Дело № 2-90\2020
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
10 февраля 2020 года р.п. Чунский
Чунский районный суд Иркутской области, в составе председательствующего судьи Пелех М.Ю., при секретаре Коваленко О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чунского района Иркутской области в интересах Чунского муниципального образования к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» о возложении обязанности совершить действия по оформлению и регистрации права муниципальной собственности на объекты коммунального назначения - тепловую, водопроводную, канализационную сети р.п. Чунский Чунского района Иркутской области,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Чунского района обратился в суд с исковыми требованиями в защиту интересов Чунского муниципального образования к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» о возложении обязанности совершить действия по оформлению и регистрации права муниципальной собственности на объекты коммунального назначения - тепловую, водопроводную, канализационную сети р.п. Чунский Чунского района Иркутской области.
В судебном заседании пом. прокурора Дресвянская Е.С. исковые требования поддержала с учетом их уточнений, суду пояснила, что ООО «Центральная котельная» предоставляло коммунальные услуги потребителям р.п. Чунский на оснований муниципального контракта от 28.08.2012 года на обслуживание тепловых, водопроводных и канализационных сетей, канализационо - очистных сооружений, водозабора, находящихся на балансе администрации Чунского поселения и дополнительного соглашения к нему от 28.08.2012 года.
В 2017 году прокуратурой района проанализирован проект решения Думы Чунского муниципального образования «О согласовании проведения конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения централизованных систем горячего водоснабжения и водоотведения», подготовленный для рассмотрения на внеочередном заседании Думы, на предмет его соответствия требованиям действующего законодательства.
Проектом решения планировалось согласовать проведение конкурса на право заключения договора аренды в отношении объектов теплоснабжения централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения р.п. Чунский.
До сведения исполнительного и представительного органов местного самоуправления прокуратурой доведены требования ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Федеральных законов «О концессионных соглашениях», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса», глава администрации поселения был предостережен о том, что заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Проект решения Думы был снят с рассмотрения в соответствии с информацией прокурора района.
Администрацией Чунского муниципального образования запланировано заключение трехстороннего концессионного соглашения между победителем открытого конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, предназначенных для осуществления деятельности по предоставлению услуг теплоснабжения населению и иным потребителям на территории Чунского муниципального образования, администрацией поселения и Правительством Иркутской области.
Администрацией поселения на основании Федерального закона от 03.07.2016 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О концессионных соглашениях» опубликован в Едином федеральном реестре юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных субъектов экономической деятельности перечень незарегистрированного недвижимого имущества (сведения о каждом объекте), которое планируется к передаче в соответствии
с концессионным соглашением.
При этом, по истечению срока муниципального контракта на обслуживание объектов ЖКХ р.п. Чунский (28.08.2017 года), при отсутствии у собственника правоустанавливающих документов на эксплуатируемые объекты, заключение концессионного соглашения было отложено. Заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту на эксплуатацию недвижимого муниципального имущества.
Прокуратурой района в прокуратуру области был направлен проект искового заявления для решения вопроса о направлении в арбитражный суд, о признании дополнительного соглашения от 21.08.2017 года к муниципальному контракту № 3-ок от 28.08.2012 года на техническое обслуживание и эксплуатацию водозабора, канализационных очистных сооружений, сетей теплоснабжения, водоснабжения, канализации, заключенного между МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» и ООО «Центральная котельная», недействительным, применении последствий недействительности сделки.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 02.04.2019 года по иску прокурора признано недействительным дополнительное соглашение от 21.08.2017 года к муниципальному контракту от 28.08.2012 года, заключенному администрацией Чунского муниципального образования с ООО «Центральная котельная», исполнительный лист направлен в Чунский районный отдел судебных приставов.
Во исполнение решения суда 04.10.2019 года генеральным директором ООО «Центральная котельная» и главой администрации Чунского муниципального образования подписан акт приема-передачи имущества: водозабора, канализационно-очистных сооружений, канализационно-насосных станций, тепловых, водопроводных сетей, сетей канализации.
До настоящего времени обслуживание тепловых, водопроводных сетей, сетей канализации осуществляет ООО «Центральная котельная», которое провело их подготовку к отопительному сезону, и производит их обслуживание в отопительный период, без заключения соглашений.
Согласно акту приема-передачи имущества ООО «Центральная котельная» передано (возвращено) администрации Чунского муниципального образования имущество: водозабор, канализационные насосные станции, тепловые сети, водопроводные сети, сети канализации.
С целью избежания возникновения аварийных ситуаций в период отопительного сезона 2019-2020 гг., в связи с отсутствием на территории иных организаций коммунального комплекса, постановлениями главы администрации от 04.10.2019 года №№ 528, 529 ООО «Центральная котельная» часть из указанных объектов переданы в ООО «Центральная котельная» для содержания и обслуживания по передаточным актам: безхозяйные сети теплоснабжения, водопроводная и канализационная сеть р.п. Чунский. Водозабор, канализационно-очистные сооружения, канализационно-насосные станции обслуживаются органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Нарушение требований Федерального закона влечет неэффективное использование муниципального имущества коммунального назначения, чем нарушаются интересы Чунского муниципального образования.
Согласно ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в обслуживании ресурсоснабжающей организации и органа местного самоуправления, должны быть переданы по концессионному соглашению.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.
До настоящего времени в целях заключения концессионного соглашения для обеспечении эффективного и рационального использования муниципального имущества, поступления доходов в бюджет от использования муниципального имущества, удовлетворения публичных нужд право собственности на сооружения коммунального хозяйства органом местного самоуправления не оформлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
Прокурор Чунского района Иркутской области просил обязать МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» совершить действия по оформлению и регистрации права муниципальной собственности на объекты коммунального назначения - тепловую, водопроводную, канализационную сети р.п. Чунский Чунского района Иркутской области, в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» в судебное заседание не явился, о дне рассмотрения дела извещен надлежаще. И.о. главы Чунского муниципального образования представил заявление о признании иска прокурора Чунского района, указав, что Муниципальное казенное учреждение «Администрация Чунского муниципального образования» признает заявленные исковые требования прокурора Чунского района, обязуется совершить действия по оформлению и регистрации права муниципальной собственности на объекты коммунального назначения - тепловую, водопроводную, канализационную сети р.п. Чунский Чунского района Иркутской области по окончании отопительного сезона 2019-2020 годов. Просили удовлетворить требования прокурора Чунского района Иркутской области в полном объеме.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что требования, заявленные прокурором Чунского района, подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно требования ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», Федеральных законов «О концессионных соглашениях», «О теплоснабжении», «О водоснабжении и водоотведении», Приказа Федеральной антимонопольной службы от 10.02.2010 года № 67 «О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса».
Заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса с учетом положений, предусмотренных статьей 28.1 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
До настоящего времени обслуживание тепловых, водопроводных сетей, сетей канализации осуществляет ООО «Центральная котельная», которое провело их подготовку к отопительному сезону, и производит их обслуживание в отопительный период, без заключения соглашений.
Согласно акту приема-передачи имущества ООО «Центральная котельная» передано (возвращено) администрации Чунского муниципального образования имущество: водозабор, канализационные насосные станции, тепловые сети, водопроводные сети, сети канализации.
С целью избежания возникновения аварийных ситуаций в период отопительного сезона 2019-2020 гг., в связи с отсутствием на территории иных организаций коммунального комплекса, постановлениями главы администрации от 04.10.2019 года №№ 528, 529 ООО «Центральная котельная» часть из указанных объектов переданы в ООО «Центральная котельная» для содержания и обслуживания по передаточным актам: безхозяйные сети теплоснабжения, водопроводная и канализационная сеть р.п. Чунский. Водозабор, канализационно-очистные сооружения, канализационно-насосные станции обслуживаются органом местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Нарушение требований Федерального закона влечет неэффективное использование муниципального имущества коммунального назначения, чем нарушаются интересы Чунского муниципального образования.
Согласно ч. 3 ст. 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Объекты водоснабжения и водоотведения, находящиеся в обслуживании ресурсоснабжающей организации и органа местного самоуправления, должны быть переданы по концессионному соглашению.
В силу ст. 3 Федерального закона от 21.07.2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения. Указанный объект на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц.
До настоящего времени право собственности на сооружения коммунального хозяйства органом местного самоуправления не оформлено, что препятствует заключению концессионного соглашения и обеспечению эффективного и рационального использования муниципального имущества, поступления доходов в бюджет от использования муниципального имущества, удовлетворения публичных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» целями настоящего Федерального закона являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.
С учетом изложенного, и принимая во внимание, что в соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение - исковые требования заявлены обоснованно и подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Чунского района Иркутской области к МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» о возложении обязанности совершить действия по оформлению и регистрации права муниципальной собственности на объекты коммунального назначения - тепловую, водопроводную, канализационную сети р.п. Чунский Чунского района Иркутской области – удовлетворить.
Обязать МКУ «Администрация Чунского муниципального образования» совершить действия по оформлению и регистрации права муниципальной собственности на объекты коммунального назначения - тепловую, водопроводную, канализационную сети р.п. Чунский Чунского района Иркутской области в срок до 1 июня 2020 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Чунский районный суд в течение месяца с подачей жалобы через Чунский районный суд.
Председательствующий Пелех М.Ю.