Дело № 2-1528/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«19» августа 2021 года г.Кинешма
Кинешемский городской суд Ивановской области в составе:
председательствующего судьи Мяновской Н.К.,
при секретаре Кругловой И.В.,
с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Кинешме Ивановской области 19 августа 2021 года гражданское дело №2-1528/2021 по иску ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о понуждении заключить договор купли-продажи,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО1 обратился в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее – МТУ Росимущество) о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 12117 кв.м., с расположенными на нем объектами недвижимости:
производственное здание №2, площадью 757,8 кв.м. с кадастровым номером №,
канализационные сети площадью 155 кв.м. и протяженностью 0,16 км с кадастровым номером №,
наружные кабельные линии протяженностью 1,24 км с кадастровым номером №,
водопроводные сети площадью 410 кв.м. и протяженностью 0,41 км с кадастровым номером №,
наружная теплотрасса протяженностью 0,12 км с кадастровым номером №,
автогараж площадью 132,5 кв.м. с кадастровым номером №,
корпус №1 площадью 5072 кв.м. с кадастровым номером №, местонахождение: <адрес>, по цене 3300000 рублей на условиях, изложенных в извещении о проведении процедуры 178fz23042100021, проекте договора купли-продажи имущества, прилагаемом к извещению, и сделанным ФИО1 предложении о цене – 3300000 рублей.
Исковые требования обоснованы тем, что на официальном сайте электронной торговой площадки (далее по тексту - «ЕЭТП» https://www.roseltorg.ru) ответчиком 23 апреля 2021 года размещено извещение о проведении продажи без объявления цены вышеуказанных объектов.
ФИО1 в установленный извещением срок обратился с заявкой на участие в процедуре торгов, соответствующей требованиям, изложенным в извещении. Состав документов соответствовал требованиям документации. Согласно полученному в электронном виде уведомлению от 20 мая 2021 года ФИО1 признан победителем указанной процедуры, при этом результат рассмотрения ценового предложения не принят к рассмотрению, а процедура признана несостоявшейся в связи с тем, что по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно ценовое предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению. Считает решение об отказе в принятии ценового предложения к рассмотрению и признание процедуры несостоявшейся незаконными и необоснованными, организатор торгов обязан заключить договор купли-продажи на предложенных условиях о цене. Продавец не имеет право на произвольный отказ от рассмотрения предложений о цене имущества и отказ от заключения договора с участником процедуры, сделавшем наилучшее предложение о цене. Сделанное предложение о цене 3300000 рублей было объективно лучшим, о чем свидетельствует как содержание протокола от 20 мая 2021 года, так и уведомление о признании победителем. Произвольное уклонение организатора торгов от надлежащего завершения процедуры и заключения договора с лицом, сделавшем наилучшее предложение о цене, является недопустимым, лишающим проведение торгов вообще какого-либо смысла и провоцирует нарушения коррупционного характера со стороны организатора торгов.
В судебное заседание истец ФИО1 не явился, о времени и месте проведения слушания дела извещен правильно и своевременно, направил в суд представителя ФИО2
В судебном заседании представитель истца ФИО1 – ФИО2 исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, суду дополнительно пояснил, что отчет об оценке в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности» действителен в течении 6 месяцев, на сайте был размещен отчет от 14.08.2020 года. Отчет от 04 февраля 2021 года на сайте размещен не был, и не мог быть составлен в рамках Государственного контракта 0128100004020000023-0019602-01, заключенного с ООО «ГК «Азира», поскольку указанный контракт был окончен 01.10.2020 года. В законодательстве отсутствуют нормы, предусматривающие отказ от совершения сделки с победителем торгов. Считает, что возможность не принятия цены должна быть отражена в распоряжении, при этом полагает, что дороже имущество реализовано не будет. Считает, что единственным основанием для отказа в заключении договора купли-продажи является не принятие заявки.
Представитель ответчика Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения слушания дела извещен правильно и своевременно, представил отзыв на иск (л.д.79-81), в котором исковые требования не признает, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, указал, что процедура проведения торгов без объявления цены 178fz23042100021 была признана несостоявшейся, так как по результатам рассмотрения заявок ни одно предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению. Ценовое предложение ФИО1 составило 3300000 рублей, что составляет 3,018% от начальной цены продажи (99395000 руб.). При принятии решения комиссией был проведен анализ экономической целесообразности размера предложенной цены. Приватизация объектов осуществляется в целях увеличения доходов федерального бюджета. Основной целью продажи государственного имущества является установление объективных цен на товары, работы, услуги. Скан-образ отчета был размещен на сайте электронной площадки. В пункте 3.7 информационного сообщения была указана информация о предыдущих продажах имущества. Заявитель был осведомлен о рыночной стоимости объекта. В соответствии с пунктом 118 Положения от 05.06.2008 №432, если в срок для приема заявок, указанный в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены, ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся. Таким образом, исходя из пунктов Положения для признания продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены в электронной форме состоявшейся, комиссией не только должна быть принята к рассмотрению заявка претендента, но и предложение о цене приобретения имущества, указанное в заявке. Отказ продавцом в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества прямо предусмотрен Положением. При этом основания, по которым продавец вправе отказать (причины отказа) в рассмотрении предложений о цене приобретения имущества, ни Законом о приватизации, ни Положением не предусмотрены. Просит в иске отказать.
С учетом мнения сторон, положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Выслушав представителя истца, выяснив позицию представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии со статьей 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.). Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену.
Согласно статье 448 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене. Условия договора, заключаемого по результатам торгов, определяются организатором торгов и должны быть указаны в извещении о проведении торгов. Если иное не установлено законом, лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения аукциона или конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора. Если в соответствии с законом заключение договора возможно только путем проведения торгов, при уклонении организатора торгов от подписания протокола победитель торгов вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор, а также о возмещении убытков, вызванных уклонением от его заключения.
Судом установлено, что Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2019 года № 3260-р «Об утверждении прогнозного плана приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2020 - 2022 годы», в перечень иного имущества, планируемого к приватизации включены: земельный участок с кадастровым номером 37:25:020201:1, площадью 12117 кв.м., с расположенными на нем объектами недвижимости, местонахождение: <адрес> (л.д.93-94).
В соответствии с пунктом 5.4. Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 года № 432 «О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом» (далее – Положение), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже – осуществление управления имуществом, находящимся в государственной собственности.
Согласно пункту 4 Положения, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Пунктом 214 Перечня подлежащего приватизации имущества, решения об условиях приватизации которого принимают межрегиональные территориальные управления и территориальные управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 24.03.2020 года № 75 «Об организации деятельности территориальных органов Федерального агентства по управлению государственным имуществом по приватизации иного имущества, включенного в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества на 2020 - 2022 годы», предусмотрена приватизация земельного участка с кадастровым номером №, площадью 12 117 кв.м., с расположенными на нем объектами недвижимости, местонахождение: <адрес>. Принятие решения об условиях приватизации делегировано МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях.
Согласно части 5 статьи 24 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее – Федеральный закон № 178-ФЗ) подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 27.08.2012 года №860 утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме (далее – Положение об организации и проведении продажи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона № 178-ФЗ продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
На основании распоряжения МТУ Росимущества от 19.04.2021 года № 33-648-р была организована продажа без объявления цены в электронной форме вышеуказанных объектов недвижимого имущества (л.д.93-94).
Данные объекты недвижимого имущества находятся в государственной собственности, право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (л.д.35-37,38-39,40-41,42-43, 44-45,46-47,48-49,50-51).
Информационное сообщение о проведении продажи без объявления цены размещено на официальном сайте http://www.torgi.gov.ru (извещение №), на официальном сайте МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях http://tu33.rosim.ru, на сайте Единой электронной торговой площадки (АО «ЕЭТП») https://www.roseltorg.ru.
Дата и время начала приема заявок на участие в продаже – 23.04.2021 года с 12.00. Дата и время окончания приема заявок – 19.05.2021 года в 23.59. Дата, время проведения продажи – 20.05.2021 года в 10.00. Место подачи заявок – сайт электронной торговой площадки АО «Единая электронная торговая площадка» https://roseltorg.ru (л.д.19-30, 31-34).
В Приложении №2 к информационному сообщению приложен текст договора купли-продажи (л.д.31-34).
В пункте 3.7. информационного сообщения, была указана информация о предыдущих продажах имущества, объявленных в течение года, предшествующего его продаже.
По окончании срока подачи заявок было подано 12 заявок от претендентов, с порядковыми номерами: № (заявка ФИО1).
Комиссией МТУ Росимущества было принято решение о допуске заявок с номерами № (заявка ФИО1).
Согласно уведомлению от 20.05.2021 года, участник торгов ФИО1 признан победителем (л.д.52).
По результатам рассмотрения заявок 20.05.2021 года был подписан протокол подведения итогов процедуры 178fz23042100021 (л.д.53-55).
Согласно пункту 6 протокола подведения итогов от 20.05.2021 года, процедура без объявления цены 178fz23042100021 была признана несостоявшейся, так как по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно ценовое предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению (л.д.53-55). В таблице «Сведения о поданных предложениях о цене имущества с указанием подавших их участников и результатах рассмотрения ценовых предложений» указан номер заявки ФИО1 – 105361, цена 3300000 рублей, результат рассмотрения ценового предложения - «не принято к рассмотрению» (л.д.56-55).
Из объяснений представителя ответчика следует, что ценовое предложение ФИО1 не принято к рассмотрению, поскольку составило 3300000 рублей (3,018 % от начальной цены продажи с учетом НДС 99395000 руб.).
Ответчиком представлен отчет №327/06-1 от 04.02.2021 года, составленный ООО «ГК «АЗИРА», рыночная стоимость указанных объектов определена в размере 83578400 руб. без учета НДС (л.д.94).
Истец указывает на то, что отчет №327/06-1 от 04.02.2021 года не был размещен одновременно с информационным сообщением, а был размещен отчет №327/06 от 14.08.2020 года, также составленный ООО «ГК «АЗИРА» (л.д.129). Считает, что отчет №327/06-1 от 04.02.2021 года не мог быть составлен ООО «ГК «АЗИРА» в рамках Государственного контракта 0128100004020000023-0019602-01, поскольку указанный контракт был окончен 01.10.2020 года. Ответчик не оспаривает, что на сайте электронной площадки был размещен отчет об оценке №327/06 от 14.08.2020 года.
Между МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (заказчик) и ООО «Группа компания «АЗИРА» (исполнитель) заключен государственный контракт от 14.07.2020 года № 0128100004020000023-0019602-01 (далее – Государственный контракт) (л.д.134-144).
В соответствии с условиями Государственного контракта, заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства оказать в соответствии с Техническим заданием, являющимся неотъемлемой частью Контракта, услуги по определению рыночной стоимости находящихся в федеральной собственности земельных участков и объектов недвижимого имущества (пункт 1.1). (л.д.145-153).
Согласно Техническому заданию объекты, которые подлежат определению рыночной ценой, поименованы в табличной части, указанного технического задания, под № 6 указаны спорные объекты недвижимого имущества.
В соответствии с условиями технического задания, срок проведения оценки составляет 30 (тридцать) календарных дней с даты заключения Государственного контракта.
Согласно пункту 3.4.6 Государственного контракта предусмотрена обязанность исполнителя осуществлять бесплатную актуализацию отчетов об оценке рыночной стоимости федерального имущества по состоянию на новую дату оценки в течение 36 месяцев с даты заключения Государственного контракта, подготовить отчеты об оценке на требуемую заказчиком дату в соответствии с условиями Государственного контракта.
Отчеты №327/06 от 14.08.2020 года и №327/06-1 от 04.02.2021 года имеют актуальные данные о рыночной стоимости объектов в размере 83578400 руб. без учета НДС, ФИО1 осведомлен о рыночной стоимости объекта заблаговременно до участия в торгах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов. Торги могут быть признаны недействительными в случае, если на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена.
Истец полагает, что у ответчика не было оснований к принятию решения о признании торгов несостоявшимися после признания его победителем торгов. Единственным основанием для этого является отказ в принятии заявки.
Пунктом 108 Положения предусмотрено, что для участия в продаже имущества без объявления цены претенденты заполняют размещенную в открытой части электронной площадки форму заявки с приложением электронных документов в соответствии с перечнем, приведенным в информационном сообщении о проведении продажи имущества без объявления цены, а также направляют свои предложения о цене имущества.
В пункте 110 Положения предусмотрено, что зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя лицом, заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене имущества.
Согласно пункту 115 Положения, по результатам рассмотрения заявок и прилагаемых к ним документов продавец принимает по каждой зарегистрированной заявке отдельное решение о рассмотрении предложения о цене имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи без объявления цены в порядке, установленном настоящим Положением.
Подпунктом «б» пункта 116 Положения предусмотрено, что покупателем имущества признается в случае регистрации нескольких заявок и предложений о цене имущества - участник, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество.
На основании пункта 117 Положения, протокол об итогах продажи имущества без объявления цены подписывается продавцом в день подведения итогов продажи имущества без объявления цены и должен содержать: сведения об имуществе; количество поступивших и зарегистрированных заявок; сведения об отказе в принятии заявок с указанием причин отказа; сведения о рассмотренных предложениях о цене имущества с указанием подавших их претендентов; сведения о покупателе имущества;сведения о цене приобретения имущества, предложенной покупателем; иные необходимые сведения.
В соответствии с пунктом 118 Положения, если в срок для приема заявок, указанный в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены, ни одна заявка не была зарегистрирована либо по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению, продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся.
Таким образом, пунктом 118 Положения определены два случая, при которых продажа имущества без объявления цены признается несостоявшейся: в срок для приема заявок, указанный в информационном сообщении о продаже имущества без объявления цены, ни одна заявка не была зарегистрирована; по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок ни одно предложение о цене имущества не было принято к рассмотрению.
Согласно протоколу подведения итогов от 20.05.2021 года, заявка ФИО1 наряду с другими заявками была зарегистрирована, но по результатам рассмотрения зарегистрированных заявок, включая заявку ФИО1, ни одно предложение не принято к рассмотрению. В связи с чем, продажа имущества без объявления цены обоснованно признана организатором торгов несостоявшейся.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом.
Пунктом 1 статьи 421 ГК РФ предусмотрено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случая, когда обязанность заключить договор предусмотрена указанным Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Таким образом, законодательство, регулирующее отношения, возникающие при приватизации государственного имущества путем продажи без объявления цены, не предусматривает обязанность собственника имущества МТУ Росимущество заключить договор купли-продажи в случае непринятия им условия о цене приобретения имущества. Отсутствие изначально условия о цене не возлагает на продавца обязанность заключить договор купли-продажи на невыгодных для себя условиях.
С учетом вышеизложенного, суд считает исковые требования ФИО1 о понуждении МТУ Росимущество заключить с ним договор купли-продажи объектов недвижимости по адресу: <адрес>, по цене 3300000 рублей необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях о понуждении заключить договор купли-продажи объектов недвижимости по адресу: <адрес>, по цене 3300000 рублей отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ивановский областной суд через Кинешемский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: Н.К.Мяновская
Мотивированное решение составлено 26.08.2021 года.