ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1526/2014 от 09.09.2014 Тобольского городского суда (Тюменская область)

 №2-1526/2014

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 г.Тобольск 09 сентября 2014 года

 Тобольский городской суд Тюменской области в составе председательствующего судьи Логиновой М.В.,

 при секретаре Мальцевой С.М.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1526/2014 по исковому заявлению Тюменского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу «Тобольский речной порт» о возложении обязанности устранить нарушения закона о транспортной безопасности,

 - с участием заместителя Тюменского транспортного прокурора Орлова А.А.,

 - с участием представителя открытого акционерного общества «Тобольский речной порт» ФИО1, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

 УСТАНОВИЛ:

 Тюменский транспортный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Тобольский речной порт» о возложении обязанности утвердить план обеспечения транспортной безопасности принадлежащего предприятию судна – грузопассажирского парома «<данные изъяты>» в компетентном органе «Росморречфлоте» в течение трёх месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, а также обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

 Требования мотивированы тем, что Тюменской транспортной прокуратурой в соответствии с заданием Уральской транспортной прокуратуры проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств согласно ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры. Компетентным органом по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств на внутреннем водном транспорте является Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот). ОАО «Тобольский речной порт» проведена оценка уязвимости принадлежащего предприятию транспортного средства (судна) - грузопассажирского парома «<данные изъяты>». Результаты оценки уязвимости указанного судна утверждены руководителем Росморречфлота ДД.ММ.ГГГГ. ОАО «Тобольский речной порт» должно было разработать и утвердить в Росморречфлоте план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» до ДД.ММ.ГГГГ и реализовать план обеспечения транспортной безопасности указанного судна до ДД.ММ.ГГГГ. В ходе проверки установлено, что ОАО «Тобольский речной порт» разработан план обеспечения транспортной безопасности судна - грузопассажирского парома «<данные изъяты>», но, в нарушение требований пп.5.8 п.5 приказа Минтранса России № 41, до настоящего времени план обеспечения транспортной безопасности указанного судна не утвержден в Росморречфлоте, в связи с чем предприятием не реализован. Невыполнение ответчиком обязанностей по утверждению плана обеспечения транспортной безопасности принадлежащего предприятию транспортного средства в течение трех месяцев и реализации его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости транспортного средства влечет невозможность выполнения комплекса мер по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных Федеральным законом «О транспортной безопасности», приказом Минтранса России № 41.

 Определением Тобольского городского суда от 14 июля 2014 года принято заявление Тюменского транспортного прокурора об уточнении исковых требований, в соответствии с которым прокурор просит возложить на ОАО «Тобольский речной порт» обязанность представить план обеспечения транспортной безопасности, отвечающий всем предъявляемым законодательством о транспортной безопасности требованиям, в отношении принадлежащего предприятию судна – грузопассажирский паром «<данные изъяты>» - на утверждение в компетентный орган (Росморречфлот) в течение 1 (одного) месяца момента вступления решения суда в законную силу, а также обязанность реализовать план обеспечения транспортной безопасности в отношении принадлежащего предприятию судна - грузопассажирский паром «<данные изъяты>» - поэтапно, после его утверждения в компетентном органе (Росморречфлоте) в порядке, сроки и в соответствии с количеством этапов, предусмотренных данным планом обеспечения транспортной безопасности.

 В судебном заседании заместитель Тюменского транспортного прокурора Орлов А.А. на требованиях настаивал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Пояснил, что, несмотря на то, что план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» ответчиком направлен в Росморречфлот в очередной раз ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени он не утвержден, несколько раз возвращался ответчику на доработку, в том числе по причинам не соответствия действующему законодательству.

 Представитель ответчика ОАО «Тобольский речной порт» ФИО1, действующая на основании доверенности, с требованиями прокурора не согласилась. Пояснила, что утверждение плана обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» затянулось по уважительным причинам, на утверждение план направлялся несколько раз, и возвращался, в том числе по причинам, не зависящим от ответчика. В настоящее время план обеспечения транспортной безопасности, отвечающий всем предъявляемым законодательством о транспортной безопасности требованиям, грузопассажирского парома «<данные изъяты>» находится на утверждении в Росморречфлоте. Требование прокурора о реализации плана обеспечения транспортной безопасности также является необоснованным, поскольку реализация плана должна осуществляться после утверждения плана, план не утвержден, поэтому решение суда будет неисполнимо. Несмотря на то, что план обеспечения транспортной безопасности не утвержден, ответчиком он практически реализован. В июле 2014 года Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) проведена проверка ОАО «Тобольский речной порт», нарушений не установлено, факт неутверждения плана обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» не расценен как нарушение.

 Выслушав участвующих в деле лиц и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

 В судебном заседании установлено, что ОАО «Тобольский речной порт» является юридическим лицом, главной целью деятельности которого является обеспечение потребностей юридических и физических лиц в перевозках, работах и услугах, оказываемых речным транспортом, а также извлечение прибыли. ОАО «Тобольский речной порт» на праве собственности принадлежит судно - грузопассажирский паром «<данные изъяты>». Заключением Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ утверждена оценка уязвимости грузопассажирского парома «<данные изъяты>». План обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» разработан Негосударственным образовательным учреждением «<данные изъяты>» (г. Ижевск) и направлялся ОАО «Тобольский речной порт» для утверждения в Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот) самостоятельно либо через Негосударственное образовательное учреждение «<данные изъяты>»: ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

 Федеральным агентством морского и речного транспорта план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» неоднократно возвращался ОАО «Тобольский речной порт». Так, план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» возвращен ОАО «Тобольский речной порт» ДД.ММ.ГГГГ - по причине не предоставления третьего экземпляра на электронном носителе, ДД.ММ.ГГГГ - по причине не реализации п.п.5.6.1 и 5.6.5 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, п.п. 4.10 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, не соответствия фактического количества страниц нумерации страниц оглавления плана, ДД.ММ.ГГГГ - по причине того, что подписной лист плана не заверен оригинальными подписями и печатями, положение пункта 4.1 приложения № не соответствует положениям п.п.7.2 ст.1 Федерального закона № 16-ФЗ и п.п. 5.6.1 приказа Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Негосударственным образовательным учреждением «<данные изъяты>» в адрес начальника Управления ФСБ России по Удмуртской Республике направлена информация по вопросу возвращения Федеральным агентством морского и речного транспорта планов обеспечения транспортной безопасности, в том числе ОАО «Тобольский речной порт».

 ДД.ММ.ГГГГ Негосударственным образовательным учреждением «<данные изъяты>», действующим в интересах ОАО «Тобольский речной порт» на основании доверенности, план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» снова направлен на утверждение в Федеральное агентство морского и речного транспорта.

 Данные обстоятельства подтверждаются уставом ОАО «Тобольский речной порт», выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Тобольский речной порт» на ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о праве собственности на судно от ДД.ММ.ГГГГ, договором № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ОАО «Тобольский речной порт» и Негосударственным образовательным учреждением «<данные изъяты>» на предмет оказания услуг по разработке плана обеспечения транспортной безопасности, информацией ОАО «Тобольский речной порт» в адрес Тюменского транспортного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, сопроводительным письмом ОАО «Тобольский речной порт» в адрес Федерального агентства морского и речного транспорта от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>» в адрес ОАО «Тобольский речной порт» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, информацией Негосударственного образовательного учреждения «<данные изъяты>» в адрес начальника управления ФСБ России по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ.

 Актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзора) от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (Ространснадзором) в отношении ОАО «Тобольский речной порт» проведена проверка, установлено, что планы обеспечения транспортной безопасности, в том числе и по пассажирскому парому «<данные изъяты>» возвращались на доработку по формальным обстоятельствам (повреждение третьего экземпляра плана, не соответствие количества листов - описи), учитывая необходимость на начало навигации 2014 года работы парома «<данные изъяты>» на паромной переправе <данные изъяты> были разработаны мероприятия по реализации плана обеспечения транспортной безопасности, на пароме создан КПП, служба обеспечивается двумя постами подразделения транспортной безопасности, укомплектованными сотрудниками специализированного подразделения транспортной безопасности Уральского филиала Федерального государственного унитарного предприятия «Управление вневедомственной охраны Минтранса РФ», паром оснащен системой <данные изъяты>, системой глобального <данные изъяты>, на пароме установлена и действует телевизионная <данные изъяты>, в целях реализации транспортной безопасности <данные изъяты> – ОАО «Тобольский речной порт» в порту на момент проверки действует КПП, на территории порта действует охранная видеосистема наблюдения, состоящая из <данные изъяты>, адаптированных с системой <данные изъяты>, на КПП установлена <данные изъяты>. По результатам проверки нарушений действующего законодательства не установлено.

 Правовое регулирование отношений в сфере транспортной безопасности на территории Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 09 февраля 2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности» и принятыми в его исполнение подзаконными нормативными правовыми актами.

 Статьей 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» определены следующие понятия: обеспечение транспортной безопасности определятся как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании; транспортная безопасность определена как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; под транспортными средствами понимаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе, суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров.

 Согласно ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 Статьей 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» предусмотрено, что на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозчиками, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, субъектами транспортной инфраструктуры совместно с органами государственной власти или органами местного самоуправления либо исключительно органами государственной власти..

 Компетентным органом по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности на внутреннем водном транспорте согласно п. 5.13.3 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской федерации от 23 июля 2004 года № 371, является Федеральное агентство морского и речного транспорта (Росморречфлот).

 Таким образом, первичной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры после проведения оценки уязвимости транспортного средства является обращение в Федеральное агентство морского и речного транспорта для утверждения плана обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Реализация плана обеспечения транспортной безопасности транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности.

 Заявляя исковые требования, прокурор исходит из того, что ответчик до настоящего времени не направил в Федеральное агентство морского и речного транспорта план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>», отвечающий всем предъявляемым законодательством требованиям. Соответственно, ответчиком не реализуется план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>».

 С данными доводами суд согласиться не может, так как они не соответствует фактическим обстоятельствам дела.

 Из материалов дела следует, что ОАО «Тобольский речной порт» план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» неоднократно направлялся в Федеральное агентство морского и речного транспорта, в последний раз план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» направлен ДД.ММ.ГГГГ (сведения об утверждении плана на момент рассмотрения дела отсутствуют), что свидетельствует о выполнении возложенной на ответчика обязанности. Доказательств того, что направленный ОАО «Тобольский речной порт» в Федеральное агентство морского и речного транспорта ДД.ММ.ГГГГ план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» не соответствует требованиям действующего законодательства прокурором не представлено.

 Согласно п. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

 Кроме того, актом проверки Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Федеральной службой по надзору в сфере транспорта дана оценка действиям ОАО «Тобольский речной порт» по направлению плана обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» для утверждения в Росморречфлот и его реализации, нарушений действующего законодательства не выявлено и установлено, что до утверждения плана обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» на период навигации приняты меры по обеспечению транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>» согласно разработанному плану обеспечения транспортной безопасности.

 Поскольку ОАО «Тобольский речной порт» выполнена возложенная на него обязанность по направлению в компетентный орган плана обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>», а действия по реализации плана обеспечения транспортной безопасности должны быть произведены только после утверждения плана обеспечения транспортной безопасности, о чем субъект транспортной инфраструктуры должен быть уведомлен, при этом ответчиком частично выполнен план обеспечения транспортной безопасности грузопассажирского парома «<данные изъяты>», оснований для вывода о бездействии ОАО «Тобольский речной порт» и необходимости применения судебного принуждения не имеется. В связи с чем, исковые требования Тюменского транспортного прокурора о возложении на ОАО «Тобольский речной порт» обязанности представить план обеспечения транспортной безопасности, отвечающий всем предъявляемым законодательством о транспортной безопасности требованиям, в отношении принадлежащего предприятию судна – грузопассажирский паром «<данные изъяты>» - на утверждение в компетентный орган (Росморречфлот) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, обязании реализовать план обеспечения транспортной безопасности в отношении принадлежащего предприятию судна – грузопассажирский паром «<данные изъяты>» - поэтапно, после его утверждения в компетентном органе (Росморречфлоте) в порядке, сроки и в соответствии с количеством этапов, предусмотренных данным планом обеспечения транспортной безопасности, являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

 Иных доказательств суду не представлено.

 Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199 ГПК Российской Федерации, суд

 РЕШИЛ:

 Тюменскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований к открытому акционерному обществу «Тобольский речной порт» о возложении обязанности представить план обеспечения транспортной безопасности, отвечающий всем предъявляемым законодательством о транспортной безопасности требованиям, в отношении принадлежащего предприятию судна - грузопассажирский паром «<данные изъяты>» - на утверждение в компетентный орган (Росморречфлот) в течение одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу, обязании реализовать план обеспечения транспортной безопасности в отношении принадлежащего предприятию судна - грузопассажирский паром «<данные изъяты>» - поэтапно, после его утверждения в компетентном органе (Росморречфлоте) в порядке, сроки и в соответствии с количеством этапов, предусмотренных данным планом обеспечения транспортной безопасности, отказать.

 Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд через Тобольский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

 Решение суда в окончательной форме изготовлено 15 сентября 2014 года.

 Судья М.В. Логинова