ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1520/19 от 02.01.2019 Феодосийского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2-1520/2019

УИД 91RS0022-01-2019-001684-93

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 июля 2019 года <адрес>

Феодосийский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего- судьи Микитюк О.А., при секретаре – Писанец В.В. с участием истца Б.С.В., представителя ответчика М.Л.Н., представителя ответчика и третьего лица В.А.В., представителя третьего лица Л.Е.В. рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> гражданское дело по иску Б.С.В. к ФИО13 о признании недействительным решение общего собрания ФИО13 от 17.03.2018 г., восстановление водоснабжения, взыскания морального вреда и судебных расходов с участием 3 лица – ФИО15ФИО16 и ФИО17 -

установил:

истец, уточнив свои требования, просит решение общего собрания ФИО13 от 17 марта 2018 года признать незаконным и отменить. Требования мотивированы тем, что он имеет в собственности земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, на котором расположен жилой дом, и к которому подведено электричество, газ. 10 декабря 2018 года истец заключил договор с ФИО13 в лице председателя правления М.Л.Н. на поставку технической воды на свой земельный участок. 18 декабря 2018 от М.Л.Н. истец узнал, что цена на техническую воду составляет 19 рублей за 1 кубический метр, данный тариф был принят на общем собрании ФИО13 17 марта 2018 года. Данный тариф завышен более чем в 10 раз от тарифа, установленного Государственным комитетом по ценам и тарифам Республики Крым. На основании выявленных нарушений начальником контрольно-ревизионного управления Госкомитета Н.Е.В. 15 января 2019 года составлен протокол об административном правонарушении № 01-06/1-09. Заместителем председателя Госкомитета 05 февраля 2019 вынесено постановление об административном наказании по делу об административном нарушении № 01-06/1-09, согласно которому ФИО13 признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000, 00 (сто тысяч рублей 00 копеек).

Председателем Госкомитета Н.Ю.А. 15 февраля 2019 года постановление по делу об административном правонарушении № 01-06/1-09 от 05.02.2019 отменено в связи с тем, что правоотношения, которые возникли между истцом и ФИО13 по поводу цены на поставляемую техническую воду регулируются Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017. Протоколом общего собрания ФИО13 от 13.03.2018 утверждена смета расходов на 2018 год. На голосование был поставлен вопрос о принятии тарифа за пользование технической водой: стоимость одного куба составляет 1 рубль 72 копейки и возмещение затрат утвердить в сумме 17 рублей 28 копеек. Заданное решение проголосовали 16 представителей юридических лиц на общем собрании ФИО13

Однако согласно ст. 1 данного закона: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд. В ст. 12 данного закона членами товарищества могут являться исключительно физические лица.» согласно Устав ФИО13 членами союза могут быть юридические лица-некоммерческие организации, разделяющие цели Союза, признающие устав Союза и желающие принимать участие в его деятельности.» В Уставе и ФИО13 перечислены члены, тридцать юридических лиц. Из этих 30 юридических лиц восемь Садоводческих потребительских кооперативов (далее СПК) имеют договор с ФИО17, на поставку технической воды по цене установленной Госкомитетом - 1 рубль 82 копейки. Так же на территории ФИО13 расположены тринадцать СПК которые не входят с состав ФИО13 но получают от данного юридического лица техническую воду по тарифу который был установлен на общем собрании членов ФИО13 17 марта 2018 года в сумме 19 рублей за метр кубический. Никто из указанных СПК не оплачивали тариф, установленный ФИО13 а устанавливали сами тариф и оплачивали его. Учитывая вышеизложенное считает, что правоотношения, которые возникли между истцом как потребителем коммунальной услуги - технической воды и ФИО13 не могут регулироваться Федеральным законом "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 29.07.2017, а должны регулироваться Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" от 07.12.2011 и Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644 (ред. от 26.07.2018) "Об утверждении Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В ст., ст. 1, 3, 31 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" указано:

Правил, не распространяются на товарищества собственников жилья, жилищные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы, управляющие организации, осуществляющие деятельность по управлению многоквартирными домами и заключившие договоры с ресурсоснабжающими организациями, и иных потребителей, в отношении которых жилищным законодательством Российской Федерации.

Примерно 5-7 июня 2019 года в 13 часов без предупреждения жилой дом был отключен от водоснабжения о чем он узнал только 13 июня 2019 года. 14 июня 2019 года подал заявление в полицию по данному факту, ответа о принятом решении до настоящего времени не получил. 21 июня примерно в 18 часов к нему домой по адресу: <адрес> пришли заместитель председателя правления ФИО13В.А.В. и работник ФИО13 ответственный за водопровод Н.А.П., у ворот дома В.А.В. заявил, что ему не включат воду если он не заберет свое исковое заявление, поданное на ФИО13 в отношении установления тарифа на техническую воду в размере 19 рублей. Считает, что действия, должностных лиц ФИО13 по отключению жилого дома от водоснабжения незаконны и произведены с целью оказания на него давления как на истца по гражданскому делу № 2-1520/2019 и данными незаконными действиями должностных лиц ему нанесен моральный вред, который оценивает в 20 000 (двадцать тысяч) рублей.

В судебном заседании истец свои требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика исковые требования не признали в полном объеме, просили применить срок исковой давности, поскольку ответчик обратился в суд спустя 6 месяцев после принятия решения на общем собрании. Кроме того, указали, что договор с Б.С.В. не заключали. Истец имел доступ в помещение правления, в котором хранились бланки договоров с подписью М.Л.Н. и печатью союза, он мог взять указанный бланк. Из представленного договора видно что он заполнен рукой супруги Б.С.В. истец не оплатил подключение к системе водоснабжения. Кроме того, пояснили, что к возникшим правоотношениям должен применяться закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества….»

В.А.В. как представитель 3го лица также исковые требования не признал и просил в удовлетворении иска отказать, поскольку истцом пропущен срок исковой давности, а кроме того, он не имеет право на обжалование данного решения, поскольку не является членом ФИО13

Представитель 3го лица Л.Е.В. просила исковые требования истца удовлетворить, поскольку на собрании 17 марта 2018 года, где она присутствовала как председатель правления ФИО16», было принято решение о трех видах тарифа на воду и каким из них руководствоваться было не понятно. Кроме того, на собрании присутствовало всего 8 руководителей, кворума не было, а откуда взяли подписи и печати СПК не понятно.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные суду доказательства, считает необходимым в удовлетворении иска отказать исходя из следующего.

Судом установлено, что истцу на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>кадастровый ).

На указанном земельном участке расположен жилой дом (кадастровый ), что подтверждается данными выписок из ЕГРН (л.д.16-18)

Истец, согласно паспорта гражданина РФ зарегистрирован по выше указанному адресу и является членом ФИО15

24.06.1994 года, согласно выписки из ЕГРЮЛ от 03.07.2019 года, зарегистрирован ФИО13 членами которого, согласно Уставу являются юридические лица – СПК в количестве 30 шт. ( л.д.142-148, 19-31)

27 мая 2015 между ФИО17 и ФИО13 заключен договор на холодное водоснабжение и водоотведение, в соответствии с которым ФИО17 подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть холодную питьевую воду и холодную техническую воду. Тариф на холодную техническую воду 3,705 руб.(л.д.205-222).

10 декабря 2018 года истцом заключен договор № 564 с ФИО13 в лице председателя правления М.Л.Н. на поставку технической воды.(л.д. 15).

Согласно Договора балансодержатель обязуется передавать потребителю техническую воду на хозяйственно-бытовые нужды, а потребитель в том числе, возмещать посредством оплаты балансодержателю часть произведенных затрат на обеспечение эксплуатации технического обслуживания и текущего ремонта элементов сетей…( раздел 2 Договора)

Согласно п. 3.5 Договора стоимость эксплуатационных расходов на содержание сетей водоснабжения, насосной станции утверждается на общем собрании ССНТ массива «Степной». Стоимость потребленной воды определяется по тарифу водоканала.

Доказательств, что указанный договор похищен, подписан иным лицом а, не М.Л.Н., и скреплен поддельной печатью суду не представлено.

Приказом Государственного комитета по ценам и тарифам Республики Крым от 14.12.2017 N 55/1 (ред. от 24.09.2018) "Об установлении тарифов на питьевую воду, техническую воду и водоотведение ФИО17 на 2018 год" (вместе с "Производственной программой ФИО17" в сфере водоснабжения на 2018 год (питьевое (техническое) водоснабжение, транспортировка воды) на период с 01.01.2018 до 31.12.2018", "Производственной программой ФИО17 в сфере водоотведения на 2018 год на период с 01.01.2018 до 31.12.2018") установлено, что техническая вода для ФИО17 поставляется по тарифу 1,72 руб. за 1 куб. м.

Согласно Устава ФИО13 создан с целью представления и защиты общих интересов членов Союза, координации членов Союза, оказания информационной и правовой поддержки в области ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.

Членами Союза являются 30 СНТ.

Высшим органом является общее собрание ( п. 6.2 Устава)

К исключительной компетенции собрания относится в том числе и принятие решений о порядке определения размера, способа уплаты членских взносов, о дополнительных имущественных взносах членов Союза в его имущество.( п.6.3 Устава)

На общем собрании ФИО13 17 марта 2018 года принято решение об утверждении тарифа по оплате за техническую воду в размере 19 руб. с учетом установленного тарифа на воду по <адрес> в размере 1,72 руб.(л.д.151-155).

Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 выше указанного Закона имуществом общего пользования являются расположенные в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд объекты капитального строительства и земельные участки общего назначения, использование которых может осуществляться исключительно для удовлетворения потребностей граждан, ведущих садоводство и огородничество (проход, проезд, снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, охрана, сбор твердых коммунальных отходов и иные потребности), а также движимые вещи, созданные (создаваемые) или приобретенные для деятельности садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества (далее также - товарищество).

Товарищество может быть создано и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных федеральным законом пределах распоряжения гражданами имуществом общего пользования, находящимся в их общей долевой собственности или в общем пользовании, а также для следующих целей:

1) создание благоприятных условий для ведения гражданами садоводства и огородничества (обеспечение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности территории садоводства или огородничества и иные условия);

2) содействие гражданам в освоении земельных участков в границах территории садоводства или огородничества;

3) содействие членам товарищества во взаимодействии между собой и с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов. ( ст. 7 Закона)

В силу ст. 14 Закона целевые взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, исключительно связанные в том числе с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования; с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.

Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества.

Согласно ст. 16,17 Федерального закона от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" высшим органом товарищества является общее собрание членов товарищества.

К исключительной компетенции общего собрания относится, в том числе, определение размера и срока внесения взносов, порядка расходования целевых взносов, а также размера и срока внесения платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона; утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

По вопросам, указанным в пунктах 1 - 6, 10, 17, 21 - 23 части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.

Решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества. Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества. В случае принятия общим собранием членов товарищества решения путем очно-заочного голосования к такому решению также прилагаются решения в письменной форме лиц, указанных в пункте 2 части 24 настоящей статьи. В случае участия в общем собрании членов товарищества лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товарищества оформляются по правилам, предусмотренным настоящей частью для оформления результатов голосования членов товарищества.

Исходя из положений Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" установление размеров платежей и взносов относится к компетенции общего собрания членов СНТ. Расходы на содержание имущества общего пользования, бремя которых несет СНТ, являются обязательными платежами.

Учитывая указанные положения закона, суд приходит к выводу о том, что принятое общим собранием членов ФИО13 решение об установке конкретного размера платы за пользование технической водой не противоречит действующему законодательству и прав истца не нарушает.

Ст. 181.1 ГК РФ установлено, что решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.

Учитывая выше указанное, суд не принимает доводы представителей ответчика о том, что истец не имеет право на обращение с данным иском в суд, поскольку не является членом ФИО13, поскольку истец не согласен с утвержденным тарифом и указанное решение порождает для него правовые последствия.

Согласно п. 1 ст. 181.4. ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если:

1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания;

2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия;

3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении;

4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (п. 3 ст. 181.2 ГК РФ).

На основании п. 3 ст. 181.4. ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.

Участник собрания, голосовавший за принятие решения или воздержавшийся от голосования, вправе оспорить в суде решение собрания в случаях, если его волеизъявление при голосовании было нарушено.

В силу п. 4 ст. 181.4. ГК РФ решение собрания не может быть признано судом недействительным, если голосование лица, права которого затрагиваются оспариваемым решением, не могло повлиять на его принятие и решение собрания не влечет существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

Пленум Верховного Суда РФ, давая толкование положению п. 4 ст. 181.4 ГК РФ, в п. 109 постановления от 23 июня 2015 года N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснил, что решение собрания не может быть признано недействительным в силу его оспоримости при наличии совокупности следующих обстоятельств: голосование лица, права которого затрагиваются этим решением, не могло повлиять на его принятие, и решение не может повлечь существенные неблагоприятные последствия для этого лица.

По смыслу п. 4 ст. 181.4 ГК РФ законодатель к существенным неблагоприятным последствиям относит нарушения законных интересов как самого участника, так и гражданско-правового сообщества, которые могут привести, в том числе, к возникновению убытков, лишению права на получение выгоды от использования имущества гражданско-правового сообщества, ограничению или лишению участника возможности в будущем принимать управленческие решения или осуществлять контроль за деятельностью гражданско-правового сообщества.

Из анализа приведенных правовых положений следует, что если сторона не оспаривала решение собрания по основаниям, связанным с нарушением порядка принятия решения, исходя из правил п. 4 ст. 181.4. ГК РФ юридически значимым обстоятельством для признания решения собрания членов СНТ недействительным является выяснение совокупности двух обстоятельств: могло ли повлиять на принятие решения голосование этого лица и какие существенные неблагоприятные последствия влечет оспариваемое решение для этого лица.

Указанные обстоятельства истцом при рассмотрении настоящего дела не доказаны, в связи с чем, оснований для признания решения общего собрания в оспариваемой части не имеется.

Суд не принимает доводы истца о том, что правоотношения возникшие между ним и ССНТ массив «Степной» регулируются только ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения для всех субъектов, в том числе и СНТ, а ФЗ «О ведении садоводства…..» является специальным законом в области садоводства и также подлежит применению к данным правоотношениям.

Что касается заявления о применении срока исковой давности, суд не находит правовых оснований для применения последнего, поскольку, как установлено в судебном заседании, членами ФИО13» являются юридические лица, Б.С.В. не является членом Союза. Доказательств, что ему было известно о принятом решении до обращения в суд не представлено.

Что касается требований о восстановлении водоснабжения и о признании действий должностных лиц ФИО13 в части отключения земельного участка от системы водоснабжения, суд также считает необходимым отказать, поскольку суду не представлено доказательств, что указанный земельный участок был в установленном законом порядке подключен к системе водоснабжения технической водой.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении) подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Законом о водоснабжении и Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 (далее - Правила холодного водоснабжения).

Согласно статьи 19 Закона о водоснабжении подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных сетей, к централизованным системам горячего водоснабжения осуществляется в порядке, установленном статьей 18 Закона о водоснабжении, с учетом особенностей, предусмотренных статьей 19 Закона о водоснабжении, и Правилами горячего водоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 642 (далее - Правила горячего водоснабжения).

Орган местного самоуправления, правообладатель земельного участка, иной заявитель, планирующий осуществить подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о выдаче технических условий на подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения, определяющих максимальную нагрузку подключения

Поскольку требования о взыскании морального вреда являются производными от требований о признании действий незаконными и о восстановлении системы водоснабжения, суд не находит правовых оснований и для удовлетворения иска в этой части.

Судебные расходы суд распределяет в соответствии со ст. 98 ГПК РФ.

Полный текст решения изготовлен 30 июля 2019 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска отказать в полном объеме.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Крым через Феодосийский городской суд РК в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья (подпись) О.А. Микитюк

Копия верна: судья- секретарь-