ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1522/2022 от 04.07.2022 Центрального районного суда г.Тулы (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Центральный районный суд города Тулы в составе:

председательствующего Ковальчук Л.Н.,

при секретаре – помощник Акимова Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда города Тулы гражданское дело № 2-1522/2022 по исковому заявлению Министерства здравоохранения Тульской области к Капраловой Ксении Александровне о взыскании денежных средств по договору, процентов за пользование чужими денежными средствами,

установил:

Министерство здравоохранения Тульской области обратилось в суд с иском к Капраловой К.А. о взыскании задолженности по договору от дата о предоставлении единовременной компенсационной выплаты в размере 216 401 рубль 97 копеек, процентов за пользование чужими денежными средствами за период с дата в сумме 12 990 рублей 04 копейки.

В обоснование заявленных требований истец указал на то, что между Министерством здравоохранения Тульской области и Капраловой К.А. был заключен договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты, согласно условиям которого Министерство здравоохранения Тульской области предоставило медицинскому работнику ГУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина» Капраловой К.А. единовременную компенсационную выплату в размере в соответствии с постановлением правительства тульской области от 28.05.2014 № 267 «О мерах по реализации отдельных положений постановления правительства Тульской области от 20.08.2013 № 429 «Об утверждении государственной программы Тульской области «развитие здравоохранения Тульской области». Медицинский работник в соответствии с п. 2.3.1 Договора обязалась работать в течение пяти лет со дня заключения трудового договора между нею и Учреждением по основному месту работы на полную ставку на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной для данной категории работников. Истцом перечислена ответчику социальная выплата в размере с учетом налога на доходы физических лиц, что подтверждено платежными поручениями № *. В связи с расторжением трудового договора дата по инициативе работника до истечения оговоренного в договоре срока истец обратился в суд с настоящим иском в соответствии с правилами п. 2.3.4 Договора, поскольку ответчиком обязанность по возврату денег в бюджет добровольно не исполнена.

К участию в деле в качестве третьего лица в соответствии с правилами ст. 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привлечено ГУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина».

Участвуя в рассмотрении дела ответчик Капралова К.А. возражая против заявленных требований указала, что истцом неверно со ссылкой на пункт 2.3.1 Договора рассчитан период ее работы, поскольку в стаж работы необоснованно не включено время нахождения её в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет с дата в количестве 469 дней и до достижения ребенком возраста 3 лет в количестве 331 дня, итого в количестве 800 дней и количество неотработанных дней составит 329 дней. В связи с чем, ответчик полагала, что сумма, подлежащая возврату составит . Также ответчиком оспаривалось не исполнение ею в добровольном порядке возврата денежных средств по Договору, поскольку истцом ей не был своевременно предоставлен счет для зачисления денежных средств, в связи с чем, а также в связи с тем, что правоотношения сторон вытекают из трудовых правоотношений, ответчик оспаривала требования истца о взыскании с нее процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с положениями ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Лица участвующие в деле уведомлены судом о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. До рассмотрения дела ходатайства об отложении рассмотрения дела не заявлено.

В соответствии с правилами ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела без участия неявившихся лиц.

Выслушав объяснения ответчика, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (ч. 1 ст. 310 ГК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Согласно п. 1 ст. 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

В соответствии с правилами ч. 5 ст. 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

Как следует из материалов дела и установлено судом, дата Капралова К.А. принята на работу в ГУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина» в должности фельдшер-лаборант Клинико-диагностической лаборатории № 2.

Данные обстоятельства подтверждаются копиями трудового договора № *, дополнительным соглашением № * о внесении в трудовой договор п. 7, в соответствии с которым работник принимает на себя обязанности отработать в должности на полную ставку 5 лет на условиях нормальной продолжительности рабочего времени установленной трудовым законодательством, приказа о приеме на работу № *

В соответствии с п. 5 Положения о порядке и размере предоставления социальных выплат медицинским работникам, утвержденном Постановлением правительства Тульской области от 28.05.2014 № 267

(ред. от 17.04.2015 действующей на момент заключения Договора) «О мерах по реализации отдельных положений Постановления правительства Тульской области от 20.08.2013 № 429 «Об утверждении государственной программы Тульской области «Развитие здравоохранения Тульской области», между Министерством здравоохранения Тульской области, ГУЗ «Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина» и медицинским работником Капраловой К.А. был заключен Договор о предоставлении социальной выплаты № *

Предметом данного договора согласно его пунктам 1, 2.1, 2.2.1 являлось предоставление медицинскому работнику работы в соответствии с трудовым договором, предоставление социальной выплаты в размере рублей после заключения договора на срок не менее 5 лет и приступившей к работе по одной из востребованных специальностей.

Положение о порядке и размере предоставления социальных выплат медицинским работникам было разработано в целях реализации мероприятий, предусмотренных подпрограммой VI «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» государственной программы Тульской области «Развитие здравоохранения Тульской области», утвержденной Постановлением правительства Тульской области от 20.08.2013 № 429, и определяло порядок и размеры предоставления социальных выплат медицинским работникам.

Из Положения следует, что социальная выплата производится единовременно и предоставляется медицинским работникам в возрасте до 35 лет, заключившим трудовой договор (дополнительное соглашение к трудовому договору) по основному месту работы на полную ставку на срок не менее 5 лет на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, в том числе, средним медицинским работникам, впервые прибывшим на работу в государственные учреждения здравоохранения Тульской области в 2013 - 2017 годах (далее - Учреждение) либо прошедшим профессиональную переподготовку и приступившим к работе по одной из востребованных специальностей.

Социальная выплата производится министерством здравоохранения Тульской области путем перечисления денежных средств на указанный Медицинским работником счет в кредитной организации.

Согласно правилам п. 16 Положения в случае расторжения трудового договора Медицинским работником с Учреждением до истечения пятилетнего срока Учреждение уведомляет об этом министерство здравоохранения Тульской области в течение 3 рабочих дней с момента прекращения трудового договора с указанием основания его прекращения.

Медицинский работник возвращает в течение 60 календарных дней на лицевой счет министерства здравоохранения Тульской области часть социальной выплаты в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, а также за исключением случая увольнения по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации при условии, что новым местом работы будет государственное учреждение здравоохранения Тульской области), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному Медицинским работником периоду (п. 17 Положения).

Министерство здравоохранения Тульской области принятые на себя обязательства по предоставлению единовременной компенсационной выплаты исполнило в полном объеме. На счет Капраловой К.А. дата перечислена единовременная компенсационная выплата в сумме , что подтверждается копией платёжного поручения № * и ответчиком не оспаривалось.

Как следует из копии приказа № * Капралова К.А. была уволена с дата на основании п.3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 2.3.4 договора от дата Капралова К.А. обязана возвратить на счет Министерства здравоохранения Тульской области часть социальной выплаты в случае прекращения трудового договора с Учреждением до истечения пятилетнего срока (за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, а также за исключением случая увольнения по пункту 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации при условии, что новым местом работы будет государственное учреждение здравоохранения Тульской области), рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально не отработанному Медицинским работником периоду.

Такие обстоятельства расторжения трудового договора ответчиком при рассмотрении дела не установлены.

Из копий приказов, представленных истцом в материалы дела Капраловой К.А. был предоставлен отпуск: с дата частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до полутора лет (приказ № 2049 от дата); с без оплаты в соответствии с частью 1 ст. 128 Трудового кодекса Российской Федерации.

Оценивая доводы истца о том, что в пятилетний срок подлежит включению время нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком, суд приходит к следующему.

Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» поставлены задачи и определены меры в целях дальнейшего совершенствования государственной политики в сфере здравоохранения, направленной на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, увеличение продолжительности их жизни.

В частности, подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 на Правительство Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации была возложена обязанность разработать до 1 мая 2013 г. комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, предусмотрев принятие в субъектах Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также дифференцированные меры социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

В рамках реализации подпункта "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 598 «О совершенствовании государственной политики в сфере здравоохранения» Правительством Российской Федерации издано распоряжение от 15 апреля 2013 г. № 614-р, которым утвержден комплекс мер по обеспечению системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами до 2018 года, в числе которых предусмотрены мероприятия по разработке и утверждению руководителями высших исполнительных органов государственной власти Российской Федерации программ, направленных на повышение квалификации медицинских кадров, проведение оценки уровня их квалификации, поэтапное устранение дефицита медицинских кадров, а также разработку дифференцированных мер социальной поддержки медицинских работников, в первую очередь наиболее дефицитных специальностей.

Постановлением правительства Тульской области от 20.08.2013 № 429 (ред. от 03.11.2016 действующей на момент заключения договора) была утверждена государственная программа Тульской области «Развитие здравоохранения Тульской области». Целью указанной программы являлось обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки.

В задачи программы входило, в том числе повышении доступности и качества медицинской помощи, разработка и реализация мер государственной поддержки по формированию кадрового потенциала отрасли здравоохранения Тульской области.

Подпрограмма «Кадровое обеспечение системы здравоохранения» определяло проблемы повышении доступности и качества медицинской помощи в том числе в том, что медицинские кадры являются одним из ресурсов здравоохранения и одним из элементов в организации оказания медицинской помощи населению; как и все ресурсы, возможности получения медицинских кадров всегда ограничены, поэтому вопросы их наиболее эффективного использования стоят в Тульской области очень остро; в Тульской области вопросы кадрового обеспечения являются неотъемлемой частью государственной политики в области здравоохранения, а медицинские кадры рассматриваются в качестве главного его ресурса; значимость совершенствования кадровой политики в развитии здравоохранения признана на всех уровнях управления системой в качестве одной из ведущих задач по повышению доступности и качества медицинской помощи. В этих условиях на приоритетный уровень выходит правильное планирование кадровых потребностей, представляющее согласование фактических потребностей в медицинских кадрах и имеющимися экономическими возможностями области. Кадровая политика является одной из составляющих успешной реализации реформирования здравоохранения. Целью и задачей подпрограммы указывалось обеспечение отрасли здравоохранения Тульской области высококвалифицированными специалистами.

Из приведенных нормативных положений следует, что одним из направлений государственной политики в сфере здравоохранения является обеспечение системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников. Названная цель реализуется в том числе путем предоставления медицинским работникам различных мер социальной поддержки, определяемых как законодательными актами Российской Федерации, так и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

В частности, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации – Тульской области - предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в форме единовременной социальной выплаты, в том числе. средним медицинским работникам, впервые прибывшим на работу в государственные учреждения здравоохранения Тульской области в 2013 - 2017 годах (далее - Учреждение) либо прошедшим профессиональную переподготовку и приступившим к работе по одной из востребованных специальностей.

Одним из условий предоставления названных выплат в Тульской области является работа медицинского работника не менее 5 лет со дня заключения трудового договора и предусмотрены последствия невыполнения медицинским работником этого условия, а именно обязанность возвратить уполномоченному органу, в данном случае Министерству здравоохранения Тульской области, в течении 60 календарных дней с даты расторжения трудового договора часть социальной выплаты, рассчитанной от даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному периоду, за исключением случаев расторжения трудового договора по обстоятельствам, вызванным уважительными причинами, в том числе не зависящим от работника, либо по обстоятельствам, не зависящим от воли обеих сторон трудового договора.

Таким образом, с учетом целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения, направленных на сохранение и укрепление здоровья граждан Российской Федерации, на обеспечение системы здравоохранения Российской Федерации медицинскими кадрами, устранение дефицита медицинских кадров, работающих в сельской местности, обеспечение социальной защищенности и повышение качества жизни медицинских работников путем предоставления им различных социальных выплат, само по себе досрочное расторжение трудового договора, в том числе по инициативе медицинского работника - получателя социальных выплат в форме единовременной денежной выплаты, без учета конкретных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, не может служить безусловным основанием для истребования у него этих выплат.

В силу части 5 статьи 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).

Однако, как следует из п. 2.3.5 Договора, стороны согласовали условие, что время нахождения в отпуске по уходу за ребенком в пятилетний срок работы не входит.

Оценивая представленные сторонами доказательства, исходя из анализа указанных правовых норм, суд приходит к выводу, что включение такого условия в заключенный между сторонами договор, исходя из целей и задач государственной программы Тульской области «Развитие здравоохранения Тульской области», с учетом целей и задач государственной политики в сфере здравоохранения, не может быть признано нарушением прав ответчика по обеспечению государственной поддержки семьи, материнства и детства, поскольку данные цели достигаются иными социальными механизмами. Каких-либо иных уважительных, либо подлежащих учету семейных обстоятельств, приведших к досрочному расторжению трудового договора, ответчиком приведено не было.

При установленных судом обстоятельствах требования истца в части расчета суммы, подлежащей возврату единовременной социальной выплаты, следует признать верными и подлежащими удовлетворению.

Разрешая требования Министерства здравоохранения Тульской области о взыскании с Капраловой К.А. процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии с правилами ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.

Из заключенного сторонами договора следует, что иная ответственность за его неисполнение, кроме как возврат части социальной выплаты, договор не содержит. П. 3.1 Договора предусматривает наступление ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Одним из видов гражданско-правовой ответственности за нарушение исполнения обязательств является санкция за неправомерное удержание чужих денежных средств, предусмотренная ст. 395 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В соответствии со ст. 395 ГК РФ в случаях неправомерного удержания денежных средств, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате подлежат уплате проценты на сумму долга. Размер процентов определяется ключевой ставкой Банка России, действовавшей в соответствующие периоды. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.

Согласно пункту 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора (абзац первый пункта 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).

К имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством (пункт 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Из изложенного следует, что применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации, включая нормы главы 25 Кодекса «Ответственность за нарушение обязательств», зависит от того, являются ли спорные имущественные отношения гражданско-правовыми, то есть основанными на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, а если эти отношения таковыми не являются, то имеется ли указание законодателя о возможности их применения к спорным отношениям.

В данном случае спорные отношения связаны с реализацией гражданином права на получение мер социальной поддержки (единовременно социальной выплаты медицинским работником). Эти отношения урегулированы нормами специального законодательства субъекта Российской Федерации – Тульской области - постановлением Правительства Тульской области от 28.05.2014 № 267 и № 429 от 20.08.2013, в которых предусмотрена возможность для медицинских работников получения государственной поддержки в форме единовременной социальной выплаты.

Решение о предоставлении названных мер социальной поддержки или об отказе в их предоставлении принимается Министерством здравоохранения Тульской области, которое наделено в силу своего правового статуса полномочиями по осуществлению публично значимых функций, в частности полномочиями по рассмотрению заявлений кандидатов на предоставление единовременной социальной выплаты, проверке представленных документов для получения социальных выплат.

Отношения в сфере предоставления мер социальной поддержки, регулируемые приведенными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации – Тульской области, - не основаны на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. В рамках этих отношений один из их участников, в данном случае Министерство здравоохранения Тульской области, реализует публично-властные полномочия по исполнению и применению нормативных правовых актов по отношению к другому участнику - гражданину, реализующему предоставленное ему нормативными правовыми актами право на получение мер социальной поддержки. При этом нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации – Тульской области - применение положений Гражданского кодекса Российской Федерации к отношениям, связанным с предоставлением мер социальной поддержки в виде единовременной социальной выплаты медицинским работникам, не предусмотрено.

Исходя из содержания и смысла возникших между сторонами правоотношений, правового регулирования этих отношений, исковые требования о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами, удовлетворению не подлежат.

В силу ст. 103 ГПК РФ, п. 2 ч. 2 ст. 333.17, п. 8 ч. 1 ст. 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

От уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков (пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).

На основании абз. 10 ч. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджеты муниципальных районов подлежат зачислению, в том числе налоговые доходы от государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, мировыми судьями (за исключением Верховного Суда Российской Федерации).

Таким образом, в силу ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.36 НК РФ при подаче настоящего искового заявления истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, заявленные исковые требования которого удовлетворены в полном объеме, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика Капраловой К.А. в доход муниципального образования город Тула в размере , в размере, предусмотренном ч. 1 ст. 333.19 НК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Министерства здравоохранения Тульской области к Капраловой К.А. о взыскании денежных средств по договору, процентов за пользование чужими денежными средствами, удовлетворить частично.

Взыскать с Капраловой К.А,, паспорт

В остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Капраловой К.А, государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования г. Тула в размере

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Центральный районный суд города Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий