ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1522/20 от 23.06.2020 Первоуральского городского суда (Свердловская область)

Решение

именем Российской Федерации

23 июня 2020 года Первоуральский городской суд Свердловской области

в составе: председательствующего Карапетян Е.В.

при секретаре Курбановой В.И..,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5 о признании решения незаконным, возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области – Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области в г. Первоуральске ( в настоящее время это Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5) о признании решения от 12.03.2020 об отказе в предоставлении государственной услуги на включение в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» незаконным, возложении обязанности включить в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»,

В обосновании заявленных требований ФИО1 указала, что с 01.04.2004 по настоящее время она работает в Государственном казенном учреждении Дополнительного профессионального образования Свердловской области «Учебно-методический центр по ГОЧС Свердловской области» в должности старшего методиста, что подтверждается копией трудовой книжки. На 24.04.2020 ее общий страховой стаж составляет 27 лет, что подтверждается также индивидуальным лицевым счетом.

03.11.2009 приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подписанным Министром ФИО2 она была награждена нагрудным знаком МЧС России «За заслуги». Данный факт подтверждается выпиской из приказа, удостоверением и записью в трудовой книжке.

29.02.2020, имея данное награждение, она обратилась в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление соцполитики по городу Первоуральску с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

12.03.2020 решением Управления социальной политики по городу Первоуральску ей было отказано во включении в Списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» ввиду того, что в Положении о нагрудном знаке данный знак не отвечает требованиям пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 -УГ, а также что в силу занимаемой должности не состояла в штате МЧС России и не являлась сотрудником данной системы. Данное решение считает незаконным и просит его отменить, так как данный нагрудный знак относится к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительной работы. В Свердловской области порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» установлены Положением о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области. Данное положение утверждено Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 -УГ.

Указом Губернатора Свердловской области от 20.05.2016 -УГ в п.п.1 ч.1 пункта 1 и в п.6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, внесены изменения, которые вступили в силу с 01.07.2016 и данный пункт изложен в новой редакции согласно которому гражданам, проживающим на территории Свердловской области звание «Ветеран труда» присваивается при условии, если они проживают на территории Свердловской области, имеют награды за заслуги в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности и имеют страховой стаж, учитываемый для назначении пенсии не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин, или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. В силу Положения части 3 статьи 8 Федерального закона от 25.12.2015 № 388-ФЗ за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии страхового стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин, и 20 лет для женщин, или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Отнесение тех, или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяется в соответствии с нормативными актами Министерств и Ведомств, которые осуществляли и осуществляют награждение этими знаками и их вручения гражданам. Нагрудный знак МЧС России «За заслуги» относится к ведомственному знаку отличия в труде, который дает ей право на присвоения звания «Ветеран труда». Учебно-методический центр ГУЧС Свердловской области является не коммерческой организацией, созданной Правительством Свердловской области для оказания услуг в сфере образования в целях обеспечения реализации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечении пожарной безопасности и безопасности на водных объектах. Учредителем Центра является Правительство Свердловской области (п.4 УВстава). Согласно Уставу областного государственного учреждения дополнительного образования «Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области» находится в ведомственной подчинении лавного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Свердловской области (п.1).

Считает, решение об отказе ей в присвоении звания «Ветеран труда» незаконным и просит возложить на ответчика обязанность включить ее в Список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Истец ФИО1 доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика ФИО3, действующий на основании доверенности от 25.05.2020, доводы ФИО1 считает необоснованными.

Управление отказало в предоставлении истцу государственной услуги по включению в Списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» в связи с не соблюдением условий присвоения данного звания, так как данная награда не является основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Положение о нагрудном знаке Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «За заслуги» не отвечает требованиям пункта 6 Положения (ведомственные знаки отличия, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу). Данным знаком МЧС России сотрудники могут быть награждены при стаже работы не менее 2-х лет за добросовестную и результативную работу, качественное выполнение своих служебных обязанностей и оперативных задач.

Согласно пункту 5 Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с п.п.1 ч.1 п.1 Положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). В пункте 6 Положения указаны награды и знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам награжденным по состоянию на 30.06.2016. Данный перечень наград не подлежит расширенному толкованию.. Представленная истцом награда «За заслуги», в настоящее время не является основанием для присвоения звания «ветеран труда». Положение о нагрудном знаке Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий «За заслуги» не отвечает требованиям п.6 Положения (ведомственные знаки отличия, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу).

Исследовав материалы по делу, выслушав стороны, суд находит требования истца ФИО1 подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании Имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имею для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено в пунктах 2, 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению. Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Как установлено судом, 29.02.2020 ФИО1 обратилась в Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление соцполитики по городу Первоуральску с заявлением о присвоении ей звания «Ветеран труда».

12.03.2020 решением № 11 Управления социальной политики по городу Первоуральску ФИО1 было отказано во включении в Списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда» ввиду того, что нагрудный знак «За заслуги» в соответствии с Положении о нагрудном знаке, не отвечает требованиям пункта 6 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 № 458-УГ, а также что в силу занимаемой должности истец не состояла в штате МЧС России и не являлась сотрудником данной системы

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее по тексту Закон N 5-ФЗ) порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На территории Свердловской области порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" регламентированы утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 N 458-УГ Положением о порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее по тексту Положение N 458-УГ).

Поскольку реализация права на присвоение звания "Ветеран труда" носит заявительный порядок (п. 3 Положения N 458-УГ), право истца подлежит оценке по нормам законодательства, действующего на момент подачи заявления о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда".

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона N 5-ФЗ ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Данная редакция закона действует с 01.07.2016.

Аналогичным образом с 01.07.2016 урегулирован вопрос о ведомственных знаках отличия в труде и п.п. 1 ч. 1 п. 1 Положения N 458-УГ (в редакции Указа Губернатора от 20.05.2016 N 280-УГ).

Таким образом, с 01.07.2016 Законом N 5-ФЗ установлены критерии, которым должна отвечать ведомственная награда для того, чтобы быть учтенной при решении вопроса о присвоении звания "Ветеран труда", а именно - ведомственная награда должна быть учреждена за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), т.е. в самом положении о награде должно содержаться указание на награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.

Вместе с тем, в силу ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости" (далее Закон N 388-ФЗ) за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно Приказу от 25.03.1998 «О нагрудных знаках МЧС России» МЧС России учреждены нагрудные знаки, в том числе, знак «За заслуги»,, согласно которому нагрудный знак "За заслуги" является нагрудным знаком МЧС России.

Сотрудники МЧС России могут быть награждены нагрудным знаком при стаже работы в системе министерства, как правило, не менее двух лет.

Награждение нагрудным знаком сотрудников МЧС России производится за добросовестную и результативную работу, качественное выполнение своих служебных обязанностей и оперативных задач.

Награждение нагрудным знаком производится Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Награждение нагрудным знаком производится по представлениям, направляемым в МЧС России, в том числе, подведомственных МЧС России учреждений и центрального подчинения и центрального аппарата МЧС Управление кадров МЧС России.

Как указал ответчик, данная награда не соответствует тем критериям (продолжительная работа не менее 15 лет в соответствующей сфере), которые в настоящее время предъявляются к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания "Ветеран труда".

Тем не менее, истец, будучи награждена не той ведомственной наградой, которая названа в подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения N 458-УГ, имеет право на присвоение ей звания "Ветеран труда" в силу нормы ч. 3 ст. 8 Закона N 388-ФЗ.

Согласно этой норме за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Согласно справке от 01.06.2020 , выданной ГКУ дополнительного профессионального образования Свердловской области УМЦ ГОЧС Свердловской области трудовой стаж (выслуга лет) в области гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на 01.06.2020 составляет 23 года 09 месяцев 21 день.

Нагрудный знак «За заслуги», которым 03.11.2009 в соответствии с приказом № Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, подписанным Министром ФИО2 была награждена ФИО1, относится к ведомственным знакам отличия в труде (в соответствии с требованиями, предъявляемыми к таким наградам до 30.06.2016), так как по подп. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", подп. 1 ч. 1 п. 1 Положения N 458-УГ в редакциях, действовавших по состоянию на 30.06.2016, ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.

Поскольку по состоянию на 30.06.2016 законодательством не предъявлялись к ведомственным знакам отличия в труде требования о награждении за 15-летний стаж работы в отрасли, нагрудный знак, которым награждена истец, относился к ведомственным знакам отличия в труде, право на присвоение звания "Ветеран труда" с учетом этой награды у истца было по состоянию на 30.06.2016, истец сохраняет такое право и в настоящее время с учетом нормы ч. 3 ст. 8 Закона N 388-ФЗ.

Доводы представителя ответчика о том, данная награда не является ведомственным знаком, учрежденным за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд, поскольку основанием награждения данным знаком в соответствии с Положением о данной ведомственной награде является не продолжительный добросовестный труд, а стаж работы не менее 2 лет и высокие результаты работы, что не позволяет отнести данную награду к ведомственным знакам отличия в труде, дающим право на присвоение звания "Ветеран труда", суд находит несостоятельными.

В силу п. 5 Положения N 458-УГ (в редакциях, действовавших на 30.06.2016 и на дату награждения истца нагрудным знаком «За заслуги» к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда", относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято, в том числе руководителями (первыми заместителями руководителей) федеральных органов исполнительной власти. Критериев продолжительности труда законодательство не содержало до 30.06.2016, поэтому и установленный по Положению о нагрудном знаке «За заслуги», утвержденному Приказом Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, срок работы не менее 2 лет не может быть расценен в качестве непродолжительного труда (с учетом требований разумности, объективно непродолжительным является период работы на протяжении нескольких дней, недель, месяцев, но не лет).

Нагрудный знак «За заслуги» согласно Положению вручается за добросовестную и результативную работу, качественное выполнение своих служебных обязанностей и оперативных задач, награждение производится Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. При этом Положение содержит требование и к минимальному стажу работы на предприятии – не менее двух лет.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 11.01.2019 N 2-П, Конституция Российской Федерации, провозглашая Россию правовым государством (ст. 1, ч. 1) и утверждая свое верховенство и верховенство федеральных законов на всей ее территории (ст. 4, ч. 2), устанавливает, что законы и иные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, а органы государственной власти и местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (ст. 15, ч. ч. 1, 2). В развитие названных положений, относящихся к основам конституционного строя России, Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому судебную защиту его прав и свобод посредством, в частности, гражданского и административного судопроизводства (ст. 46, ч. 1, ст. 118, ч. 2), закрепляет, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46, ч. 2); будучи независимым и подчиняясь только Конституции Российской Федерации и федеральному закону, суд общей юрисдикции, арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом (ст. 120).

Действительно, согласно п. 6 Положения N 458-УГ к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с подпунктом 1 части первой пункта 1 настоящего Положения право на присвоение звания "Ветеран труда" гражданам, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято:

1) Президентом Российской Федерации;

2) Председателем Правительства Российской Федерации;

3) председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;

4) Руководителем Администрации Президента Российской Федерации;

5) руководителями федеральных органов исполнительной власти;

6) председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

7) Генеральным прокурором Российской Федерации;

8) Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

При этом не учитываются знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба.

Между тем, норма п. 6 Положения N 458-УГ (п. 6 Положения N 458-УГ) являлась предметом оспаривания, апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.07.2018 N 45-АПГ18-6 пункт 6 названного Положения в части слов "знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба" признан не действующим со дня вступления решения суда в законную силу. Этим судебным актом установлено, что Губернатор Свердловской области, исключая знаки отличия министерств и ведомств, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, из перечня ведомственных знаков отличия в труде (службе), учитываемых при присвоении звания "Ветеран труда", превысил свои полномочия, сократив круг граждан, имеющих право на присвоение данного звания в силу положений федерального закона. Оспариваемые положения ограничивают права граждан, работающих (работавших) в министерствах и ведомствах, в которых предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба по трудовому договору, государственных гражданских служащих, проходящих (проходивших) такую службу по контракту, и награжденных в данных организациях знаками отличия, а также граждан, которые по состоянию на 30.06.2016 имели право на присвоение звания "Ветеран труда".

Указанная норма исключена из системы правового регулирования. Вступившим в силу судебным решением Верховного Суда Российской Федерации подтверждено несоответствие нормы п. 6 Положения N 458-УГ федеральному закону, принятие указанной нормы Губернатором Свердловской области с превышением полномочий и в противоречие с федеральным законодательством.

При этом суд не может согласиться с утверждением ответчика, которое послужило также основанием для отказа во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», что истец не является сотрудником МЧС России.

Государственное казённое учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Учебно-методический центр по ГОЧС Свердловской области» (далее по тексту - УМЦ ГОЧС Свердловской области) создано в соответствии с Указом Губернатора Свердловской области от 19 сентября 2003 г. -УГ.

УМЦ ГОЧС Свердловской области является некоммерческой организацией, созданной Правительством Свердловской области для оказания услуг в сфере образования в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации отдельных полномочий Министерства общественной безопасности Свердловской области в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Учредителем УМЦ является Правительство Свердловской области.

При награждении нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» ФИО1 не состояла в штате МЧС России и не являлась сотрудником МЧС России.

Вместе с тем, во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года №794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», которым утверждено «Положение о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» указано, что РСЧС объединяет органы управления, силы и средств федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий с чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения зада предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Учитывая, что нагрудным знаком МЧС России «За заслуги» могут награждать граждане, внесшие значительный вклад в развитие и обеспечение успешного функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствование мероприятий в области гражданской обороны, пожарной безопасности и обеспечения безопасности людей на водных объектах. Следовательно, указанной наградой МЧС России «За заслуги» истец была награждена в целях поощрения и морального стимулирования, в том числе, и несмотря на то, что не являлась личным составом МЧС России, но осуществляет работу в некоммерческой организации, которая входит в единую государственную систему предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Исходя из установленных по делу обстоятельств, в силу ч. 1 ст. 7 Закона №5-ФЗ (в редакции по состоянию на 30.06.2016) и ч. 3 ст. 8 Закона N 388-ФЗ давало ФИО1 право на присвоение звания "Ветеран труда".

Решение Управления Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области от 12.03.2020 об отказе ФИО1 о включении в список лиц, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда", являлся неправомерным, а иск Шмидт подлежащим удовлетворению.

Руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным Решение Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области – Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по городу Первоуральску (Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5 ) от 12.03.2020 «Об отказе ФИО1 в предоставлении государственной услуги».

Признать за ФИО1 право на включение ее в списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Возложить на Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области – Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №5 обязанность включить ФИО1 в Списки лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Первоуральский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 30 июня 2020 года.

Председательствующий: Е.В.Карапетян