ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1526/2017 от 05.02.2018 Выксунского городского суда (Нижегородская область)

Дело № 2-44/2018 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Выкса 05 февраля 2018 года

Выксунский городской суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Скучилиной Е.И., с участием истца Левко А.Г., адвоката Гордеевой С.Е., представителя ответчика Степановой Е.Н., при секретаре Анохиной Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Левко А.Г. к МУП Выксунское ПАП, Министерству транспорта и автомобильных дорог по Нижегородской области, ГКУ ОН «УСЗН» г. Выкса, ГУ УПФР по г. Выкса об обеспечении бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта на территории Нижегородской области,

У с т а н о в и л :

Левко А.Г. обратилась в суд с иском к МУП Выксунское ПАП, Департаменту транспорта Нижегородской области о восстановлении нарушенных прав и обязании ответчика обязать ответчиков обеспечить оформление ей единого социального проездного билета для льготного проезда на всех видах транспорта на территории Нижегородской области. В обоснование заявленных требований Левко А.Г. указано, что она является инвалидом ….. группы по общему заболеванию бессрочно. У нее постоянно возникает необходимость в пользовании транспортными средствами для поездок в больницу и другие социальные учреждения, что влечет за собой денежные расходы, которые ей не компенсируются ни из федерального ни из регионального бюджета. Постановлением Правительства Нижегородской области от ….. года №…установлен на территории Нижегородской области единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан при проезде на общественном транспорте(кроме такси) при наличии единого социального билета и (или) единого социального проездного абонемента, электронного единого социального проездного билета или абонемента, к соответствующему документу, имеющему право на льготы. Она обратилась в управление социальной защиты г.Выксы с просьбой оформить ей единый социальный проездной билет либо абонемент, в оформлении такого билета сотрудниками соцзащиты в устной форме ей было отказано, рекомендовано обратиться в МУП «Выксунское ПАП» для оформления единого социального проездного абонемента. В МУП «Выксунское ПАП» письменно пояснили что в связи с тем что она получает надбавку к пенсии, льгота на пригородные поезда и проезд на пригородном транспорте ей не положена. Для оформления такого билета ей необходимо обратится в УПФ по г.о.г.Выксы для того, чтобы оформить письменный отказ от доплаты к пенсии, чтобы в дальнейшем получить единый социальный билет. Однако сотрудники УПФ отказали в приеме данного заявления, и предоставили справку из которой следует, что она получает ежемесячную денежную выплату на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Ею был направлен письменный отказ от получения доплаты к пенсии с требованием выдачи справки об аннулировании ежемесячной денежной выплаты к пенсии на бесплатный проезд на всех видах транспорта для оформления в дальнейшем единого социального билета, однако до настоящего времени данное требование оставлено без удовлетворения.

С учетом последующего изменения исковых требований Левко А.Г. просила обязать ответчиков- МУП Выксунское ПАП, Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, ГКУ НО «УСЗНН» г. Выкса, ГУ УПФР по г. Выкса Нижегородской области обеспечить ей бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта на территории Нижегородской области.

В судебном заседании Левко А.Г. и ее представитель адвокат Гордеева С.Е. заявленные требования поддержали. Из объяснений истца и представителя истца следует, что Федеральным законом №181-ФЗ от 24.11.1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ» были предусмотрены меры социальной защиты инвалидов, являющиеся расходными обязательства РФ и за инвалидами закреплено право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения. В связи с введением в действие ФЗ от 22 августа 2004 года №122-ФЗ натуральные льготы были заменены денежной компенсацией, которая выплачивается пенсионерам согласно закону НО от 10.12.2004г.(№149), ветеранам труда (на основании Постановления Правительства НО от 20.12.2004г. №282). Истец Левко А.Г. как …д ….. группы имеет право на ежемесячную денежную выплату на основании пп.2п.2 ст.28.1(ФЗ №181-ФЗ). В соответствии с ч.1 ст.6.1 ФЗ №178 от 17.07.1999 года «О государственной социальной помощи», инвалиды входят в число категорий граждан имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, которая включает в себя бесплатный проезд на пригородном ж/д транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. Однако ответчики обязаны были обеспечить бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта Нижегородской области. Согласно справки из ГУ УПФР г.Выксы Левко А.Г. получает ежемесячную денежную выплату по категории …. на лекарственные препараты, на путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном ж/д транспорте, а также междугороднем транспорте к месту лечения и обратно. При этом компенсацию на бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта Нижегородской области она не получает, так как она выплатой не предусмотрена. Участие органов государственной власти субъектов РФ в области социальной защиты и социальной поддержки инвалидов регламентировано ст.5 ФЗ №181-ФЗ. п.6 статьи закреплено право названных органов на предоставление дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъектов РФ.В силу ч.3 ст.26.3.1. ФЗ от 6 октября 1999 года №184-ФЗ указанные публично-правовые образования вправе устанавливать за счет средств своего бюджета дополнительные меры социальной поддержки для отдельных категорий граждан, исходя из критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. В целях реализации права по установлению дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на территории НО и в соответствии с ФЗ №184-ФЗ» Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», постановлением правительства РФ №3 от 21 января 2005 года «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории НО» утвержден единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте при наличии ЕСПБ и ЕСПА. Стоимость ЕСПБ составляет-450 рублей. Стоимость ЕСПА составляет-700 рублей. Истец имеет право на приобретение льготного проездного билета, так как инвалиды …. группы входят в перечень категорий граждан имеющих право на их приобретение. В соответствии с постановлением Правительства НО №404 от 24.09.2008г «Об утверждении положения о порядке формирования распределения и использования субсидий», предоставляемых государственным предприятиям муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям на возмещение выпадающих доходов возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан транспортные предприятия получают субсидию. Согласно предоставленного ответчиком МУП «Выксунское ПАП» договора о предоставлении субсидии от 28.12.2016г. Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области предоставляет перевозчику за счет средств областного бюджета субсидии на возмещение выпадающих доходов возникающих от перевозки льготных категорий граждан. Субсидии на перевозку льготных категорий граждан перевозчик получает. Однако компенсацию 450 рублей на приобретение льготного проездного билета ГКУ НО «УСЗН» г.о.г. Выксы истцу не предоставляет, сотрудники соцзащиты пояснили истцу, что к пенсии истца выплачивается соответствующая компенсация. Однако, как следует из справки пенсионного фонда, указанная компенсация истцу не выплачивается.

Представитель ответчика- Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что в соответствии с Законом Нижегородской области от 3 октября 2007 года № 129-3 «О Правительстве Нижегородской области», Указом Губернатора Нижегородской области от 30 августа 2013 года № 110 «О совершенствовании структуры органов исполнительной власти Нижегородской области» Департамент транспорта Нижегородской области реорганизован путем преобразования в Министерство транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области (далее-министерство). Истцом в исковых требованиях указан ненадлежащий Ответчик - Департамент транспорта Нижегородской области. Кроме того, министерство не может являться ответчиком в рамках данного дела по следующим основаниям: в целях реализации права по установлению дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановлением Правительства Нижегородской области № 3 от 21 января 2005 года «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области» (далее - Постановление) утвержден единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) при наличии единого социального проездного билета и (или) единого социального проездного абонемента, электронного единого социального проездного билета и (или) электронного социального проездного абонемента или комбинированного социального проездного билета к соответствующему документу, дающему право на льготы. Приложением 2 к Постановлению является Положение о едином социальном проездном билете и едином социальном проездном абонементе (далее-Положение). Министерство, в соответствии с указанным выше Постановлением и Положением, наделено, в частности, полномочиями в данной сфере обеспечения дополнительных мер социальной поддержки:

- осуществляет контроль за выдачей бланков единых социальных проездных билетов, единых социальных проездных абонементов и талонов комбинированных социальных проездных билетов муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области, имеющим право на реализацию вышеуказанных бланков, перечень которых утвержден приложением 3 к Постановлению (п.7.3. Постановления);

- направляет заявку на централизованное изготовление проездных билетов и проездных абонементов, являющихся бумажными документами строгой отчетности - (п.1.5. Положения);

- своим приказом утверждает макет бланка проездного билета и проездного абонемента, электронного социального проездного билета, электронного социального проездного абонемента, бланка талона комбинированного билета (п.2.1., 6 Положения); осуществляет сбор заявок на необходимое количество проездных билетов и проездных абонементов от транспортных предприятий в срок до 10-го числа месяца, предшествующего месяцу их выдачи (п.3.2. Положения), на основании данных, представленных транспортными предприятиями, в срок до 15-го числа месяца, предшествующего месяцу выдачи проездного билета и проездного абонемента, формирует и направляет организации, осуществляющей изготовление и поставку бланков единых социальных проездных билетов и единых социальных проездных абонементов, определенной в порядке, установленном министерством транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, сводную заявку на изготовление бланков проездных билетов и проездных абонементов абз.2 п.3.2. Положения);

- совместно с министерством социальной политики утверждает порядок оформления реестров лиц, получивших электронные проездные билеты и (или) электронные проездные абонементы или комбинированные билеты.

В соответствии с вышеизложенным, Министерство не наделено правом самостоятельного определения круга граждан, имеющих право на получение льготного проезда, проверки наличия или отсутствия у граждан права на получение данной льготы, оформления и выдачи указанных выше проездных документов. В соответствии с Приложением № 3 к Постановлению определен Перечень транспортных предприятий, реализующих бланки единых социальных проездных билетов, единых социальных проездных абонементов и талонов комбинированных социальных проездных билетов. В силу указанных выше норм, министерство не является субъектом, осуществляющим функции по оформлению единого социального проездного билета, единого социального проездного абонемента льготным категориям граждан, соответственно не уполномочено на оформление указанных билетов Истцу. Вместе с тем, министерство полагает, что Истец, в силу действующего законодательства, имеет право на приобретение единого социального проездного билета, единого социального проездного абонемента по следующим основаниям: Приложением 1 к Постановлению определен перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единых социальных проездных билетов, единых социальных проездных абонементов, электронных единых социальных проездных билетов, электронных социальных проездных абонементов и комбинированных социальных проездных билетов. В соответствии с п.17 Перечня гражданами, получающими льготы по указанному Постановлению, являются инвалиды и лица, сопровождающие инвалидов I группы. Таким образом, инвалиды II группы входят в этот Перечень и имеют право воспользоваться данной дополнительной льготой. При этом, считаем необходимым обратить внимание на следующее. Общие условия перевозки в Российской Федерации определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (ч. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ст. 4 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 № 259-ФЗ) содержит перечень видов сообщения, к которым относятся: перевозки в междугородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов, перевозки в пригородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

Исходя из содержания искового заявления, являясь инвалидом II группы, истец на основании п.п.2 п.2 ст. 28.1 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» получает ежемесячную денежную выплату, которая является денежным выражением набора социальных услуг в соответствии с ч.1 ст. 6.1. Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи». В соответствии со ст. 6.2. Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включаются:

1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей- инвалидов; 1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; 2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. Вместе с тем, дополнительно, отдельные категории граждан, включая инвалидов, имеют право на покупку единого социального проездного билета или единого социального проездного абонемента в соответствии с Постановлением № 3, указанным выше, что является самостоятельной мерой поддержки и не зависит от размера предоставляемых компенсаций. Единый социальный проездной билет и единый социальный проездной абонемент может быть использован лишь при проезде на всех видах городского пассажирского транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро), кроме такси, маршрутного такси, а также распространяется на пригородный автотранспорт, за исключением такси, маршрутного такси (п.1.1. Положения). Действующим законодательством не предусмотрен единый социальный проездной билет для льготного проезда на всех видах транспорта на территории Нижегородской области. В соответствии с п.1.4. Положения проездной билет и проездной абонемент является именными документами и реализуются за плату гражданам, указанным в Перечне, при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина либо его нотариально заверенной копии, и документа, удостоверяющего право на получение льгот согласно законодательству. В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области № 376 от 10 сентября 2008 года «Об установлении стоимости единого социального проездного билета и единого социального проездного абонемента» стоимость единого социального проездного абонемента с 1 декабря 2015 года составляет 700 рублей, стоимость единого социального проездного билета - 450 рублей. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122- ФЗ (о монетизации) натуральные льготы в виде бесплатного проезда на общественном транспорте льготным категориям граждан были заменены денежной компенсацией, которая в настоящее время выплачивается: пенсионерам на основании Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 149-3 «О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан»; ветеранам труда на основании постановления Правительства Нижегородской области от 20 декабря 2004 № 282 «О порядке реализации Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки ветеранов». В случае принадлежности к одной из указанных категорий граждан и соответствия истца условиям в рамках перечисленных нормативных актов, истец вправе воспользоваться такой льготой.

Из дополнительного отзыва представителя ответчика - Министерства транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области следует, что в соответствии с Положением о министерстве транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области, утвержденным постановлением Правительства Нижегородской области от 11.10.2013 года № 719 (далее- Положение о министерстве), министерство не наделено правом установления льгот для отдельных категорий граждан, определения круга лиц - получателей льгот, а также установления критериев для получения льгот. При этом, министерство осуществляет свои полномочия строго в пределах своей компетенции, определенной указанным Положением. Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее- Федеральный закон № 181-ФЗ). Предусмотренные этим законом меры социальной защиты инвалидов являются расходным обязательством Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством. Ст. 30 «Транспортное обслуживание инвалидов» указанного закона (ред. от 23 октября 2003 г.) за инвалидами было закреплено право бесплатного проезда на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси. Указанное право, предоставлявшееся за счет средств федерального бюджета, как и другие федеральные льготы для инвалидов, действовало до 1 января 2005 г. и было утрачено в связи с принятием Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п.28 ст. 63). В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ натуральные льготы в виде бесплатного проезда на общественном транспорте льготным категориям граждан были заменены денежной компенсацией, которая в настоящее время выплачивается: пенсионерам на основании Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 149-3 «О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан»; ветеранам труда на основании постановления Правительства Нижегородской области от 20 декабря 2004 года № 282 «О порядке реализации Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки ветеранов».

Исходя из содержания искового заявления, являясь инвалидом … группы, истец на основании п.п.2 п.2 ст. 28.1 Федерального закона № 181-ФЗ имеет право на ежемесячную денежную выплату. В соответствии с ч.1 ст. 6.1. Федерального закона № 178-ФЗ от 17 июля 1999 года «О государственной социальной помощи» (далее- Федеральный закон № 178-ФЗ) инвалиды входят в число категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии со ст. 6.2. Федерального закона № 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Федерального закона, набора социальных услуг включается в том числе и бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В ч.3 ст. 28.1 Федерального закона № 181- ФЗ отражено, что если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по данному Закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна денежная выплата либо по данному Закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина. Участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в обеспечении социальной защиты и социальной поддержки инвалидов регламентировано ст. 5 Федерального закона № 181-ФЗ. В частности, п.6 этой статьи закреплено право названных органов на предоставление дополнительных мер социальной поддержки за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации. Приведенная норма корреспондирует положениям Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184- ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее -Федеральный закон № 184-ФЗ). В силу ч.З ст. 26.3.1. Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ названные публично-правовые образования вправе устанавливать за счет средств своего бюджета дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансирование полномочий, предусмотренное ст. 26.3.1 этого Закона, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета (ч.4 названной статьи). В целях реализации права по установлению дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на территории Нижегородской области в соответствии с Федеральным законом № 184-ФЗ, Постановлением Правительства Нижегородской области № 3 от 21 января 2005 года «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области» (далее - Постановление № 3) утвержден единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) при наличии единого социального проездного билета (далее- ЕСПБ) и (или) единого социального проездного абонемента (далее -ЕСПА), электронного единого социального проездного билета и (или) электронного социального проездного абонемента или комбинированного социального проездного билета к соответствующему документу, дающему право на льготы. Приложением 2 к Постановлению № 3 является Положение о ЕСПБ и ЕСПА (далее- Положение). Министерство, в соответствии с Постановлением № 3 и Положением, наделено рядом полномочий в сфере обеспечения дополнительных мер социальной поддержки, в частности: утверждать приказом макет бланка ЕСПБ и ЕСПА, электронного социального проездного билета, электронного социального проездного абонемента, бланка талона комбинированного билета; осуществлять сбор заявок на необходимое количество проездных билетов и проездных абонементов от транспортных предприятий; на основании данных, представленных транспортными предприятиями, направлять организации, осуществляющей изготовление и поставку бланков ЕСПБ и ЕСПА, сводную заявку на изготовление бланков проездных билетов и проездных абонементов; осуществлять контроль за изготовлением и выдачей бланков ЕСПБ и ЕСПА и талонов комбинированных социальных проездных билетов муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области; совместно с министерством социальной политики утверждать порядок оформления реестров лиц, получивших электронные проездные билеты и (или) электронные проездные абонементы или комбинированные билеты.

В соответствии с вышеизложенным, Министерство не наделено правом самостоятельного определения круга граждан, имеющих право на получение льготного проезда, проверки наличия или отсутствия у граждан права на получение данной льготы, оформления и выдачи указанных выше проездных документов, а также предоставления возможности бесплатного проезда конкретным лицам, в том числе Истцу.

Реализацию бланков ЕСПБ, ЕСПА и талонов комбинированных социальных проездных билетов на территории Нижегородской области, осуществляют транспортные предприятия, включенные в Перечень утвержденный Приложением № 3 к постановлению №3.

Министерство полагает, что Истец, в силу действующего законодательства, имеет право воспользоваться льготой путем приобретения ЕСПБ, ЕСПА у транспортного предприятия, реализующего эти билеты, поскольку инвалиды II группы входят в перечень категорий граждан, имеющих право на их приобретение (п.17 Приложения № 1 к Постановлению № 3)

Следует отметить, что ЕСПБ и ЕСПА могут быть использованы лишь при проезде на всех видах городского пассажирского транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро), кроме такси, маршрутного такси, а также пригородного автотранспорта, за исключением такси, маршрутного такси (п.1.1. Положения) и приобретаются отдельными категориями граждан только за плату (п. 1.4. Положения).

Таким образом, действующим законодательством не предусмотрен единый социальный проездной билет для льготного или бесплатного проезда на всех видах транспорта на территории Нижегородской области, а также какой-либо иной порядок обеспечения бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта на территории Нижегородской области. Право отдельных категорий граждан, включая инвалидов, на покупку ЕСПБ или ЕСПА в соответствии с Постановлением №3 по льготной цене является дополнительной мерой поддержки и не зависит от размера иных предоставляемых компенсаций.

Вместе с тем, в соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 года № 404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов» транспортные предприятия получают субсидию на возмещение выпадающих доходов при осуществлении перевозки льготных категорий граждан.

Основанием для получения субсидии транспортным предприятием является заключенный с министерством договор о предоставлении субсидии и предоставленные отчетные данные о выпадающих доходах, полученных от перевозки льготных категорий граждан, согласованные актами сверки взаимных расчетов.

Таким образом, в рамках предоставленных полномочий, министерство осуществляет возмещение из областного бюджета недополученных доходов только транспортным предприятиям. Учитывая вышеизложенное, руководствуясь положениями ст. 28.1. Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п.28 ст. 63 Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ч.3,4 ст. 26.3.1. Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановления Правительства Нижегородской области № 3 от 21 января 2005 года «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области», п.2.ч.2 ст. 149 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, представитель ответчика просил Истцу, Левко А. Г. в части заявленных требований к Министерству транспорта и автомобильных дорог Нижегородской области отказать.

Представитель ответчика- Муниципального унитарного предприятие «Выксунское пассажирское автопредприятие» МУП «Выксунское ПАП» Степанова Е.Н. - исковые требования Левко А.Г. не признала и просила в их удовлетворении отказать. Из устных объяснений и письменного отзыва представителя ответчика МУП «Выксунское ПАП» следует, что в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» производится финансирование предоставляемых гражданину отдельных льгот путем установления ежемесячной денежной выплаты при сохранении права на возможность получения государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В соответствии с чем, для данной группы льготников предоставлена возможность к получению социальных услуг в натуральной форме или же в денежном эквиваленте. При этом законодательно закреплена замена набора социальных услуг в денежном эквиваленте как полностью, так и частично. С 1 февраля 2017 года социальный пакет услуг составляет 1048 рублей 97 копеек. В состав набора социальных услуг входят следующие услуги: обеспечение граждан по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами - 807 рубля 94 копейки; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение - 124 рубля 99 копеек; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно - 116 рублей 04 копейки. Как видно из содержания иска Истцом было направлено заявление в Управление Пенсионного фонда на отказ от набора социальных услуг (об отказе от получения бесплатных лекарств) и соответственно в настоящее время и до конца 2017 года Истец имеет право получать бесплатно лекарства, пользоваться бесплатным проездом на пригородном железнодорожном транспорте (электричках), а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно и, при наличии медицинских показаний, приобрести путевку на санаторно-курортное лечение. С 1 января 2018 года у Истца сохранится право пользоваться бесплатным проездом на пригородном железнодорожном транспорте (электричках), а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно и, при наличии медицинских показаний, приобрести путевку на санаторно- курортное лечение. В соответствии с чем у Истца имеется социальный пакет установленных услуг. Желание Истца получить бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта пригородного сообщения (кроме такси) законодательно ничем не подкреплено. Действующим законодательством не предусмотрен единый социальный проездной билет для льготного проезда на всех видах транспорта на территории Нижегородской области на бесплатной основе. Приложением 1 к Постановлению Правительства области от 21.01.2005 №3 в перечень категорий граждан имеющих право на приобретение льготных проездных документов включена такая категория граждан имеющих право на получение льготных проездных документов как инвалиды 2 (второй группы). В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области № 376 от 10 сентября 2008 года «Об установлении стоимости единого социального проездного билета и единого социального проездного абонемента» стоимость единого социального проездного абонемента с 1 декабря 2015 года составляет 700 рублей, стоимость единого социального проездного билета - 450 рублей. Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122- ФЗ (о монетизации) натуральные льготы в виде бесплатного проезда на общественном транспорте льготным категориям граждан были заменены денежной компенсацией, которая в настоящее время выплачивается: пенсионерам на основании Закона Нижегородской области от 10 декабря 2004 года № 149-3 «О ежеквартальной денежной компенсации на проезд для отдельных категорий граждан»; ветеранам труда на основании постановления Правительства Нижегородской области от 20 декабря 2004 № 282 «О порядке реализации Закона Нижегородской области «О мерах социальной поддержки ветеранов».

Представитель ответчика - ГУ-УПФР по городскому округу г. Выкса Нижегородской области, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв, из которого следует, что с заявленными требованиями Левко А.Г. об обеспечении бесплатного проезда на всех ви­дах общественного транспорта на территории Нижегородской области не согласны в виду следующего. Право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг имеют граждане, указанные в статьях 6.1,6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178 ФЗ « О государственной социальной помощи» (далее Закон 178-ФЗ). Порядок предоставления набора услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здраво­охранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги (статья 6.2 пункт 1 Закона 178 -ФЗ ): дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельд­шера) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курорт­ное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном соци­альном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междуго­родном транспорте к месту лечения и обратно. Право на получение социальных услуг возникает с даты установления гражданину еже­месячной денежной выплаты (статья 6.3 пункт вышеназванного закона). Периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей гла­вой является календарный год. Гражданин может до 1 октября текущего года подать в территориальный Пенсионный фонд Российской Федерации заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобнов­лении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).

Заявление о возобновлении предоставления набора социальных услуг (НСУ) подается до 1 октября текущего года на период с 1 января года, следующего за годом подачи заявле­ния. С 1 февраля 2017 года социальный пакет услуг составляет 1048 рублей 97 копеек. В состав набора социальных услуг входят следующие услуги:

- обеспечение граждан по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами- 807 рубля 94 копейки; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение - 124 рубля 99 копеек; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на между­городнем транспорте к месту лечения и обратно - 116 рублей 04 копейки. С 1 февраля 2018 года социальный пакет услуг составляет 1082 рубля 53 копейки. В состав набора социальных услуг входят следующие услуги: обеспечение граждан по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами 833 рубля 79 копейки; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение - 128 рубля 99 копеек; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно - 119 рублей 75 копейки.

Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей гла­вой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.(в ред. Федерального закона от 25.11.2013 N 317-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации"). По документам пенсионного дела, Левко А. Г., … года рождения, с ДАТА года является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории - инвалид 2 группы, согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В настоящее время и до конца 2017 года Левко А.Г. имеет право получать бесплатно лекарства, пользоваться бесплатным проездом на пригородных электричках, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно и, при наличии медицинских по­казаний, приобрести путевку на санаторно-курортное лечение. 17 апреля 2017 года Левко А.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда с заявле­нием об отказе от получения бесплатных лекарств. Это заявление действует с 1 января 2018 года. Таким образом, с 1 января 2018 года у Левко А.Г. остается право на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, а также сохраниться право на предоставление путевки на сана­торно-курортное лечение при наличии медицинских показаний. Как и любые услуги, предоставляемые государством, НСУ имеет собственный законода­тельно урегулированный порядок предоставления (ст. 6.3 закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ « О государственной социальной помощи»). В законе четко определено, какие именно органы государственной власти ответственны за предоставление гражданину права на получение услуг, а также за реализацию каждой конкретной услуги, входящей в набор. Таким образом, территориаль­ное Управление Пенсионного фонда Российской Федерации лишь устанавливает и выпла­чивает ежемесячную денежную выплату. В компетенцию ПФР не входит обеспечение бес­платным проездом на всех видах общественного транспорта на территории Нижего­родской области согласно ст. 6.3 закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ « О государственной со­циальной помощи». Исходя из вышеизложенного, территориальное Управление Пенсионного фонда РФ не является надлежащим ответчиком и в удовлетворении заявленных требований просит отказать.

Представитель ответчика- Государственного казенного учреждения Нижегородской области «Управление социальной защиты населения городского округа город Выкса», извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Изучив доводы сторон и исследовав материалы дела, суд находит следующее.

Федеральный закон от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ, исключив нормы о льготах по оплате проезда из федеральных законов от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Согласно статьям 3, 32, 44 и 63 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов, социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также лиц, награжденных знаком "Почетный донор России", ветеранов (кроме ветеранов труда) и категорий граждан, приравненных к ним, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Таким образом, государством на субъекты Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта для льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, но не по финансированию названных услуг.

Согласно Федеральному закону от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" оказание мер социальной поддержки производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. Обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с региональным и федеральным регистрами.

В силу ст. 2 Закона законодательство о государственной социальной помощи состоит из Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг имеют граждане, указанные в статьях 6.1,6.7 Федерального закона от 17 июля 1999 года №178 ФЗ « О государственной социальной помощи» (далее Закон 178-ФЗ). Порядок предоставления набора услуг отдельным категориям граждан утвержден приказом Министерства здраво­охранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 года №328. В состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги (статья 6.2 пункт 1 Закона 178 -ФЗ ): дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение всеми необходимыми лекарственными средствами по рецептам врача (фельд­шера) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курорт­ное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном соци­альном страховании; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междуго­родном транспорте к месту лечения и обратно. Право на получение социальных услуг возникает с даты установления гражданину еже­месячной денежной выплаты (статья 6.3 пункт вышеназванного закона). С 1 февраля 2018 года социальный пакет услуг составляет 1082 рубля 53 копейки. В состав набора социальных услуг входят следующие услуги: обеспечение граждан по рецептам врача необходимыми лекарственными препаратами 833 рубля 79 копейки; предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение - 128 рубля 99 копеек; бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно - 119 рублей 75 копейки. Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей гла­вой устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом ис­полнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государ­ственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

По документам пенсионного дела, Левко А.Г., ….. года рождения, с ….. года является получателем ежемесячной денежной выплаты по категории - инвалид …. группы, согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В настоящее время Левко А.Г. имеет право пользоваться бесплатным проездом на пригородных электричках, а также на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно и, при наличии медицинских по­казаний, приобрести путевку на санаторно-курортное лечение.

Как следует из объяснений истца, в предоставлении указанных льгот ей не отказывалось.

В целях реализации права по установлению дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Постановлением Правительства Нижегородской области № 3 от 21 января 2005 года «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан на оплату проезда на общественном транспорте на территории Нижегородской области» (далее - Постановление) утвержден единый порядок предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельных категорий граждан при проезде на общественном транспорте (кроме такси и маршрутных такси) при наличии единого социального проездного билета и (или) единого социального проездного абонемента, электронного единого социального проездного билета и (или) электронного социального проездного абонемента или комбинированного социального проездного билета к соответствующему документу, дающему право на льготы. Приложением 2 к Постановлению является Положение о едином социальном проездном билете и едином социальном проездном абонементе.

В соответствии с Приложением № 3 к Постановлению определен Перечень транспортных предприятий, реализующих бланки единых социальных проездных билетов, единых социальных проездных абонементов и талонов комбинированных социальных проездных билетов.

Приложением 1 к Постановлению определен перечень категорий граждан, имеющих право на приобретение единых социальных проездных билетов, единых социальных проездных абонементов, электронных единых социальных проездных билетов, электронных социальных проездных абонементов и комбинированных социальных проездных билетов.

Истец, в силу действующего законодательства, имеет право на приобретение единого социального проездного билета, единого социального проездного абонемента.

Общие условия перевозки в Российской Федерации определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (ч. 2 ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации). Ст. 4 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон от 8 ноября 2007 № 259-ФЗ) содержит перечень видов сообщения, к которым относятся: перевозки в междугородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние более пятидесяти километров между границами этих населенных пунктов, перевозки в пригородном сообщении, осуществляемые между населенными пунктами на расстояние до пятидесяти километров включительно между границами этих населенных пунктов.

Единый социальный проездной билет и единый социальный проездной абонемент может быть использован лишь при проезде на всех видах городского пассажирского транспорта (автобусы, трамваи, троллейбусы, метро), кроме такси, маршрутного такси, а также распространяется на пригородный автотранспорт, за исключением такси, маршрутного такси (п.1.1. Положения).

В соответствии с п.1.4. Положения проездной билет и проездной абонемент является именными документами и реализуются за плату гражданам, указанным в Перечне, при предъявлении документа, удостоверяющего личность гражданина либо его нотариально заверенной копии, и документа, удостоверяющего право на получение льгот согласно законодательству.

Истец, в силу действующего законодательства, имеет право воспользоваться льготой путем приобретения ЕСПБ, ЕСПА у транспортного предприятия, реализующего эти билеты.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области № 376 от 10 сентября 2008 года «Об установлении стоимости единого социального проездного билета и единого социального проездного абонемента», стоимость единого социального проездного абонемента с 1 декабря 2015 года составляет 700 рублей, стоимость единого социального проездного билета - 450 рублей.

В соответствии с постановлением Правительства Нижегородской области от 24.09.2008 года № 404 «Об утверждении Положения о порядке формирования, распределения и использования субсидий, предоставляемых государственным предприятиям, муниципальным предприятиям и транспортным предприятиям иной формы собственности Нижегородской области на возмещение выпадающих доходов, возникающих от перевозки пассажирским транспортом льготных категорий граждан, учащихся, студентов» транспортные предприятия получают субсидию на возмещение выпадающих доходов при осуществлении перевозки льготных категорий граждан.

Основанием для получения субсидии транспортным предприятием является заключенный с министерством договор о предоставлении субсидии и предоставленные отчетные данные о выпадающих доходах, полученных от перевозки льготных категорий граждан, согласованные актами сверки взаимных расчетов.

Таким образом, в рамках предоставленных полномочий, министерство осуществляет возмещение из областного бюджета недополученных доходов только транспортным предприятиям.

Поскольку федеральным законодательством не предусмотрены льготы по проезду на общественном транспорте для отдельных категорий граждан, к которым относится истец, нормативными актами Нижегородской области также не предусмотрена льгота в виде бесплатного проезда для инвалидов, оснований для возложения обязанности на ответчиков обеспечить истцу бесплатный проезд на всех видах общественного транспорта не имеется.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований Левко А.Г. следует отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Левко А.Г. в удовлетворении исковых требований к МУП Выксунское ПАП, Министерству транспорта и автомобильных дорог по Нижегородской области, ГКУ ОН «УСЗН» г. Выкса, ГУ УПФР по г. Выкса об обеспечении бесплатного проезда на всех видах общественного транспорта на территории Нижегородской области отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Выксунский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья - Скучилина Е.И.