ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1525/20 от 26.08.2020 Куйбышевского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2020 года Куйбышевский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Акимовой Н.Н.,

при секретаре судебного заседания Пержаковой Д.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1525/2020 по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска о признании движимых вещей бесхозяйными,

УСТАНОВИЛ:

В Куйбышевский районный суд г. Иркутска обратился Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (КУМИ администрации г. Иркутска) с заявлением о признании права муниципальной собственности города Иркутска на бесхозяйные вещи.

В обоснование доводов заявления указано, что Комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска составлены акты обследования и инвентаризации имущества от <дата> на объекты – <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; подпорная стенка, расположенная по адресу: <адрес>; подпорная стенка, расположенная по адресу: <адрес>.

<дата> размещено сообщение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска о бесхозяйном движимом имуществе и о возможности собственников предъявить свои права на данное имущество в 30-дневный срок со дня такого опубликования.

По истечении вышеуказанного срока и отсутствия обращений от собственников рассматриваемого имущества, КУМИ администрации г. Иркутска произведена оценка стоимости бесхозяйного движимого имущества, по результатам которой составлен акт оценки стоимости бесхозяйного движимого имущества.

Руководствуясь п.2.3.1 (1) Порядка регистрации и использования бесхозяйного имущества, КУМИ принято распоряжение заместителя мэра – председателя КУМИ от 27.04.2020 №504-02-1379/20 об учете бесхозяйного движимого имущества в соответствии с порядком, установленным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению».

В соответствии с Приказом от 01.12.2010 № 157н отделом доходов и бухгалтерского учета имущественного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска была проведена работа по постановке объектов на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Поскольку собственник данного имущества отсутствует, оно находится на забалансовом учете администрации г. Иркутска, заявитель просит суд признать: <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>; <данные изъяты>, расположенную по адресу: <адрес>, бесхозяйными и передать их в собственность муниципального образования город Иркутск.

Представитель заявителя в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель заинтересованного лица комитет по управлению Свердловским округом администрации города Иркутска в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки суду неизвестны.

Суд в соответствии с ч.ч. 3, 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) полагает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело в отсутствие представителя заявителя и представителя заинтересованного лица.

Суд, огласив заявление, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, приходит к следующему выводу.

Согласно пункту 3 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГК РФ) лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

Как следует из пункта 1 статьи 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности, на которую собственник отказался.

Согласно положениям статьи 236 ГК РФ, гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество.

В силу статьи 226 ГК РФ, движимые вещи, брошенные собственником или иным образом оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи. Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Согласно пункту 1 статьи 291 ГПК РФ, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должно быть указано, какая движимая вещь подлежит признанию бесхозяйной, должны быть описаны ее основные признаки, а также приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

Согласно пункту 1 статьи 293 ГПК РФ суд, признав, что собственник отказался от права собственности на движимую вещь, принимает решение о признании движимой вещи бесхозяйной и передаче ее в собственность лица, вступившего во владение ею.

Исходя из вышеприведенных норм, в заявлении о признании движимой вещи бесхозяйной должны быть приведены доказательства, свидетельствующие об отказе собственника от права собственности на нее, и доказательства, свидетельствующие о вступлении заявителя во владение вещью.

В соответствии с п. 1.2. Положения о порядке регистрации и использования бесхозяйного недвижимого имущества, находящегося на территории города Иркутска (утв. Решением Думы г. Иркутска от 05.12.2011 № 005-20-280449/1), к бесхозяйному имуществу относится имущество, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен, либо если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которое собственник отказался, находящееся на территории города Иркутска, в том числе: жилые помещения; нежилые помещения; объекты незавершенного строительства; сети теплоснабжения, водопровода и канализации, электроснабжение, трубы газопровода; другие объекты недвижимости; движимые вещи (элементы благоустройства, сооружения, спортивные площадки и корты, малые архитектурные формы, детские площадки и иные социально значимые объекты, являющиеся движимым имуществом).

В соответствии с Уставом города Иркутска, принятым решением городской Думы г. Иркутска от 20.05.2004 года № 003-20-430537/4, управление и распоряжение муниципальным имуществом осуществляет администрация города.

Согласно Положению о комитете по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска, утвержденному решением Думы г. Иркутска от 25.12.2015 № 006-20-160257/5, КУМИ г. Иркутска в соответствии с возложенными на него задачами в порядке и пределах, установленных действующим законодательством РФ и муниципальными правовыми актами г. Иркутска, осуществляет в том числе, функции по осуществлению полномочий собственника в отношении муниципального имущества, необходимого для обеспечения деятельности органов местного самоуправления г. Иркутска, а также полномочия собственника в отношении имущества муниципальных предприятий, муниципальных учреждений, акций (долей) хозяйственных обществ и иного муниципального имущества, в том числе составляющего муниципальную казну г. Иркутска, а также полномочия собственника по передаче муниципального имущества (за исключением жилых помещений) в пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти, органам местного самоуправления других муниципальных образований, приватизации (отчуждению) муниципального имущества (за исключением жилых помещений) ведет Реестр муниципального имущества г. Иркутска, ведет Реестр бесхозяйного недвижимого имущества.

В соответствие с приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» для постановки на учет бесхозяйного имущества используется забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение», счет предназначен для учета материальных ценностей, принятых учреждением на хранение, в переработку, материальных ценностей, полученных (принятых к учету) учреждением до момента обращения их в собственность государства и (или) передачи указанного имущества органу, осуществляющему в отношении указанного имущества полномочия собственника (имущество, полученное в качестве дара, бесхозяйное имущество и т.п.), материальных ценностей, изъятых в возмещение причиненного ущерба, за исключением материальных ценностей, являющихся согласно законодательству Российской Федерации вещественными доказательствами и учитываемых обособленно, материальных ценностей, изъятых (задержанных) таможенными органами и не помещенных на склад временного хранения таможенного органа, а также имущества, в отношении которого принято решение о списании (прекращении эксплуатации), в том числе в связи с физическим или моральным износом и невозможностью (нецелесообразностью) его дальнейшего использования, до момента его демонтажа (утилизации, уничтожения).

В ходе судебного заседания установлено, что администрацией г. Иркутска согласно актов обследования и инвентаризации имущества от <дата> выявлено бесхозяйное имущество – <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес><данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес><данные изъяты>, расположенная по адресу: г. <данные изъяты>.

Согласно ответа Службы государственного строительного надзора Иркутской области от <дата><номер>, указанные объекты не обладают признаками недвижимого имущества.

Распоряжением заместителя мэра – председателя КУМИ от <дата><номер> об учете бесхозяйного движимого имущества в соответствии с порядком, установленным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», указанные объекты движимого имущества отражены на забалансовом учете комитета до момента вступления в силу решения суда о признании права муниципальной собственности города Иркутска на бесхозяйное имущество.

В соответствии с ответом Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области от <дата><номер> бесхозяйные движимые вещи – <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес><данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес> в реестре федерального имущества не значатся.

Согласно ответу Министерства имущественных отношений Иркутской области от <дата> за <номер>, указанные объекты в реестре государственной собственности Иркутской области не значатся.

Руководствуясь приказом от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» отделом администрирования доходов и бухгалтерского учета имущественного департамента комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска указанный выше памятник был поставлен на забалансовый счет 02 «Материальные ценности, принятые на хранение».

Таким образом, исследовав представленные доказательства в отдельности и в их совокупности, суд приходит к выводу, что указанные бесхозяйные движимые вещи находятся на забалансовом учете администрации г. Иркутска, данные объекты никто не обслуживает, в связи с этим муниципальное образование г. Иркутска, вправе требовать признания права муниципальной собственности на это имущество.

По мнению суда, собственники движимых объектов отказались от права собственности на них, каких-либо имущественных притязаний в отношении них не имеют, действий по обеспечению сохранности данного имущества не предпринимают.

Оценивая вышеуказанные доказательства в соответствии со статьи 67 ГПК РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд приходит к выводу о признании права собственности за муниципальным образованием г. Иркутска на бесхозяйное имущество.

Каких либо доказательств, опровергающих выводы суда, в силу ст. 56, 57 ГПК РФ в судебное заседание не представлено.

Таким образом, оценив все собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных КУМИ администрации г. Иркутска требований и необходимости их удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации <адрес> удовлетворить.

Признать движимые вещи: – <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>; <данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес><данные изъяты>, расположенная по адресу: <адрес> бесхозяйными и передать их в собственность муниципального образования город Иркутск.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Н.Н. Акимова