ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1521/2021 от 03.06.2021 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2021г. г. Астрахань

Кировский районный суд города Астрахани в составе:

председательствующего судьи Хохлачевой О.Н.

при секретаре Боброве А.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело №2а-1521/2021 по административному иску прокурора города Астрахани действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Астрахань» о возложении обязанности приведения детских игровых и спортивных площадок в соответствие с требованиями действующего законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Астрахани обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законным интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Город Астрахань» о возложении обязанности о приведении детских игровых и спортивных площадок в соответствии с требованиями действующего законодательства, указав, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего устройство и эксплуатацию детских игровых и спортивных площадок, в ходе которой выявлены детские игровые и спортивные площадки, расположенные на территории муниципального образования «Город Астрахань», текущее техническое состояние которых не отвечает требованиям ГОСТ, а также требованиям безопасности.

Установлено, что на территории муниципального образования «Город Астрахань» расположено 1589 малых архитектурных форм, таких как качели, карусели, горки, лавочки, спортивные объекты и т.д.

Из них по состоянию на 29.12.2020 районными администрациями проинвентаризировано и обследовано 1410, по результатам которой не соответствующими требованиям безопасности признано 920 малых архитектурных форм, из них отремонтировано 251, демонтировано 669.

Согласно ответу администрации МО «Город Астрахань» от 25.01.2021 следует, что в результате проведенной администрациями городских районов из 1589 малых архитектурных форм на территории муниципального образования «Город Астрахань» демонтировано 733 игровых элемента, находящихся в неудовлетворительном состоянии, произведен текущий ремонт 424 малых архитектурных форм.

По факту непринятия своевременных мер к ремонту 6 малых архитектурных форм прокуратурой Ленинского, Советского района г. Астрахани главе МО «Город Астрахань» внесено 01.02.2021 представление.

Вместе с тем, исходя из представленной информации следует, что 432 малых архитектурных формы не были обследованы, решение об угрозе причинения вреда (отсутствии вреда) не принято. Как следствие, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасные условия отдыха.

Так, по адресу: г. Астрахань, Н.Островского, 144 и ул. Космонавтов, 5 во дворе многоквартирных домов расположена игровая площадка, состоящая из 3 МАФов, не отвечающих требованиям безопасности и требованиям ГОСТа Р 52301-2013: основание карусели зафиксировано бетоном, не присыпано, на горке с элементами для лазания частично разрушена лестница, перилла, повреждены канаты, качели не исправны (имеется только основание, стойки), наблюдается отслоение лакокрасочного покрытия на всех объектах, а также следы ржавчины на железных элементах, бортики безопасности горки не соответствуют требованиям безопасности. Детская площадка по периметру не огорожена.

На детской площадке по ул. Звездная, 13 г. Астрахани имеются малые архитектурные формы, находящиеся в ненадлежащем состоянии, металлическая стенка для лазания - имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле, качели не имеют мягкого покрытия, стойка с перекладинами для лазания имеет отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле, горка -металлическое полотно не цельное, имеет стык, в месте примыкающем к земле, имеет острые края и углы, металлический городок имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле, горка (железное полотно имеет острый край внизу, отсутствует примыкание к земле.).

По адресу: ул.Н.Островского внутри домов 160, 160 к.1 и 160 к.2 расположена детская площадка, на которой имеются малые архитектурные формы, находящиеся в ненадлежащем состоянии: металлический лабиринт (имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле, качели (железные нижние основания не присыпаны, оголены), конструкция не закреплена, подвижна), качели - балансир (имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле, механизм балансирования ограниченно рабочий), металлический мостик (имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле), качели (сидение деревянное, не окрашенное, имеются расслоения и торчащие щепы), горка (железное полотно имеет следы ржавчины), металлическая стенка для лазания (имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле), горка (металлическое полотно не примыкает к земле, имеющийся зазор препятствует безопасному приземлению).

По адресу: ул. Н.Островского, 132-134 расположена детская площадка на которой имеются малые архитектурные формы, находящиеся в ненадлежащем состоянии: деревянная горка (лестница не покрыта краской, имеются трещины, щепы, деревянные балки на мостике перед скатывающейся частью не прилегают плотно, имеются промежутки, в которые можно попасть нонами и застрять), деревянные основания (стойки), горки имеют продольные трещины, качели (деревянное сидение и спинка не окрашены, имеются торчащие щепы), на металлической основе, предназначенной для качели, последние отсутствуют.

По ул. Адмирала Нахимова, д.111 расположена детская площадка, на которой имеются малые архитектурные формы, находящиеся в ненадлежащем состоянии: качели (железные нижние основания не присыпаны, оголены, конструкция не закреплена, подвижна), в песочнице отсутствует песок, деревянный городок с кубиками с цифрами (конструкция имеет выступающие штыри, ненадлежащее крепление секций, расслоившая древесина, нарушена целостность окрасочного слоя).

По ул. Безжонова, д.78 расположена детская площадка, на которой имеются малые архитектурные формы, находящиеся в ненадлежащем состоянии: качели (железные нижние основания не присыпаны, оголены, конструкция не закреплена, подвижна), железное полотно горки под острым углом упирается в жесткое покрытие, исключая плавный спуск и подъем, по бокам железного полотна горки снизу торчат металлические трубы с заостренными концами), деревянное сиденье скамейки частично отсутствует, имеющиеся две дощечки не окрашены, расслоились, нарушена целостность металлической сетки для игры в мяч.

Также при визуальном осмотре прокуратурой Советского района г. Астрахани установлено, что конструкции, подлежащие демонтажу: по ул. Безжонова, д.76 не демонтированы горки 2 штуки, (отсутствуют поручни на лестнице), ул. Ген.Епишева, д.16 не демонтированы качели маятниковые, ул. Александрова, д.5 не демонтирована горка (отсутствуют поручни на лестнице), ул. 1-я Котельная, д.4 не демонтирована горка (отсутствуют поручни на лестнице) и не произведен ремонт 17 конструкций по следующим адресам: ул. Космонавтов, 5 не отремонтирован детский игровой комплекс, ул. Боевая, 72 А, к.2 не отремонтированы качели балансир, ул. Боевая, 83 не отремонтированы горка, карусель, ул. Н.Островского, 46 не отремонтированы качели балансир, ул. Адм.Нахимова, 38 А не отремонтирован детский игровой комплекс, ул. Адм.Нахимова, д.44 не отремонтированы качели маятниковые, ул. Адм.Нахимова, д.50 не отремонтированы качели балансир, ул.Адм.Нахимова, д. 95 не отремонтированы карусель, песочница, ул.Адм.Нахимова, д.137 не отремонтирован игровой комплекс с горкой, ул. Адм.Нахимова, д.267 не отремонтированы качели балансир, ул.Безжонова, д.82 не отремонтированы игровой комплекс, грибок, ул.Ахшарумова, д.2 не отремонтирована карусель, ул.Рождественского, д. 11 не отремонтировано сетчатое ограждение футбольного поля, ул. Власова, д.2/18 не отремонтирована песочница, ул.2-я Игарская, д.8 не отремонтирована песочница, ул. Южная, д.23 внутри двора не отремонтирована песочница, ул. Ивановская, д.56-59 не отремонтированы качели балансир.

Аналогичные нарушения имеются на территории Ленинского района г. Астрахани.

В неудовлетворительном состоянии находятся МАФы, которым требуется ремонт по следующим адресам: - детский городок по ул.Бертюльская, д.4, ул.Савушкина, д.34; - детский городок по ул.Ляхова, 5; -детский городок по ул.Ляхова, 7; -детский игровой комплекс по ул. Комс.Набережная, 18; - детский городок по ул. Комс.Набережная, 19; - качели, песочница по ул.Савушкина, 50; - детский городок по ул. Украинская, 13; - детский городок, карусель, качели, горка, качалка-балансир по ул. Медиков, д. 3, корп.1; - детский игровой комплекс по ул.1-я Болдинская, 25.

Данные факты подтверждаются представлениями прокуратуры Советского района г. Астрахани, направленными в адрес главы МО «Город Астрахань» и актами администрации Ленинского района г. Астрахани.

Выявленные недостатки являются нарушением законодательства, согласно которого эксплуатант (владелец) осуществляет контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности техническое обслуживание и ремонт, регулярное обслуживание, включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования детской игровой и спортивной площадок.

Таким образом, эксплуатация детских игровых и спортивных площадок, расположенных по вышеперечисленным адресам осуществляется с нарушением Национальных стандартов Российской Федерации, в связи с чем, существует угроза причинения вреда жизни и здоровью детей, пользующихся оборудованием на данных детских игровых и спортивных площадках.

В данной правовой ситуации требования прокурора направлены обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав неопределенного круга граждан, в том числе несовершеннолетних детей, которым может быть причинен вред при нахождении и использовании по назначению указанными детскими игровыми и спортивными площадками.

С учетом изменения заявленных административных исковых требований, прокурор города Астрахани просил суд обязать на администрацию МО «Город Астрахань» принять меры, направленные на приведение детских игровых и спортивных площадок по нижеперечисленным адресам в соответствие с требованиями действующего законодательства в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: г. Астрахань Советский район, ул. Н.Островского, 144, ул.Космонавтов, 5, ул. Звездная, 13, ул.Н.Островского внутри домов 160, 160 к.1 и 160 к.2, ул. Н.Островского, 132-134, по ул. Адмирала Нахимова, д.111, по ул. Безжонова, д.78, ул.Безжонова, д.76, ул. Ген.Епишева, д.16, ул. Александрова, д.5, ул. 1-я Котельная, д.4, ул. Космонавтов, 5, ул. Боевая, 72 А, к.2, ул. Боевая, 83, ул. Н.Островского, 46, ул. Адм.Нахимова, 38 А, ул. Адм.Нахимова, д.44, ул. Адм.Нахимова, д.50, ул.Адм.Нахимова, д.95, ул. Адм.Нахимова, д.137, ул. Адм.Нахимова, д.267, ул.Безжонова, д.82, ул.Ахшарумова, д.2, ул.Рождественского, д.11, ул. Власова, д.2/18, ул.2-я Игарская, д.8, ул. Южная, д.23, ул. Ивановская, д.56-59, Ленинский район ул.Бертюльская, д.4, ул.Савушкина, д.34, ул.Ляхова, 5, ул.Ляхова, 7, ул. Комс.Набережная, 18,ул. Комс.Набережная, 19, ул.Савушкина, 50, ул.Украинская, 13, ул. Медиков, д. 3, корп.1, ул.1-я Болдинская, 25.

Помощник прокурора города Астрахани Лаисцева Н.В. в судебном заседании доводы административного иска, с учетом его уточнений поддержала, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель администрации Ленинского района г. Астрахани по доверенности Долин Е.А. в судебном заседании с доводами административного истца не согласился, просил в удовлетворении заявленных требований отказать по основания изложенным в письменном отзыве на иск.

Представитель административного ответчика – Администрации МО «город Астрахань», а также представители заинтересованных лиц в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Ранее в судебном заседании представитель ответчика возражал против удовлетворения иска, указывая, что администрация МО «город Астрахань» не является владельцем указанных в иске детских игровых либо спортивных площадок, поскольку они расположены на придомовой территории многоквартирных жилых домов.

Представитель администрации Трусовского района г. Астрахани в судебное заседание не явился, представил суду заявление, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу ст. 150 КАС РФ суд приступил к рассмотрению дела в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, заслушав судебные прения, приходит к следующему.

В соответствии со ст.7 Конституции Российской Федерации в РФ охраняются труд и здоровье людей.

В силу ст. 41 Конституции Российской Федерации в РФ каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

Статьей 3 указанного Закона установлено, что законодательство Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Во исполнении требований закона приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 24 июня 2013 года №182-ст утвержден национальный стандарт РФ «ГОСТ Р 52301-2013, Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования». (далее - ГОСТ Р 52301-2013), приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 ноября 2012 года №1148-ст утвержден национальный стандарт РФ ГОСТ Р-52169-2012 «Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность конструкций и методы испытаний каруселей. Общие требования».

В соответствии с ч. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

В соответствии с ч. 1 ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, вводят местные налоги и сборы, решают иные вопросы местного значения.

Пунктами 1 и 5 ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что в собственности муниципальных образований может находится имущество, предназначенное для решения установленных указанным федеральным законом вопросов местного значения, а также имущество, предназначенное для решения вопросов местного значения в соответствии с частями 3 и 4 ст. 14 Закона №131-ФЗ.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Закона вопрос по организации благоустройства территории отнесен к полномочиям органов местного самоуправления.

В силу пп. 3, 20, 34 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в городском округе.

Пунктом 24 статьи 8, пунктами 26, 30 Устава муниципального образования «Город Астрахань», принятого решением Городской Думы муниципального образования «Город Астрахань» от 31.03.2016, к вопросам местного значения муниципального образования «Город Астрахань» относится создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования «Город Астрахань» и организация обустройства мест массового отдыха населения; организация благоустройства территории муниципального образования «Город Астрахань» (включая освещение, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номеров домов, размещение содержание малых архитектурных форм).

В соответствии с ч. 1 ст. 12 Федерального закона Федеральный закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» в целях повышения качества и безопасности отдыха и оздоровления детей органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры по созданию безопасных условий пребывания в организациях отдыха детей и их оздоровления; по обеспечению максимальной доступности услуг организаций отдыха детей и их оздоровления; по контролю за соблюдением требований законодательства в сфере организации отдыха и оздоровления детей.

Согласно ст.14.1 Закона 124-ФЗ определено, что в целях содействия физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и формированию у них навыков здорового образа жизни органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией создают благоприятные условия для осуществления деятельности организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.

Приказом Росстандарта от 23.11.2012 №1148-ст утвержден и введен в действие «ГОСТ Р-52169-2012. Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность конструкций и методы испытаний каруселей. Общие требования», который распространяется на оборудование детских игровых площадок и покрытия детских игровых площадок, предназначенные для индивидуального и коллективного пользования. Стандарт устанавливает общие требования к безопасности конструкции и методам испытаний оборудования и покрытий детских площадок, предназначенные для индивидуального и коллективного пользования.

Приказом Росстандарта от 24.06.2013 №182-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 52301-2013, Национальный стандарт Российской Федерации. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования. Настоящий стандарт распространяется на оборудование детских игровых площадок. Стандарт устанавливает общие требования безопасности при монтаже и эксплуатации оборудования всех типов.

Требования к техническим характеристикам оборудования детских игровых площадок, его установке и эксплуатации установлены ГОСтом Р 52301-2013, в частности: изготовитель (поставщик) предоставляет паспорт на оборудование по ГОСТ 2.601 на русском языке, а также, при необходимости, на государственных языках субъектов РФ и родных языках народов РФ (пункт 5.1); паспорт предоставляют на комплек оборудования или на оборудование, котрое может быть установлено отдельно и использовано как самостоятельная единица (детский игровой комплекс либо отдельно стоящие горка, качели, карусели, качалка и т.п.) (пункт 5.2); оборудование и его элементы осматриваются и обслуживаются в соответствии с инструкцией изготовителя с периодичностью, изготовителем; контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец); результаты контроля за техническим состоянием оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности, технического обслуживания и ремонта регистрируют в журнале, которых хранится у эксплуатанта (владельца) (пункты 6.1, 6.2,6.3).

Неисправности оборудования, обнаруженные в процессе эксплуатации, снижающие безопасность, немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимаются меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки (пункт 7.7).

В п. 1 ст. 46 ФЗ «О техническом регулировании» указано, что со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в частности, защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 №21 принят технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования детских игровых площадок» (далее ТР АЭС 042/2017)

В соответствии с п. 23 ТР АЭС 042/2017 конструкция оборудования детской площадки должна обеспечить прочность, устойчивость, жесткость и неизменяемость; иметь защиты от коррозии и старения с учетом степени агрессивности среды и стойкости используемых материалов; не должна иметь вступающих элементов с острыми концами или кромками, шероховатых поверхностей, способных нанести травму пользователю, должна иметь защиту выступающих концов болтовых соединений, гладкие сварные швы, закругленные углы и края любой доступной для пользователей частей оборудования; должна исключать возможность демонтажа без применения специальных инструментов; должна иметь защиту от несанкционированного доступа к элементам (комплектующим) оборудования, подлежащими периодическому обслуживанию или замене, размеры поперечного сечения элементов оборудования для захвата, при которых обеспечивается возможность захвата детьми; должна исключать образование сдавливающих или режущих поверщностей между подвижными, а также подвижными и неподвижными элементами; должна обеспечивать безопасные расстояния между подвижными элементами оборудования и поверхностью игровой площадки; должна иметь оснащение перилами и ограждениями; не должна допускать застревание тела, частей тела или одежды ребенка; должна обладать необходимой несущей способностью к возникающим нагрузкам.

Судом установлено, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований законодательства, регулирующего устройство и эксплуатацию детских игровых и спортивных площадок.

Указанной проверкой выявлены детские игровые и спортивные площадки, расположенные на территории муниципального образования «Город Астрахань», текущее техническое состояние которых не отвечает требованиям ГОСТ, а также требованиям безопасности.

Так, по адресу: г. Астрахань, Н.Островского, 144 и ул. Космонавтов, 5 во дворе многоквартирных домов расположена игровая площадка, состоящая из 3 МАФов, не отвечающих требованиям безопасности и требованиям ГОСТа Р 52301-2013: основание карусели зафиксировано бетоном, не присыпано, на горке с элементами для лазания частично разрушена лестница, перилла, повреждены канаты, качели не исправны (имеется только основание, стойки), наблюдается отслоение лакокрасочного покрытия на всех объектах, а также следы ржавчины на железных элементах, бортики безопасности горки не соответствуют требованиям безопасности. Детская площадка по периметру не огорожена.

На детской площадке по ул. Звездная, 13 г. Астрахани имеются малые архитектурные формы, находящиеся в ненадлежащем состоянии, металлическая стенка для лазания - имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле, качели не имеют мягкого покрытия, стойка с перекладинами для лазания имеет отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле, горка -металлическое полотно не цельное, имеет стык, в месте примыкающем к земле, имеет острые края и углы, металлический городок имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле, горка (железное полотно имеет острый край внизу, отсутствует примыкание к земле.).

По адресу: ул.Н.Островского внутри домов 160, 160 к.1 и 160 к.2 расположена детская площадка, на которой имеются малые архитектурные формы, находящиеся в ненадлежащем состоянии: металлический лабиринт (имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле, качели (железные нижние основания не присыпаны, оголены), конструкция не закреплена, подвижна), качели - балансир (имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле, механизм балансирования ограниченно рабочий), металлический мостик (имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле), качели (сидение деревянное, не окрашенное, имеются расслоения и торчащие щепы), горка (железное полотно имеет следы ржавчины), металлическая стенка для лазания (имеется отслоение лакокрасочного покрытия, следы ржавчины на металле), горка (металлическое полотно не примыкает к земле, имеющийся зазор препятствует безопасному приземлению).

По адресу: ул. Н.Островского, 132-134 расположена детская площадка на которой имеются малые архитектурные формы, находящиеся в ненадлежащем состоянии: деревянная горка (лестница не покрыта краской, имеются трещины, щепы, деревянные балки на мостике перед скатывающейся частью не прилегают плотно, имеются промежутки, в которые можно попасть нонами и застрять), деревянные основания (стойки), горки имеют продольные трещины, качели (деревянное сидение и спинка не окрашены, имеются торчащие щепы), на металлической основе, предназначенной для качели, последние отсутствуют.

По ул. Адмирала Нахимова, д.111 расположена детская площадка, на которой имеются малые архитектурные формы, находящиеся в ненадлежащем состоянии: качели (железные нижние основания не присыпаны, оголены, конструкция не закреплена, подвижна), в песочнице отсутствует песок, деревянный городок с кубиками с цифрами (конструкция имеет выступающие штыри, ненадлежащее крепление секций, расслоившая древесина, нарушена целостность окрасочного слоя).

По ул. Безжонова, д.78 расположена детская площадка, на которой имеются малые архитектурные формы, находящиеся в ненадлежащем состоянии: качели (железные нижние основания не присыпаны, оголены, конструкция не закреплена, подвижна), железное полотно горки под острым углом упирается в жесткое покрытие, исключая плавный спуск и подъем, по бокам железного полотна горки снизу торчат металлические трубы с заостренными концами), деревянное сиденье скамейки частично отсутствует, имеющиеся две дощечки не окрашены, расслоились, нарушена целостность металлической сетки для игры в мяч.

Также при визуальном осмотре прокуратурой Советского района г. Астрахани установлено, что конструкции, подлежащие демонтажу: по ул. Безжонова, д.76 не демонтированы горки 2 штуки, (отсутствуют поручни на лестнице), ул. Ген.Епишева, д.16 не демонтированы качели маятниковые, ул. Александрова, д.5 не демонтирована горка (отсутствуют поручни на лестнице), ул. 1-я Котельная, д.4 не демонтирована горка (отсутствуют поручни на лестнице) и не произведен ремонт 17 конструкций по следующим адресам: ул. Космонавтов, 5 не отремонтирован детский игровой комплекс, ул. Боевая, 72 А, к.2 не отремонтированы качели балансир, ул. Боевая, 83 не отремонтированы горка, карусель, ул. Н.Островского, 46 не отремонтированы качели балансир, ул. Адм.Нахимова, 38 А не отремонтирован детский игровой комплекс, ул. Адм.Нахимова, д.44 не отремонтированы качели маятниковые, ул. Адм.Нахимова, д.50 не отремонтированы качели балансир, ул.Адм.Нахимова, д. 95 не отремонтированы карусель, песочница, ул.Адм.Нахимова, д.137 не отремонтирован игровой комплекс с горкой, ул. Адм.Нахимова, д.267 не отремонтированы качели балансир, ул.Безжонова, д.82 не отремонтированы игровой комплекс, грибок, ул.Ахшарумова, д.2 не отремонтирована карусель, ул.Рождественского, д. 11 не отремонтировано сетчатое ограждение футбольного поля, ул. Власова, д.2/18 не отремонтирована песочница, ул.2-я Игарская, д.8 не отремонтирована песочница, ул. Южная, д.23 внутри двора не отремонтирована песочница, ул. Ивановская, д.56-59 не отремонтированы качели балансир.

Аналогичные нарушения имеются на территории Ленинского района г. Астрахани.

В неудовлетворительном состоянии находятся МАФы, которым требуется ремонт по следующим адресам: - детский городок по ул.Бертюльская, д.4, ул.Савушкина, д.34; - детский городок по ул.Ляхова, 5; -детский городок по ул.Ляхова, 7; -детский игровой комплекс по ул. Комс.Набережная, 18; - детский городок по ул. Комс.Набережная, 19; - качели, песочница по ул.Савушкина, 50; - детский городок по ул. Украинская, 13; - детский городок, карусель, качели, горка, качалка-балансир по ул. Медиков, д. 3, корп.1; - детский игровой комплекс по ул.1-я Болдинская, 25.

Данные факты подтверждаются представлениями актами администрации Ленинского района г. Астрахани от 17.08.2020, 19.08.2020, 21.08.2020, 26.08.2020 и 03.09.2020 года, фотографиями, перепиской, а также иными материалами дела.

Для устранения выявленных нарушений законодательства, регулирующего устройство и эксплуатацию детских игровых и спортивных площадок, прокуратурой города 28.08.2020, прокуратурой Советского района г. Астрахани 29.12.2020 и 01.03.2021 в администрацию МО «город Астрахань», а также прокуратурой Трусовкого района г. Астрахани 31.08.2020, прокуратурой Ленинского района г. Астрахани 01.02.2021 и прокуратурой Кировского района 10.02.2021 в администрации Трусовского, Ленинского и Кировского районов г. Астрахани внесены представления.

По результатам актов прокурорского реагирования администрацией МО «Город Астрахань», а также администрациями Трусовского, Ленинского, Кировского и Советского районов сведения о выявленных нарушениях при эксплуатации и содержании детских игровых площадок, приняты во внимание, однако до настоящего времени ремонт либо демонтаж аварийных МАФов на вышеуказанных площадках не осуществлены.

Выявленные недостатки являются нарушением законодательства, согласно которого эксплуатант (владелец) осуществляет контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт, регулярное обслуживание, включает мероприятия по поддержанию безопасности и качества функционирования оборудования детской игровой площадки.

Таким образом, эксплуатация вышеперечисленных детских игровых площадок, и отдельно стоящих МАФов осуществляется с нарушением требований Национальных стандартов Российской Федерации, в вязи с чем, существует угроза причинению вреда жизни и здоровью детей, пользующихся оборудованием на данных детских игровых площадках.

В судебном заседании установлено, что выявленные нарушения администрацией МО «город Астрахань» не устранены.

Стороной ответчика доказательств, опровергающих доводы истца, суду не представлено.

Наличие установленных недостатков администрацией МО «город Астрахань» не оспорено, доказательств устранения этих нарушений на день рассмотрения дела не представлено.

При этом, доводы представителя ответчика, о том, что администрация МО «город Астрахань» не является владельцем вышеперечисленных детских игровых, спортивных площадок, либо отдельно стоящих МАФов, суд не принимает во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержании и ремонту общего имущества в многоквартирном доме надлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491, в состав общего имущества входит земельный участок, на которым расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства; в состав общего имущества включаются детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котром расположен многоквартирный дом. Однако в ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорные детские площадки не размещены в границах земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома. Земельные участки в виде дворовых территории не сформированы в установленном законом порядке, на кадастровый учет не поставлены, следовательно, таких земельные участки относятся к землям поселений.

В соответствии с п. 10 ст. 3 Земельного кодекса РФ, распоряжение земельными участками, государственная собственность которых не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления.

Таким образом, в отсутствие собственника указанных земельных участков и владельца (эксплуатанта) установленного на нем игрового оборудования, обязанность по проведению периодического и регулярного обследования, соблюдению условий безопасности эксплуатации и устранению неисправностей оборудования детских игровых и спортивных площадок возложена законодательством на администрацию муниципального образования «город Астрахань»

Другие доводы представителя административного ответчика также не могут быть основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

При таких обстоятельствах, установив факт нарушений федерального законодательства, суд приходит к удовлетворению заявленных требований в полном объеме.

В силу п.1 ч.3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

Учитывая эти требования закона, суд полагает возможным возложить на администрацию муниципального образования «Город Астрахань» обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры направленные на приведение вышеперечисленных детских игровых и спортивных площадок, в соответствие с требованиями Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 52301-2013. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» и Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р-52169-2012. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность конструкций и методы испытаний каруселей. Общие требования».

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования «Город Астрахань» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры, направленные на приведение детских игровых и спортивных площадок по адресам: г. Астрахань Советский район, ул. Н.Островского, 144, ул.Космонавтов, 5, ул. Звездная, 13, ул.Н.Островского внутри домов 160, 160 к.1 и 160 к.2, ул. Н.Островского, 132-134, по ул. Адмирала Нахимова, д.111, по ул. Безжонова, д.78, ул. Безжонова, д.76, ул. Ген.Епишева, д.16, ул. Александрова, д.5, ул. 1-я Котельная, д.4, ул. Космонавтов, 5, ул. Боевая, 72 А, к.2, ул. Боевая, 83, ул. Н.Островского, 46, ул. Адм.Нахимова, 38 А, ул. Адм.Нахимова, д.44, ул. Адм.Нахимова, д.50, ул. Адм.Нахимова, д.95, ул. Адм.Нахимова, д.137, ул. Адм.Нахимова, д.267, ул. Безжонова, д.82, ул. Ахшарумова, д.2, ул.Рождественского, д.11, ул. Власова, д.2/18, ул.2-я Игарская, д.8, ул. Южная, д.23, ул. Ивановская, д.56-59; Ленинский район ул.Бертюльская, д.4, ул.Савушкина, д.34, ул.Ляхова, 5, ул.Ляхова, 7, ул. Комс.Набережная, 18, ул. Комс.Набережная, 19, ул.Савушкина, 50, ул.Украинская, 13, ул. Медиков, д. 3, корп.1, ул.1-я Болдинская, 25 в соответствие с требованиями Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р 52301-2013. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования» и Национального стандарта Российской Федерации «ГОСТ Р-52169-2012. Оборудование и покрытие детских площадок. Безопасность конструкций и методы испытаний каруселей. Общие требования».

Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение одного месяца.

Судья: О.Н.Хохлачева

Полный текст решения изготовлен 11 июня 2021г.

Судья: О.Н.Хохлачева