ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1524/17 от 21.04.2017 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2-1524/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд города Омска

в составе председательствующего Верещака М.Ю,

при секретаре Смысловой И.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске 21.04.2017 гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Главному управлению лесного хозяйства Омской области о признании незаконным решения, обязании к действию,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратилась в Куйбышевский районный суд г. Омска с исковым заявлением к Главному управлению лесного хозяйства Омской области о признании незаконным решения, обязании к действию, указав, что 30 июня 2014 года в жилом доме, принадлежащем ФИО1, расположенном по адресу: <...> произошел пожар.

Согласно заключению № 01/2015 от 18.06.2015 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, вышеуказанный жилой дом ФИО2 признан непригодным для проживания.

18.07.2016 Комиссией по жилищным вопросам Администрации Саргатского муниципального района Омской области принято решение № 16 об отказе ФИО2 и членам ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. Указанное решение Администрации Саргатского муниципального района Омской области ФИО1 обжаловано в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства. Судом первой инстанции в удовлетворении заявления отказано. Данное решение Саргатского районного суда ФИО1 обжаловано в апелляционном порядке. Решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Вместе с тем, в описательно мотивировочной части апелляционного определения от 23.11.2016 имеется разъяснение суда апелляционной инстанции, содержащее ссылку на Постановление Конституционного суда РФ от 25 октября 2016 года № 21-П, согласно которому законодательство субъектов РФ и муниципальных образований, не позволяющее признавать испытывающими потребность в древесине для индивидуального жилищного строительства граждан, которые не приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признано не соответствующим Конституции РФ.

Факт необходимости предоставления ФИО1 древесины для индивидуального жилищного строительства очевиден и обусловлен произошедшим в ее жилом помещении пожаром и отсутствием у нее иного жилья.

Учитывая изложенные нормы, а также ст. 30 Лесного кодекса РФ, ст. 5 Закона Омской области от 6 декабря 2007 года № 981-03 «О регулировании лесных отношений в Омской области» ФИО1 10.01.2017 обратилась в Главное управление лесного хозяйства Омской области с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

02.02.2017 ФИО1 получила ответ на указанное заявление, согласно которому указанное заявление и все приложения ей возвращены, что фактически означает принятие решения об отказе в удовлетворении ее заявления.

Административный истец полагает, что исходя из норм, изложенных в ст. 30 Лесного кодекса РФ, ст. 5 Закона Омской области от 6 декабря 2007 года № 981-03 «О регулировании лесных отношений в Омской области», с учетом постановления Конституционного суда № 21-11, указанное решение является незаконным и нарушающим ее права.

Истец просит признать решение Главного управление лесного хозяйства Омской области от 20.01.2017 (письмо № 12/3) о возвращении ФИО1 заявления о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд, незаконным; обязать Главное управление лесного хозяйства Омской области заключить с ней договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд.

ФИО1, ее представитель по ордеру ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержали, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика Главного управления Лесного хозяйства Омской области по доверенности ФИО4 в судебном заседании возражал относительно удовлетворения требований по изложенным в письменных возражениях основаниям.

Опросив явившиеся стороны, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что 30 июня 2014 года в жилом доме, принадлежащем ФИО1 (л.д. 10-12 свидетельство о регистрации права), расположенном по адресу: <...>, произошел пожар, что подтверждается справкой по факту пожара от 02.07.2014 (л.д. 16).

Согласно заключению № 01/2015 от 18.06.2015 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, принадлежащей ФИО2 вышеуказанный дом признан непригодным для проживания, на основании утраты отдельными частями здания эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (л.д. 19-20).

Отношения в сфере использования лесов, расположенных на территории Омской области, а также определение полномочий органов государственной власти Омской области в области лесных отношений регулируются Законом Омской области от 06.12.2007 N 981-ОЗ "О регулировании лесных отношений в Омской области"

Согласно Закону Омской области от 06.12.2007 N 981-ОЗ "О регулировании лесных отношений в Омской области", граждане вправе заготавливать древесину для целей отопления, возведения строений и иных собственных нужд в соответствии с нормативами, предусмотренными статьей 5 настоящего Закона (ст. 4 Закона).

В соответствии с Постановлением Правительства Омской области от 23.07.2008 N 115-п "Об утверждении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан", настоящий Порядок определяет правила заключения договора купли-продажи для собственных нужд граждан лесных насаждений, расположенных на землях лесного фонда, в отношении которых осуществление полномочий, предусмотренных частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации, передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 1 Постановления).

Договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан (далее - договор) заключается на основании статей 30, 75 - 77 Лесного кодекса Российской Федерации, статьи 4 Закона Омской области "О регулировании лесных отношений в Омской области" (далее - Закон Омской области) (п. 2 Постановления).

Договор заключается в письменной форме с гражданином, проживающим на территории Омской области и нуждающимся в заготовке древесины, в соответствии с нормативами заготовки гражданами древесины для собственных нужд, установленными статьей 5 Закона Омской области (п. 3 Постановления).

Заключение договора с гражданином осуществляется Главным управлением лесного хозяйства Омской области (далее - Главное управление) (п. 4 Постановления).

Гражданин, заинтересованный в заключении договора, обращается в отдел - лесничество Главного управления, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений, с заявлением о заключении договора (далее - заявление), форма которого предусмотрена приложением к настоящему Порядку (п. 5 Постановления).

Вместе с заявлением гражданин представляет копию паспорта или иного документа, удостоверяющего его личность (с предъявлением оригинала), а также копии документов (с предъявлением оригиналов) в соответствии с пунктом 5.1 настоящего Порядка.

Документы, необходимые для заключения договора: … в целях строительства жилого помещения:

- документы, подтверждающие государственную регистрацию права на земельный участок, на котором осуществляется (планируется) строительство жилого помещения (запрашиваются Главным управлением), или иные правоустанавливающие документы в случае, если право на указанный объект недвижимости не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (представляются гражданином);

- документы, подтверждающие выдачу разрешения на строительство жилого помещения на данном земельном участке (запрашиваются Главным управлением);

- справка органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - в случае заготовки древесины в соответствии с абзацем первым пункта 2 статьи 5 Закона Омской области (запрашивается Главным управлением);

в целях восстановления жилых помещений, хозяйственных построек, строений, поврежденных в результате стихийных бедствий и пожаров (дополнительно к документам, необходимым в случаях, предусмотренных подпунктами 3 - 5 настоящего пункта), - документы, подтверждающие факт произошедшего стихийного бедствия, пожара (запрашиваются Главным управлением) (п.п. 3,6 п. 5.1 Постановления).

Аналогичные требования к подаче заявлений на заключение договоров содержаться в пунктах 3, 15, 17 Административного регламента предоставления Главным управлением лесного хозяйства Омской области государственной услуги по заключению договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан, утвержденного Указом Губернатора Омской области от 06.02.2013 № 14.

Согласно п. 35 Административного регламента, основанием для начала административной процедуры является предоставление заявителем в отдел - лесничество, в границах которого предполагается осуществить куплю лесных насаждений, заявления и прилагаемых документов лично либо путем направления заявления и прилагаемых документов в электронной форме с использованием Единого портала, Портала.

Решением Саргатского районного суда Омской области от 06.09.2016, оставленным без изменения судебной коллегией по гражданским делам Омского областного суда от 23.11.2016, по административному исковому заявлению ФИО5 к Администрации Саргатского муниципального района Омской области о признании незаконным решения комиссии по жилищным вопросам Администрации Саргатского муниципального района Омской области № 16 от 18.07.2016 об отказе ФИО1 и членам ее семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, отказано.

12.01.2017 ФИО1 обратилась в отдел Муромцевского лесничества Главного управления лесного хозяйства Омской области с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан.

По результатам рассмотрения заявления ФИО1 начальником отдела Муромцевского лесничества дан ответ № 12/3 от 20.01.2017, согласно которому в соответствии с постановлением Правительства Омской области от 23 июля 2008 года № 115-п «Об утверждении Порядка заключения договора купли – продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан», ФИО1 необходимо предоставить справку органа местного самоуправления о принятии гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении - в случае заготовки древесины в соответствии с абзацем первым пункта 5 статьи 5 Закона Омской области о регулировании лесных отношений.

Между тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2016 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 8 Закона Алтайского края «О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края» в связи с жалобой гражданки ФИО6, часть 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 9 (часть 1), 19 (части 1 и 2) и 40, в той мере, в какой она не позволяет признать испытывающими потребность в древесине для индивидуального жилищного строительства проживающих на территории Алтайского края граждан, которые не относятся к принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством или к снятым с такого учета ввиду использования указанных в данной статье форм удовлетворения потребности в жилье, не связанных с предоставлением жилого помещения, и тем самым лишает таких граждан права на заготовку древесины для собственных нужд по ставкам, утвержденным нормативным правовым актом Администрации Алтайского края.

При этом, гражданами, испытывающими потребность в древесине в целях индивидуального жилищного строительства, в Алтайском крае признаются только относящиеся к прямо перечисленным в части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" категориям, определяемым на основе факта постановки их (в том числе ранее) на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и Законом Алтайского края от 9 декабря 2005 года N 115-ЗС "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (абз.4, п.4.2). Тем самым законодатель Алтайского края, признав преимущество в удовлетворении потребностей в древесине для индивидуального жилищного строительства за гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствии с жилищным законодательством, фактически закрепил возможность заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства - в порядке, по нормативам и ставкам, которые значительно, в десятки раз, отличаются от рыночных цен, установленным данным Законом, - исключительно за этой категорией граждан (абз.7, п.4.2).

Конституционным Судом Российской Федерации постановлено, что нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления Алтайского края, основанные на части 3 статьи 8 Закона Алтайского края "О регулировании отдельных лесных отношений на территории Алтайского края" в той мере, в какой она признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, а также содержащие такое же регулирование нормативные правовые акты других субъектов Российской Федерации и муниципальных образований подлежат отмене.

Поскольку Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2016 г. N 21-П окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу со дня официального опубликования, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 вправе была обратиться в целях строительства индивидуального жилого дома по адресу: <...>, в Главное управление лесного хозяйства Омской области с заявлением о заключении договора купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства, с приложением заключения № 01/2015 от 18.06.2015 о признании вышеуказанного дома непригодным для проживания.

Учитывая, что в удовлетворении заявления ФИО1 от 12.01.2017 ответчиком было отказано, договор купли-продажи лесных насаждений в целях заготовки древесины для индивидуального жилищного строительства с истицей до настоящего времени не заключен, иной способ защиты права у истицы отсутствует, суд считает необходимым обязать Главное управление лесного хозяйства Омской области заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях восстановления жилого дома по адресу: <...>.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Обязать Главное управление лесного хозяйства Омской области заключить с ФИО1 договор купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд в целях восстановления жилого дома по адресу: <...>.

Взыскать с Главного управления лесного хозяйства Омской области в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в Омский областной суд подачей апелляционной жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска.

Судья