ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1525/2015 от 20.01.2016 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2-53/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 января 2016 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе:

судьи Савельева А.А.,

при секретаре Карабатовой И.А.,

с участием прокурора Плотниковой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар гражданское дело по иску Кудымкарского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО ЗУИРК " о возложении обязанности провести оценку условий труда на рабочих местах,

У С Т А Н О В И Л:

Кудымкарский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО ЗУИРК (далее ООО "ЗУИРК", Общество) о возложении обязанности по проведению специальной оценки условий труда на рабочих местах, исковые требования мотивирует тем, что в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда установлено, что индивидуальным предпринимателем не проведена специальная оценка условий труда, что влечет за собой нарушение прав лиц и потенциальных работников на получение достоверной и объективной информации о наличии на конкретном рабочем месте вредных и/или опасных условий труда и положенных льгот и компенсаций за работу в указанных условиях. ООО "ЗУИРК" зарегистрировано по адресу: д. <адрес>, ООО "ЗУИРК" является юридическим лицом, в свой деятельности руководствуется уставом. Согласно утвержденному штатному расписанию на 2015 год у ответчика имеются рабочие места в количестве 4 штатных единиц. Просит обязать ООО "ЗУИРК" в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести специальную оценку условий труда на рабочих местах.

В судебном заседании прокурор Плотникова С.А. исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям, дополнительно суду пояснила, что ООО "ЗУИРК" оказывает рекламную деятельность, согласно п. 2.1.3 Договора на реализацию мероприятий подпрограммы "Противодействие наркомании и незаконному обороту наркотических средств, профилактика потребления психоактивных веществ на территории Пермского края" на 2014-2016 годы обеспечивает изготовление и прокат радиопередач, аудиороликов согласно представленному медиоплану (графику трансляции). Обязаны провести аттестацию хотя бы одного рабочего места. Как пояснил ФИО1 на прошлом судебном заседании, звукозаписывающее оборудование имеется по адресу: <адрес>

Представитель ответчика ООО "ЗУИРК", директор Общества ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен, представил письменное ходатайство о рассмотрении дела без его участия, в прошлом судебном заседании пояснил, что его рабочее место находится в д. Батино. Записывающая аппаратура находится в тех местах, где расположено оборудование, это в <адрес> и в <адрес> по адресу: <адрес>, куда нет допуска даже у него, потому что это режимные помещения. Проводить специальную оценку рабочих мест, по их документам, он не видит смысла, потому что сотрудники работают на дому. Обычно они собираются с сотрудниками по адресу: <адрес> помещение это арендуют у индивидуального предпринимателя для документов, архива, в помещении расположены персональный компьютер, микрофоны, микшер, он сам, или кто то из работников осуществляет записи на этом оборудовании.

Изучив материалы дела, выслушав прокурора, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

В абз 4 ч. 2 ст 22 ТК РФ закреплены основные обязанности работодателя, к числу которых отнесена обязанность обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

В силу абз. 10 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.

В соответствии с ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 года № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее Федерального закона № 426-ФЗ) специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Согласно ст. 8 Федерального закона № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем и организацией или организациями, соответствующими требованиям статьи 19 настоящего Федерального закона и привлекаемыми работодателем на основании гражданско-правового договора. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с методикой ее проведения, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона № 426-ФЗ работодатель обязан: обеспечить проведение специальной оценки условий труда, в том числе внеплановой специальной оценки условий труда, в случаях, установленных ч. 1 ст. 17 настоящего Федерального закона; предоставить организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию, которые предусмотрены гражданско-правовым договором, указанным в ч. 2 ст. 8 настоящего Федерального закона, и которые характеризуют условия труда на рабочих местах, а также разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда; не предпринимать каких бы то ни было преднамеренных действий, направленных на сужение круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении специальной оценки условий труда и влияющих на результаты ее проведения; ознакомить в письменной форме работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; давать работнику необходимые разъяснения по вопросам проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте; реализовывать мероприятия, направленные на улучшение условий труда работников, с учетом результатов проведения специальной оценки условий труда.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона № 426-ФЗ для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда (далее - комиссия), число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.

Комиссия до начала выполнения работ по проведению специальной оценки условий труда утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест.

В судебном заседании установлено, что ООО "ЗУИРК" зарегистрировано в качестве юридического лица, осуществляет рекламную деятельность, обеспечивает изготовление и прокат радиопередач, аудиороликов по адресу: <адрес> края, <адрес> Согласно штатному расписанию от ДД.ММ.ГГГГ в ООО "ЗУИРК" имеется 4 штатные единицы. Общество арендует помещения по адресу: <адрес> края, <адрес> у ИП ФИО2, что подтверждается договором арены нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ.

По адресу: <адрес> края, <адрес> располагается оборудование общества: персональный компьютер, микрофоны, микшер, на котором производится звукозапись, что не отрицается директором Общества ФИО1

На момент рассмотрения спора в нарушение требований действующего законодательства специальная оценка условий труда в ООО "ЗУИРК" не проведена. Доказательств обратного материалы дела не содержат.

Невыполнение ответчиком требований об обязательной специальной оценке условий труда нарушает гарантированное ст. 37 Конституции Российской Федерации право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Доводы представителя ответчика о том, что его рабочее место находится в д. Батино, проводить специальную оценку рабочих мест, он не видит смысла, потому что сотрудники работают на дому, суд считает несостоятельными.

Учитывая изложенное, суд находит требования прокурора законными и обоснованными, полагает необходимым иск удовлетворить и возложить на ответчика обязанность провести специальную оценку условий труда на рабочих местах по адресу: <адрес> края, <адрес> Суд считает, что срок до ДД.ММ.ГГГГ, о котором требует прокурор для исполнения ответчиком указанной обязанности, является разумным и достаточным для надлежащего исполнения решения суда.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход бюджета муниципального образования "Городской округ-город Кудымкар бюджета" в размере 300,00 руб.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кудымкарского городского прокурора удовлетворить.

Обязать ООО ЗУИРК " в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести специальную оценку условий труда на рабочих местах по адресу: <адрес>".

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Западно-Уральская информационно-рекламная компания" в бюджет муниципального образования "Городской округ-город Кудымкар" государственную пошлину в размере 300,00 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.01.2016 года.

Судья Савельев А.А.