ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1523/2016 от 30.06.2016 Ленинскогого районного суда (город Севастополь)

Дело № 2-1523/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июня 2016 года г. Севастополь

Ленинский районный суд города Севастополя в составе председательствующего судьи Фисюк О.И. при секретаре Федотовой С.В. с участием прокурора Белоконной Я.А., истца ФИО1, представителя Правительства Севастополя, Губернатора города Севастополя – ФИО2, представителей Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя - ФИО3, ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Правительству Севастополя, Губернатору города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании распоряжения незаконным, восстановлении на работе, обязании выплатить компенсацию за время вынужденного прогула, компенсировать моральный вред,

У С Т А Н О В И Л:

17 марта 2016 г. ФИО1 обратился в Ленинский районный суд города Севастополя с иском к ответчикам, уточнив исковые требования (л.д.40-42, 55-57, 203-205) просит признать незаконным и отменить распоряжение Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РГ/К «Об увольнении ФИО1»; восстановить истца на работе в должности заместителя директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя с ДД.ММ.ГГГГ; обязать ответчика выплатить компенсацию за вынужденный прогул с ДД.ММ.ГГГГ по дату окончания вынужденного прогула в сумме 458368 руб. и компенсировать моральный вред в сумме 50000руб.

Исковые требования обоснованы тем, что ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1 был расторгнут служебный контракт, истец был освобожден от замещаемой должности заместителя директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, распоряжением Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РГ\К уволен с государственной гражданской службы в связи с сокращением должности в соответствии с п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Истец указывает, что решение о сокращении должности заместителя принято директором Департамента труда и социальной защиты населения, который не является представителем нанимателя. Кроме того, работодателем не предлагались вакансии государственной службы в государственных органах Севастополя. В связи с чем он вынужден обратиться в суд с данным иском.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.

Представитель Правительства Севастополя и Губернатора города Севастополя в судебном заседании иск не признал в полном объеме, пояснил, что доводы истца сводятся только к тому, чтобы получить денежную компенсацию. Губернатор города Севастополя имеет узкий круг полномочий по вопросу кадров. От соответствующих уровню истца вакансий ФИО1 отказался. Увольнение истца произведено в соответствии с нормами законодательства.

Представители Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя в судебном заседании иск не признали в полном объеме, пояснили, что все требования закона при увольнении истца ими были соблюдены.

Прокурор пришел к заключению об отсутствии оснований для удовлетворения иска, поскольку увольнение истца было проведено в соответствии с требованиями закона.

Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 30 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В силу ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" государственная гражданская служба Российской Федерации - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих должности субъектов Российской Федерации.

Согласно ч. 7 ст. 11 ТК Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.

В ч. 2 ст. 23 Федерального закона "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" предусмотрено, что представитель нанимателя обязуется предоставить гражданину, поступающему на гражданскую службу, возможность прохождения гражданской службы, а также предоставить указанному гражданину или гражданскому служащему возможность замещения определенной должности гражданской службы, обеспечить им прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативно правовыми актами о гражданской службе, своевременно и в полном объеме выплачивать гражданскому служащему денежное содержание и предоставить ему государственные социальные гарантии.

В соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В силу ст. 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей гражданской службы гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2). Представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе, все имеющиеся в том же государственном органе вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5).

В случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 настоящего Федерального закона (ч. 6 ст. 31 Федерального закона N 79-ФЗ).

Из материалов дела следует, что на основании распоряжения Губернатора города Севастополя о назначении государственного гражданского служащего города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РГ\К между ФИО1 и представителем нанимателя в лице Губернатора города Севастополя ДД.ММ.ГГГГ заключен служебный контракт (далее-контракт) о прохождении государственной гражданской службы города Севастополя и замещении должности государственной гражданской службы города Севастополя – заместителя директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя (л.д.6-7).

Согласно п. 3 контракта в реестре должностей государственной гражданской службы города ФИО7 должность, замещаемая Гражданским служащим, отнесена к высшей группе должностей категории «руководители», что соответствует Закону города Севастополя от 23.01.2015 № 109-ЗС «О реестре должностей государственной гражданской службы города Севастополя».

В соответствии с разделом IV контракта, служебный контракт заключается на определенный срок в соответствии с Федеральным законом и законом города Севастополя о государственной гражданской службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Контракт подлежит прекращению, а гражданский служащий – освобождению от замещаемой должности и увольнению с государственной гражданской службы по основаниям и в порядке, предусмотренном ст. 33 Федерального закона.

Как усматривается из п. 1 Порядка назначения на должности и освобождения от должностей лиц, замещающих государственные должности города Севастополя, должности государственной гражданской службы в исполнительных органах государственной власти города Севастополя, утвержденного Указом Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-УГ, распоряжением Губернатора города Севастополя назначаются на должность и освобождаются от должности заместители директоров департаментов, руководители и заместители руководителей исполнительных органов государственной власти города Севастополя по представлению заместителя Губернатора - Председателя Правительства Севастополя, в чью сферу управления входит исполнительный орган государственной власти.

Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП «Об утверждении структуры и штатной численности Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя» утверждена структура и штатная численность Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, согласно которой в Департаменте имеется: 3 должности заместителя директора Департамента; 1 должность заместителя директора Департамента – начальника управления социального обеспечения; 1 должность заместителя директора Департамента – начальника управления правового обеспечения (л.д.143-151).

Отдельным поручением Губернатора города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ установлено ввести в штатное расписание исполнительных органов государственной власти города ФИО7 в пределах утвержденной штатной численности должность «заместитель директора Департамента», «заместитель начальника Главного управления» с целью обеспечения назначения кандидатур на должности первых заместителей руководителей исполнительных органов государственной власти города Севастополя в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.91).

Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП внесены изменения в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП «Об утверждении структуры и штатной численности Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя» (л.д.152-166).

В соответствии с данными изменениями в структуре Департамента добавлена должность первого заместителя директора Департамента на которого приказом директора Департамента от ДД.ММ.ГГГГ возложены следующие должностные обязанности: непосредственное осуществление контроля за организацией работы структурных подразделений Департамента, за исключением главного специалиста по мобилизационной работе, референта директора Департамента; непосредственный контроль деятельности – управления труда, управления занятости, отдела контрольно-ревизионной работы, отдела организации государственных закупок; разработка проектов правовых актов Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, и представление для дальнейшего их рассмотрения, подписания директором Департамента; разработка нормативных правовых актов по оплате труда работников бюджетной сферы города Севастополя; разработка территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда и обеспечение контроля за их выполнением; осуществление контроля за уведомительной регистрацией городских отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров организаций всех форм собственности, визирование их после проведения уведомительной регистрации; осуществление контроля за соблюдением порядка оплаты труда работников бюджетной сферы города Севастополя; осуществление контроля за проведением в установленном порядке государственной экспертизы условий труда и оказания методической помощи в проведении специальной оценки условий труда на предприятиях (организациях) города Севастополя; осуществление контроля за деятельностью контрактной службы при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд; осуществление контроля за организацией внутреннего финансового контроля структурных подразделений и внутреннего финансового аудита Департамента; осуществление в установленном порядке контроля за деятельностью подведомственного Департаменту государственного казенного учреждения «Центр занятости населения Севастополя»; рассмотрение и визирование подготовленных соответствующими структурными подразделениями проектов документов для дальнейшего их рассмотрения и подписания директором Департамента; визирование проектов писем за подписью директора Департамента по вопросам, входящим в его компетенцию. На основании специального поручения (резолюции) директора Департамента вправе направлять письма в адрес третьих лиц за своей подписью, за исключением переписки, относящейся к исключительным полномочиям директора Департамента; осуществление контроля за рассмотрением обращений граждан и организаций в соответствии со своей компетенцией, подписание писем с ответами на них, а также ведение приема граждан и представителей организаций по вопросам, находящимся в его компетенции.

Распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП внесены изменения в распоряжение Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП, согласно которым в структуре Департамента имеется 1 должность первого заместителя директора Департамента, 2 должности заместителя директора Департамента, а также 1 должность заместителя директора Департамента – начальника управления социального обеспечения, 1 должность заместителя директора Департамента – начальника управления правового обеспечения (л.д.63-70).

Согласно приказу директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ «О распределении обязанностей между директором Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя и его заместителями» обязанности по непосредственному контролю и координации деятельности: управления труда, управления занятости, контрольно-ревизионного отдела, отдела организации государственных закупок возлагаются на первого заместителя директора департамента, в этой связи должность ФИО1 сокращается (л.д. 117-133).

Как усматривается из уведомления о сокращении должности государственной гражданской службы от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1 уведомлен о том, что в соответствии с распоряжением Правительства Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ-РП внесены изменения в части сокращения количества должностей «заместитель директора департамента», поскольку приказом директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ обязанности по координации деятельности управления труда и управления занятости возлагаются на первого заместителя директора Департамента, указанные обязанности являлись обязанностями ФИО1, должность «заместитель директора департамента», координирующего деятельность управления труда и управления занятости, будет сокращена. В соответствии со ст. 31 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ, в течение двух месяцев со дня ознакомления с настоящим уведомлением могут быть предоставлены иные должности государственной гражданской службы города Севастополя (л.д.71).

Согласно уведомлению ФИО1 о наличии вакантных должностей государственной гражданской службы, Департаментом труда и социальной защиты населения ФИО7 предложено истцу 16 должностей (л.д.178-183).

Согласно Акту от ДД.ММ.ГГГГ, подписанному заместителем директора Департамента – начальником управления правового обеспечения С.И., начальником управления административно-кадровой работы – Е.А., заместителем начальника управления административно-кадровой работы – начальником отдела кадровой работы и противодействия коррупции – В.А., ФИО1 в присутствии указанных лиц было предъявлено уведомление о вакантных должностях согласно приложенному перечню по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Истец по делу с текстом уведомления и указанного перечня ознакомлен, от принятия, подписи такого уведомления и перечня – отказался (л.д.184).

В соответствии с исторической справкой ДТСЗН Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Департаменте имелись вакантные должности только главных специалистов, главных специалистов-экспертов и ведущих специалистов. Иных вакантных должностей не имелось (л.д.185).

В соответствии с Правилами предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством федеральной государственной информационной системы "Федеральный портал государственной службы и управленческих кадров" (далее - портал), с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности.

Пунктами 3, 4 указанных Правил установлено, что включению в список вакантных должностей государственной гражданской службы в государственных органах, предлагаемых государственному гражданскому служащему, подлежат размещенные на портале вакантные должности государственной гражданской службы, а также вакантные должности государственной гражданской службы, информация о которых получена кадровой службой государственного органа, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или кадровой службой государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа. В список включаются должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности (местности в пределах административно-территориальных границ того населенного пункта, где расположен государственный орган, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственный орган, которому переданы функции упраздненного государственного органа). При отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в той же местности, в список могут включаться вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах, расположенных в другой местности в пределах Российской Федерации.

Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под расписку не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа.

Департаментом аппарата Губернатора и Правительства Севастополя предпринимались меры по трудоустройству ФИО1 путем направления запросов от ДД.ММ.ГГГГ, , , в исполнительные органы государственной власти города Севастополя: Департамент городского хозяйства, Департамент экономики, Департамент финансов, Департамент промышленности и сельского хозяйства.

Так, согласно ответу директора Департамента городского хозяйства города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ в Департаменте не имеется свободной вакансии, которая соответствует квалификационным требованиям ФИО1(л.д.76).

Директор Департамента экономики города Севастополя в своем письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщил, что не имеет возможности трудоустроить ФИО1 в возглавляемом им Департаменте (л.д.78).

Директор Департамента промышленности и сельского хозяйства города Севастополя письмом от ДД.ММ.ГГГГ информирует, что все руководящие должности укомплектованы в полном объеме, в связи с чем трудоустроить ФИО1 не представляется возможным (л.д.80).

В письме от ДД.ММ.ГГГГ за исх. директор Департамента финансов сообщает, что прием работников не осуществляется (л.д.82).

Кадровой службой предложены истцу вакантные должности государственной гражданской службы в иных государственных органах. В перечне указано 5 должностей. Истцу предложено в срок до ДД.ММ.ГГГГ представить заявление с просьбой рассмотреть его кандидатуру, с указанным предложением истец ознакомлен, согласия не дал (л.д.71-74).

Распоряжением Губернатора города Севастополя от 21.01.2016 № 16-РГ\К с ФИО1 был расторгнут служебный контракт и он был освобожден от замещаемой должности заместителя директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя, уволен с государственной службы в связи с сокращением должности в соответствии с п. 8.2. ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (л.д.27).

В соответствии со справкой ДТСЗН Севастополя от 23.05.2016 ., при увольнении ФИО1 начислена и выплачена компенсация за неиспользование отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания при сокращении, заработная плата (л.д.135).

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что порядок увольнения истца по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ от 27.07.2014 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" ответчиком был соблюден, свою обязанность предложить имеющиеся вакансии работодатель выполнил, отказ от получения уведомления является правом работника. Истцу по делу были предложены все должности государственной гражданской службы, которые он мог бы занять с учетом категории и группы, ранее замещаемой им должности, уровня квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы и работы по специальности, направлению подготовки.

Доводы истца о том, что при его увольнении было нарушено преимущественное право не могут быть приняты во внимание, так как согласно ст. 48 ФЗ от 27.07.2014 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности. Согласно п. 3 п/п д) Порядка работы аттестационной комиссии Федерального казначейства, утвержденного Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Федерального казначейства, аттестации не подлежат замещающие должности гражданской службы категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключен срочный служебный контракт (за исключением гражданских служащих, замещающих отдельные должности гражданской службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, необходимость аттестации которых предусмотрена соответственно указом Президента Российской Федерации или постановлением Правительства Российской Федерации). ФИО1 являлся руководителем, с которым был заключен срочный служебный контракт, поэтому на него преимущественное право не распространяется.

Также суд не принимает во внимание заявление истца о подложности доказательства – акта от 31.12.2015 об отказе от предложенных вакансий, поскольку данное заявление ничем не подтверждено, тогда как в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Таким образом, в удовлетворении требований о признании распоряжения Губернатора Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, восстановлении на работе, выплате компенсации за время вынужденного прогула следует отказать.

В связи с тем, что требование ФИО1 о компенсации морального вреда является производным от требований, в удовлетворении которых судом отказано, следовательно, и оно удовлетворению не подлежит.

Поскольку истец в силу ч. 1 п/п 1 ст. 333.36 НК освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска в суд, судебных расходов по делу не было, поэтому они не распределяются.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12, 56, 98, 196 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении иска ФИО1 к Правительству Севастополя, Губернатору города Севастополя, Департаменту труда и социальной защиты населения города Севастополя о признании распоряжения незаконным, восстановлении на работе, обязании выплатить компенсацию за время вынужденного прогула, компенсировать моральный вред отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 05 июля 2016 года.

Судья / подпись

Копия верна.

Судья Ленинского районного

суда города Севастополя О.И. Фисюк

Оригинал решения находится в материалах дела в отделе обеспечения судопроизводства по гражданским делам Ленинского районного суда города Севастополя.

Судья Ленинского районного

суда города Севастополя О.И. Фисюк

Копия изготовлена « » __________ 2016 г.