ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1527/20 от 18.05.2020 Первореченского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

25RS0003-01-2020-000639-81

Дело № 2-1527\2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

18 мая 2020года Первореченский районный суд г.Владивостока в составе:

председательствующего судьи С.В. Каленского

при секретаре В.С.Акушевич

рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление ФИО1 к УМВД России по г. Владивостоку, признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанными требованиями ссылаясь на следующие обстоятельства.

В декабре 2019 года в отношении руководителей следственных отделов УМВД России по г. Владивостоку сотрудниками ОИО УМВД России по г. Владивостоку проведена служебная проверка, по факту несвоевременного предоставления в ИЦ УМВД России по Приморскому краю документов первичного учета сотрудниками отделов полиции №1, 2, 3, 4, 5, 6 УМВД России по г. Владивостоку.

25.12.2019 на имя начальника УМВД России по г. Владивостоку давалось объяснение, в котором поясняла общие причины нарушения сроков предоставления статистических учетных документов в информационный центр (копию объяснения прилагаю).

14.01.2020 была ознакомлена с приказом УМВД России по г.Владивостоку от 10.01.2020г. № согласно которого за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

23.01.2020 она была ознакомлена с заключением служебной проверки, с которой не согласна, поскольку в описательной части проверки указано, что она не предоставила подтверждающих документов, сопроводительных писем в прокуратуру Фрунзенского района, и из прокуратуры.

С документом, послужившим основанием к проведению служебной проверки её не знакомили. О проведении служебной проверки и необходимости предоставления объяснения она была уведомлена по телефону, перечень вопросов на которые необходимо было предоставить ответы не конкретизировался, а было сообщено о необходимости дать объяснение об общем порядке согласования, подписания и предоставления статистических карт и имеющихся проблемах в организации данной работы. После предоставления объяснения, каких-либо уточняющих вопросов со стороны лица проводящего служебную проверку не поступало, что указывает на то, что лицо проводящее служебную проверку в нарушение требований п. 30.3 Порядка проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел, не обеспечило условия для реализации прав, в части предоставления полного объяснения по обстоятельствам, послужившими основаниями к назначению служебной проверки, а также предоставления подтверждающих документов (по конкретным уголовным делам). В нарушение требований ч. 3 ст. 52 ФЗ -342 п. 30.6 Порядка, лицом, проводящим служебную проверку, документально не подтверждены дата и время совершения дисциплинарного проступка, обстоятельства совершения дисциплинарного проступка, в том числе её вина как сотрудника, в отношении которого проводилась служебная проверка. Какие-либо документы лицом, проводящим служебную проверку, в СО ОП № 4 относительно выявленных нарушений не запрашивались, не изучались. В нарушение п. 35.4, 36.7, 36.8, 37.3 Порядка в заключении служебной проверки отсутствуют сведения об обстоятельствах и последствиях дисциплинарного проступка (время, дата, перечень конкретных уголовных дел, исполнение мной служебных обязанностей на период совершения дисциплинарного проступка и т.д.), не указан перечень материалов, подтверждающих вину в совершении дисциплинарного проступка, не устанавливались обстоятельства, смягчающие ответственность, не сделаны выводы о причинах и условиях, способствовавших совершению дисциплинарного проступка.

Подтверждающие документы, сопроводительные письма в прокуратуру Фрунзенского района г. Владивостока, и из прокуратуры не предоставлены по причине того, что при написании объяснения было указано, что следователями отдела несвоевременно предоставлено в ИЦ УМВД России по Приморскому краю статистических карточек формы №1 - 57 штук, статистических карточек формы №1.1 - 109 штук, статистических карточек формы №1.2 - 80 штук. При этом номера уголовных дел, по которым допущены нарушения, а также период несвоевременного выставления (дата выставления карт, дата поступления в информационный центр) не обозначался, в основу заключения служебной проверки и приказа о привлечении меня к дисциплинарной ответственности не лег.

Статистическая учетная карта формы №1.2 выставляется на лицо, совершившее преступление, за 11 месяцев 2019 года в суд в порядке ст. 222 УПК РФ направлено 97 уголовных дел на 100 лиц, за 12 месяцев 2019 года в суд в порядке ст. 222 УПК РФ направлено 108 уголовных дел на 115 лиц, в связи с чем, не исключено, что в рапорте отражены учетные документы, по которым срок привлечения к дисциплинарной ответственности истек, при этом лицом, проводившим служебную проверку данный факт не исследовался.

12.02.2020 ознакомлена с решением по служебному спору, согласно которого приказ УМВД России по г. Владивостоку от 10.01.2020г. № оставлен без изменения, рапорт без удовлетворения.

Просит суд признать незаконным решение по служебному спору от 10.02.2020 и отменить приказом УМВД России по г. Владивостоку от 10.01.2020г. №, дисциплинарное взыскание в виде замечания.

В судебном заседании истец поддержала изложенное в исковом заявлении.

Представитель ответчика с требованиями не согласился, пояснил по доводам изложенным в письменных возражениях.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд полагает, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

ФИО1 проходит службу по должности начальника отдела по расследованию преступлений, совершаемых на территории отдела полиции №4 СУ УМВД России по г. Владивостоку.

Приказом УМВД России по г.Владивостоку от 10.01.2020г. №, за ненадлежащее исполнение служебных обязанностей, выразившихся в неисполнении требований п. 54 Положения «О едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений» утвержденного межведомственным приказом МВД России от 29.12.2005г. «О едином учете преступлений» выразившихся в отсутствии должного контроля за исполнением требований настоящего Положения, а также в не обеспечении своевременного предоставления в ИЦ подчиненными сотрудниками учетных документов, на ФИО1 наложено дисциплинарное взыскание в виде замечания.

Основанием наложения дисциплинарного взыскания стало заключение служебной проверки от 31.12.2019 года проведенной в отношении истца, по факту нарушения порядка несения службы.

Служба в органах внутренних дел в соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона N 342-ФЗ является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации, а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

В силу ст. 47 ФЗ N 342-ФЗ от 30.11.2011 г. служебная дисциплина - соблюдение сотрудником органов внутренних дел установленных законодательством Российской Федерации, Присягой сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарным уставом органов внутренних дел Российской Федерации, контрактом, приказами и распоряжениями руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, приказами и распоряжениями прямых и непосредственных руководителей (начальников) порядка и правил выполнения служебных обязанностей и реализации предоставленных прав.

Согласно ч. 1 ст. 49 ФЗ N 342-ФЗ от 30.11.2011 г. нарушением служебной дисциплины (дисциплинарным проступком) признается виновное действие (бездействие), выразившееся в нарушении сотрудником органов внутренних дел законодательства Российской Федерации, дисциплинарного устава органов внутренних дел Российской Федерации, должностного регламента (должностной инструкции), правил внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, либо в несоблюдении запретов и ограничений, связанных со службой в органах внутренних дел, и требований к служебному поведению, либо в неисполнении (ненадлежащем исполнении) обязательств, предусмотренных контрактом, служебных обязанностей, приказов и распоряжений прямых руководителей (начальников) и непосредственного руководителя (начальника) при выполнении основных обязанностей и реализации предоставленных прав.

В соответствии с п.п.2,3 ч.1 ст.27 ФЗ «О полиции» сотрудник полиции обязан: выполнять служебные обязанности в соответствии с должностным регламентом (должностной инструкцией); выполнять приказы и распоряжения руководителей (начальников), отданные в установленном порядке и не противоречащие федеральному закону.

В соответствии со ст.12 ФЗ-342 сотрудник органов внутренних дел обязан знать и исполнять должностной регламент (должностную инструкцию) и положения иных документов, определяющие его права и служебные обязанности, исполнять приказы и распоряжения прямых руководителей (начальников), а также руководствоваться законодательством Российской Федерации при получении приказа либо распоряжения прямого или непосредственного руководителя (начальника), заведомо противоречащих законодательству Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что в отношении начальника отдела по расследованию преступлений, совершаемых на территории отдела полиции №4 СУ УМВД России по г. Владивостоку ФИО10 была проведена служебная проверка по рапорту главного специалиста ОСиАКДДПУ информационного центра УМВД России по Приморскому краю майора внутренней службы ФИО6, из текста которого следует, что в нарушении требований п. 54 Положения о едином учете порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденного межведомственным приказом от ДД.ММ.ГГГГ «О едином учете преступлений» в отделе полиции №4 выявлены нарушения в части несвоевременного представления в ИЦ статистических карточек учета формы №1 по 62 уголовным делам, формы 1.1 по 115 уголовным делам, также в нарушении требований приказа УВД по Приморскому краю от 02.06.2009 №392 «Об утверждении инструкции о порядке заполнения и представления статистической карточки формы 1.2» установлено несвоевременное представление в ИЦ статистической карточки формы 1.2 по 80 фактам(л.д.35).

Положением о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденным Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от 29 декабря 2005 г. (далее - Положение), определен единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.

В ходе проведения служебной проверки сотрудниками ОИО УМВД России по г. Владивостоку была проанализирована информация ИЦ УМВД России по Приморскому краю за 4 квартал 2019 года по организации учетно-статистической работы в УМВД России по г. Владивостоку, где факт нарушения п.п. 17, 54 Положения нашел свое подтверждение в каждом отделе полиции УМВД России по г. Владивостоку, в том числе в отделе полиции №4.

При проведении служебной проверке установлено, что сотрудниками отдела полиции № 4 УМВД России по г.Владивостоку несвоевременно предоставлено в ИЦ УМВД России по Приморскому краю статистических карточек формы № 1 в количестве 62штук (ОД-5,СО-57), 115 статистических карточек формы №1.1 (ОД - 6, СО - 109), 80 статистических карточек формы №1.2 (СО).

Опрошенная в ходе служебной проверки заместитель начальника отдела дознания отдела полиции № 4 УМВД России по г. Владивостоку ФИО7 пояснила, что сотрудниками отдела дознания отдела полиции № 4 УМВД России по г. Владивостоку в текущем году допускались факты несвоевременного предоставления учетных документов в ИЦ УМВД России по Приморскому краю. Данное направление деятельности контролируется руководством, с целью недопущения подобных нарушений впредь.

Начальник отдела по расследованию преступлений, совершаемых на территории отдела полиции № 4 следственного управления УМВД России по г. Владивостоку ФИО1 пояснила, что следователями следственного отдела решения по уголовным делам принимаются своевременно в соответствии законодательством, при этом при принятии решения незамедлительно выставляются учетные документы. В день принятия решения, уголовные дела, вместе с учетными документами направляются в прокуратуру Фрунзенского района г. Владивостока. Учетные документы, вместе с надзорным производством передаются помощнику, который проверяет правильность заполнения статистических карточек а уголовные дела передаются второму помощнику, который проверяет обоснованность принятого решения. После того как помощником прокурора ответственным за проверку учетных документов производится проверка они передаются для согласования на подпись прокурору Фрунзенского района г. Владивостока, и после отдаются руководящему составу следственного отдела. В связи с некомплектом помощников в прокуратуре Фрунзенского района г. Владивостока, и нагрузкой судебных процессов не всегда учетные документы проверяются день в день, в связи с чем, нарушаются сроки предоставления их в ИЦ УМВД России по Приморскому краю. Данный вопрос неоднократно обсуждался с надзирающим прокурором Фрунзенского района г. Владивостока.

Сгласно требований п.54 Положения «О едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений», утвержденного межведомственным Приказом МВД России от 29.12.2005 г. № 39/1070/1021/253/780/353/399 «О едином учете преступлений», руководитель отвечает за обеспечение своевременного, достоверного и полного заполнения и предоставления в ИЦ учетных документов, контролирует исполнение требований настоящего Положения. Также, согласно требования УМВД России по Приморскому краю от 08.04.2019 года «О порядке представления прокурору документов первичного учета и процедуры получения следователями и дознавателями подписанных документов» руководитель подразделения передает статистические карточки и копии процессуальных документов, на основании которых оформлялись ДПУ, с сопроводительным письмом в канцелярию надзорной прокуратуры для регистрации. После подписания прокурором статистических карточек, сотрудник прокуратуры незамедлительно информирует руководителя подразделения о необходимости их получения. Сотрудник прокуратуры также, составляет сопроводительное письмо, содержащее перечень учетных документов, возвращаемых руководителю(л.д.30-31).

В соответствии с распоряжением заместителя начальника УМВД России по Приморскому краю полковника внутренней службы ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ руководитель подразделения ОМВД (либо уполномоченное им лицо) при получении у сотрудника прокуратуры подписанных статистических карточек с сопроводительным письмом, сверяет полученные документы первичного учета с сопроводительным документом и журналом учета статистических карточек по уголовным делам, после чего делает в нем отметку о дате получения соответствующих документов первичного учета, ФИО получателя, заверяя указанные данные подписью. Руководитель подразделения ОМВД (либо уполномоченное им лицо) осуществляет контроль за получением находящихся у прокурора на проверке документов первичного учета. Руководитель подразделения, либо уполномоченное им лицо, передает учетные документы сотруднику регистрационно-учетных подразделений не позднее суток с момента их подписания прокурором (л.д.44).

Согласно п. 2.2 Положения учет представляет собой фиксирование в учетных документах органом дознания, дознавателем, следователем, судьей сведений об объектах учета с последующим включением информационным центром МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ДРО МВД России, Главной военной прокуратуры в статистическую отчетность сведений об объектах, отраженных в учетных документах.

Учетные документы должны строго соответствовать материалам уголовного дела и заполняться исключительно при наличии процессуальных документов. Правильность заполнения учетных документов контролируется не только руководителем органа дознания и предварительного расследования, но и прокурором, который осуществляет надзор за законностью принятого по делу процессуального решения (глава IX Положения). Данная система контрольных и надзорных функций не позволяет безосновательно осуществлять постановку объектов на учет и снимать их с учета.

Также согласно п. 17 Положения учетные документы в течение суток с момента принятия надзирающим прокурором процессуального решения по уголовному делу направляются лицом, производящим предварительное расследование, в регистрационно-учетные подразделения.

Руководители субъектов регистрации и учета, к таковым относится ФИО1, отвечают за обеспечение своевременного, достоверного и полного заполнения и представления в ИЦ учетных документов; контролируют исполнение требований настоящего Положения; осуществляют в пределах своей компетенции контроль за состоянием регистрационно-учетной дисциплины (п. 54 Положения).

В соответствии с п. 10.2.12 должностной инструкции начальника отдела по расследованию преступлений, совершаемых на территории ОП №4 СУ УМВД России по г. Владивостоку начальник обязан осуществлять контроль за соблюдением учетно-регистрационной и учетно-статистической дисциплины в соответствии с требованиями соответствующих нормативно-правовых актов и законностью в служебной деятельности. Начальник обязан осуществлять контроль за своевременностью предоставления в ИЦ УМВД России по Приморскому краю учетных документов (п. 10.2.13) (л.д.57).

Принимая во внимание приведенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу о нарушении истцом должностного регламента и Положения о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, обоснованном привлечении истца к дисциплинарной ответственности, порядок применения которой и сроки ответчиком соблюдены, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

Согласно 342-ФЗ части 2 статьи 3, в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами Российской Федерации, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в органах внутренних дел, применяются нормы трудового законодательства.

В соответствии с пунктом 40 Дисциплинарного Устава органов внутренних дел Российской Федерации, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

Из содержания правовых норм, регулирующих применение дисциплинарной ответственности, следует, что дисциплинарная ответственность наступает за определенные действия (бездействия), которые входили в должностные обязанности сотрудника и не были им исполнены или исполнены ненадлежащим образом.

Суд, исходя из характера службы истца, правового статуса сотрудника органов внутренних дел, принимая во внимание, что сама по себе служба в указанных органах предполагает неукоснительное соблюдение служебной дисциплины и должностного регламента, учитывая обстоятельства совершенного истцом дисциплинарного нарушения, установленные в ходе служебной проверки, которые свидетельствуют о недобросовестном отношении к исполнению добровольно принятых на себя обязательств, считает дисциплинарное взыскание истцу –замечание соответствует тяжести совершенного проступка

Доводы истца о несоответствии обжалуемого заключения по результатам служебной проверки требованиям, изложенным в пунктах 36 и 37 Порядка проведения служебной проверки и пунктах 3, 4, 5 части 3 статьи 52 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ суд находит несостоятельным.

Служебная проверка проводится в течение тридцати дней со дня принятия решения о ее проведении. Срок проведения служебной проверки по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может быть продлен, но не более чем на тридцать дней(ст.52 ФЗ-342). Решение о проведении проверки принято ДД.ММ.ГГГГ на основании рапорта специалиста ОС и АКДДПУ ФИО12л.д.36). Продлена на основании рапорта инспектора ОИО УМВД Росси по г.Владивостоку 13.12.2019г.(л.д.37).

Порядок проведения служебной проверки в органах, организациях и подразделениях Министерства внутренних дел Российской Федерации утвержден приказом МВД России от 26 марта 2013 года N 161 (далее - Порядок).

В ходе проведения служебной проверки ФИО1 в соответствии с требованиями Порядка были разъяснены права и обязанности, предусмотренные частью 6 статьи 52 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ, что подтверждается личной подписью истца в объяснении(л.д.38).

Заключение по результатам служебной проверки составляется на основании имеющихся в материалах служебной проверки данных и должно состоять из трех частей: вводной, описательной и резолютивной (пункт 34 Порядка).

Во вводной части указываются должность, звание, фамилия, имя, отчество, год рождения сотрудника, в отношении которого проведена служебная проверка, а также сведения об образовании, о времени его службы в органах внутренних дел и в замещаемой должности, количестве поощрений, взысканий, наличии (отсутствии) у него неснятых дисциплинарных взысканий (подпункт 35.2 Порядка).

Описательная часть должна содержать, в частности, факт совершения сотрудником дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия совершения сотрудником дисциплинарного проступка; материалы, подтверждающие (исключающие) вину сотрудника; обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность сотрудника (подпункты 36.3, 35.4, 36.7, 36.8 Порядка).

С учетом изложенной в описательной части информации в резолютивной части, в частности указываются предложения о применении (неприменении) к сотруднику, в отношении которого проведена служебная проверка, мер дисциплинарной ответственности, иных мер воздействия (пункт 37, подпункт 37.2 Порядка).

Истцу разъясняли права при проведении служебной проверки, каких-либо заявлений с её стороны не поступило. Заслуживает внимание довод представителя ответчика о том, что исполнитель служебной проверки лейтенант внутренней службы ФИО9 лично по средствам телефонной связи проинформировала ФИО1: перечень уголовных дел, по которым допущены нарушения, ФИО следователей, допустивших нарушения, периоды нарушений. Данные доводы подтверждаются распечаткой с программы «WhatsApp» (распечатка прилагается) (л.д.40). Указанные требования проигнорированы истцом.

Суд учитывает мнение ответчика, что при наложении дисциплинарного взыскания в виде «замечания» начальником УМВД России по г. Владивостоку учитывалась положительная характеристика по месту службы истца и отсутствие дисциплинарных взысканий, в связи с чем, истец не был привлечен к строгой дисциплинарной ответственности.

В силу указанного выше, суд полагает, что порядок проведения служебной проверки, предусмотренный законодательством, был соблюден.

Руководствуясь ст.ст.13, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УМВД России по г. Владивостоку, признании незаконным приказа о наложении дисциплинарного взыскания –отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд в течение одного месяца с момента вынесения решения в окончательной форме через Первореченский районный суд г. Владивостока.

Председательствующий: