Правительства Удмуртской Республики и Министерства транспорта и дорожного хозяйствам Удмуртской Республики определен порядок возмещения транспортным организациям, предоставляющим при перевозке пассажиров право льготного проезда, выпадающих в связи с этим доходов. Доказательств того, что при предоставлении права льготного проезда на маршруте Номер обезличен возмещение выпадающих доходов не может быть произведено, ответчик не представил. Исковые требования Конышева В. П. основаны на законе, подтверждены доказательствами и подлежат удовлетворению.

В судебном заседании представитель ответчика Аккузин А. А. исковые требования истца не признал.

В ходе судебного разбирательства в обоснование своих возражений по иску привел следующие доводы, а именно что маршрут Номер обезличен не является маршрутом пригородного сообщения по определению, данному Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, поскольку не связывает между собой два населенных пункта, садовое некоммерческое товарищество не является самостоятельным населенным пунктом. В связи с тем, что дорога не соответствует требованиям безопасности указанный маршрут Администрацией муниципального образования не включен в конкурсную документацию на осуществление перевозок, не включен в сводное расписание движения по пригородным маршрутам на территории муниципального образования «...». Маршрут является «заказным», перевозка пассажиров осуществляется на основании договоров перевозки, заключенных с Председателями Обществ на период огородного сезона, перевозка пассажиров осуществляется предприятием в виду ненадлежащего состояния дорожного полотна на свой страх и риск. Маршрут не включен в число социально-значимых маршрутов, в связи с чем не включен и в объем транспортной работы, в соответствии с которым осуществляется возмещение выпадающих доходов за провозку граждан по социальным проездным билетам по территории .... В настоящее время учет социальных проездных ведется по территориальному принципу, у предприятия заключен договор с Почтой России и социальные проездные билеты реализуются Почтой России по территориальному принципу. Если гражданин приобретает социальный проездной билет в ..., то дотация согласно Положению идет на .... От того, что они будут осуществлять проезд по социальным проездным билетам в пригороде, им никто эти расходы возмещать не будет. Право проезда по социальным проездным билетам не предусмотрено ни одним Федеральным Законом РФ, установленный Распоряжением Правительства УР от 02 марта 2006 года Номер обезличен порядок установления возмещения выпадающих доходов не учитывает расходы транспортных организаций, осуществляющих перевозку горожан по районам. Считает, что на маршрут Номер обезличен Постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года №170 не распространяется. Просит в иске отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Муниципального образования «Глазовский район» Трефилова Н. А. с исковыми требованиями согласилась частично.

В ходе судебного разбирательства пояснила, что в Дата обезличена данная дорога была обследована. Постановлением Администрации Глазовского района от 10 ноября 2008 года создана комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения, в состав комиссии входят представитель ГИБДД, представитель дорожного хозяйства, представитель УГДН, представитель Администрации. Данной комиссией было проведено обследование и дано заключение, что в отношении дороги были выявлены недостатки, которые угрожают безопасности дорожного движения, было запрещено автобусное движение. Учитывая то, что балансодержатель не был определен, и в реестре объектов муниципальной собственности данная дорога не значилась, учитывая то, что следование до дер. Адам ранее обслуживалось ОАО Удмуртавтотранс, они взяли на себя обязательства по устранению недостатков. В связи с тем, что дорога не соответствовала требованиям безопасности, данную дорогу не включили в расписание движения автобусов. Организация транспортного обслуживания проходит в рамках конкурсных процедур. Порядок проведения конкурса определен постановлением Администрации, первично идет утверждение расписания, публикуется в печатном издании информационное сообщение о проведении конкурса, по итогам конкурса с победителем заключается договор об организации транспортного обслуживания. Расписание утверждается на год, но в течение года могут вносить изменения при изменении потребности пассажирских перевозок, если состояние дорог улучшается, то есть соответствует безопасности дорожного движения, при изучении пассажиропотока. Дата обезличена комиссия повторно обследовала участок дороги, было дано заключение, что возможно открытие маршрута, но при этом был указан ряд недостатков, которые угрожали безопасности дорожного движения и было установлено ограничение движения до СНТ .... Учитывая то, что не было обращения ни со стороны Главы МО ..., о том, что необходимо ввести этот маршрут, от садоводов не поступало никаких предложений, было решено не включать данный маршрут в расписание движения автобусов до устранения данных недостатков. Ответчик сам взял обязательства по осуществлению перевозок, заключил договор с СНТ, самостоятельно утвердил график движения автобусов. Относительно социальных проездных билетов – есть нормативно-правовые акты, которые регламентируют вопросы, связанные с возмещением выпадающих доходов. В рамках этих законодательных актов для того, чтобы транспортной организации возместили выпадающие доходы не требуется от Администрации подписания акта выполненных работ. Если граждане получают социальные проездные через почту, тогда транспортная организация заключают договор с министерством социальной защиты, с почтой и с пенсионным фондом, затем почта формирует отчетность, министерство транспорта формирует сводную отчетность и направляет в министерство социальной защиты. Министерство социальной защиты на основании договора, заключенного с транспортной организацией определяется с суммами и возмещает социальные проездные.

В судебном заседании представитель третьего лица Министерства социальной защиты населения Удмуртской Республики Кудрявцева О. В. с исковыми требованиями согласилась.

В ходе судебного разбирательства пояснила, что в соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации относится решение вопросов организации транспортного обслуживания населения. Так к полномочиям относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и других категорий граждан. В целях реализации положений федерального законодательства в Удмуртской Республике принято постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170, устанавливающее, что для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами в частности, «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения предоставляется по социальному проездному билету. В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики является исполнительным органом государственной власти Удмуртской Республики, проводящим государственную политику в области социальной защиты населения, а также по нормативно-правовому регулированию по вопросам в соответствии со своими функциями и видами деятельности. В соответствии с п. 5 постановления Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 Министерство осуществляет возмещение выпадающих доходов предприятиям городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения, связанных с реализацией социальных проездных билетов, отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, и региональный регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки. Процедура возмещения следующая, транспортной организацией реализуются социальные проездные билеты, ведется учет проездных билетов, далее предъявляется отчетность в Минтраснпорта, министерство транспорта предоставляет в Минсоцзащиты сводные отчеты. Руководствуясь сводными отчетами и распределениями Минтранса Минсоцзащиты возмещает выпадающие доходы. При этом Минсоцзащиты заключает с каждой организацией договор, по которому осуществляется возмещение выпадающих доходов. Представитель ответчика подтвердил, что и в прошлом году и в этом году получают возмещение от количества реализованных социальных проездных билетов. До Дата обезличена был заключен договор только с Удмуртавтотрансом, Удмуртавтотранс заключал договоры с транспортными организациями. С Дата обезличена договор Минсоцзащита стал заключать с каждой транспортной организацией, которая обращается. Возмещение осуществлялось как из бюджета УР так и из бюджета РФ. В Дата обезличена возмещение осуществляется только за счет средств бюджета УР и по прежнему договор заключается с каждой организацией, возмещение получает каждая организация, которая реализовала билеты не зависимо от наименования маршрутов. Например житель ... приобрел социальный проездной билет, в отчетах это будет фигурировать как .... Дополнительно граждане не обязаны покупать социальные проездные билеты. То есть социальный билет у гражданина единственный, действует на всех видах транспорта в Удмуртской Республике. Несмотря на то, что СНТ не является населенным пунктом, но закреплено за МО ..., соответственно, те основания, что маршрут ... не является пригородным не существенный довод. Законом не предусмотрено обязательное условие начала или окончание маршрутов в населенном пункте. Населенный пункт служит лишь для того, чтобы определить вид сообщения. Отказ в предоставлении мер социальной поддержки считает незаконным.

В судебное заседание представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Глухова Е.Н. не явилась, в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении. Суд в порядке ст. 167 ГПК РФ определил дело рассмотреть в отсутствие указанного лица.

В ходе судебного разбирательства представитель Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики Глухова Е.Н. пояснила, что исковые требования поддерживают. Закон № 66 от 15 апреля 1998 года «О садоводческих огороднических дачных некоммерческих объединениях граждан», обязывает органы местного самоуправления, обеспечивать проезд садоводов, дачников, членов их семей до садовых участков, организовывать проезд, организовывать новые маршруты, оборудовать остановки, железнодорожные платформы, осуществлять контроль и т.п. Говорить о том, что на сегодняшний день этот проезд не оборудован, не организованы остановочные пункты нет оснований у участников процесса, так как закон четко определил кто несет за это ответственность. Существует Устав Автомобильного транспорта, в части возникшего спора нет оснований по разному трактовать те нормы, которые установлены. В соответствии со ст. 2 данного устава маршрут – это путь следования транспортного средства между пунктами отправления и назначения. Ответчики не признают эти положения и привязывают категорию пригородного сообщения к населенным пунктам, так как имеет место коммерческий интерес. Министерство транспорта трактует это положение так, что не обязательно начальной или конечной остановкой должен быть населенный пункт. В данном случае автобус отправляется из города ... и осуществляет движение по территории Удмуртской Республики в пределах населенных пунктов на расстояние 16 км. Закон дает перечень тех дорог, которые существуют, представитель ответчика данный перечень называет, иных трактований не может быть. Статья 5 Устава определяет существующие виды перевозок пассажиров и багажа: регулярные, перевозки по заказу, перевозки легковыми такси. В данном случае происходит перевозка по заказу. Предоставленный представителем ответчика договор на транспортное обслуживание является ничтожным, не имеет силы. Так как согласно п. 1.1 договора заказчиком выступает СНТ. Заказчик обязуется принять услуги и оплатить их. По сути договор заключается между некоммерческим товариществом и ответчиком. Пункт 3.3 договора говорит о том, что предоставленные услуги оплачиваются пассажирами при посадке в автобус. То есть, по сути председатель СНТ заключает договор от имени членов садоводческого товарищества, которые являются лицами дееспособными, совершеннолетними и ему этих полномочий не передавали. Согласно ст. 149 НК РФ транспортные организации, которые предоставляют услуги по перевозке пассажиров освобождаются от выплаты определенных налогов. Эти льготы предоставляются с условием предоставления всех льгот на проезд утвержденных в установленном порядке. То есть на сегодняшний день довод представителя ответчика о том, что они несут убытки не обоснован. Осуществляя перевозки пассажиров организация пользуется налоговыми льготами, получает возмещение выпадающих расходов, и получают оплату за проезд

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и изучив, предоставленные доказательства суд приходит к следующему.

Согласно свидетельства серия Номер обезличен, выданного Межрайонной инспекцией ФНС России Номер обезличен по Удмуртской Республике Дата обезличена, ответчик зарегистрирован в качестве юридического лица.

В соответствии с п. 1.2, п. 3.2. Устава, открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» является юридическим лицом, может быть истцом и ответчиком в суде.

В силу ст. 48 ГКРФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Таким образом, в ходе судебного заседания был установлен правовой статус ответчика.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ответчик является коммерческой организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Удмуртской Республики, указанная деятельность осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 2.2, п. 2.4 Устава).

Согласно п. 1.10 Устава, Общество имеет филиал – Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс» (...).

В статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация определена как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Такие публично-правовые обязательства обеспечиваются предоставлением мер социальной поддержки.

Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 января 2005 года отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Такие льготы были предусмотрены Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Федеральным законом от 12 января 1995 года № 5-ФЗ "О ветеранах", Законом "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" от 15 мая 1991 года № 1244-1.

Одновременно указанный Закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ передал вопросы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, субъектам для осуществления ими самостоятельно за счет бюджета субъекта выполнение определенных функций в отношении категорий льготных граждан, включенных в федеральный регистр, предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств, а также возложил обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан.

Согласно ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов:

12) организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, внутренним водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение);

24) социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий, а также для возмещения расходов муниципальных образований в связи с предоставлением законами субъекта Российской Федерации льгот отдельным категориям граждан, в том числе льгот по оплате услуг связи, организация предоставления гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.

В целях реализации положений федерального законодательства Правительством Удмуртской Республики 19 декабря 2005 года принято постановление за № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике» для граждан, имеющих право на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча», «О реабилитации жертв политических репрессий», «О донорстве крови и ее компонентов», Законом Удмуртской Республики «О звании «Ветеран труда Удмуртской Республики», установлен проезд на всех видах городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету.

В соответствии с п. 5 вышеуказанного постановления Правительства Удмуртской Республики на Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики возложена обязанность по возмещению выпадающих доходов предприятиям городского транспорта общего пользования и автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси), связанных с реализацией социальных проездных билетов, отдельным категориям граждан, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи и региональный регистр лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.

Распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 02 марта 2006 года № 183-р утверждено Положение о порядке реализации и учете социальных проездных билетов, дающих право на проезд отдельным категориям граждан в Удмуртской Республике на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения (кроме такси), возмещение выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов, согласно которому возмещение выпадающих доходов транспортным предприятиям городских округов и муниципальных районов Удмуртской Республики производится в виде возмещения разницы между стоимостью одного месячного проездного билета на один вид транспорта и стоимостью месячного социального проездного билета.

Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Исходя из п. 2 ст. 5 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», оказание (предоставление) государственной социальной помощи в соответствии с нормативными правовыми актами и региональными программами субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающими представление гражданам социальных пособий в виде набора социальных услуг и субсидий, является расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, исходя из анализа вышеприведенных нормативных актов, суд приходит к выводу о несостоятельности доводов представителя ответчика об отсутствии федерального закона регулирующего предоставление мер социальной поддержки отельным категориям граждан.

Во исполнение положений п. 6 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года (в редакции от 27 июля 2010 года) № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Администрацией Муниципального образования «Глазовский район» заключен Дата обезличена с Глазовским филиалом ОАО «Удмуртавтотранс» договор Номер обезличен на осуществление безопасности перевозки пассажиров на регулярных маршрутах пригородного сообщения муниципального образования «...» (л. д. Номер обезличен).

Соглашением от Дата обезличена о пролонгации, продлен срок действия договора Номер обезличен от Дата обезличена с Дата обезличена по Дата обезличена (л. д. Номер обезличен).

В соответствии с п. 2.2.3, п. 2.2.14 вышеуказанного договора перевозчик – Глазовский филиала ОАО «Удмуртавтотранс» обязуется обеспечить безусловное выполнение действующего законодательства, нормативных актов и Положений о порядке организации пассажирских перевозок, осуществляемых на регулярных маршрутах пригородного сообщения по ..., предоставлять льготы гражданам на автомобильном транспорте общего пользования, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Удмуртской Республики, актами органов местного самоуправления.

На основании Акта приема-передачи автоуслуг, оказанных ОАО «Удмуртавтотранс» Глазовским филиалом по пригородным социальным маршрутам за Дата обезличена (л. д. Номер обезличен), судом установлено, что ответчик оказывает льготные услуги по пригородным пассажирским перевозкам граждан, на которых распространяются меры социальной поддержки.

Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.

Кроме того, указанное обстоятельство подтверждается договором о возмещении выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов Номер обезличен от Дата обезличена, заключенным между Министертсвом социальной защиты населения Удмуртской Республики и ОАО «Удмуртавтотранс» (л. д. Номер обезличен), Факт наличия указанного договора и факт заключения аналогичного договора на период Дата обезличена, а также факт получения возмещения выпадающих расходов в Дата обезличена и Дата обезличена ответчиком не оспаривался.

Согласно пп. 7 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации от налога на добавленную стоимость освобождены услуги по перевозке пассажиров пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). При этом к слугам по перевозке пассажиров относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок, по единым тарифам за проезд, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.

В соответствии с Определением Конституционного Суда от Дата обезличена Номер обезличенО отмена натуральных льгот не исключает обязанность государства посредством совместного участия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации обеспечить лицам, ранее имевшим право на бесплатный проезд, возможность беспрепятственного пользования услугами городского транспорта общего пользования, форма которой подлежит установление с учетом совокупного объема предоставленных указанным лицам в натуральной и денежной форме мер социальной поддержки на уровне Российской Федерации и на уровне конкретного субъекта Российской Федерации.

Следовательно, ответчик оказывая услуги по перевозке пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда, освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что ответчик в осуществлении своей деятельности обязан соблюдать требования действующего законодательства, в части обеспечения равной доступности транспортных услуг общественного транспорта для отдельных (льготных) категорий граждан, имеющих право на меры социальной поддержки и предоставлять их для указанной категории граждан.

На основании справки Сер. Номер обезличен, выданной Дата обезличена Глазовским межрайонным бюро медико-социальной экспертизы (л. д. Номер обезличен), судом установлено, что Конышев В. П. является инвалидом 3 группы, инвалидность установлена «бессрочно».

Таким образом, Конышев В. П. относится к категории граждан, указанной в постановлении Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170, соответственно на него распространяются меры социальной поддержки и он имеет право на проезд на всех видах автомобильного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) по социальному проездному билету, в том числе на проезд на автомобильном транспорте, принадлежащем ответчику.

Как следует из материалов дела и нашло подтверждение в судебном заседании Конышев В. П. является членом СНТ «...» (л. д. Номер обезличен), для проезда в садовое общество он пользуется маршрутом Номер обезличен сообщением «...», перевозчиком является Глазовский филиал ОАО «Удмуртавтотранс».

Факт отказа ответчика в перевозке Конышева В. П. по указанному маршруту на основании социального проездного билета помимо пояснений истца, письменных доказательств по делу: ответом управляющего Глазовским филиалом ОАО «Удмуртавтотранс» ФИО2, опубликованным в рубрике «Ваш вопрос редакции» газеты «...» от Дата обезличена Номер обезличен (л. д. Номер обезличен); письмами Глазовской межрайонной прокуратуры от Дата обезличена и Дата обезличена года по жалобам соответственно ФИО1 и ФИО3 на отказ в перевозке пассажиров на маршруте Номер обезличен по социальному проездному билету (л. д. Номер обезличен, Номер обезличен; письмом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики в адрес ОАО «Удмуртавтотранс» от Дата обезличена Номер обезличен (л. д. Номер обезличен); письмом ОАО «Удмуртавтотранс» от Дата обезличена Номер обезличен в адрес Уполномоченного по правам человека в Удмуртской Республике (л. д. Номер обезличен), подтверждается показаниями свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО1, а также пояснениями представителя ответчика.

На основании паспорта автобусного маршрута Номер обезличен «...» (л. д. Номер обезличен), составленного по состоянию на Дата обезличена, утвержденного Управляющим Глазовского филиала ОАО «Удмуртавтотранс» и согласованного с Главой Администрации МО «...», судом установлено, что вид указанного маршрута значиться как «пригородный», схема маршрута согласована с ГИБДД УВД по ... и ... Удмуртской Республики Дата обезличена.

Согласно Акта обследования пригородного (сезонного) маршрута Номер обезличен «...» обслуживаемого Глазовским филиалом ОАО «Удмуртавтотранс» от Дата обезличена (л. д. Номер обезличен), комиссия в составе начальника отдела транспорта и связи ЖКХ Администрации МО «...», старшего госинспектора ДИ и ОД ОГИБДД УВД ... и ..., инженера по БДД Глазовского филиала ОАО «Удмуртавтотранс» на основании Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Приказа Минтранса РФ от 09 марта 1995 года № 27 и Приказа Минтранса РФ от 08 января 1997 года № 2, пришла к выводу о возможности открытия указанного автобусного маршрута.

То есть ответчик, сам документально отнес указанный маршрут к «пригородному», в связи с чем его доводы в указанной части, а именно, что маршрут не является «пригородным», суд находит не состоятельными и не подтвержденными какими-то либо достоверными доказательствами обратного.

Кроме того, как было достоверно установлено в судебном заседании и подтверждено самим ответчиком, последний осуществляет перевозку по социальным проездным билетам по маршруту Номер обезличен «...», конечным остановочным пунктом которого также является садовое некоммерческое общество «...».

Однако, доказательств, основанных на нормах действующего законодательства, позволяющих разграничить указанные маршруты и освобождающие ответчика от обязанности по предоставлению мер социальной поддержки по маршруту Номер обезличен ответчиком суду не приведено.

Факт заключения с председателями садовых обществ договоров на транспортное обслуживание не является основанием для освобождения ответчика от обязанности предоставлять право проезда гражданам по социальному проездному билету.

То обстоятельство, что данный маршрут не утвержден в расписании движения автобусов на регулярных маршрутах пригородного сообщения муниципального образования «...» на Дата обезличена, по мнению суда не является значимым обстоятельством, поскольку как было установлено в судебном заседании данный маршрут функционирует, неисполнение соответствующими лицами и органами своих обязанностей не лишает соответствующие категории граждан права на проезд на льготных условиях по данному маршруту.

Как было установлено выше, ответчику в установленном законодательством порядке возмещаются расходы в связи с реализацией социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, установленный Порядок не предусматривает возмещение расходов по отдельным маршрутам.

Приказом Министерства транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики от 17 июня 2010 года № 108 утвержден Порядок распределения сумм выпадающих доходов, связанных с реализацией социальных проездных билетов отдельным категориям граждан, между транспортными организациями и индивидуальными предпринимателями, согласно которому распределение сумм выпадающих доходов между перевозчиками осуществляется ежемесячно в соответствии с отчетностью, указанной в п. 2 настоящих Правил. Если перевозчик, предоставляющий право проезда по социальным проездным билетам в городских округах или муниципальных районах в Удмуртской Республике, является единственным, сумма выпадающих доходов, подлежащая возмещению, соответствует сумме указанной в представляемых актах сверки. В случае если право проезда предоставляют несколько перевозчиков, сумма выпадающих доходов, подлежащая возмещению, распределяется между данными перевозчиками с учетом доли каждого перевозчика в общем объеме транспортной работы (пункт 3).

Оценивая вышеуказанные письменные доказательства в совокупности суд приходит к выводу, что спорный автобусный маршрут является пригородным, на который распространяется действие постановления Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170.

Положения ст. 17 ст. 18, ст. 18 Конституции Российской Федерации закрепляют, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, которые являются непосредственно действующими, государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина.

Таким образом, исходя из вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов единства конституционного статуса личности на всей территории Российской Федерации, равенства и справедливой социальной доступности прав, суд находит отказ ответчика по не предоставлению истцу Конышеву В. П., являющемуся инвалидом третьей группы, мер социальной поддержки по проезду маршрутом Номер обезличен по социальному проездному билету, как нарушающие его право – реально воспользоваться услугами транспорта общего пользования, на которое он имеет право в установленном законом порядке.

С учетом вышеизложенного и установленного, суд находит исковые требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковое заявление Конышева В.П. к ОАО «Удмуртавтотранс» в лице Глазовского филиала о понуждении к представлению мер социальной поддержки, удовлетворить.

Признать незаконным, как нарушающий постановление Правительства Удмуртской Республики от 19 декабря 2005 года № 170 «О предоставлении мер социальной поддержки по проезду на городском транспорте общего пользования и автомобильном транспорте пригородного сообщения отдельным категориям граждан в Удмуртской республике», отказ Открытого акционерного общества «Удмуртавтотранс» в перевозке Конышева В.П., являющегося инвалидом, по маршруту Номер обезличен сообщением ... по социальному проездному билету.

Обязать Открытое акционерное общество «Удмуртавтотранс» не препятствовать Конышеву В.П. в проезде по маршруту Номер обезличен сообщением ... – СНТ «...» по социальному проездному билету.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательном виде путем подачи жалобы через Глазовский городской суд Удмуртской Республики.

Днем изготовления решения определить Дата обезличена.

Судья Н. Ф. Машкина

...