№ г.
Р Е Ш Е Н И ЕИменем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ<адрес>
Судья Магасского районного суда Республики Ингушетия Калиматова З.М.,
при секретаре Саговой Х.Т.,
с участием представителя МВД по РИ ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, представителя ГУ - Центр по назначению, перерасчету и выплате пенсий Пенсионного фонда России в <адрес>ФИО2, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО3 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения «Ветеран боевых действий»,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение комиссии МВД по РИ об аннулировании удостоверения ветерана боевых действия и прекращении ежемесячных денежных выплат, как ветерану боевых действий, обязать МВД по РИ возобновить оплату пенсии с даты ее прекращения.
Исковое заявление мотивировано тем, что ФИО3 проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия с 1998 года по 2003 год. За прохождение службы в условиях чрезвычайной ситуации ему было выдано удостоверение ветерана боевых действий. Однако с ДД.ММ.ГГГГ истцу стало известно о том, что ежемесячная денежная выплата, как ветерану боевых прекращена на основании письма МВД по РИ об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий. Просит признать незаконным решение комиссии МВД по <адрес> по рассмотрению документов об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и обязать ответчика производить ему ежемесячную денежную компенсацию, как ветерану боевых действий с даты ее прекращения.
В судебном заседании представитель МВД по РИ ФИО1, просил в удовлетворении требований ФИО3 отказать.
Истец ФИО3 надлежащим образом извещенный о месте и времени рассмотрения в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель ГУ - Центр по назначению, перерасчету и выплате пенсий Пенсионного фонда России в <адрес>ФИО2 оставил вопрос о разрешении требований сторон на усмотрение суда.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия. На основании заявления истцу выдано удостоверение ветерана боевых действий серия РМ № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ в МВД по РИ поступило письмо начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которому в феврале 2008 года сотрудниками ФЭД МВД России и ДКО МВД России в МВД по РИ была проведена проверка правомерности признания сотрудниками министерства и пенсионеров из их числа ветеранами боевых действий, а также обоснованности зачета в выслугу лет для назначения пенсии по линии МВД России в льготном исчислении периода их участия в ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября – ноября 1992 года. По результатам проведенной проверки в МВД по РИ было выявлено порядка 1000 человек, которым удостоверения ветерана боевых действий выданы незаконно. С учетом изложенного начальник Департамента государственной службы и кадров МВД России просил принять меры по лишению статуса ветерана боевых действий лиц, которым удостоверения ветерана боевых действий в МВД по РИ выданы незаконно.
Из письма заместителя начальника Департамента государственной службы и кадров МВД России от ДД.ММ.ГГГГ№ следует, что Департаментом государственной службы и кадров МВД России при рассмотрении обращения Главного управления МВД России по <адрес> по вопросу применения решения Назрановского районного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ и правомерности выдачи удостоверения ветерана боевых действий ФИО4, установлено, что до февраля 2008 года МВД по РИ указанное решение использовалось как судебное прецедентное решение в отношении неопределенного круга лиц.
В письме также указано, что сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории РСО-Алания и РИ, к ветеранам боевых действий не относятся.
Решение Назрановского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ вынесено в отношении определенного круга лиц и не подлежит использованию как прецедентное решение. На основании изложенного, предложено провести проверку обоснованности выдачи удостоверений ветерана боевых действий сотрудникам МВД по РИ.
Приказом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о комиссии МВД по РИ по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Как установлено в судебном заседании комиссией МВД по РИ по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий принято решение о признании ошибочно выданным удостоверения ветерана боевых действий ФИО3
О принятом решении истец уведомлен письмом МВД по РИ от ДД.ММ.ГГГГ№, которым также сообщается о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
Ввиду изложенного ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> также прекратило ежемесячную денежную выплату ФИО3 как ветерану боевых действий.
Федеральным законом РФ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории. Статья 3 указанного закона определяет категории ветеранов, которым предоставляются меры социальной поддержки. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 данной статьи к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об удостоверении ветерана боевых действий» утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверений ветерана боевых действий, которая предусматривает выдачу удостоверений в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации утверждена приказом МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ№.
В соответствии с пунктом 3 указанной Инструкции в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации основанием для выдачи удостоверения ветерана боевых действий лицам, указанным в пункте 1 данной Инструкции, выполнявшим задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих территориях, отнесенных зоне вооруженного конфликта с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, является документально подтвержденный факт прохождения службы (военной службы), работы в условиях вооруженного конфликта, устанавливаемый в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке установления факта выполнения военнослужащими и иными лицами задач в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах и предоставления им дополнительных гарантий и компенсаций», а также нахождения сотрудников (военнослужащих, работников) в командировке в соответствии с приказами начальников ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, ОУМТ и ВС, образовательных и научно- исследовательских учреждений МВД России, выполнявшим (выполняющим) задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона, устанавливаемый в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующих в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации».
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов власти Российской Федерации, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации» установлено, что периоды (время) непосредственного участия сотрудников и военнослужащих в контртеррористических операциях определяются на основании приказов командиров (начальников) воинских частей, подразделений и органов, привлекаемых к проведению контртеррористических операций, и которые утверждены руководителем Регионального оперативного штаба, а со ДД.ММ.ГГГГ - Руководителем контртеррористической операции. Из содержания данного нормативного акта следует, что факты выполнения задач в ходе контртеррористических операций, устанавливаются на основании соответствующих приказов, в которых определены периоды выполнения указанных задач.
Указанные нормативные акты не содержат установленного порядка повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий и выдачи соответствующего удостоверения и, тем более, не уполномочивают МВД по РИ признавать удостоверения ошибочно выданными и производить на этом основании их изъятие.
Принимая во внимание изложенное, суд полагает, что принятие государственным органом решения о присвоении тому или иному гражданину определенного социального статуса, влечет за собой приобретение последним права на получение ряда льгот и пособий, финансируемых из федерального бюджета Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, то вопрос о лишении гражданина этих льгот не может быть рассмотрен этим же органом при условии, что закон предоставил ему соответствующие для этого полномочия. Такими полномочиями вышеназванная комиссия наделена не была.
Вступившим в законную силу решением Магасского районного суда РИ от ДД.ММ.ГГГГ признан незаконным и недействующим со дня издания приказ Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в Положение о комиссии Министерства внутренних дел по <адрес> по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденное приказом Министерства внутренних дел по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№», наделяющий Комиссию правом пересматривать материалы, послужившие основанием для оформления и выдачи удостоверений.
Кроме того, частью четвертой статьи 15 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) признает юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», применение судами Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции.
Из положений статьи 46 Конвенции, статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» следует, что правовые позиции Европейского Суда по правам человека, которые содержатся в его окончательных постановлениях, принятых в отношении Российской Федерации, являются обязательными для судов.
В соответствии со статьей 1 Протокола № I к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права.
Согласно правовой позиции Европейского Суда до правам человека, изложенной в решениях по делам «Булгакова против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ, «Левочкина против Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ и других, требование гражданина в отношении выплаты пенсий и иных социальных выплат по смыслу статьи 1 Протокола № к Конвенции может рассматриваться как «имущество», а сам спор, касающийся права гражданина на получение этих выплат носит имущественный характер.
Положениями части третьей статьи 35 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
Принимая во внимание вышеприведенные правовые нормы, оспариваемое решение МВД о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, и как следствие этому прекращение ежемесячной денежной выплаты не могут быть признаны законными, поскольку такие решения могли быть приняты только судом по заявлению заинтересованных лиц, при рассмотрения которого должен разрешаться вопрос о наличии у истца права на удостоверение ветерана боевых действий.
Поскольку судом такого решения не принималось, то ФИО3 имеет право на получение предусмотренных законом выплат на основании данного удостоверения, в связи с чем требования о возобновлении указанных выплат подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление ФИО3 к Министерству внутренних дел по <адрес> о признании незаконным решения об аннулировании удостоверения «Ветеран боевых действий» удовлетворить.
Признать недействительным решение Министерства внутренних дел по <адрес> об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий ФИО3 и прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
Обязать Министерство внутренних дел по <адрес> в течение трех рабочих дней со дня вступления настоящего решения суда в законную силу отменить решение об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий ФИО3 и возобновить осуществление ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий с момента их прекращения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Копия верна: Судья
Магасского районного суда РИ: З.М.Калиматова