Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
05 июня 2017 года <адрес>
Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи: Заболотной Н.Н.,
при секретаре – ФИО3,
с участием прокурора – ФИО4,
представителя ответчика – ФИО5,
третьего лица – ФИО7,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Генбанк» о понуждении устранить препятствия в виде одиночной ступени и заменить пандусами, отрегулировать дверной доводчик, установить кнопку вызова персонала, -
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес>ФИО6 обратился в суд с исковым заявлением к АО «Генбанк» о понуждении устранить препятствия в виде одиночной ступени и заменить пандусами, отрегулировать дверной доводчик, установить кнопку вызова персонала. Свои требования мотивирует тем, что прокуратурой <адрес> проведена проверка исполнения требований действующего законодательства на предмет доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения отделения АО «Генбанк», расположенного по адресу: <адрес>Д. Статьей 9 части 1 Конвенции Организации Объединенных Наций от ДД.ММ.ГГГГ «О правах инвалидов», установлена необходимость наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности. В ст.9 ч.2 п.b Конвенции Организации Объединенных Наций от ДД.ММ.ГГГГ «О правах инвалидов», установлено, чтобы частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, должны учитывать все аспекты доступности для инвалидов. Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугах; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Согласно п.ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012. «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных Приказом Минрегиона России от ДД.ММ.ГГГГ№ марш открытой лестницы не должен быть менее трех ступеней и не должен превышать 12 ступеней. Недопустимость применения одиночных ступеней, которые должны заменяться пандусами. Расстояние между поручнями лестницы в чистоте должно быть не менее 1,0 м. В соответствии с п.5.1.6 на путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положении «открыто» или «закрыто». Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрытия дверей, продолжительностью не менее 5 секунд. Так же, согласно п.4.2 СП 35-101-2001 расположение кнопки вызова персонала должно быть на высоте от 0,85 до 1 м от уровня земли и на расстоянии не менее 0,4 м от выступающих частей (например, первой ступени). Кнопка должна работать под напряжением 12 Вольт. Организовать ситуационную помощь сотрудниками учреждения с закреплением функциональных обязанностей в должностных инструкциях. В нарушение вышеуказанных требований отделением кредитной организации АО «Генбанк» допущены нижеуказанные нарушения. На входе выявлено препятствие в виде ступени высотой 0,08 м., отсутствие пандуса и кнопки вызова персонала, в том числе, не отрегулирован дверной доводчик. Таким образом, деятельность отделения АО «Генбанк» осуществляется с нарушением требований действующего законодательства. На основании изложенного, истец просит обязать учреждение АО «Генбанк» ОГРН <***> устранить выявленные нарушения на объекте отделения акционерного общества «Генбанк», расположенного по адресу: <адрес>Д, устранить препятствия в виде одиночной ступени и заменить пандусами; отрегулировать дверной доводчик; установить кнопку вызова персонала.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО4 исковые требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель ответчика АО «Генбанк» - ФИО5 исковые требования признал частично. Пояснил, что согласен с требованиями о регулировании дверного доводчика, установления кнопки вызова, в удовлетворении остальной части требований просил отказать.
Третье лицо - ФИО7 считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению, а именно он не возражает против того, чтобы отрегулировать дверной доводчик; установить кнопку вызова персонала. Однако устранить препятствие в виде одиночной ступени и заменить пандусами не возможно, так как при проектировании здания не было учтено, что тротуар не имеет возможности установить пандус. Пояснил, что в настоящее время частично устранены нарушения, а именно, отрегулирован дверной доводчик, установлена кнопка вызова персонала. Однако, соответствующий акт не составлен.
Заслушав помощника прокурора <адрес>, представителя ответчика, третьего лица, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно акту проверки № от ДД.ММ.ГГГГ отдела по вопросам доступности Департамента труда и социальной защиты населения администрации <адрес>, по требованию прокуратуры <адрес> была проведена проверка здания, в котором расположено отделение АО «Генбанк» на предмет доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения. По результатам проверки установлены нарушения строительных норм и правил Российской Федерации. Выявлены следующие нарушения: на входе имеется препятствие в виде ступени высотой 0,08 м.; отсутствует пандус, чем нарушен п. ДД.ММ.ГГГГ СП 59.13330.2012; не отрегулирован дверной доводчик, чем нарушен п.5.1.6 СП 59.13330.2012; кнопка вызова персонала отсутствует, чем нарушен п.4.2 СП 59.13330.2012.
Статьей 9 части 1 Конвенции Организации Объединенных Наций от ДД.ММ.ГГГГ «О правах инвалидов», установлена необходимость наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности. В ст.9 ч.2 п.b Конвенции Организации Объединенных Наций от ДД.ММ.ГГГГ «О правах инвалидов», установлено, что частные предприятия, которые предлагают объекты и услуги, открытые или предоставляемые для населения, должны учитывать все аспекты доступности для инвалидов.
Согласно ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугах; условия для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным транспортом, автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном, междугородном сообщении, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Согласно п. 3 ст. 26 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 419-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов", положения части первой статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) в части обеспечения доступности для инвалидов объектов связи, социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, транспортных средств применяются с ДД.ММ.ГГГГ исключительно ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
То есть законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
В соответствии с ч. 8 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Таким образом, из положений настоящего Федерального закона следует, что к объектам социальной инфраструктуры отнесены общественные и производственные здания, строения и сооружения, к которым, в том числе, относится и помещение отделения АО «Генбанк»; вытекающая из приведенных выше норм обязанность по созданию условий для беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры возлагается на уполномоченные субъекты, перечисленные в ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны во введенном с ДД.ММ.ГГГГ Своде правил СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденном приказом Министерства регионального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 605, который устанавливает общие требования к общественным, жилым и производственным зданиям и сооружениям.
В соответствии с данным сводом правил, лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами. Наружные лестницы и пандусы должны быть оборудованы поручнями. Длина марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20. Ширина между поручнями пандуса должна быть в пределах 0,9 - 1,0 м.
Пандус с расчетной длиной 36,0 м и более или высотой более 3,0 м следует заменять подъемными устройствами (п. ДД.ММ.ГГГГ). Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 1:20 (5%). На временных сооружениях или объектах временной инфраструктуры допускается максимальный уклон пандуса 1:12 (8%) при условии, что подъем по вертикали между площадками не превышает 0,5 м, а длина пандуса между площадками - не более 6,0 м. Пандусы при перепаде высот более 3,0 м следует заменять лифтами, подъемными платформами и т.п. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина винтового пандуса при полном повороте должна быть не менее 2,0 м. Через каждые 8,0 - 9,0 м длины марша пандуса должна быть устроена горизонтальная площадка. Горизонтальные площадки должны быть устроены также при каждом изменении направления пандуса. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна иметь размер не менее 1,5 м по ходу движения, а на винтовом - не менее 2,0 м. Пандусы в своей верхней и нижней частях должны иметь горизонтальные площадки размером не менее 1,5 м (п. ДД.ММ.ГГГГ СНиП).
Пунктом 1.2 СП 59.13330.2012 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения" (актуализированная редакция СНиП 35-01-2001) предусмотрено, что настоящий Свод правил предназначается для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципах "универсального проекта" (дизайна). Требования СП необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений.
Суд полагает необходимым отметить, что законодатель поставил под условие обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур только ко вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию указанным объектам и средствам.
Между тем, нежилое помещение, арендуемое ответчиком, не является вновь вводимым в эксплуатацию или прошедшим реконструкцию, модернизацию объектом.
В случае невозможности полного приспособления объекта для нужд маломобильных групп населения при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений и т.д., следует осуществлять проектирование в рамках "разумного приспособления", при согласовании задания на проектирование с территориальными органами социальной защиты населения соответствующего уровня и с учетом мнения общественных объединений инвалидов.
В соответствии с п.5.1.6 СП 35-101-2001 на путях движения маломобильных групп населения рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положении «открыто» или «закрыто». Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрытия дверей, продолжительностью не менее 5 секунд.
Согласно п.4.2 СП 35-101-2001 расположение кнопки вызова персонала должно быть на высоте от 0,85 до 1 м от уровня земли и на расстоянии не менее 0,4 м от выступающих частей (например, первой ступени). Кнопка должна работать под напряжением 12 Вольт.
АО «Генбанк» пользуется нежилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> Д на основании договора аренды нежилого помещения, заключенного между индивидуальным предпринимателем ФИО7 и АО «Генбанк» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 2.1.2 договора аренды арендодатель обязуется участвовать в согласованном с арендатором порядке в создании необходимых условий для эффективного использования помещений и поддержания их в надлежащем состоянии.
Согласно с.п.2.3.3 договора аренды арендатор обязуется не производить перепланировок и переоборудования помещений, реконструкции и других капитальных работ (в том числе: перенос несущих конструкций и перегородок: оборудование новых или заделывание существующих дверных или оконных проемов; замену оконных проемов, реконструкцию, изменение местоположения внутренних инженерных сетей водопровода, отопления, электроснабжения, вентиляции, работы, связанные с изменением фасада здания, установку наружной рекламы и т.д.). вызванные потребностями арендатора а также иных неотделимых улучшений помещения, без письменного согласия арендодателя.
Принимая во внимание, что АО «Генбанк» владеет помещением, расположенным по адресу: <адрес>Д на основании договора аренды и использует его под отделение банка, относящееся к объектам социальной инфраструктуры, оно обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение для получения ими услуг.
В материалы дела представлена фотография объекта на которой видно, что входная дверь объекта обеспечена кнопкой вызова персонала для маломобильных групп населения и инвалидов. Однако доказательств того, что кнопка вызова персонала находится в рабочем состоянии, а также издания приказа о возложении на сотрудника отделения банка обязанности выйти по звонку и оказать помощь инвалиду при входе в отделение, не предоставлено. Кроме того, не предоставлено надлежащих доказательств регулировки дверного доводчика. Соответствующий акт, составленный компетентным органом, суду не предоставлен.
Таким образом, исковое заявление в части понуждения ответчика отрегулировать дверной доводчик; установить кнопку вызова персонала подлежит удовлетворению.
В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку помещение введено в эксплуатацию в 2004 году, что подтверждается актом о приемке объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ и решением Исполкома Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст.98 ГПК РФ с ответчика в доход государства подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб. 00 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, -
р е ш и л:
Иск заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Акционерному обществу «Генбанк» - удовлетворить частично.
Обязать Акционерное общество «Генбанк», устранить нарушения на объекте отделения АО «Генбанк», расположенном по адресу: <адрес>Д, а именно отрегулировать дверной доводчик, установить кнопку вызова персонала.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Взыскать с Акционерного общества «Генбанк» в доход государства государственную пошлину в размере 6000 рублей 00 копеек.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Центральный районный суд <адрес> Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: Н.Н. Заболотная
Решение суда в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.