61RS0017-01-2023-002213-70
Дело № 2-1520/2023
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2023 года г. Зверево, Ростовской области
Красносулинский районный суд Ростовской области в составе:
председательствующего судьи Астаховой В.В.,
при секретаре Коденцевой И.В.,
с участием помощника прокурора г. Зверево Лоханова В.В.
представителя ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению прокурора г Зверево в интересах неопределенного круга лиц об обязании устранить нарушения законодательства о муниципальной собственности и в сфере безопасности дорожного движения, суд,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Зверево в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском, в котором просил обязать администрацию города Зверево устранить выявленные прокуратурой города нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, а именно осуществить мероприятия по межеванию, установлению границ и назначения использования земельных участков, расположенных в границах от здания Красносулинского районного суда постоянного присутствия в г. Зверево, расположенного по ул. ФИО2, 7ж, г. Зверево, Ростовская область, за зданием Муниципального учреждения культуры г. Зверево «Централизованная библиотечная система» до здания, расположенного по адресу: ул. ФИО2, 7и, г. Зверево, Ростовская область, земельного участка, расположенного в границах от здания магазина «Светофор» по ул. ФИО2, 7ц, г. Зверево Ростовская область и принятию их в муниципальную собственность, а также выполнить ремонт дороги (заезда) протяженностью 247 метров, расположенной от ул. Советской до ул. Крупская, 126 «Я», г. Зверево, Ростовская область в соответствии с требованиями законодательства.
Требования иска мотивированы тем, что прокуратурой г. Зверево проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории МО «Город Зверево», в результате которой, установлены следующие нарушения требований законодательства.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.03.2018 № 263 «О создании территории опережающего социально-экономического развития «Зверево» (далее – ТОСЭР «Зверево»), между министерством экономического развития Российской Федерации, Правительством Ростовской области и администрацией города Зверево 29.03.2018 заключено соглашение о создании на территории муниципального образования «Город Зверево» территории опережающего социально-экономического развития «Зверево».
В ходе проведения прокуратурой города встреч с представителями бизнес- сообщества установлено, что из-за разрушенного асфальтобетонного покрытия улично-дорожной сети, имеющихся просадок проезжей части, а также в отдельных местах отсутствия покрытия улично-дорожной сети, доступ к производственным площадкам резидентов ТОСЭР ООО «ТПК СХТ», ООО «Композит Эко», ООО «Южная Теплоэнергосберегающая компания» и ООО «Агма-ДжиКей» затруднен, дорожное полотно нуждается в восстановлении.
В целях решения названной проблемы, прокуратурой города проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения, в ходе которой установлено, что административные и технические подъезды к указанным организациям, расположенных по ул. Крупской, 126 «Я» и ФИО2, 7 «И» в г. Зверево действительно не отвечают требования ГОСТа Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», имеются многочисленные просадки и выбоины, общая площадь которых значительно превышает пределы, установленные пунктом 5.2.4 ГОСТ Р50597-2017.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что дорога, ведущая к ООО «ТПК СХТ», расположенная в районе кафе «Турист» (ул. Советская, 159, г. Зверево, Ростовская область) перпендикулярно ул. Советской, г. Зверево Ростовская область, в реестре муниципальной собственности не состоит, названия не имеет. Также, дорога, ведущая к ООО «ТПК СХТ», имеет многочисленные просадки и выбоины и не отвечает требованиям законодательства.
Прокуратурой города 25.05.2023 главе администрации внесено представление с требованием устранить допущенные нарушения. Тем не менее, на момент обращения с иском нарушения законодательства о муниципальной собственности и в сфере безопасности дорожного движения не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора г. Зверево Лоханов В.В. поддержал требования иска по основаниям, указанным в нем, просил удовлетворить.
Представитель администрации г. Зверево просила отказать в удовлетворении исковых требований, в случае удовлетворения требований прокурора, просил предоставить отсрочку исполнении решения суда сроком до 31.12.2023, учитывая необходимость выделения денежных средств из бюджета Ростовской области и выполнения контрактов.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Содержание автомобильной дороги – комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Статьей 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В соответствии с пп. 11 п. 10 приказа Минтранса России от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию автомобильных дорог входят, в том числе работы по устройству недостающих искусственных дорожных неровностей.
Согласно ч. 3 ст. 15 Закона № 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
В соответствии со ст. 13 Закона № 257-ФЗ, ст. 6 Областного закона от 16.08.2000 № 97-ЗС «О безопасности дорожного движения на территории Ростовской области» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон № 196-ФЗ) полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В силу ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 12 Закона № 196-ФЗ обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Согласно п. 1 ст. 3 Закона № 257-ФЗ, автомобильная дорога – объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Статья 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.
Положениями п. п. 3, 4 ст. 225 ГК РФ предусмотрено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся, и по истечении трех месяцев (в случае постановки на учет линейного объекта) со дня постановки на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой города Зверево проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения на территории МО «Город Зверево».
Установлено, что согласно информации администрации города, дорога (подъездные пути) к зданию ул. ФИО2, 7 «И» в г. Зверево Ростовская область от городского суда, расположенного по адресу: ул. ФИО2, 7ж, г. Зверево, Ростовская область, за зданием городской библиотеки, в реестре муниципальной собственности не числится, не имеет границ и назначения использования, т.е. межевание указанного участка дороги (подъездной путь) с определением границ участка и назначением использования до настоящего времени администрацией города не проведено. Площадка возле магазина «Светофор» не относится к категории автомобильных дорог и в настоящее время не имеет границ и назначения пользования.
В реестре муниципальной собственности числиться заезд ул. Крупской, от заезда с ул. Советская у кафе «Турист» вдоль жилых домов по ул. Крупской до прилегающей территории МБДОУ № 12 «Светлячок» (протяженность 247 м), осуществляющий подъезд к предприятию ООО «ТПК СХТ» (резидент ТОСЭР «Зверево»), расположенного по адресу: ул. Крупская, 126 «Я» и имеющий грунтовое покрытие.
В срок до 01.09.2023 подсыпка заезда вдоль кафе «Турист» администрацией города не сделана.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о нарушении Администрацией г. Зверево законодательства в сфере безопасности дорожного движения, выразившиеся в необеспечении содержания автомобильных дорог в соответствии с нормативными требованиями, что ущемляет права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, в том числе субъектов предпринимательской деятельности соответственно и резидентов ТОСЭР, в связи с чем, исковые требования подлежат удовлетворению.
Из представленных документов к отзыву имеются муниципальные контракты № 52 и № 54 от 04.09.2023 на выполнение комплекса кадастровых работ по межеванию земельного участка, в том числе изготовление схемы расположения земельного участка на кадастром плане. Срок исполнения обоих контрактов до 31.12.2023.
Разрешая ходатайство представителя ответчика об установлении срока исполнения решения суда, суд считает возможным удовлетворить его, с учетом того, что срок исполнения заключенных муниципальных контрактов 31.12.2023, суд считает возможным установить срок исполнения решения суда 3 месяцев со дня вступления его в законную силу.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора г. Зверево в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать Администрацию города Зверево устранить выявленные прокуратурой города нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации:
- осуществить мероприятия по межеванию, установлению границ и назначения использования земельных участков, расположенных в границах от здания Красносулинского районного суда постоянного присутствия в г. Зверево, расположенного по ул. ФИО2, 7ж,г. Зверево, Ростовская область, за зданием Муниципального учреждения культуры г. Зверево «Централизованная библиотечная система» до здания, расположенного по адресу: ул. ФИО2, 7и, г. Зверево, Ростовская область, земельного участка, расположенного в границах от здания магазина «Светофор» по ул. ФИО2, 7ц, г. Зверево Ростовская область и принятию их в муниципальную собственность;
- выполнить ремонт дороги (заезда) протяженностью 247 метров, расположенной от ул. Советской до ул. ул. Крупская, 126 «Я», г. Зверево, Ростовская область в соответствии с требованиями законодательства.
Установить срок для добровольного исполнения решения суда три месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ростовского областного суда через Красносулинский райсуд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 20.10.2023г.
Судья В.В. Астахова