РЕШЕНИЕ
ФИО10
10 июня 2015 года
<адрес>
Николаевой Т.П., ФИО2,
Динской районный суд <адрес> в составе: председательствующего
при секретаре
Москвинова Д.А. и ФИО6, ФИО3,
с участием представителей заявителя представителя заинтересованного лица
рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Москвинова Д.А. об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц отдела МВД России по Динскому району,
УСТАНОВИЛ;
Москвинов Д.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц отдела МВД России по Динскому району.
В обоснование заявленных требований указано, что 27.04.2015г. ФИО1 обратился в отдел МВД России по <адрес> с заявлением о предоставлении информации. Заявление было зарегистрировано в КУСП № от 27.04.2015г. и выдан талон-уведомление №.
На разрешение ответственных должностных лиц ОМВД России по <адрес> был поставлен вопрос: «Прошу Вас дать официальный ответ, имеются ли в МВД России сведения об участии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, место регистрации: <адрес>, паспорт: №, выдан УВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №, в дорожно-транспортных происшествиях в период времени с 19.03.2002г. по настоящий момент (на момент предоставления ответа на настоящее обращение о предоставлении информации. Ответ прошу предоставить с указанием виновников ДТП)».
12.05.2015г. в адрес заявителя поступил ответ из ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которого в предоставлении информации ФИО1 было отказано и рекомендовано обратиться в УГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю по адресу: <адрес>.
Заявитель считает действие заинтересованного лица незаконными, необоснованными, существенным образом нарушающими его права и законные интересы по следующим основаниям:
В силу части 1 статьи 5 ФЗ РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № от 27.07.2006г., информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений.
Совокупность правомочий на поиск и получение информации объединяются в одном понятии - доступ к информации (ст. 2 ФЗ РФ № от 27.07.2006г.). Поиск информации можно рассматривать как право обращения к обладателю, владеющему информацией на законных основаниях. Получить информацию означает стать ее законным обладателем. Право на доступ к информации установлено в целом ряде федеральных законов.
Согласно действующему законодательству, одним из основных способов поиска информации является обращение гражданина (просьба гражданина о содействии в реализации его Конституционных прав и свобод), то есть направленные в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу
письменное заявление, а также устное обращение гражданина в орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Право на доступ к информации - может быть реализовано только через исполнение обязанности по её предоставлению. В части 2 статьи 24 Конституции РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечить право каждого на доступ к информации, затрагивающей его права и свободы. Данная конституционная обязанность закрепляется и в федеральном законодательстве.
В силу части 1-2 статьи 8 Федерального закона, граждане (физические лица) вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных Федеральным законом.
Отказ в предоставлении или неполное предоставление информации заинтересован ному лицу возможно только на основании Федерального законодательства (законодательство о государственной тайне и иная охраняемая законом тайна).
Причина ограничений права на доступ к информации должна быть объявлена заинтересованному лицу со ссылкой на соответствующую норму Федерального закона, с указанием, какие именно документы и материалы (или их части) не будут выданы для ознакомления.
В соответствии с пункта 3 статьи 5 ФЗ РФ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Статьей 10 вышеуказанного закона установлена обязанность, государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица по обеспечению объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращения, дачи письменного ответа по существу поставленных в обращении вопросов.
Согласно статье <адрес> от 28.06.2007г. №-КЗ, рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены все поставленные в нем вопросы, либо при невозможности разрешения по каждому даны подробные мотивированные разъяснения.
При таких обстоятельствах, если ответственные должностные лица ОМВД России по Динскому району сочли, что рассмотрение поставленного в обращении вопроса не входит в компетенцию МВД России, то такое обращение подлежит направлению в тот государственный орган, в компетенцию которого его рассмотрение входит, с уведомлением гражданина в установленный законом срок (7 дней) о принятом решении.
Однако, вышеуказанные требования (ч. 4 ст. 8 ФЗ РФ № 59-ФЗ) ответственными должностными лицами МВД России были проигнорированы, что повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Пунктом 71 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию органа внутренних дел, в течение семи дней со дня регистрации подлежит направлению в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, о чем письменно уведомляется гражданин.
Пунктом 76 выше указанной Инструкции установлено, что по обращению, относящемуся к компетенции органов внутренних дел в течение семи дней со дня регистрации принимается одно из следующих решений:
Принять к рассмотрению по существу (п. 76.1. Инструкции):
Направить для рассмотрения в подразделение центрального аппарата Министерства (по обращениям, зарегистрированным в ДДО МВД России), в самостоятельное подразделение (по обращениям, зарегистрированным в иных органах внутренних дел) (п. 76.2. Инструкции);
Направить для рассмотрения по существу в подчиненный территориальный орган, если в обращении или связанной с ним по смыслу учетной форме не содержится информации о результатах рассмотрения в нем обозначенных гражданином вопрос и (или) их решение не относится к исключительной компетенции данного органа внутренних дел (подразделения): в центральном аппарате Министерства - в территориальный орган на межрегиональном или региональном уровне либо его самостоятельное подразделение; в территориальных органах на межрегиональном и региональном уровнях - в подчиненный территориальный орган на районном уровне либо его самостоятельное подразделение, о чем гражданин не уведомляется.
Выше указанные требования инструкции, равно как и требования части 4 статьи 8 Федерального закона РФ № 59-ФЗ, ответственными должностными лицами МВД России были проигнорированы, что, повлекло нарушение прав и законных интересов заявителя.
Просит суд признать действия временно исполняющего обязанности начальника полиции отдела МВД России по <адрес> - подполковника полиции ФИО4 (или иного - ответственного должностного лица МВД России), выразившееся в не рассмотрении обращения ФИО1 в соответствии с требованиям и Федерального закона РФ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Обязать ответственных должностных лиц устранить допущенные нарушения.
Не согласившись с заявленными требованиями, Отделом МВД России по <адрес> представлен отзыв, в котором указано, что ФИО1 не предпринял каких- либо мер к разрешению вопроса в досудебном порядке. Документального подтверждения разрешения вопроса в досудебном порядке он не предоставил.
27.04.2015г. и 10.03.2013г. ФИО1 обратился в Отдел МВД России по <адрес> с заявлением о предоставлении информации. Заявление было зарегистрировано в КУСП № от 27.04.2015г., и выдан талон-уведомление №. В своем заявлении ФИО1 просил дать официальный ответ о наличии сведений об участии в дорожно-транспортных происшествиях (с указанием виновников ДТП) в период времени с 19.03.2002г. по момент предоставления ответа.
Однако в соответствии с п. 34 приказа МВД России от 29.12.2014г. № «О повышении качества предоставления государственных услуг в системе МВД России» и Приказа МВД России от 02.03.2009г. № «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения», предоставляются только сведения об административных правонарушениях в области дорожного движения. Также в соответствии п.5.2 вышеуказанного приказа государственные услуги осуществляются по линии обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно приказу ГУВД <адрес> 262 от 29.04.2003г. «О мерах по реализации требований приказа МВД России от ДД.ММ.ГГГГ 328 «О мерах по реализации постановления Правительства РФ от 29.07.1995г. №, в целях совершенствования сбора, обработки, хранения и передачи оперативно-справочной и аналитической информации о дорожно-транспортных происшествиях, совершенных на территории <адрес> в соответствии с п. 1.2 «учет ДТП ведется в отделах (отделениях) ГИБДД горрайорганов внутренних дел и строевых подразделениях и строевых подразделениях дорожно-патрульной службы ГИБДД».
На каждое ДТП заполняется Карточка учета ДТП. Информация из Карточки в закодированном виде передается в УГИБДД на региональный уровень, в последующем сведения о ДТП поступают на федеральный уровень из УГИБДД в ГИЦ МВД России равномерно в течение месяца.
На основании изложенного, в отделе ГИБДД Отдела МВД России по <адрес> содержится информация о всех ДТП, совершенных только на территории <адрес>.
Таким образом, информация о дорожно-транспортных происшествиях на региональном уровне хранится в УГИБДД ГУ МВД России по <адрес>, а на федеральном уровне в ГИЦ МВД России.
В связи с ограниченными техническими возможностями автоматизированной базы, предоставить информацию по обращению гр. ФИО1 не представлялось возможным.
В силу требований п. 8.3 Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ДД.ММ.ГГГГ (Направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов) в адрес заявителя был направлен ответ от 29.04.2015г. №, согласно которого ФИО1 было рекомендовано для получения данных сведений содержащихся в базе МВД России обратится в УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> по адресу: <адрес>.
Просит отказать ФИО1 в удовлетворении заявления об оспаривании действий (бездействия) государственного органа.
В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования, сославшись на обстоятельства, указанные в заявлении, просил их удовлетворить. Пояснил, что он реализовал свое право на обращение в суд. К руководителю должностного лица, действия которого оспаривает, не обращался, поскольку досудебный порядок по такой категории дел не предусмотрен.
Представитель ФИО1, действующий по нотариально удостоверенной доверенности, ФИО6 пояснил, что поводом к обращению в отдел МВД явилось ограничение ФИО1 в его правах страховой компанией по начислению большой страховой суммы со ссылкой на участие его в ДТП. Его доверитель намерен обратиться в суд с иском к страховой компании, но не может этого сделать, так как не получил ответ из МВД РФ. И федеральный закон, и закон <адрес> указывают, что только тогда разрешено обращение гражданина, когда даны полные ответы на все поставленные вопросы. Отказ в предоставлении информации, без ссылки на нормы законодательства, грубо нарушает права заявителя. Пояснил, что право обжалования действий гос.органа не предусматривает досудебный порядок. Просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Представитель отдела МВД РФ по <адрес>, ФИО3, с заявленными требованиями не согласилась, сославшись на доводы, изложенные в отзыве. Пояснила, что вся информация, поступающая от граждан, регистрируется в КУСП. В связи с тем, что обращение не содержало признаков преступления, было принято рассмотреть его по Приказу №. Ответ дан короткий, но содержит всю необходимую информацию. Если бы рассмотрение проводилось в рамках Приказа №, то результат был бы иным. Полагала заявленные ФИО1 требования не подлежащими удовлетворению.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив заявление, возражение заинтересованного лица, обсудив изложенные в нем доводы, исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные
требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что 27.04.2015г. ФИО1 обратился в отдел МВД России по <адрес> с заявлением о предоставлении информации. Заявление зарегистрировано в КУСП № от 27.04.2015г., что подтверждается талоном- уведомлением № (л.д. 8, 9).
В своем заявлении на имя начальника отдела МВД РФ по <адрес>, заявитель просил дать ответ, имеются ли в МВД России сведения об участии ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, место регистрации: <адрес>, паспорт: №, выдан УВД <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, код подразделения №, в дорожно-транспортных происшествиях в период времени с 19.03.2002г. по момент предоставления ответа на настоящее обращение. В ответе просил указать виновников ДТП.
Ответом от 29.04.2015г. исх. № сообщено, что для получения требуемой информации необходимо обратиться в УГИБДД ГУ МВД России по <адрес> по адресу: <адрес> (л.д. 10).
В соответствии с п. 1, ст. 2 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» № 59-ФЗ от 02.05.2006г., граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 5 вышеуказанного закона установлено, что при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом, гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.
Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена «Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации».
Инструкция определяет сроки и последовательность действий при рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, объединений граждан, в том числе юридических лиц, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГг. №- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Согласно п. 7.1 вышеназванной Инструкции, обращение гражданина - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления.
Сотрудник, уполномоченный на рассмотрение обращения (п. 8 Инструкции) обязан: обеспечить объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина;
направить гражданину письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 146 и 147 Инструкции;
уведомить гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с компетенцией, а также о продлении срока рассмотрения обращения.
Право на обжалование принятого по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливается, в том числе, и статьей 5 Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от ДД.ММ.ГГГГ N 59-ФЗ.
Статья 10 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает, что при рассмотрении обращения государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо:
обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;
запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 данного закона;
уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Указанная статья закрепляет порядок непосредственного рассмотрения обращений граждан, то есть его непосредственного изучения, а также подготовки и направления гражданину ответа на обращение.
Разрешение обращений представляет собой действия уполномоченных на то должностных лиц, направленные на проверку фактов, изложенных в обращении, установление обоснованности содержащихся в них просьб, требований и соображений, принятие мер по устранению и предупреждению установленных проверкой недостатков и нарушений законности, удовлетворению содержащихся в обращении просьб и требований, связанных с полным восстановлением нарушенных прав, свобод и законных интересов, извещению авторов обращений о принятых мерах.
При рассмотрении обращения граждан в круг обязанностей государственного органа, органа местного самоуправления, должностного лица входит обеспечение соблюдения основных принципов такого рассмотрения - объективности, всесторонности и своевременности рассмотрения.
Аналогичные положения содержат статьи 1 и <адрес> «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ, при рассмотрении письменного обращения государственным органом, органом местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждением, иными организациями, на которые возложено осуществление публично значимых функций, или должностным лицом гражданин дополнительно имеет право получать письменный мотивированный ответ по существу всех поставленных в обращении вопросов.
Рассмотрение обращения считается оконченным, когда разрешены все поставленные в нем вопросы либо при невозможности разрешения по каждому даны подробные мотивированные разъяснения.
Полученный заявителем ответ Врио начальника полиции ФИО4 от 29.04.2015г. № сведений об участии ФИО1 в ДТП не содержит, указан лишь адрес УГИБДД ГУ МВД России по <адрес>, куда рекомендовано обратиться заявителю.
Так же данный ответ не содержит каких-либо разъяснений о порядке защиты прав и свобод заявителя в соответствии с требованиями законодательства.
В нарушение требований Федерального закона РФ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № 59-ФЗ, <адрес> «О дополнительных гарантиях реализации права граждан на обращение в <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№-КЗ, Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, обращение ФИО1 не было направлено в орган (должностному лицу), в компетенцию которого входит решение поставленных вопросов.
Доводы возражений о несоблюдении заявителем досудебного порядка, судом отвергаются, поскольку при обжаловании действий гос.органа, должностного лица, таковой не предусмотрен.
Доводы заинтересованного лица о том, что обращение ФИО1 было рассмотрено в соответствие с Приказом МВД России № от 29.08.2014г. не могут быть приняты судом, поскольку данным приказом утверждена Инструкции о порядке приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.
Обращение ФИО1 с просьбой предоставить ему информацию о наличии сведений участия его в ДТП, не относится к заявлениям о преступлении, об административном правонарушении, о происшествии, порядок разрешения которых утвержден Приказом МВД России № от 29.08.2014г..
При таких обстоятельствах нельзя признать обращение ФИО1 от 27.04.2015г. рассмотренным надлежащим образом.
Исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, если установит, что оспариваемое действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Таким образом, суд приходит к выводу, что рассмотрение обращения ФИО1 от 27.04.2015г. не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права заявителя на получение объективного и всестороннего ответа.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 193-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Москвинова Д.А. об оспаривании действий (бездействия) должностных лиц отдела МВД России по <адрес> удовлетворить.
Признать незаконными действия временно исполняющего обязанности начальника полиции отдела МВД России по <адрес> - подполковника полиции ФИО4, выразившееся в не рассмотрении обращения ФИО1 в соответствии с требованиям и Федерального закона РФ от 02.05.2006г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Обязать ответственных должностных лиц отдела МВД России по <адрес> устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Динской районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Т.П. Николаева
Председательствующий: