РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Ярославль «15» февраля 2019 года Ярославский районный суд Ярославской области в составе: председательствующего судьи Патрунова С.Н., при секретаре Грачевой Т.Е., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску: - прокуратуры Ярославского района Ярославской области к ФИО1, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании постановлений, договора аренды недействительными, применении последствий недействительности сделки, - прокуратуры Ярославского района Ярославской области к ФИО2, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании постановлений, договора аренды недействительными, применении последствий недействительности сделки, - прокуратуры Ярославского района Ярославской области к ФИО3, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании постановлений, договора аренды недействительными, применении последствий недействительности сделки, установил: 17.02.2015 ФИО1 обратилась в Администрацию ЯМР с заявлением (т. 1, л.д. 17) о предоставлении земельного участка для строительства – просила предоставить ей в аренду на 5 лет участок для строительства кемпинга площадью 1100 кв.м. по адресу: <адрес> 24.02.2015 комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР по заявке ФИО1 принято решение (выписка из Протокола №7 – т. 1, л.д. 15) о возможности предоставления испрашиваемого участка для строительства кемпинга. КУМИ Администрации ЯМР поручено: обеспечить опубликование в СМИ (газета «Ярославский агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ), передать материалы в администрацию сельского поселения в связи с вступлением в силу с 01.03.2015 года Закона №171-ФЗ от 23.06.2014, согласно которому полномочия по распоряжению земельными участками осуществляет орган местного самоуправления поселения. 26.02.2015 в газете «Ярославский агрокурьер» опубликовано извещение (т. 1, л.д. 16), о том, что Администрация ЯМР на основании п. 3 ст. 31 ЗК РФ информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории ЯМР, в том числе, указано на поступление заявления ФИО1 о предоставлении ей земельного участка площадью 1100 кв.м.в <адрес> для строительства кемпинга. 14.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР по заявке ФИО1 принято решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого участка (т. 1, л.д. 23-24), в связи с тем, что согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным в заявлении. 15.04.2015 ФИО1 обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР с заявлением (т. 1, л.д. 25) о выдаче акта выбора земельного участка площадью 1100 кв.м. для строительства кемпинга в <адрес> согласно выписки из Протокола №7. 21.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР в выдаче акта выбора земельного участка отказано (т. 1, л.д. 27,28) в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении. 26.04.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР подготовлен Акт о выборе земельного участка для строительства №9 (т. 1, л.д. 30), согласно которому администрация посчитала целесообразным ФИО1 использовать земельный участок ориентировочной площадью 1100 кв.м. в <адрес> для строительства с предварительным согласованием места размещения дома рыбака. Разрешенное использование участка: для строительства дома рыбака. 11.07.2016 ФИО1 обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР с заявлением (т. 1, л.д. 29) о предварительном согласовании места размещения объекта – дома рыбака, утверждении акта о выборе земельного участка №9 от 26.04.2016 площадью 1100 кв.м. в <адрес>. 18.07.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР издано Постановление №839 (далее по тексту – Постановление №839 - т.1, л.д. 12-13), которым ФИО1 предварительно согласовано место размещения дома рыбака, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ФИО1 поручено обеспечить выполнение кадастровых работ, осуществить кадастровый учет участка. 19.12.2016 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1117 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома рыбака, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:309) (т.1, л.д. 66). 29.12.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР издано Постановление №1611 (далее по тексту – Постановление №1611), которым ЗУ:309 предоставлен ФИО1 в аренду. 16.01.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) подписан Договор аренды земельного участка №344 (далее по тексту – Договор №344 – т. 1, л.д. 44-51), согласно которому ЗУ:309 передан ФИО1 в аренду с 29.12.2016 по 28.12.2026 с разрешенным использованием – для строительства дома рыбака. Договор №344 зарегистрирован в ЕГРН 05.04.2017. 14.01.2015 ФИО2 обратился в Администрацию ЯМР с заявлением (т. 2, л.д. 64) о предоставлении земельного участка для строительства – просил предоставить ему в аренду на 5 лет участок для строительства дома рыбака площадью 1200 кв.м. по адресу: <адрес> 02.02.2015 комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР по заявке ФИО2 (выписка из Протокола №4 – т. 2, л.д. 66) КУМИ Администрации ЯМР поручено: обеспечить опубликование в СМИ (газета «Ярославский агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ). По окончании срока публикации и при отсутствии иных претендентов на участок подготовить и выдать акт о выборе земельного участка для строительства дома рыболова. 05.02.2015 в газете «Ярославский агрокурьер» опубликовано извещение (т. 2, л.д. 1197), о том, что Администрация ЯМР на основании п. 3 ст. 31 ЗК РФ информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории ЯМР, в том числе, указано на поступление заявления ФИО2 о предоставлении ему земельного участка площадью 1200 кв.м.в <адрес> для строительства дома рыболова. 25.03.2015 ФИО2 обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР с заявлением (т. 2, л.д. 31) о выдаче акта выбора земельного участка площадью 1200 кв.м. для строительства дома рыболова в <адрес>, согласно выписки из Протокола №4. 07.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР по заявке ФИО2 принято решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого участка (т. 2, л.д. 68-69), в связи с тем, что согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным в заявлении. 08.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР в выдаче акта выбора земельного участка отказано (т. 2, л.д. 29, 30) в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении. 13.07.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР подготовлен Акт о выборе земельного участка для строительства №21 (т. 2, л.д. 20-23), согласно которому администрация посчитала целесообразным ФИО2 использовать земельный участок ориентировочной площадью 1200 кв.м. в <адрес> для строительства с предварительным согласованием места размещения дома рыболова. Разрешенное использование участка: для строительства дома рыболова. 16.08.2016 ФИО2 обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР с заявлением (т. 2, л.д. 19) о предварительном согласовании места размещения объекта – дома рыболова, утверждении акта о выборе земельного участка №21 от 13.07.2016 площадью 1200 кв.м. в <адрес>. 22.08.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР издано Постановление №988 (далее по тексту – Постановление №988 - т.2, л.д. 13-14), которым ФИО2 предварительно согласовано место размещения дома рыбака, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ФИО2 поручено обеспечить выполнение кадастровых работ, осуществить кадастровый учет участка. 05.12.2016 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1201 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома рыбака, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:307) (т.2, л.д. 50). 12.12.2016 ФИО2 обратился в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР с заявлением (т. 2, л.д. 34), в котором просил предоставить ЗУ:307 в аренду на 10 лет для строительства дома рыбака. 29.12.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР издано Постановление №1605 (далее по тексту – Постановление №1605), которым ЗУ:307 предоставлен ФИО2 в аренду. 09.01.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР (арендодатель) и ФИО2 (арендатор) подписан Договор аренды земельного участка №332 (далее по тексту – Договор №332 – т. 2, л.д. 45-52), согласно которому ЗУ:307 передан ФИО2 в аренду с 29.12.2016 по 28.12.2026 с разрешенным использованием – для строительства дома рыбака. Договор №332 зарегистрирован в ЕГРН 31.03.2017. 10.04.2018 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР на основании протеста Прокуратуры Ярославского района Ярославской области (т. 2, л.д. 73, 78-82) издано Постановление №139 (далее по тексту – Постановление №139 - т. 2, л.д. 75), которым Постановление №988 и Постановление №1605 признаны утратившими силу. 14.01.2015 ФИО3 обратилась в Администрацию ЯМР с заявлением (т. 3, л.д. 31) о предоставлении земельного участка для строительства – просила предоставить ей в аренду на 5 лет участок для строительства дома рыбака площадью 1200 кв.м. по адресу: <адрес> 26.01.2015 комиссией по земельным и имущественным отношениям ЯМР по заявке ФИО3 (выписка из Протокола №3 – т. 3, л.д. 29) КУМИ Администрации ЯМР поручено: обеспечить опубликование в СМИ (газета «Ярославский агрокурьер») информации о предстоящем предоставлении земельного участка для размещения объекта (п. 3 ст. 31 ЗК РФ). По окончании срока публикации и при отсутствии иных претендентов на участок подготовить и выдать акт о выборе земельного участка для строительства дома рыбака. 29.01.2015 в газете «Ярославский агрокурьер» опубликовано извещение (т. 3, л.д. 30), о том, что Администрация ЯМР на основании п. 3 ст. 31 ЗК РФ информирует о поступлении заявлений от граждан и юридических лиц о предоставлении в аренду земельных участков на территории ЯМР, в том числе, указано на поступление заявления ФИО3 о предоставлении ей земельного участка площадью 1200 кв.м.в <адрес> для строительства дома рыбака. 10.03.2015 комиссией по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР по заявке ФИО3 принято решение по окончании срока публикации и при отсутствии иных претендентов на земельный участок подготовить и выдать акт о выборе земельного участка для строительства дома рыбака (т. 3, л.д. 28 – выписка из протокола №1). 07.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР по заявке ФИО3 принято решение об отказе в предоставлении в аренду испрашиваемого участка (т. 3, л.д. 26), в связи с тем, что согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным в заявлении. 07.04.2015 комиссией по земельным ресурсам и землепользованию Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР по заявке ФИО3 принято решение об отмене ранее принятого решения №1 от 10.03.2015. ФИО3 отказано в предоставлении в аренду испрашиваемого участка (т. 3, л.д. 27), в связи с тем, что согласно п. 14 ст. 39.16 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования участка, указанным в заявлении. 08.04.2015 ФИО3 обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР с заявлением (т. 3, л.д. 125) о выдаче акта выбора земельного участка для строительства дома рыбака в <адрес>. 14.04.2015 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР в выдаче акта выбора земельного участка отказано (т. 3, л.д. 123-124) в связи с несоответствием вида разрешенного использования земельного участка целям использования такого участка, указанным в заявлении. 25.03.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР подготовлен Акт о выборе земельного участка для строительства №4 (т. 3, л.д. 16), согласно которому администрация посчитала целесообразным ФИО3 использовать земельный участок ориентировочной площадью 1200 кв.м. в <адрес> для строительства с предварительным согласованием места размещения дома рыбака. Разрешенное использование участка: для строительства дома рыбака. 11.07.2016 ФИО3 обратилась в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР с заявлением (т. 3, л.д. 15) о предварительном согласовании места размещения объекта – дома рыбака, утверждении акта о выборе земельного участка №4 от 25.03.2016 площадью 1200 кв.м. в <адрес>. 18.07.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР издано Постановление №836 (далее по тексту – Постановление №836 - т.3, л.д. 13-14), которым ФИО3 предварительно согласовано место размещения дома рыбака, утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ФИО3 поручено обеспечить выполнение кадастровых работ, осуществить кадастровый учет участка. 02.12.2016 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1200 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома рыбака, расположенный по адресу: <адрес> (далее по тексту – ЗУ:303) (т.2, л.д. 37). 29.12.2016 Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР издано Постановление №1610 (далее по тексту – Постановление №1610 – т. 3, л.д. 43-44), которым ЗУ:303 предоставлен ФИО3 в аренду. 10.01.2017 между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР (арендодатель) и ФИО3 (арендатор) подписан Договор аренды земельного участка №338 (далее по тексту – Договор №338 – т. 3, л.д. 45-51), согласно которому ЗУ:303 передан ФИО3 в аренду с 29.12.2016 по 28.12.2026 с разрешенным использованием – для строительства дома рыбака. Договор №338 зарегистрирован в ЕГРН 31.03.2017 (т. 2, л.д. 40). Прокуратура Ярославского района Ярославской области обратилась в суд с иском к ФИО1, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области. С учетом уточнения исковых требований, окончательно просила (т. 1, л.д. 105): - признать незаконными Постановления №1611, №839, - признать недействительным Договор №344, прекратить право аренды ФИО1 на ЗУ:309, - применить последствия недействительности сделки: ФИО1 передать ЗУ:309 в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация ЯМР в лице КУМИ Администрации ЯМР; Администрации ЯМР возвратить ФИО1 уплаченные платежи за пользование ЗУ:309. Прокуратура Ярославского района Ярославской области обратилась в суд с иском к ФИО2, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области. С учетом уточнения исковых требований, окончательно просила (т. 2, л.д. 191-192): - признать незаконными Постановления №988, №1605, - признать недействительным Договор №332, - применить последствия недействительности сделки: ФИО2 передать ЗУ:307 в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация ЯМР; Администрации ЯМР возвратить ФИО2 уплаченные платежи за пользование ЗУ:307. Прокуратура Ярославского района Ярославской области обратилась в суд с иском к ФИО3, Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР, Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области. С учетом уточнения исковых требований, окончательно просила (т. 3, л.д. 144): - признать незаконными Постановления №836, №1610, - признать недействительным Договор №338, - применить последствия недействительности сделки: ФИО3 передать ЗУ:303 в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение земельными участками которого осуществляет Администрация ЯМР в лице КУМИ Администрации ЯМР; Администрации ЯМР возвратить ФИО3 уплаченные платежи за пользование ЗУ:303. Определением суда от 15.02.2019 дела по указанным искам соединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения как однородные. В обоснование исковых требований истцом указано, что предоставление ЗУ:303, ЗУ:307, ЗУ:309 в аренду является незаконным, так как: 1) участки должны были предоставляться с соблюдением порядка, вступившего в силу с 01.03.2015, введенного Федеральным законом от 23.06.2014 №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты российской Федерации». Данный порядок соблюден не был. Процедура предоставления участка до 01.03.2015 Администрацией ЯМР закончена не была, в связи с чем последующее предоставление участков Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР является незаконным. Участки не были сформированы, не были предложены иным участникам земельных правоотношений, публикации в газете «Ярославский агрокурьер» не содержали указания на проведение торгов (аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельных участков. Нормы, предусматривающие акт о выборе земельного участка, утратили силу с 01.03.2015. П. 1 ст. 39.6 ЗК РФ предусматривает, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона. Такая процедура соблюдена не была. Органом местного самоуправления допущено злоупотребление полномочиями, выразившееся в создании преимуществ для одних лиц перед другими, допущено нарушение конкуренции; 2) д. Ершово, рп Красные ткачи входят в состав зоны рекреационного назначения. Решением муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР №34 от 18.08.2015 (опубликованным 27.08.2018) внесены изменения в Правила землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР: зона, в которой предоставлены участки относится к зоне Р*, в которой не допускается строительство; 3) С 01.01.2017 из ЗК РФ Федеральным законом от 23.06.2016 №206-ФЗ исключен вид разрешенного использования «дома рыболова и охотника»; 4) указанные участки расположены на территории зоны охраняемого ландшафта государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха», где строительство не допускается. В судебном заседании представитель прокуратуры Ярославского района Ярославской области ФИО5 заявленные требования поддержал по указанным основаниям. Представитель ФИО1, ФИО2, ФИО3 по доверенностям - ФИО6 против удовлетворения исковых требований возражала по основаниям, указанным в письменном отзыве (т. 2, л.д. 193-196). Представитель Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР по доверенности – ФИО7 оставила решение на усмотрение суда. Пояснила, что, предоставляя земельные участки в аренду ответчикам, Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР руководствовалась представлениями прокуратуры Ярославского района Ярославской области. В судебное заседание не явились: ответчики - ФИО1, ФИО2, ФИО3, Администрация ЯМР; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора - КУМИ Администрации ЯМР, Департамент охраны объектов культурного наследия. Извещались надлежаще. Дело рассмотрено в их отсутствие. Департаментом охраны объектов культурного наследия представлены отзывы (т. 3, л.д. 155-157), в которых указано, что иски подлежат удовлетворению, так как спорные участки расположены в границах зоны охраняемого природного ландшафта музея-заповедника ФИО4 «Карабиха», где запрещено строительство капитальных промышленных, сельскохозяйственных, жилых объектов. Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям. 1. Оспариваемые постановления, договоры изданы (заключены) уполномоченным лицом – Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР – в пределах его компетенции. Нарушения сроков издания постановлений, влекущего их недействительность, не установлено. 1.1. ЗУ:303, ЗУ:307, ЗУ:309 (далее также – спорные участки) испрашивались для строительства – в соответствии со ст. 31 ЗК РФ, действовавшей до 01.03.2015. Пункт 3 ст. 31 ЗК РФ предусматривал обязательность информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Данные требования соблюдены, так как до 01.03.2015 в газете «Ярославский агрокурьер» опубликована информация о возможном предоставлении участков ФИО1, ФИО2, ФИО3 для строительства. С 01.03.2015 вступил в силу Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым ст. 31 ЗК РФ признана утратившей силу. Пунктом 4 ст. 11 указанного закона №171-ФЗ внесены изменения, в том числе, в п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", из которых следует, что с 01.03.2015 полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, были переданы органу местного самоуправления поселения - в отношении земельных участков, расположенных на территории поселения, при наличии утвержденных правил землепользования и застройки поселения (за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом). П. 37 ст. 34 Федерального закона №171-ФЗ предусмотрел, что «до 1 марта 2015 года распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления, указанными в пункте 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона)…», а п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предусматривал, что «распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности». Таким образом, так как правила землепользования и застройки в Карабихском сельском поселении были утверждены, надлежит прийти к выводу, что полномочия по распоряжению земельными участками были переданы от Администрации ЯМР к Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР. П. 2 ст. 34 Федерального закона №171-ФЗ предусматривал переходные положения и устанавливал: «В случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) опубликовано извещение о проведении торгов (конкурса, аукциона) по продаже земельного участка или торгов (конкурса, аукциона) по продаже права на заключение договора аренды земельного участка либо сообщение о наличии предлагаемых для передачи в аренду и находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, предоставление таких земельных участков осуществляется в соответствии со статьями 30, 38, 38.1 и 38.2 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона)». Так как публикация о наличии предлагаемых для передачи участков в аренду была произведена до 01.03.2015, последующее предоставление участков должно было осуществляться в соответствии со ст. 30 ЗК РФ «Порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности», которая действовала до 01.03.2015. При старом порядке предоставления земельных участков для строительства, делать это должен был новый орган – орган местного самоуправления сельского поселения. П. 5 ст. 30 ЗК РФ предусматривал: «5. Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; 2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; 3) утратил силу. - Федеральный закон от 13.05.2008 N 66-ФЗ; 4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 настоящего Кодекса». П. 5 ст. 31 ЗК РФ предусматривал, что «результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства…». П. 6 ст. 31 ЗК РФ предусматривал, что «исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта». Согласно п. 8 ст. 31 ЗК РФ «решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет». П. 7 т. 30 ЗК РФ предусматривал, что «решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса, о предоставлении земельного участка для строительства … является основанием: … 3) заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду». Таким образом, суд приходит к выводу, что к компетенции Администрация Карабихского сельского поселения относились: 1) выдача акта о выборе земельного участка, 2) вынесение решения о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждение акта о выборе земельного участка, 3) заключение договора аренды земельного участка. Следовательно, оспариваемые постановления, договоры, изданы (заключены) уполномоченным лицом – Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР – в пределах его компетенции. 1.2. Из материалов дела следует, что Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР изначально отказала ФИО1, ФИО2, ФИО3 в выдаче актов выбора земельных участков. Из пояснений представителя Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР ФИО7 следует, что после отказа в выдаче актов выбора земельных участков ФИО1, ФИО2, ФИО3 в Администрацию Карабихского сельского поселения ЯМР поступило представление прокуратуры Ярославского района от 27.07.2015 (т. 2, л.д. 109-110), в котором указано, что Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР незаконно отказала в выдаче акта о выборе земельного участка ФИО8. Обстоятельства, при которых ФИО8 просил выдать акт о выборе земельного участка, полностью аналогичны обстоятельствам, установленным по настоящему делу. В представлении Прокуратура Ярославского района Ярославской области требовала безотлагательно рассмотреть представление, принять меры к устранению допущенных нарушений, решить вопрос о привлечении лиц, виновных в допущенных нарушениях, к ответственности. С указанным представлением Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР согласилась, в связи с чем в целях устранения нарушений прав ФИО1, ФИО2, ФИО3 пересмотрела ранее принятые ею решения и выдала акты о выборе земельных участков не только ФИО8, но и иным лицам, обратившимся с аналогичными заявлениями. Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР была вправе пересмотреть принятые ею же решения в целях внесудебного устранения нарушений прав физических лиц, что истцом не оспаривалось. В силу п. 1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" «муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт…» Пересматриваемее решения не повлекли возникновения каких-либо прав и обязанностей у сторон. 1.3. С доводами о том, что оспариваемые постановления изданы с пропуском срока суд не соглашается, так как п. 2 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ не устанавливал предельных сроков, в течение которых может применяться процедура предоставления земельных участков для строительства, предусмотренная ЗК РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015. Нарушений каких-либо сроков издания оспариваемых постановлений, которые могли бы привести к их недействительности, судом не установлено. 2. С доводами о предоставлении участков с нарушением требований градостроительного и земельного законодательства суд не соглашается. 2.1. Из сопутствующих листов к заявкам ФИО1, ФИО2, ФИО3 (т. 1, л.д. 22, т. 2, л.д. 65, т. 3, л.д. 35) следует, что на момент обращения заявителей испрашиваемые участки, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР, находились в зоне Р – Зоны рекреационного назначения. В данной зоне одним из основных видов разрешенного использования являлось размещение кемпингов, домов охотников и рыболовов. Решением муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР №34 от 18.08.2015 (т. 2, л.д. 115-120) внесены изменения в Правила землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР: в ст. 71 «Зоны особо охраняемых территорий и объектов (ОО/Р)» добавлен абзац «* - в границах населенных пунктов земельные участки в составе рекреационных зон предназначены для отдыха граждан, заняты городскими лесами, скверами, парками городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами». Буквальный текст указанного решения не свидетельствует о выделении какой-либо отдельной территориальной зоны. В ст. 71 Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР указано, что к зонам особо охраняемых территорий относятся земли: особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ОО-1); территорий объектов культурного наследия (ОО-2); рекреационного назначения (Р). Также указано, что градостроительные регламенты не устанавливаются для земель особо охраняемых природных территорий (ОО-1), за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов (на территории ФИО9 - отсутствуют). Таким образом, для зоны рекреационного назначения (Р или Р*) должен быть установлен градостроительный регламент. В соответствии с п.9 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ «градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков…» Согласно п. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ «В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: 1) виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства…» Согласно п. 1 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ «разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования». В соответствии с п. 2 ст. 85 ЗК РФ «Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально…» Согласно п. 4 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ «на карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон. Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного земельного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается». Согласно п.1.1. Решения муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР №34 от 18.08.2015 в картографические материалы градостроительного зонирования какие-либо изменения в отношении зоны Р* не вносились. На карте градостроительного зонирования территорий (в составе Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения – см. диск) отражена только зона Р; зона Р* не отражена и в Решении муниципального совета Карабихского сельского поселения ЯМР №34 от 18.08.2015 в качестве самостоятельной зоны не упомянута. Суд приходит к выводу, что «зоны» Р/Р* относятся к одной территориальной зоне – зоне рекреационного назначения, для которой установлен единый градостроительный регламент, предусматривающий возможность размещения кемпингов, домов рыбака (рыболова). Иное означало бы, что для зоны Р* градостроительный регламент (в том числе основные виды разрешенного использования) не установлен, что противоречит вышеуказанным положениям ст. 71 Правил землепользования и застройки, согласно которым градостроительный регламент не устанавливается только для зоны ОО-1. Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для отказа в выдаче актов о выборе земельных участков, для отказа в предоставлении в аренду испрашиваемых участков в виде несоответствия разрешенного использования земельных участков целям использования участков, указанным в заявлениях, как в 2015 г., так и в 2016 г., не имелось. Участки могли быть предоставлены для строительства дома рыбака (рыболова). Согласно п. 10 ст. 85 ЗК РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса. В соответствии с п. 2 ст. 98 ЗК РФ в состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты. Согласно п. 4 ст. 1 Федеральный закон от 23.06.2016 N 206-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования использования лесов и земель для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства" вступившего в силу с 01.01.2017, из п. 2 ст. 98 ЗК РФ были исключены слова «дома рыболова и охотника». Однако, данный закон обратной силы не имеет. До вступления его в силу все спорные участки были поставлены на кадастровый учет, Администрацией Карабихского сельского поселения изданы постановления о предоставлении данных участков в аренду. Данные постановления являлись законными, в связи с чем последующее заключение договоров аренды также не противоречило действующему законодательству. 2.2. Ссылки на невозможность предоставления спорных участков для строительства в связи с их нахождением на территории зоны охраняемого ландшафта государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха» судом не принимаются. Истец ссылался на проект зоны охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха», утвержденный решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989 (т. 2, л.д. 180-190, диск). Указом Президента РФ от 20.02.1995 N 176 государственный литературно-мемориальный музей - заповедник ФИО4 "Карабиха" в <адрес> включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. В соответствии с п. 14 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972) на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон. Согласно п. 16, 18 указанного Положения сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости. Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия. Информация об утвержденных границах зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах данных зон в обязательном порядке размещается органом государственной власти, утвердившим границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), в федеральной государственной информационной системе территориального планирования, а также направляется им в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости. Утвержденные границы зон охраны объекта культурного наследия (объединенной зоны охраны), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон обязательно учитываются и отображаются в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки, документации по планировке территории (в случае необходимости в указанные документы вносятся изменения в установленном порядке). В порядке, предусмотренном указанным Положением, границы охранных зон государственно литературно-мемориального музея - заповедника ФИО4 "Карабиха" не установлены: в сведениях государственного кадастра недвижимости отсутствуют. Ранее действующее законодательство также предусматривало отражение охраненных зон в генеральном плане. Так, Инструкция по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР (прил. к Приказу Министерства культуры СССР от 24 января 1986 г. N 33), в соответствии с которой разработан вышеуказанный проект зоны охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха», утвержденный решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989, предусматривала: - «4.1.5. Границы охранных зон должны быть обязательным элементом красных линий и опорного плана в составе генерального плана и проекта детальной планировки»; - «5.1.2. Составление проекта зон охраны памятников истории и культуры для населенного пункта должно предшествовать разработке ТЭО и генерального плана для данного населенного пункта. В тех случаях, когда генеральный план или проект детальной планировки исторической части населенного пункта были разработаны ранее, они подлежат корректировке в установленном порядке для приведения в соответствие с новым проектом зон охраны памятника»; - «5.3.2. Границы зон охраны наносятся на основной чертеж генерального плана населенного пункта, обозначаются на чертежах проектов детальной планировки (ПДП). Режим использования территории зон охраны формулируется в пояснительной записке к генеральному плану и ПДП. При составлении ПДП границы и режим зон охраны могут быть уточнены по согласованию с государственными органами охраны памятников». В Генеральном плане Карабихского сельского поселения ЯМР, Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР границы охранных зон государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха» отражены и они не соответствуют границам, отраженным в проекте зоны охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха», утвержденном решением исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989. В Генеральном плане Карабихского сельского поселения ЯМР (см. диск, стр. 15-16) указано: «В 1988 году институтом «Спецпроектреставрация» был разработан «Проект зон охраны Государственного литературно – мемориального музея – заповедника ФИО4 «Карабиха» (согласован Министерством культуры РСФСР в 1989 году). В 2008-2009 гг. «Институтом проблем устойчивого развития городов и территорий» (г. Ярославль) выполнен новый «Проект зон охраны объекта культурного наследия - музея-заповедника ФИО4 «Карабиха». В соответствие с ним комплексные зоны охраны объекта культурного наследия - государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 включают в себя: территорию памятника (14,67 га); территорию охранной зоны (около 467 га); территорию зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (четыре зоны общей площадью около 327 га); территорию охраняемого природного ландшафта (около 2 177 га)». На стр. 24-25 Генерального плана Карабихского сельского поселения ЯМР (см. диск, стр. 15-16) указано: «По объекту культурного наследия федерального значения - территории музея-заповедника «Карабиха» устанавливаются комплексные зоны охраны в соответствии с Проектом зон охраны объекта культурного наследия - музея-заповедника ФИО4 «Карабиха», разработанного в 2008-2009 гг. Институтом проблем устойчивого развития городов и территории (г. Ярославль)». В соответствии со ст. 73 Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР «В соответствии с Законом Ярославской области от 05.06.2008г. № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» как предупредительная мера по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, Генеральным планом сельского поселения и настоящими Правилами до разработки проекта зон охраны таких объектов, устанавливаются временные границы зон охраны объектов культурного наследия. Во временных границах зон охраны устанавливается особый режим охраны, содержания и использования земель историко-культурного назначения, предусмотренный для охранных зон, регулирующий строительство и ограничивающий хозяйственную и иную деятельность, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды выявленных объектов культурного наследия – достопримечательного места. Требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам содержатся в Положении о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и архитектуры) народов Российской Федерации, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.04.2008г. № 315. Комплексные зоны охраны объекта культурного наследия государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха» отражены в Генплане в соответствии с Проектом зон охраны этого объекта, выполненного в 2008-2009 гг. Институтом проблем устойчивого развития городов и территорий (г. Ярославль). Комплексные зоны охраны включают в себя: территорию памятника (14,67 га); территорию охранной зоны (около 467 га); территорию зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности (четыре зоны общей площадью около 327 га); территорию охраняемого природного ландшафта (около 2 177 га)». Закон Ярославской области от 05.06.2008 г. № 25-з «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Ярославской области» в п. 2 ст. 10 предусматривал, что «в целях обеспечения сохранности выявленных объектов культурного наследия до утверждения границ зон охраны объектов культурного наследия областной орган охраны объектов культурного наследия вправе устанавливать временные границы зон охраны объектов культурного наследия в порядке, определенном Правительством Ярославской области. Во временных границах зон охраны объектов культурного наследия (выявленных объектов культурного наследия) действуют ограничения, установленные Федеральным законом для зон охраны объектов культурного наследия». В Генеральном плане Карабихского сельского поселения ЯМР (карта функционального зонирования - см. диск), карте градостроительного планирования территорий Правил землепользования и застройки (см. диск) графически отражены границы охранных зон, зон регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зоны охраняемого природного ландшафта указанного музея-заповедника. Сопоставление картографических материалов, сведений публичной кадастровой карты приводит к выводу, что спорные земельные участки не входят ни в одну из зон охраны государственного литературно-мемориального музея - заповедника ФИО4 "Карабиха", отраженных в Генплане, Правилах землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР. Из п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" следует, что генеральный план сельского поселения, правила землепользования и застройки являются нормативными правовыми актами. Генеральный план Карабихского сельского поселения ЯМР, Правила землепользования и застройки Карабихского сельского поселения ЯМР недействительными не признаны, должны применяться. В п. 6 Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018) указано, что «генеральный план городского округа как документ территориального планирования является обязательным для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений…» Суд отдает предпочтение сведениям Генерального плана и Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения, в том числе, потому, что указанные акты являются более поздними. В соответствии с п. 3.26 "ГОСТ Р 56905-2016. Национальный стандарт Российской Федерации. Проведение обмерных и инженерно-геодезических работ на объектах культурного наследия. Общие требования" генеральный план - основной градостроительный документ, определяющий градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых территорий. Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" установлено, «что утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации». В соответствии со ст. 7 указанного закона «до приведения в соответствие с Градостроительным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территорий, архитектурно-строительному проектированию, строительству, реконструкции объектов капитального строительства и действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат Градостроительному кодексу Российской Федерации». Департамент охраны объектов культурного наследия Ярославской области ссылался на п. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", согласно которому «Решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются действующими». Однако, данные положения не делают невозможным применение вышеуказанных Генерального плана и Правил землепользования и застройки Карабихского сельского поселения, так как указанные акты приняты в соответствии с законодательством РФ и до вступления в силу Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ. П. 1 ст. 3 Федерального закона от 05.04.2016 N 95-ФЗ нельзя трактовать как делающий обязательными все решения об утверждении зон охраны объектов культурного наследия, принятые в соответствии с законодательством РСФСР и Российской Федерации до дня вступления в силу указанного Федерального закона, не может распространяться на решения, которые были пересмотрены. Однако, даже если, условно, исходить из возможности применения проекта зон охраны государственного литературно-мемориального музея-заповедника ФИО4 «Карабиха» (Решение исполкома Ярославского областного совета народных депутатов №362 от 22.09.1989), а не принятых в соответствии с Градостроительным кодексом РФ Генерального плана, Правил землепользования и застройки, необходимо прийти к выводу, что предоставление спорных участков также не исключалось. В соответствии с данным проектом (т. 1, л.д. 121) территория пос. Красные ткачи, д. Ершово была отнесена к зоне регулирования застройки (зона 2). Для Зоны 2 для нового строительства установлены ограничения (центральная часть – не более 5 этажей, остальные районы -1-2-х этажная). Зона охраняемого ландшафта устанавливалась для территорий, не вошедших в состав охранных зон и зон регулирования застройки (т. 1, л.д. 122). Таким образом, согласно указанному проекту участки находились в зоне регулирования застройки, а не в зоне охраняемого природного ландшафта и не исключали возможность строительства домов рыболова в д. Ершово и рп Красные Ткачи. Из отзыва Департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области (т. 1, л.д. 115-117) следует, что границы населенных пунктов д. Ершово и рп Красные Ткачи менялись: спорные участки не входили в территорию указанных населенных пунктов в соответствии с их административными границами на 1989 год. Данное указание еще раз подтверждает неактуальность проекта, утвержденного в 1989 году, невозможность его применения. Применение данного проекта приведет к тому, что значительная часть территории существующих населенных пунктов Карабихского сельского поселения ЯМР, отнесенная к категории земель «земли населенных пунктов» (в т.ч. в границах д. Ершово, рп Красные Ткачи), предназначенная в силу п. 1 ст. 83 ЗК РФ для застройки, будет входить в зону охраняемого ландшафта музея-заповедника, в которой строительство объектов недвижимости запрещено. 3. Ссылки на Постановление №139 (т. 2, л.д. 75), которым Постановление №988 и Постановление №1605 признаны утратившими силу, также не влекут удовлетворение иска. На момент издания Постановления №139 от 10.04.2018 п.1 ст. 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривал: «Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации)». В определении Верховного Суда РФ от 22.02.2018 N 310-КГ17-23135 по делу N А08-6382/2016 указано: «Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положение части 1 статьи 48 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. Конституционный Суд Российской Федерации также отмечал, что оспариваемое положение не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными (определения от 26.05.2011 N 739-О-О, от 22.03.2012 N 486-О-О, от 29.01.2015 N 140-О). В этой связи, решения органов и должностных лиц местного самоуправления об отмене ранее изданных (принятых) ими муниципальных правовых актов или об утрате ими юридической силы должны быть мотивированы и основаны на нормах законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения, в рамках которых отменяемые акты были изданы (приняты), а сама по себе отмена муниципального правового акта уполномоченным на это органом не свидетельствует о законности и обоснованности такой отмены. …Исходя из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 4 статьи 7, статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ, суд округа правомерно указал, что отмена ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать гарантированные законом права, при этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов. … Акты органов местного самоуправления, на основании которых возникло и зарегистрировано право собственности на объект недвижимости - нежилое помещение могут быть отменены только в судебном порядке». По вышеуказанным основаниям Постановление №139 от 10.04.2018 не являлось законным, так как Постановление №988 и Постановление №1605 были приняты в соответствии с законом и оснований для их отмены не было. Более того, к моменту издания Постановления №139 у ФИО2 уже возникли права на ЗУ:307, так как Договор №332 был заключен, зарегистрирован в ЕГРН. Соответственно, суд приходит к выводу, что вопрос о признании недействительными Постановления №988 и Постановления №1605 мог быть разрешен только в судебном порядке. Более того, Постановление №988 и Постановление №1605 были связаны с распоряжением земельным участком. Постановление №139 принято Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР в период, когда полномочия по распоряжению земельными участками уже были переданы органам местного самоуправления района (п. 2 ст. 3.3. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Таким образом, исходя из положений п.1 ст. 49 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, полномочия по отмене постановлений о предоставлении земельных участков принадлежали Администрации ЯМР. В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты права является «неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону», в связи с чем в настоящем деле суд не применяет Постановление №139. Более того, в Постановлении №139 говорится о «признании утратившими силу» Постановлений №988 и №1605, указано, что постановление вступает в силу со дня подписания. Данное Постановление №139 обратной силы не имеет, в связи с чем не делает заключенный к тому времени Договор №332 заключенным без правового основания. 4. Суд соглашается с доводами истца о незаконности предоставления ЗУ:309 ФИО1 по следующим основаниям. Из материалов дела следует, что ФИО1 в 2015 году обращалась с заявлением о предоставлении ей участка для строительства кемпинга и в этом ей было отказано. В отличие от предоставления участков ФИО2, ФИО3 нельзя сказать, что Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР пересмотрела ранее вынесенное решение об отказе в предоставлении земельного участка для строительства кемпинга, предоставив ей ЗУ:309, так как ЗУ:309 был предназначен не для строительства кемпинга, а для строительства дома рыбака. Вид разрешенного использования участка имеет существенное значение, является одной из характеристик, индивидуализирующих объект недвижимости. Фактически при завершенной процедуре предоставления участка для строительства кемпинга (завершившейся отказом в предоставлении участка) Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР вне процедуры, предусмотренной ЗК РФ, ФИО1, без ее заявления, предоставлен участок для строительства дома рыбака. До 01.03.2015 не осуществлялась публикация в газете «Ярославский агрокурьер» о возможном предоставлении ФИО1 участка для строительства дома рыбака. Соответственно, Администрация Карабихского сельского поселения ЯМР не могла продолжить процедуру предоставления участка, а должна была заново начать процедуру предоставления участка в аренду для строительства дома рыбака по нормам ЗК РФ, вступившим в силу с 01.03.2015, чего сделано не было. В соответствии с п. 1 ст. 39.6 ЗК РФ, согласно которому «договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи», ЗУ:309 мог быть предоставлен ФИО1 для строительства дома рыбака только путем проведения торгов. Суд соглашается с доводами истца о том, что предоставлением ФИО1 участка без проведения торгов нарушены права неопределенного круга лиц на приобретение земельного участка. В соответствии с п.1 ст. 61 ЗК РФ Постановления №839 и №1611 подлежат признанию недействительными. Договор №344 также надлежит признать недействительным, как нарушающий права третьих лиц на основании п. 1 ст. 168 ГК РФ, согласно которому «сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки». С доводами представителя ответчика ФИО1 об истечении сроков давности суд не соглашается, так как трехлетний срок исковой давности (п. 1 ст. 181 ГК РФ) не истек. Применяя последствия недействительности указанной сделки, суд считает необходимым аннулировать в ЕГРН запись о регистрации договора аренды №344 от 16.01.2017, сделанную 05.04.2017 за №76:17:151801:309-76/023/2017-1, обязать ФИО1 возвратить ЗУ:309 в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которым осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области. Оснований для возложения на арендодателя обязанности возвратить ФИО1 арендные платежи не имеется, так как в материалы дела не представлены доказательства внесения ФИО1 арендной платы. Из пояснений представителя ФИО1 следует, что арендная плата не вносилась. На основании ст. 144 ГПК РФ суд считает необходимым отменить принятые по делу обеспечительные меры, так как в удовлетворении двух исков отказано, а в той части, в которой один иск удовлетворен обеспечительные меры будут препятствовать исполнению судебного решения. Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд решил: 1. Признать недействительным Постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР №839 от 18.07.2016 «О предварительном согласовании ФИО1 места размещения объекта и утверждении схемы расположения земельного участка на КТП для строительства в <адрес>». 2. Признать недействительным Постановление Администрации Карабихского сельского поселения ЯМР №1611 от 29.12.2016 «О предоставлении ФИО1 в аренду земельного участка в <адрес>». 3. Признать недействительным Договор аренды земельного участка №344 от 16.01.2017, заключенный между Администрацией Карабихского сельского поселения ЯМР (арендодатель) и ФИО1 (арендатор) в отношении земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1117 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома рыбака, расположенного по адресу: <адрес>. Применить последствия недействительности указанной сделки: - аннулировать в ЕГРН запись о регистрации договора аренды №344 от 16.01.2017, сделанную 05.04.2017 за №; - обязать ФИО1 возвратить земельный участок с кадастровым номером № общей площадью 1117 кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для строительства дома рыбака, расположенный по адресу: <адрес> в фонд земель, государственная собственность на которые не разграничена, распоряжение которым осуществляет Администрация Ярославского муниципального района Ярославской области; 4. В удовлетворении остальной части исковых требований прокуратуры Ярославского района Ярославской области отказать. 5. С момента вступления в силу настоящего решения суда считать отмененными: - обеспечительные меры в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером №, наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 17.08.2018, - обеспечительные меры в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером №, наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 14.09.2018, - обеспечительные меры в виде ареста на земельный участок с кадастровым номером №, наложенные определением Ярославского районного суда Ярославской области от 11.10.2018. Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ярославский районный суд Ярославской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Судья Патрунов С.Н. |