Дело № 2-1527/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 июня 2017 года г. Киров
Ленинский районный суд г. Кирова в составе:
Председательствующего судьи Макаровой Л.А.
С участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2
Представителей ответчиков ФИО3, ФИО4
Третьего лица ФИО5, представителя третьего лица ФИО6,
При секретаре Соловьевой Е.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному управлению Администрации города Кирова по Ленинскому району, Администрации муниципального образования «Город Киров» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать нуждающейся в улучшении жилищных условиях, обязании включения в качестве участника в программу обеспечения жилым помещением и взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Администрации города Кирова по Ленинскому району, Администрации муниципального образования «Город Киров» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, признать нуждающейся в улучшении жилищных условиях, обязании включения в качестве участника в программу обеспечения жилым помещением и взыскании судебных расходов. В обоснование иска указано, что 02.06.2016 обратилась с заявлением к ответчику - Администрации города Кирова по Ленинскому району о признании ее нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» в 2014-2020 годах муниципальной работы с молодежью в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014-2020 годах В соответствии с Распоряжением главы администрации г. Кирова от 30.05.2005 г. № 2656 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Она и ее муж, ФИО5, зарегистрировали брак {Дата изъята} С 21.03.2016 года они зарегистрированы и фактически проживают по адресу: (адрес 1) совместно с братом мужа - ФИО7 Своего личного недвижимого имущества ни у нее, ни у мужа не имеется. Общая площадь указанной квартиры составляет 23,3 кв.м. Учитывая данные обстоятельства, считает, что ее семья имеет право на признание нуждающейся в жилых помещениях. {Дата изъята} при личном обращении к Ответчику, ей вручено сообщение об отказе в признании ее семьи нуждающейся в жилых помещениях для участия в программе, и выписка из протокола заседания комиссии Ответчика. С отказом не согласна по следующим основаниям. Ответчик указывает, что в ее действиях и действиях ее мужа имеется умысел, связанный с ухудшением жилищных условий. Однако, жилое помещение общей площадью 111,1 кв.м. по адресу (адрес 2), ей не принадлежит. Права собственности на указанное помещение она не имеет, была зарегистрирована по месту фактического проживания со своими родителями - матерью { ... } и отцом { ... } В благоустроенной квартире общей площадью 50,7 кв.м. по адресу: (адрес 3), ее муж ФИО5 был зарегистрирован совместно со своими родителями - матерью ФИО8 и отцом ФИО5 Право собственности на указанное недвижимое имущества муж не имеет. Указание Ответчиком на нормы статьи 53 Жилищного кодекса РФ, не может являться основанием для отказа в признании семьи истца нуждающейся в жилых помещениях, т.к. изменение места регистрации, а равно, места фактического проживания, было обусловлено трудоустройством в среднюю школу {Номер изъят} города Кирова, а также вступлением в брак и созданием свой семьи. Просит признать незаконным отказ территориального управления Администрации города Кирова по Ленинскому району о признании ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях. Обязать Администрацию города Кирова по Ленинскому району признать ФИО1 нуждающейся в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» в 2014-2020 годах муниципальной работы с молодежью в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014-2020 годах. Взыскать с Администрации города Кирова по Ленинскому району в пользу ФИО1 госпошлину в размере 300 руб. и судебные расходы в сумме 5 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела уточнила исковые требования, просит обязать ответчика включить ее семью в список молодых семей- участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Взыскать с ответчика расходы, связанные с оплатой услуг представителя в размере 18 000 руб.
Определением Ленинского районного суда г. Кирова к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Кирова, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ФИО5, Управление по делам молодежи, физкультуре и спорту администрации г. Кирова, Управление культуры администрации г. Кирова, Департамент образования администрации г. Кирова.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования с учетом представленных ранее уточнений поддержала в полном объеме. Обстоятельства, указанные в исковом заявлении подтвердила. Просит иск удовлетворить.
Представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО2 в судебном заседании исковые требования, с учетом представленных ранее уточнений поддержала. Пояснила, что ФИО1 до 2007 г. проживала по месту жительства родителей в (адрес 2) до совершеннолетия. После окончания школы поступила в { ... } в 2007, где ей предоставили общежитие с временной регистрацией. В Нагорске оставалась формальная прописка, проживала истец в Кирове. До 2013 г. проживала в Санкт-Петербурге, фактически не могла проживать в (адрес 2). В 2013 г. принята в школу г.Кирова на работу учителем. Проживали с мужем у родителей мужа по адресу: (адрес 3). С {Дата изъята} семья истца проживает самостоятельно. Родители приобрели 1-комнатную квартиру по адресу: (адрес 1). В квартире проживают совместно с братом ФИО5 - ФИО7, который не является членом семьи ФИО1 и ФИО5 Семья С-вых ведет самостоятельное хозяйство, несут самостоятельные затраты. В собственности ФИО5 жилья нет. Настаивает на удовлетворении иска.
Третье лицо ФИО5 в судебном заседании исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме, пояснил, что ФИО7 - его брат. Родители хотели жить отдельно, купили для брата квартиру. В квартире (адрес 1) проживают втроем. Хозяйство ведут отдельно от брата, питаются раздельно. Коммунальные платежи оплачивают в равных долях. Просит иск удовлетворить.
Представитель Территориального управления по Ленинскому району Администрации города Кирова ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признала. Представила отзыв на исковое заявление, указав, что ФИО1 обратилась в территориальное управление 02.06.2016 с заявлением о признании ее и членов ее семьи нуждающимися в получении жилых помещений для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей МО «Город Киров» в 2014-2020 годах» муниципальной программы «Организация работы с молодежью в МО «Город Киров» в 2014-2020 годах». Решением комиссии по признанию граждан малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, протокол от 15.06.2016 №22, утвержденный распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова, начальника территориального управления по Ленинскому району от 21.06.2016 №164, ей отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях на основании ст.53Жилищного кодекса РФ. Распоряжением главы администрации города Кирова от 30.05.2005 №2656 «О мерах по реализации Жилищного кодекса РФ» установлена учетная норма площади жилого помещения в размере 9 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека. Истец ФИО1 до 21.03.2016 была зарегистрирована по адресу: (адрес 2). Согласно справке о технических характеристиках объекта, указанное жилое помещение представляет собой жилой дом общей площадью 111,0 кв.м., в котором были зарегистрированы 4 человека. Таким образом, на одного человека приходилось по 27,7 кв.м. общей площади жилого помещения, что составляет более учетной нормы, и к категории нуждающихся в жилых помещениях ФИО1 не относилась. Муж истца ФИО5 до 21.03.2016 был зарегистрирован в жилом помещении по адресу: (адрес 3). Указанное жилое помещение представляет собой двухкомнатную благоустроенную квартиру общей площадью 50,7 кв.м., в котором были зарегистрированы 3 человека. На одного человека приходилось по 16,9 кв.м, что также более учетной нормы общей площади на человека. 21.03.2016 семья истца ФИО1 была зарегистрирована в жилое помещение по адресу. (адрес 1). Согласно справке ООО «Управляющая компания «Ваш дом», указанное жилое помещение представляет собой однокомнатную квартиру, общей площадью 23,3 кв.м. Кроме них, в жилое помещение был зарегистрирован брат мужа истца ФИО7. Семья ФИО1 была зарегистрирована по указанному адресу 21.03.2016, то есть непосредственно перед подачей заявления о признании ее семьи нуждающейся в жилом помещении. До 21.03.2016 семья ФИО1 к категории нуждающихся в жилых помещениях не относилась. Просит суд в удовлетворении исковых требований отказать.
Представитель ответчика Администрации г. Кирова ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признала. Пояснила, что Администрация г. Кирова не обладает полномочиями по включению граждан в списки нуждающихся в предоставлении жилья. Данная обязанность закреплена за Территориальным управлением. Поддержала позицию представителя Территориального управления по Ленинскому району г. Кирова. Полагает, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Представитель третьего лица Департамента образования администрации г. Кирова ФИО6 исковые требования не признала, суду пояснила, что Департамент образования не осуществляет управление и исполнение подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» в 2014 - 2020 годах, муниципальной программы «Организация работы с молодежью в муниципальном образовании «город Киров», утвержденной постановлением администрации города Кирова от 08.10.2013 № 3866-п. Кроем того, Департамент образования не является работодателем ФИО1
Представитель третьего лица Управления по делам молодежи, физической культуре и спорту в судебное заседание не явился. До судебного заседания представил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым, следует, что для участия в подпрограмме молодая семья подает в управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Кирова заявление и документы, предусмотренные порядком. Представленные документы рассматриваются комиссией по рассмотрению в 2017 году заявлений молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» в 2014 - 2020 годах муниципальной программы «Организация работы с молодежью в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014 - 2020 годах (далее - комиссия), на предмет соответствия молодых семей требованиям, предъявляемым к участникам подпрограммы. Решение о признании молодой семьи участником подпрограммы утверждается постановлением администрации города Кирова, на основании протокола заседания комиссии. Заявление от истца на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» в 2014 - 2020 годах не поступало, комиссией не рассматривалось. В связи с чем, нельзя сделать вывод о том, что отказ ТУ администрации города Кирова по Ленинскому району на учет в качестве нуждающейся в жилых помещениях, являлся единственным препятствием для признания истца участником подпрограммы и претендентом на получение денежных средств, так как, необходимый пакет документов не представлялся и не проверялся комиссией. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники Подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, имеющие трех и более детей. Согласно пункту 24 данных Правил орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Таким образом, требование истца о включения семьи истца в список молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» в 2014 - 2020 годах, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году не подлежит удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления культуры администрации г. Кирова в судебное заседание не явился. Причина неявки суду неизвестна.
Суд, изучив материалы дела, заслушав мнение участников судебного разбирательства, приходит к следующему.
В силу статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Администрации г. Кирова от 08.10.2013 г. №3866-П, утверждена муниципальная программа «Организация работы с молодежью в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014 – 2020 годах, в которую входила подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» в 2014 – 2020 годах», целью которой является помощь молодым семьям в приобретении жилья.
Во исполнение условий указанной программы, 04 февраля 2014 г. Администрацией г. Кирова принято постановление N 418-П, утвердившее Порядок приема документов молодых семей для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» в 2014 – 2020 годах», которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.
Согласно условиям указанного порядка, для участия в подпрограмме молодая семья подает в управление по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Кирова следующие документы:
заявление по форме, приведенной в приложении 1 к настоящему порядку, в 2 экземплярах (один экземпляр возвращается заявителю с указанием даты принятия заявления и приложенных к нему документов);
копия документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи;
копия свидетельства о браке (на неполную семью не распространяется);
документ, подтверждающий признание молодой семьи нуждающейся в жилых помещениях;
документы, подтверждающие признание молодой семьи как семьи, имеющей доходы, позволяющие получить кредит, либо иные денежные средства для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты;
заявление о согласии на обработку персональных данных по форме, приведенной в приложении 2 к настоящему порядку.
Заявитель может представить подлинники вышеуказанных документов либо их копии, заверенные управлением по делам молодежи, физической культуре и спорту администрации города Кирова, либо копии вышеуказанных документов, заверенные нотариально.
Положения подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «город Киров» в 2014-2020 годах» предусматривают перечень организационных мероприятий подпрограммы на региональном уровне, в том числе, сбор данных о молодых семьях, участвующих в подпрограмме, предоставляемых органами местного самоуправления, обеспечивающими реализацию мероприятий подпрограммы, и формирование единой информационной базы данных об участниках подпрограммы по субъекту РФ, а также- определение ежегодного объема бюджетных ассигнований, выделяемых из бюджета субъекта РФ на реализацию мероприятий подпрограммы.
В свою очередь, организационные мероприятия на муниципальном уровне предусматривают формирование списков молодых семей для участия в подпрограмме, определение ежегодно объема бюджетных ассигнований, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий подпрограммы, выдачу молодым семьям, в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья, исходя из объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, в том числе, субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 7 Правил, предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использование, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также- молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Как установлено в судебном заседании, в июне 2016 г. ФИО1 обратилась в Территориальное управление Администрации города Кирова по Ленинскому району с заявлением о постановке ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, с предоставлением документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решением комиссии по жилищным вопросам, протокол от 15.06.2016 г. № 22, утвержденным распоряжением заместителя главы администрации г. Кирова, начальника территориального управления по Ленинскому району от 21.06.2016 г. № 164 ей отказано в признании нуждающимися в жилых помещениях для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «город Киров» в 2014-2020 годах» на основании ст. 53 Жилищного кодекса РФ. Отказ мотивирован тем, что истец и ее муж зарегистрированы в жилом помещении общей площадью 23,3 кв. м. по адресу: (адрес 1). В данном помещении зарегистрировано 3 человека. До 21.03.2016 С-вы к категории нуждающихся в жилых помещениях не относились, т.к. истец была зарегистрирована по адресу: (адрес 2), в жилом помещении общей площадью 111,1 кв.м. (4 чел.), где на одного человека приходилось более учетной нормы общей площади жилого помещения. Также, муж истца- ФИО5 до 21.03.2016 был зарегистрирован в двухкомнатной благоустроенной квартире общей площадью 50,7 кв.м.,по адресу: (адрес 3) (3 чел.), где на одного человека также приходилось более учетной нормы общей площади жилого помещения.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
На основании ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в Определении от 19 апреля 2007 года N 258-О-О, по смыслу ст. 53 ЖК РФ, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы заявителя, и по смыслу соответствующих норм законодательства субъекта РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях, должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
При этом, применение статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации и развивающих ее подзаконных нормативных актов должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Истец и ее муж выписались из имеющихся у них в пользовании жилых помещений, тем самым ухудшив свои жилищные условия. Регистрируясь по адресу (адрес 1), в квартире общей площадью 23,3 кв.м. С-вы действовали осознанно, не могли не знать о том, что вследствие указанных действий у ФИО1 появиться основание для принятия на учет. Совершение указанных действий истца повлекло ухудшение жилищных условий. О преднамеренности действий ФИО1 свидетельствует также то обстоятельство, что с заявлением о принятии на учет она обратилась в Территориальное управление через два месяца после совершения действий по регистрации в жилом помещении, общей площадью 23,3 кв. м по адресу (адрес 1).
На основании вышеизложенного, с учетом положений ст.53 ЖК РФ, отказ Территориального управления по Ленинскому району в признании ФИО1 и ее семьи нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» в 2014-2020 годах» муниципальной программы «Организация работы с молодежью в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014-2020 годах» следует признать законным.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В иске ФИО1 к Территориальному управлению Администрации города Кирова по Ленинскому району, Администрации муниципального образования «Город Киров» о признании незаконным отказа в постановке на учет нуждающейся в улучшении жилищных условий, в признании нуждающейся в жилых помещениях для участия и включения в список в качестве участника подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей муниципального образования «Город Киров» в 2014-2020 годах» муниципальной программы «Организация работы с молодежью в муниципальном образовании «Город Киров» в 2014-2020 годах» и взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кировский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Макарова
Решение в окончательной форме изготовлено 15 июня 2017 года