ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1525/16 от 21.12.2016 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

Дело № 2-1525/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2016 г. г. Северобайкальск

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Павлова Е.А., при секретаре Раднаеве Б.Э., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степановой С. И., Кузнецова А. К., Радюк П. В., Корытовой Н. А., Копыловой О. Сергеевны, Витковской Г. И., Барабашовой Р. С., Клыковой Н. Г. к АО «Читаэнергосбыт», ПАО «МРСК-Сибири»-«Бурятэнерго» о признании незаконными действий по установке прибора учета электроэнергии, по начислению платы за электроэнергию, обязании прекратить начисление платы за электрическую энергию на общедомовые нужды, обязании произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию за общедомовые нужды.

УСТАНОВИЛ:

Степанова С.И., Кузнецов А.К., Радюк П.В., Корытова Н.А., Копылова О.С., Витковская Г.И., Барабашова Р.С., Клыкова Н.Г. обратились в суд с иском к ответчикам, указывая, что в многоквартирном доме по <адрес> ПАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго»установлен общедомовой прибор учета и расчет оплаты за потребленную электроэнергию АО «Читаэнергосбыт», производится по показаниям данного прибора учета. При этом приказом Министерства регионального развития РФ от "дата", изданным в соответствии с п.п. «г» п. 4 Постановления Правительства РФ от "дата" утверждены критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета. На момент установки общедомового прибора учета внутридомовые инженерные системы в здании дома не обследовались, не проверялась техническая возможность монтажа инженерного оборудования, соответствующий акт не составлялся, жильцами дома не подписывался. Кроме того, общедомовой прибор учета установлен в нарушение всех норм права, а именно, установлен в отсутствие собственника энергопринимающего устройства, в доме не выбран способ управления, а большая часть квартир находится в собственности жильцов, то и акт допуска должны были подписывать именно жители всего дома, ОДПУ установлен не в границах балансовой и эксплуатационной ответственности. <адрес> года постройки, с момента ввода в эксплуатацию ремонт внутридомовых инженерных систем не проводился, электропроводка требует замены. Таким образом, прибор учета был установлен ОАО «МРСК Сибири»-«Бурятэнерго» незаконно, в связи с чем он не может быть использован ОАО «Читаэнергосбыт» при осуществлении расчетов за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды. Просила суд признать действия ОАО «МРСК Сибири»- «Бурятэнерго» по установке прибора учета электроэнергии в качестве общедомового незаконным, признать действия «Читаэнергосбыт» по начислению платы за электроэнергию на основании показаний прибора учета, установленного ОАО «МРСК Сибири»- «Бурятэнерго» незаконными, обязать ОАО «Читаэнергосбыт» прекратить производить начисление платы за потребленную жильцами дома электрическую энергию на общедомовые нужды по установленному ОАО «МРСК Сибири»- «Бурятэнерго» прибору учета, обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы, начисленной за потребленную электрическую энергию истцу за общедомовые нужды с "дата"

В судебном заседании истцы Барабашова Р.С., Копылова О.С. исковые требования поддержали в полном объеме, суду пояснили, что они являются собственниками квартиры по адресу <адрес>. Полагает, что прибор учета на общедомовые нужды по <адрес> был установлен неправомерно, так прибор учета был установлен на электроопоре, от которой к дому идет электрический кабель, в связи с чем, имеются потери электроэнергии, которые должны оплачивать жильцы дома. Кроме того, дом является старым, состояние электрических сетей в нем не проверялось, прибор учета был установлен без присутствия жильцов дома. Дисплея для контроля начисляемой электроэнергии на доме нет. В доме имеются места общего пользования-подъезды, в которых горит одна лампочка. До "дата" года начисление ОДН её устраивало, начислялись небольшие суммы, однако затем стали начисляться большие суммы. Она и другие жильцы дома обращались устно и с заявлениями в Читаэнергосбыт по вопросу завышенных начислений. Считает, что начисление идет неправомерно, права жильцов нарушаются. Просит иску удовлетворить.

Представитель АО «Читаэнергосбыт» по доверенности Молдаханова О.С. исковые требования не признала, суду пояснила, что ОАО «Читаэнергосбыт» с "дата" был присвоен статус гарантирующего поставщика электроэнергии на территории Республики Бурятия и организацией были приняты на обслуживание все потребители предыдущего гарантирующего поставщика ОАО «МРСК-Сибири»- «Бурятэнерго». На момент принятия потребителей многоквартирный жилой дом по <адрес> уже был оборудован общедомовым прибором учета, вся информация по его допуску была передана предыдущим гарантирующим поставщиком. Дом является многоквартирным, соответственно на основании ранее установленного прибора учета жителям дома производится начисление оплаты по электроэнергии за общедомовые нужды в соответствии с формулой 12 Правил предоставления коммунальных услуг. Процедуру установки и допуска в эксплуатацию общедомового прибора учета электроэнергии выполнил предыдущий гарантирующий поставщик, действующее законодательство не содержит требований о повторной процедуре ввода в эксплуатацию прибора учета в случае смены гарантирующего поставщика. Общедомовой прибор учета типа NP 523-20D-1P1ALNI был введен в эксплуатацию "дата", хотя установлен ранее в <данные изъяты> году, но ранее начисление по счетчику до "дата" года не производилось, так как трансформатор не прошел госповерку.

Представитель ОАО «МРСК-Сибири»-«Бурятэнерго» по доверенности Яроцкая Т.В. в судебном заседании считала заявленные исковые требования не обоснованными, суду пояснила, что в соответствии с нормами Федерального закона № 261-ФЗ «Об энергосбережении…» собственники многоквартирных домов обязаны были оснастить дома приборами учета до "дата" в противном случае сетевая или энергоснабжающая организации обязаны были самостоятельно установить и вести приборы учета в эксплуатацию. На основании этого, поскольку в доме на <адрес> такой прибор установлен не был, ПАО «МРСК-Сибири» являясь сетевой организацией в "дата" году произвело установку прибора учета за свой счет. Установка прибора учета была произведена на опоре возле дома, поскольку возможно собственники квартир не пожелали, чтобы прибор учета был установлен на фасаде. Допуск прибора учета в эксплуатацию осуществлялся с участием представителей администрации поселка, поскольку на тот момент большинство квартир дома занимались по договору социального найма. Полагает, что увеличение начислений на общедомовые нужды жителям дома могло произойти в связи с тем, что происходило воровство электроэнергии, жильцами дома могли быть запитаны гаражи, другие строения возле дома. Так же представитель в опровержение довода об установке прибора учета с нарушением Правил устройства электроустановок, указывает, что согласно условий эксплуатации, счетчик предназначен для непрерывной круглосуточной работы в условиях наружной установки. В рабочих условиях применения счетчик устойчив воздействию температуры окружающего воздуха от минус <данные изъяты>C относительной влажности <данные изъяты> при температуре <данные изъяты>

Истцы Степанова С.И., Кузнецов А.К., Радюк П.В., Корытова Н.А., Витковская Г.И., Клыкова Н.Г. на судебное заседание не явились, надлежаще извещены, предоставили заявления о рассмотрение дела в отсутствие, иск поддерживают в полном объеме.

Представитель Роспотребнадзора в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть дела в ее отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу статьи 544 Гражданского кодекса РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию по договору энергоснабжения определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Порядок расчета платы за электроэнергию на общедомовые нужды регулируется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от "дата" (далее по тексту - Правила от "дата") с учетом положений Федерального закона от "дата" N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об энергосбережении).

В силу ч.1 ст. 11 Закона об энергосбережении здания, строения, сооружения, за исключением указанных в ч. 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.

До "дата" собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.

При этом из требований ч. 1 ст. 13 Закона об энергосбережении следует, что производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Согласно ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении с "дата" организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно ч. 10 ст. 13 Закона до "дата" организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам… помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации.

Из исследованных материалов дела, пояснений истцов, установлено, что Степанова С.И. является нанимателем по договору социального найма <адрес>, что подтверждается справкой от "дата" администрации МО «<адрес>», Кузнецов А.К. проживает в <адрес> указанного дома согласно ордера от "дата", Корытова Н.А. собственник <адрес> указанного дома, что подтверждается свидетельством о праве собственности от "дата", Витковская Г.И. собственник <адрес> указанного дома что подтверждается свидетельством о праве собственности от "дата", Барабашова Р.С. собственник <адрес> указанного дома что подтверждается свидетельством о праве собственности от "дата"., квартиры передана по договору приватизации от "дата",, Клыкова Н.Г. является собственником <адрес> указанного дома что подтверждается регистрационным свидетельством о праве собственности от "дата", согласно до заключения брака имела фамилию Ролик Н.Г. Дом является многоквартирным, в нем имеются места общего пользования

АО «Читаэнергосбыт» с "дата" является гарантирующим поставщиком электроэнергии на территории Республики Бурятия, в том числе и в <адрес>.

ОАО «МРСК-Сибири» является сетевой организацией, а в период до "дата" являлась также гарантирующим поставщиком электроэнергии в том числе и на территории <адрес>.

"дата" сетевой организацией ОАО «МРСК-Сибири», к чьим сетям присоединено сетевое хозяйство многоквартирного жилого дома по адресу <адрес> был установлен и введен в эксплуатацию общедомовой прибор учета в указанном доме типа <данные изъяты>, что подтверждается актом ввода от "дата".

На основании показаний установленного "дата" прибора учета истцам как собственнику жилого помещения производилось начисление оплаты за общедомовое потребление электроэнергии по дому <адрес>.

Из Критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учета, утвержденных Приказом Министерства регионального развития РФ от "дата" N 627, следует, что установка приборов учета потребляемой электроэнергии невозможна, если для этого требуется реконструкция, капитальный ремонт или создание новых внутридомовых инженерных систем; если невозможно обеспечить соблюдение технических требований к месту и порядку их установки, условиям эксплуатации, в том числе из-за упомянутого технического состояния внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, невозможности обеспечить доступ к ним для снятия показаний, обслуживания, замены.

Наличие указанных обстоятельств должно быть подтверждено соответствующим актом, составленным проводящим обследование лицом по утвержденной форме.

В рассматриваемом случае сведения о том, что до установки общедомового прибора учета жилой дом был обследован в порядке, установленном Приказом Минрегиона России от "дата" N 627, на предмет наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета электрической энергии, в целях определения возможности использования прибора учета при осуществлении расчета платы за коммунальную услугу по электроснабжению, суду представлено не было, сведения о составлении акта в соответствии с приложением 2 к указанному приказу не представлены.

При этом сторонами не оспаривается, что техническая возможность монтажа оборудования на момент установки ОДПУ не проверялась.

Между тем, в соответствии с Постановлением Правительства РБ от "дата" «Об утверждении республиканской программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Бурятия на 2014 – 2043 годы» жилой <адрес> отнесен к домам требующим капитального ремонта, в том числе, в системе энергоснабжения.

Кроме того, имеющиеся в деле актах от "дата", "дата" нет подписи собственников, сами акты не соответствует требованиям, изложенным в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства РФ от "дата" N 442 (далее - Основные положения), а также в Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам.

Доказательств извещения собственников дома о дате и времени допуска прибора учета в материалы дела не представлено, при вводе прибора в эксплуатацию уполномоченные собственниками квартир лица не присутствовали, доказательств наличия полномочий от собственников у лиц указанных в актах не представлено.

В своем заявлении истцы ссылаются, что установка ОДПУ в не предназначенном для этого месте на опоре электропередач является незаконной.

Согласно пункту 1.2.2 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от "дата", потребитель обязан обеспечить содержание электроустановок в рабочем состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями правил и других нормативно-технических документов.

В соответствии с абз. 1 п. "дата" Правил устройства электроустановок (ПУЭ). Шестое издание. (утвержденных Главтехуправлением, Госэнергонадзором Минэнерго СССР "дата") счетчики должны размещаться в легко доступных для обслуживания сухих помещениях, в достаточно свободном и не стесненном для работы месте с температурой в зимнее время не ниже 0 град. C.

Согласно абз. 3 п. "дата" ПУЭ допускается размещение счетчиков в не отапливаемых помещениях и коридорах распределительных устройств электростанций и подстанций, а также в шкафах наружной установки. Однако, при этом должно быть предусмотрено стационарное их утепление на зимнее время для обеспечения положительной температуры, но не выше +20 град. C.

При этом допускается высота установки прибора учета менее <данные изъяты>

Между тем, из материалов дела усматривается, что общедомовые приборы учета установлены ответчиком в местах, где не может быть обеспечен контроль снятия с них показаний представителем собственников помещений многоквартирного дома, что и подтвердила представитель.

Таким образом суд, приходит к выводу, что техническая возможность установки коллективного прибора учета в соответствии с критериями, предусмотренными приказом Министерства регионального развития от "дата" N 627, в данном случае не подтверждена, ввод прибора в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, не осуществлен, в связи с чем показания данного прибора не могут быть использованы ресурсоснабжающими организациями для расчета платы за ОДН.

При таких обстоятельствах действия ОАО «Читаэнергосбыт» по расчету платы за ОДН по показаниям ОДПУ являются незаконными, а требования истцов в данной части и об обязании ОАО «Читаэнергосбыт» прекратить производить начисления по показаниям ОДПУ подлежащими удовлетворению.

Так же суд полагает, что несоблюдение предусмотренного порядка установки ОДПУ, влечет лишь невозможность его использования при производстве расчетов с потребителями (гражданами проживающими в МКД), но не свидетельствует о незаконности его установки как такового.

При этом учитывая, что собственником прибора учета является ПАО «МРСК Сибири», прибор в состав общедомового имущества не включен, в собственность иным лицам не передавался. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что указанный прибор может использоваться для расчетов между юридическими лицами и, следовательно, оснований для признания действий ПАО «МРСК Сибири» по установке прибора незаконными не имеется, а требования в этой части иска не подлежат удовлетворению.

Суд, с учетом анализа вышеуказанных норм законодательства и установленных обстоятельств дела, полагает, что признав незаконными действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению истцам платы за общедомовые нужды по электроэнергии на основании показаний ОДПУ, обязывает ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы общедомовые нужды истцам "дата" года.

Так же судом установлено, что Копылова О.С. не является собственником <адрес>.31 <адрес>, так согласно свидетельства о праве собственности от "дата" собственниками квартиры являются Майдурова Н.М., Майдуров В.С., Копылова Ю.М.Майдуров З.В. Доверенность на предоставление их интересов в суде не предоставлена. Соответственно Копылова О.С. не является собственником помещения в МКД и соответственно не вправе заявлять исковые требования, так как права ее не нарушены.

В силу ст. 103 ГПК РФ судом принимается решение о взыскании с ответчика государственной пошлины в размере 300 руб.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Степановой С.И., Кузнецова А.К., Радюк П.В., Корытовой Н.А., Витковской Г.И., Барабашовой Р.С., Клыковой Н.Г. удовлетворить частично.

Признать действия ОАО «Читаэнергосбыт» по начислению оплаты за общедомовые нужды по электроэнергии на основании показаний ОДПУ незаконными.

Обязать ОАО «Читаэнергосбыт» произвести перерасчет платы за общедомовые нужды по дому 31 <адрес> Республики Бурятия "дата" года и прекратить начисление за общедомовые нужды по общедомовому прибору учета типа <данные изъяты>, установленного "дата".

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО «Читаэнергосбыт» госпошлину в размере <данные изъяты> рулей в муниципальный бюджет.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия, в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2016 г.

Судья Е.А. Павлова