дело № 2-1528/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 июня 2020 года город Нефтеюганск
Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе:
председательствующего судьи Ефремовой И.Б.
при секретаре Полянкер С.Н.
с участием истца ФИО1
представителя ответчика ФИО2 А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Нефтеюганскому районному муниципальному унитарному «Торгово-транспортное предприятие» об обязании произвести перерасчет по заработной плате, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, возмещении понесенных судебных расходов
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с исковыми требованиями к муниципальному предприятию Нефтеюганское районное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» об обязании произвести перерасчет по заработной плате в период с 01 мая 2019 года по 01 мая 2020 года в соответствии разделом 3 Отраслевых соглашений по автомобильному и городскому наземному автомобильному транспорту на 2017-2019 и на 2020-2022 годы, взыскании недополученной заработной платы в период с 01 мая 2019 года по 01 мая 2020 года в сумме 261 974 рубля 40 копеек, компенсации морального вреда в сумме 50 000 рублей, взыскании понесенных судебных расходов (л.д.4, 144-147).
Требования мотивированы тем, что он работает в Нефтеюганском районном муниципальном унитарном «Торгово-транспортное предприятие» с 23 октября 2017 года в должности водителя автобуса. В период с 01 мая 2019 года по 01 мая 2020 года заработная плата ему была выплачена не в полном объеме, так как ответчик не выполняет условия Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2017-2019 годы и на 2020-2022 годы в части установления тарифной ставки. Его тарифная ставка равна 80 рублям 83 копейки.
В судебном заседании истец исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнительно пояснил, что он работает водителем автобуса МАЗ 103, что относится к 5 разряду оплаты труда. Он считает, что ему неправильно установлен тариф.
Представитель ответчика ФИО2, действующая на основании доверенности от 01 июня 2020 года (л.д.25), в судебном заседании исковые требования не признала и пояснила, что поскольку ответчик не отказался от присоединения к Отраслевым соглашениям, считается, что он автоматически присоединился к ним. Ответчиком Отраслевые соглашения в части оплаты труда работникам не нарушаются.
Так, 2019 год
Тарифная сетка по оплате труда работников устанавливается организацией самостоятельно (пп.З п.З отраслевого соглашения). В отраслевом соглашении (приложение №1) приведена примерная тарифная сетка (пп.З п. 3 отраслевого соглашения). Также, отраслевая тарифная сетка относится к профессиям, которые утверждены профессиональным стандартом. На профессии рабочих действует Единый квалификационный справочник (Постановление Минтруда РФ от 10.11.1992 № 31), в котором, водитель автобуса габаритной длиной до 7 метров - 4 разряд, длиной 7-12 метров
- 5 разряд.
Согласно утвержденной тарифной сетки МП НРМУТТП на 2019 год, водитель автобуса: (приложение № 2,4) разряд (до 10м)- оклад 10 976,0 руб. (часовая тарифная ставка (далее чтс) 66,86); 4-5 разряд (до 10м)- оклад 11 832,0 руб. (часовая тарифная ставка 72,07); разряд (свыше 10м)- оклад 12 697,0 руб. (часовая тарифная ставка 77,34).
Также применяется районный коэффициент - 70% (1,7), северная надбавка - 50% (0,5), за вредные условия труда - 4%, уборку автобуса - 5%, классность: 1 класс- 25%, 2 класс -10%, премии.
Тарифная ставка для работника 5 разряда установлена МП НРМУТТП с учетом коэффициента = 12 697 руб.
Часовая тарифная ставка = 77,34 (12 697/164,17- среднемесячное число рабочих часов за год).
Далее часовая тарифная ставка умножается на количество отработанных часов по факту (так как норма часов каждый месяц разная, берем среднемесячное число рабочих часов в год) и только потом умножаем на районный коэффициент 70% (1,7) и северные 50% (0,5)
без вычисления сумм за 1 день работы, 5 рабочих дней, 4 недели.
У водителей суммированный учет рабочего времени, поэтому часовая тарифная ставка умножается на часы, отработанные по факту.
Расчет: 77,34 * 164,17*2,2 = 27 933,20 руб.
2020 год
Согласно утвержденной тарифной сетки МП НРМУТТП на 2020 год, водитель автобуса:
- 4 разряд (до 10м)- оклад 11 524 руб. (часовая тарифная ставка 69,88);
- 4-5 разряд (до Юм) - оклад 12 427 руб. (часовая тарифная ставка 75,35);
- 5 разряд (свыше 10м)- оклад 13 330 руб. (часовая тарифная ставка 80,83 рублей).
Также применяется районный коэффициент - 70% (1,7), северная надбавка - 50% (0,5), за вредные условия труда - 4%, уборку автобуса - 5%, классность: 1 класс- 25%, 2 класс - 10%, премии.
Тарифная ставка для работника 5 разряда установленная МП НРМУТТП с учетом коэффициента = 13 330 руб.Часовая тарифная ставка = 80,83 (13 330*164,92- среднемесячное число рабочих часов за
год).
Далее часовая тарифная ставка умножается на количество отработанных часов по факту (так как норма часов каждый месяц разная, берем среднемесячное число рабочих часов в год) и только потом умножаем на районный коэффициент 70% (1,7) и северные 50% (0,5)
без вычисления сумм за 1 день работы,5 рабочих дней, 4 недели.
Расчет заработной платы: 80,83*164,92*2,2=29 326 руб.
Минимальная тарифная ставка для истца – 5 разряд установлена: в 2019 году – 12 697 рублей, по Отраслевому соглашению в размере 8 600 рублей. В 2020 году – согласно п. 3.1 Отраслевого соглашения на 2020-2022 годы – минимальная тарифная базовавя ставка - не менее МРОТ. На 2020 год - МРОТ составляет 12 130 рублей, для 5 разряд – 13 330 рублей.
Кроме того, некоторые пункты письма уполномоченного представителя ЗНШ некорректны. Не понятно с каким соглашением сравнивают коллективный договор, так как Отраслевые соглашения действуют на 2020-2022 годы, а коллективный договор действовал на 2017-2019 годы и по апрель 2020 года. В последней графе сравнительной таблицы, являющейся приложением к письму, пункт коллективного договора не соответствует пункту Отраслевого соглашения, так как такого пункта нет ни в старом Отраслевом соглашении, ни в новом Отраслевом соглашении. Начальная цена контракта не применима, так как предприятие является участником, а не заказчиком. Заказчиками являются администрации пгт. Пойковский, п. Салыми, это они выставляют цену. Таблица, указанная в Приложении №1 к Отраслевому соглашению, является примерной, применяется при разработке тарифных ставок и разрядов. Также ею предоставлены возражения и расчеты заработной платы (л.д.22,153).
Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьей 135 Трудового кодекса РФ установлено, что системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Названной статьей также установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
Условия оплаты труда, определенные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 45 Трудового кодекса РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
По договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, соглашения могут быть двусторонними и трехсторонними.
Соглашения, предусматривающие полное или частичное финансирование из соответствующих бюджетов, заключаются при обязательном участии соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являющихся стороной соглашения.
В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.
Согласно абз. 8 ст. 45 Трудового кодекса РФ отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.
Обращаясь в суд, истец указал, что работодателем при расчете заработной платы нарушено трудовое законодательство, поскольку при расчете заработной платы работодателем не использована тарифная ставка, установленная Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2017-2019 годы, а также Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному транспорту на 2020-2022 годы.
24 октября 2013 года Общероссийским профсоюзом работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства и Некоммерческой организацией "Российский автотранспортный союз" заключено Федеральное отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы, которое регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты труда, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспортного, независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.
Дополнительным соглашением Российского автотранспортного союза и Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" №1 от 18 ноября 2016 года действие указанного Отраслевого соглашения продлено на 2017-2019 годы.
Согласно совместного письма президента некоммерческой организации «Российский автотранспортный союз» и председателя Общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, Федеральным отраслевым соглашением по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2017-2019 (пп.3.3,3.4) размер минимальной (базовой) тарифной ставки рабочих 1 разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта с 01 января 2019 года составляет 8 112 рублей (л.д.95).
19 ноября 2019 года принято новое Отраслевое соглашение по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы, в соответствии с п. 3.1 которого базовая (минимальная) тарифная ставка рабочих 1-го разряда в организациях автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта при работе в нормальных условиях труда, полной отработке месячной нормы рабочего времени и выполнении нормы труда устанавливается с 1 января 2020 года в размере не ниже минимального размера оплаты труда (сокращенно - МРОТ), принятого в Российской Федерации. В субъектах Российской Федерации, имеющих районирование по климатическим зонам, в региональных отраслевых соглашениях может предусматриваться дифференцированное установление минимальных размеров тарифной ставки рабочих 1 разряда с учетом прожиточного минимума конкретного района.
Минимальный размер оплаты труда в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с 01 января 2020 года установлен в размере 12 300 рублей.
В судебном заседании установлено, что истец работает в муниципальном предприятии Нефтеюганское районное муниципальное унитарное «Торгово-транспортное предприятие» с 23 октября 2017 года водителем 1 класса автомобилей различного типа грузоподъемности и вместимости согласно открытых категорий (л.д. 9, 10, 12, 171).
Из дополнительного соглашения к трудовому договору от 21 декабря 2018 года следует, что с 01 января 2019 года истцу за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, установлены часовые тарифные ставки в следующих размерах:
- на автобусах до 7 метров – 66 рублей 86 копеек
- на автобусах до 10 метров – 72 рубля 07 копеек
- на автобусах свыше 10 метров – 77 рублей 34 копейки (л.д.171).
Из дополнительного соглашения к трудовому договору от 30 декабря 2019 года следует, что с 01 января 2020 года истцу за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, установлены часовые тарифные ставки в следующих размерах:
- на автобусах до 7 метров – 69 рублей 88 копеек
- на автобусах до 10 метров – 75 рублей 35 копеек
- на автобусах свыше 10 метров – 80 рублей 83 копейки (л.д.10).
Согласно Положению об оплате труда работников МП НРМУТТП, утвержденного 27 апреля 2017 года заработная плата начисляется по утвержденным часовым тарифным ставкам согласно марки автомобиля или самоходной машины:
- за время, отработанное на линии
- за подготовительно-заключительное время (0,5 ставки на маршрутных перевозках и 0,38 часа на заказных и служебных);
- за время нахождения на ремонту ( во время нахождения в ремонте водитель работает по режиму 6-ти дневной рабочей недели с одним выходным днем – воскресеньем) (п.3.1).
При привлечении водителя к длительному ремонту по восстановлению автомобиля, оплата производится из расчета среднего заработка, но не более 1 месяца (п.3.2) (л.д.55).
Приказом МП НРМУТТП № от 21 декабря 2018 года установлена месячная тарифная ставка на оплату труда с 01 января 2019 года в размере 8 190 рублей (л.д.130).
Приложениями №2 и №4 к вышеуказанной приказу, для истца, по 5 разряду, часовая тарифная ставка с 01 января 2019 года установлена в размере 77 рублей 34 копейки, месячный оклад в размере 12 697 рублей (л.д.131, 133).
Приказом МП НРМУТТП № от 07 ноября 2018 года, в предприятии средняя норма рабочего времени согласно производственного календаря на 2019 года для шестидневной рабочей недели при 40 часах составляет 164,17 (л.д.135)
Приказом МП НРМУТТП № от 27 декабря 2019 года установлена месячная тарифная ставка на оплату труда с 01 января 2020 года в размере 8 600 рублей (л.д.136).
Приложениями №2 и №4 к вышеуказанной приказу, для истца, по 5 разряду, часовая тарифная ставка с 01 января 2020 года установлена в размере 80 рублей 83 копейки, месячный оклад в размере 13 330 рублей (л.д.137,139).
Кроме того, приказом МП НРМУТТП № от 26 ноября 2019 года, в предприятии средняя норма рабочего времени согласно производственного календаря на 2020 год для шестидневной рабочей недели при 40 часах составляет 164,92 (л.д.141).
Таким образом, в судебном заседании не установлено доказательств о том, что истцу в 2019-2020 годах была установлена тарифная ставка в нарушение требований Федерального отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2014-2016 годы, с учетом дополнительного соглашения №1 от 18 ноября 2016 года, а также Отраслевого соглашения по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы.
Из предоставленных расчетных листов за период с 01 мая 2019 года по 31 мая 2020 года судом установлено, что истцу заработная плата начислялась с учетом часовых тарифных ставок, установленных для автобусов, на которых истец отработал в конкретном месяце, отработанных часов и других показателей условий его труда (работа в ночные часы, праздничные и выходные дни, вредность и т.д.) (л.д.124-129,153-155).
Указанные расчеты суд признает арифметически правильными, соответствующему действующему законодательству.
Доказательств того, что истцу в период с 01 мая 2019 года по 31 мая 2020 года была неправильно установлена тарифная ставка, в связи с чем недоначислена заработная плата, в судебном заседании не установлено.
Предоставленные истцом расчеты заработной платы с 01 мая 2019 года по 01 мая 2020 года суд оценивает критически и не принимает, поскольку обоснованность умножения тарифной ставки на 2,2 никакими доказательствами не подтверждена. Также как и не подтверждена обоснованность начисления процентной ставки за работу в местности, приравненной к районам Крайнего Севера и районного коэффициента только на тарифную ставку уже увеличенную на 2,2 (л.д.144-146).
Письмо уполномоченного представителя исполкома Профсоюза в ХМАО-Югре и ЯНАО ЗНШ о том, что действующая оплата труда в МП НРМУТТП не соответствует Отраслевому соглашению по автомобильному и городскому наземному пассажирскому транспорту на 2020-2022 годы, дополнительному соглашению Российского автотранспортного союза и Общественной организации "Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства" №1 от 18 ноября 2016 года, суд оценивает критически и не принимает, поскольку в данном письме выражено мнение конкретного автора. Доказательств, подтверждающих, что автор письма имеет образование, позволяющие ему производить оценку локального документа действующему трудовому законодательству не предоставлено.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования истца об обязании ответчика произвести перерасчет по заработной плате с 01 мая 2019 года по 31 мая 2020 года, взыскании невыплаченной заработной плате являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст. 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.
В судебном заседании не установлено доказательств о причинении истцу морального вреда действиями ответчика, в связи с чем требования истца о взыскании компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
Также в судебном заседании не установлено доказательств о несении истцом каких-либо расходов.
Руководствуясь ст. ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Нефтеюганскому районному муниципальному унитарному «Торгово-транспортное предприятие» об обязании произвести перерасчет по заработной плате, взыскании недополученной заработной платы, компенсации морального вреда, возмещении понесенных судебных расходов отказать за необоснованностью.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с подачей жалобы через Нефтеюганский районный суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Нефтеюганского
районного суда подпись И.Б. Ефремова
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)
(иные данные)