Дело № 2 – 1525/2019 76RS0022-01-2019-001034-90
Мотивированное решение изготовлено 13.09.2019
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
«09» сентября 2019 года
Заволжский районный суд г. Ярославля в составе:
председательствующего судьи Пивоваровой Т.В.
при секретаре Хлопановой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ярославле гражданское дело по иску прокурора Заволжского района г. Ярославля к мэрии г. Ярославля, МОУ "Средняя школа № 48", Департаменту образования мэрии г. Ярославля об обязании обеспечить финансирование с целью обеспечения МОУ "Средняя школа № 48" охраной объектов (территорий) сотрудниками частных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны,
у с т а н о в и л:
Прокуратурой Заволжского района г. Ярославля проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности МОУ «Средняя школа № 48», в ходе которой выявлено, что требования закона в сфере антитеррористической защищенности соблюдены в МОУ «Средняя школа № 48» не в полной мере: территория учреждения не охраняется надлежащей охраной организацией, отвечающей требованиям законодательства.
На основании изложенного истец просит обязать мэрию г Ярославля в срок до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование с целью обеспечения МОУ «Средняя школа № 48» охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, обязать МОУ «Средняя школа № 48» обязанность в срок до 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности в МОУ «Средняя школа № 48» путем обеспечения МОУ «Средняя школа № 48» охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
В судебном заседании помощник прокурора Заволжского района г.Ярославля Новожилов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, согласно заявленному.
Представитель ответчика МОУ «Средняя школа № 48» ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указала, что охрана должна быть, но во все школы ассигнования не выделяются, поэтому охрана специализированной организацией отсутствует, охрана в школе осуществляется силами штатных работников.
Представитель ответчиков мэрии г. Ярославля, департамента образования мэрии г. Ярославля: ФИО2 указала, что в связи с принятием нового постановления правительства от 02.08.2019 № 1006 будет производиться паспортизация помещений до середины января 2020 года, в связи с чем может измениться категория объекта. Также в этом паспорте будут определяться сроки выполнения требований законодательства с учетом объема работ и их финансированием в течение 2 финансовых лет. Ассигнование на ЧОП прекратилось, так как были внесены изменения в этой части в законодательство, охрану осуществлять должна была Росгвардия, однако новое постановление правительства изменило и это положение.
Суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Заслушав прокурора, представителей ответчиков, изучив письменные материалы дела, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные образовательные организации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Согласно п. 1, 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются - обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
Из подпункта «д» п. 11 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, следует, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Статья 28 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - ФЗ «Об образовании в РФ») предусматривает, что к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 41 ФЗ «Об образовании в РФ» охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно Уставу МОУ «Средняя школа № 48», школа осуществляет образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, присмотр и уход за детьми. Для осуществления образовательной деятельности МОУ «Средняя школа № 48» департаментом образования Ярославской области 18.11.2015 выдана лицензия на осуществление образовательной деятельности (серия 76Л02 № 0000627).
Пунктом 18 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235 определено, что с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются 1, 2 и 3 категории опасности объектов (территорий). В соответствии с данной нормой, объекты (территории) второй категории опасности - это:
объекты (территории), расположенные на территории субъекта Российской Федерации, в котором в течение последних 12 месяцев совершено (предпринято попыток к совершению) менее 3 террористических актов;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек;
объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемый размер материального ущерба и ущерба окружающей природной среде составляет от 5 до 50 млн. рублей.
В соответствии с п. 23 постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1235, в отношении объектов второй категории опасности осуществляется обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Установлено, что требования закона в сфере антитеррористической защищенности соблюдены в МОУ «Средняя школа № 48» не в полной мере: территория учреждения не обеспечена надлежащей охраной организацией, отвечающей требованиям законодательства.
Вступление в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1008 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения российской Федерации и объектов (территорий) относящихся у сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) не исключает обязанность органов местного самоуправления по охране учебных заведений специализированной охранной организацией. Напротив, обязанность обеспечить охрану образовательного учреждения существовала как до вступления в силу указанного постановления, так и после вступления его в силу.
Довод ответчиков о том, что только после присвоения объекту категории опасности следует решать вопрос об организации охраны учреждения спилами специализированной организации судом отклоняется как несостоятельный, поскольку при подобном толковании законодательства в течение срока проведения необходимых мероприятий – 2 финансовых года (п.п. «е» п.11 Постановления) охрана школ надлежащими охранными организациями осуществляться не будет, что противоречит Закону «О противодействии терроризму» и Закону «Об образовании».
В силу требований п. 31 приложения к Требованиям к антитеррористической защищенности объектов (территорий), подлежащих обязательной охране полицией, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 г. N 272, а также Паспорта безопасности объекта ответчика, оборудование объекта (территории) устройствами тревожной сигнализации (механическими кнопками, радиокнопками, радиобрелоками, педалями), относится к техническим средствам охраны объектов (территорий).
Согласно приказу Министерства труда и социальной защиты, Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. N 1010н, работники по обеспечению охраны образовательных учреждений не относятся к сотрудникам частных охранных организаций или подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Следовательно, наличие у МОУ «Средняя школа № 48» договора на охрану объекта посредством механической тревожной кнопки, а также обеспечение контрольно-пропускного режима на объекте (территории) работниками по обеспечению охраны образовательных учреждений, не освобождает ответчика от обеспечения охраны объекта (территории) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны, в соответствии с положениями Требований, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 7 октября 2017 г. N 1235 и действующих на момент проведения проверки.
Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ обращается в интересах неопределенного круга, так как неисполнение должным образом требований закона снижает антитеррористическую безопасность образовательного учреждения и влечет за собой нарушение прав обучающихся, работников образовательного учреждения и других граждан на безопасность и охрану жизни и здоровья, что является недопустимым.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 56, 194-199 ГПК РФ,
Р е ш и л:
Иск Прокурора Заволжского района г. Ярославля к мэрии г. Ярославля, МОУ «Средняя школа № 48», Департаменту образования мэрии г. Ярославля об обязании обеспечить финансирование с целью обеспечения МОУ «Средняя школа № 48» охраной объектов (территорий) сотрудниками частных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны удовлетворить.
Обязать мэрию г Ярославля в срок до 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование с целью обеспечения МОУ «Средняя школа № 48» охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Обязать МОУ «Средняя школа № 48» обязанность в срок до 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять меры к обеспечению антитеррористической защищенности в МОУ «Средняя школа № 48» путем обеспечения МОУ «Средняя школа № 48» охраной объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Заволжский районный суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Т.В.Пивоварова