ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1524/17 от 21.04.2017 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1524/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Омска

в составе председательствующего Верещака М.Ю,

при секретаре Смысловой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 21.04.2017 гражданское дело по исковому заявлению Валеевой Евгении Михайловны к Главному управлению лесного хозяйства Омской области о признании незаконным решения, обязании к действию,

УСТАНОВИЛ:

Валеева Е.М. обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковым заявлением к Главному управлению лесного хозяйства Омской области о признании незаконным решения, обязании к действию, указав, что 30 июня 2014 года в жилом доме, принадлежащем Валеевой Е.М., расположенном по адресу: Омская область, Саргатский район, с. Нижнеиртышское, ул. Советская, д. 20 произошел пожар.

Согласно заключению № 01/2015 от 18.06.2015 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, вышеуказанный жилой дом Валеевой Н.М. признан непригодным для проживания.

18.07.2016 Комиссией по жилищным вопросам Администрации Саргатского муниципального района Омской области принято решение № 16 об отказе Валеевой Н.М. и членам ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Указанное решение Администрации Саргатского муниципального района Омской области Валеевой Е.М. обжаловано в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства. Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано. Данное решение Саргатского районного суда Валеевой Е.М. обжаловано в апелляционном порядке. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Вместе с тем, в описательно мотивировочной части апелляционного определения от 23.11.2016 имеется разъяснение суда апелляционной инстанции, содержащее ссылку на Постановление Конституционного суда РФ от 25 октября 2016 года № 21-П, согласно которому законодательство субъектов РФ и муниципальных образований, не позволяющее признавать испытывающими потребность в древесине для индивидуального жилищного строительства граждан, которые не приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признано не соответствующим Конституции РФ.

Факт необходимости предоставления Валеевой Е.М. древесины для индивидуального жилищного строительства очевиден и обусловлен произошедшим в ее жилом помещении пожаром и отсутствием у нее иного жилья.

Учитывая изложенные нормы, а также ст. 30 Лесного кодекса РФ, ст. 5 Закона Омской области от 6 декабря 2007 года № 981-03 «О регулировании лесных отношений в Омской области» Валеева Е.М. 10.01.2017 обратилась в Главное управление лесного хозяйства Омской области с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

02.02.2017 Валеева Е.М. получила ответ на указанное заявление, согласно которому указанное заявление и все приложения ей возвращены, что фактически означает принятие решения об отказе в удовлетворении ее заявления.

Административный истец полагает, что исходя из норм, изложенных в ст. 30 Лесного кодекса РФ, ст. 5 Закона Омской области от 6 декабря 2007 года № 981-03 «О регулировании лесных отношений в Омской области», с учетом постановления Конституционного суда № 21-11, указанное решение является незаконным и нарушающим ее права.

Истец просит признать решение Главного управление лесного хозяйства Омской области от 20.01.2017 (письмо № 12/3) о возвращении Валеевой Е.М. заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, незаконным; обязать Главное управление лесного хозяйства Омской области заключить с ней договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

Валеева Е.М., ее представитель по ордеру Рогузов К.А. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Главного управления Лесного хозяйства Омской области по доверенности Федоров Е.А. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения требований по изложенным в письменных возражениях основаниям.

Опросив явившиеся стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 30 июня 2014 года в жилом доме, принадлежащем Валеевой Е.М. (л.д. 10-12 свидетельство о регистрации права), расположенном по адресу: Омская область, Саргатский район, с. Нижнеиртышское, ул. Советская, д. 20, произошел пожар, что подтверждается справкой по факту пожара от 02.07.2014 (л.д. 16).

Согласно заключению № 01/2015 от 18.06.2015 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, принадлежащей Валеевой Н.М. вышеуказанный дом признан непригодным для проживания, на основании утраты отдельными частями здания эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (л.д. 19-20).

Отношения в сфере использования лесов, расположенных на территории Омской области, а также определение полномочий органов государственной власти Омской области в области лесных отношений регулируются Законом Омской области от 06.12.2007 N 981-ОЗ "О регулировании лесных отношений в Омской области"

Согласно Закону Омской области от 06.12.2007 N 981-ОЗ "О регулировании лесных отношений в Омской области", граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 5 настоящего Закона (ст. 4 Закона).

В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 23.07.2008 N 115-п "Об утверждении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан", настоящий Порядок определяет правила заключения договора купли-продажи для собственных нужд граждан лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 Постановления).

Договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (далее - договор) заключается на основании статей 30, 75 - 77 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона Омской области "О регулировании лесных отношений в Омской области" (далее - Закон Омской области) (п. 2 Постановления).

Договор заключается в письменной форме с гражданином, проживающим на территории Омской области и нуждающимся в заготовке древесины, в соответствии с нормативами заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленными статьей 5 Закона Омской области (п. 3 Постановления).

Заключение договора с гражданином осуществляется Главным управлением лесного хозяйства Омской области (далее - Главное управление) (п. 4 Постановления).

Гражданин, заинтересованный в заключении договора, обращается в отдел - лесничество Главного управления, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений, с заявлением о заключении договора (далее - заявление), форма которого предусмотрена приложением к настоящему Порядку (п. 5 Постановления).

Вместе с заявлением гражданин представляет копию паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность (с предъявлением оригинала), а также копии документов (с предъявлением оригиналов) в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Порядка.

Документы, необходимые для заключения договора: … в целях строительства жилого помещения:

- документы, подтверждающие государственную регистрацию права на земельный участок, на котором осуществляется (планируется) строительство жилого помещения (запрашиваются Главным управлением), или иные правоустанавливающие документы в случае, если право на указанный объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются гражданином);

- документы, подтверждающие выдачу разрешения на строительство жилого помещения на данном земельном участке (запрашиваются Главным управлением);

- справка органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - в случае заготовки древесины в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 5 Закона Омской области (запрашивается Главным управлением);

в целях восстановления жилых помещений, хозяйственных построек, строений, поврежденных в результате стихийных бедствий и пожаров (дополнительно к документам, необходимым в случаях, предусмотренных подпунктами 3 - 5 настоящего пункта), - документы, подтверждающие факт произошедшего стихийного бедствия, пожара (запрашиваются Главным управлением) (п.п. 3,6 п. 5.1 Постановления).

Аналогичные требования к подаче заявлений на заключение договоров содержаться в пунктах 3, 15, 17 Административного регламента предоставления Главным управлением лесного хозяйства Омской области государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 06.02.2013 № 14.

Согласно п. 35 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры является предоставление заявителем в отдел - лесничество, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений, заявления и прилагаемых документов лично либо путем направления заявления и прилагаемых документов в электронной форме с использованием Единого портала, Портала.

Решением Саргатского районного суда Омской области от 06.09.2016, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда от 23.11.2016, по административному исковому заявлению Валеевой Г.М. к Администрации Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Саргатского муниципального района Омской области № 16 от 18.07.2016 об отказе Валеевой Е.М. и членам ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказано.

12.01.2017 Валеева Е.М. обратилась в отдел Муромцевского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

По результатам рассмотрения заявления Валеевой Е.М. начальником отдела Муромцевского лесничества дан ответ № 12/3 от 20.01.2017, согласно которому в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 23 июля 2008 года № 115-п «Об утверждении Порядка заключения договора купли – продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан», Валеевой Е.М. необходимо предоставить справку органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - в случае заготовки древесины в соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 5 Закона Омской области о регулировании лесных отношений.

Между тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2016 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» в связи с жалобой гражданки Г.А. Пенкиной, часть 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 40, в той мере, в какой она не позволяет признать испытывающими потребность в древесине для индивидуального жилищного строительства проживающих на территории Алтайского края граждан, которые не относятся к принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством или к снятым с такого учета ввиду использования указанных в данной статье форм удовлетворения потребности в жилье, не связанных с предоставлением жилого помещения, и тем самым лишает таких граждан права на заготовку древесины для собственных нужд по ставкам, утвержденным нормативным правовым актом Администрации Алтайского края.

При этом, гражданами, испытывающими потребность в древесине в целях индивидуального жилищного строительства, в Алтайском крае признаются только относящиеся к прямо перечисленным в части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" категориям, определяемым на основе факта постановки их (в том числе ранее) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Алтайского края от 9 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (абз.4, п.4.2). Тем самым законодатель Алтайского края, признав преимущество в удовлетворении потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства за гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с жилищным законодательством, фактически закрепил возможность заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства - в порядке, по нормативам и ставкам, которые значительно, в десятки раз, отличаются от рыночных цен, установленным данным Законом, - исключительно за этой категорией граждан (абз.7, п.4.2).

Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края, основанные на части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в той мере, в какой она признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, а также содержащие такое же регулирование нормативные правовые акты других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований подлежат отмене.

Поскольку Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2016 г. N 21-П окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, суд приходит к выводу о том, что Валеева Е.М. вправе была обратиться в целях строительства индивидуального жилого дома по адресу: Омская область, Саргатский район, с. Нижнеиртышское, ул. Советская, д. 20, в Главное управление лесного хозяйства Омской области с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства, с приложением заключения № 01/2015 от 18.06.2015 о признании вышеуказанного дома непригодным для проживания.

Учитывая, что в удовлетворении заявления Валеевой Е.М. от 12.01.2017 ответчиком было отказано, договор купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства с истицей до настоящего времени не заключен, иной способ защиты права у истицы отсутствует, суд считает необходимым обязать Главное управление лесного хозяйства Омской области заключить с Валеевой Евгенией Михайловной договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях восстановления жилого дома по адресу: Омская область, Саргатский район, с. Нижнеиртышское, ул. Советская, д. 20.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Валеевой Евгении Михайловны удовлетворить.

Обязать Главное управление лесного хозяйства Омской области заключить с Валеевой Евгенией Михайловной договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях восстановления жилого дома по адресу: Омская область, Саргатский район, с. Нижнеиртышское, ул. Советская, д. 20.

Взыскать с Главного управления лесного хозяйства Омской области в пользу Валеевой Евгении Михайловны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья