ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1528/2021 от 20.07.2021 Октябрьского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

Дело №2–1528/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 июля 2021 года г. Липецк

Октябрьский районный суд города Липецка в составе:

судьи Коса Л.В.,

при секретаре Тихоновой Л.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ПАО РОСБАНК о взыскании неправомерно списанных денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к публичному акционерному обществу РОСБАНК с учетом увеличения исковых требований и просил взыскать с ответчика неправомерно списанные денежные средства в размере 173000 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 3579 руб. 11 коп. за период с 05.09.2020г. по 01.03.2021г. и по день вынесения решения судом, компенсацию морального вреда в размере 100 000 руб. В обоснование заявленных требований истец указал, что с его счета № 40817810387920003576 в ПАО РОСБАНК 04.09.2020г. были списаны денежные средства в размере 173000 руб. Данный факт он обнаружил 05.09.2020г. и сразу обратился на «горячую» линию ответчика для блокирования своего счета и непосредственно в ближайший операционный офис, в котором от него приняли заявление о блокировке счета. Кроме этого, он обратился в отдел полиции №7 УМВД России по г.Липецку, по которому возбуждено уголовное дело и он признан потерпевшим. Денежные средства были похищены путем перевода на счет в ПАО РОСБАНК неизвестной гражданке ФИО2 Данную операцию по переводу денежных средств истец не подтверждал никакими кодами и оповещениями, звонки со стороны сотрудников банка не поступали, вход в систему «РОСБАНК-онлайн» для осуществления данной операции истцом не осуществлялся. С данной операцией он не согласен и обратился в банк 05.09.2020г. с заявлением о возврате незаконно списанных денежных средств, т.к. банк не обеспечил достаточную защиту счета истца от несанкционированных операций. На претензию получил отказ.

В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика возражал против иска, ссылаясь на то, что 24.12.2019г. между истцом и ответчиком заключен договор о комплексном обслуживании посредством направления истцом предложения (оферта) в виде заявления в ПАО РОСБАНК на предоставление услуг и осуществление иных действий в рамках договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц. Клиенту в ПАО РОСБАНК были открыты следующие счета: № 40817810487920004129 31.12.2019г. и № 40817810387920003576 (с которого совершена спорная операция) 18.01.2020г. В заявлении –анкете на 2 странице «Заверение и распоряжение клиента», клиент собственноручно подтвердил, что он ознакомлен в Условиями договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц, включая приложения к ним, в том числе с руководством пользователя системы «Интернет-Банк» и руководством пользователя «Мобильное приложение РОСБАНК-Онлайн». Совершение операций по счету клиента, в том числе и спорная операция от 04.09.2020г. на сумму 173000 руб., перечисление денежных средств на счет клиента, а также перечисление денежных средств на счета в других банках подтверждаются представленной выпиской по вышеуказанным счетам. В ходе проведенной претензионной работы установлено, что указанные операции были успешно совершены через систему дистанционного банковского обслуживания «Интернет-Банк/ РОСБАНК онлайн» (далее ДБО), вход в которую был подтвержден путем ввода корректного логина и пароля. Данный факт свидетельствует о том, что совершение оспариваемых операций стало возможно вследствие разглашения клиентом информации о средствах доступа в ДБО, что является нарушением п.4.2.3 «Условия обслуживания в системе «Росбанк онлайн». В исковом заявлении истец указывает, что получал смс от ПАО РОСБАНК на свой телефон. В ходе предварительного судебного заседания истец также подтвердил факт того, что использовал систему дистанционного доступа к своим счетам как через мобильное устройство, так и через персональный компьютер (ноутбук). 26.08.2020г. истец позвонил на «горячую линию» ПАО РОСБАНК с вопросом входа в систему «РОСБАНК онлайн», а именно: он вводил логин и пароль, и в результате истцу пришла смс с текстом, что произведен вход в Росбанк онлайн, но он в него так и не вошел. 26.08.2020г., предположительно, клиент для личных нужд открыл в браузере поисковую страницу (Yandex.ru или Google.com), где ввел поисковый запрос «вход в Росбанк онлайн». Перейдя по первой предложенной ссылке в результатах поиска (предположительно, попал на страницу-клон ( https://rosslbank.ru/или иное) оригинального сайта), и, не проверив подлинность сайта, клиент ввел свои учетные данные для входа в личный кабинет «РОСБАНК Онлайн» (логин и пароль), тем самым их скомпрометировав. Мошенники, получив клиентские данные, вошли в личный кабинет РОСБАНК «Онлайн» со своего устройства. Факт входа с нового устройства подтверждается системами банка и смс, направленной клиенту. Со слов клиента, ему на телефон поступило сообщение о входе в РОСБАНК «Онлайн», хотя войти в личный кабинет у него так и не получилось. Далее клиент предпринял успешную попытку войти в личный кабинет с типичного устройства через мобильное приложение и изменил логин для входа. После клиент обратился в колл-центр банка, чтобы сообщить о проблемах со входом. В рамках разговора с сотрудником колл-центра банка личный кабинет «РОСБАНК Онлайн» клиента был заблокирован. Далее 27.08.2020г. клиент обратился в офис банка для разблокирования личного кабинета «РОСБАНК Онлайн». Вероятно, в промежутке между 26.08.2020г. и 04.09.2020г. клиент вновь попытался войти через браузер в личный кабинет «РОСБАНК Онлайн», попал на поддельный сайт, где ввел новый логин и пароль, чем скомпрометировал данные вновь. Поскольку никаких иных активных действий, кроме входа, совершено не было, на момент мошеннического платежа (04.09.2020г.), устройство было признано клиентским. На момент совершения перевода (04.09.2020г.) восстановление/изменение логина и пароля с новых устройств, удаленного подключения к устройству клиента зафиксировано не было, вход осуществлен по PIN. На момент выполнения распоряжений по перечислению денежных средств на счета в других банках сомнений в наличии воли истца на распоряжение средствами у банка не имелось, в связи с чем нарушений условий договора о комплексном банковском обслуживании со стороны банка при переводе денежных средств со счета истца в пользу третьих лиц не имеется. Доводы искового заявления о применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 27.06.2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», касающихся требований к операторам электронных денежных средств (в частности ст.9, ч.ч.10,15 ст.7) основаны на неверном толковании норм материального права, поскольку ПАО РОСБАНК не является оператором электронных денежных средств. Согласно перечню операторов электронных денежных средств (ЭДС), размещенных на официальном сайте Банка России ПАО РОСБАНК не является оператором ЭДС. Кроме того, банк не указан и в списке кредитных организаций, исключенных из Перечня операторов электронных денежных средств. Доводы истца о возможности банка осуществить действия по предотвращению перечислений денежных средств их получателем не основательны, поскольку банком на основе авторизационных запросов был идентифицирован владелец денежных средств, денежные средства не были заблокированы,, а их размер позволял выполнить запрашиваемые операции; на момент обращения истца в банк наступила безотзывность совершенного перевода денежных средств. Спорная сумма 173000 руб. была списана со счета 40817810387920003576 04.09.2020г. в 12:39:47, поступила на счет ФИО2 в 12:39:49 и снята тремя операциями со счета ФИО2 в банкомате VTB BANK (PUBLIC JOINT-STOCK C) 04.09.2020г. в 12:56:17 (80000 руб.), 12:57:13 (80000 руб.) и 12:58:12 (13000 руб.) Все направленные в адрес ФИО1 смс и PUSH-уведомления направлялись по движению денежных средств по счету № 40817810487920004129, т.е. ПАО РОСБАНК направлял информацию по движению денежных средств (изменение баланса) только по счету 40817810487920004129. Информация о движении денежных средств (изменение баланса) по счету 40817810387920003576 ФИО1 не направлялась, в том числе и ранее до момента совершения спорной операции. Счетом 40817810387920003576 ФИО1 начал пользоваться задолго до совершения спорных операций, однако, заявлений или претензий о том, что ему не приходит информация о движении денежных средств (изменение баланса) в ПАО РОСБАНК не поступало.

Третье лицо ФИО2 в судебное заседание не явилась, представила письменный отзыв, в котором указала, что не имеет никакого отношения к пропаже денежных средств ФИО1 с его счета в ПАО РОСБАНК. С этим вопросом должны разбираться правоохранительные органы. Никогда не была знакома с истцом. Предположительно в августе 2020г. получала в ПАО РОСБАНК дебетовую пластиковую карту, но при этом никогда ею не пользовалась. После того, как было получено извещение из суда, она обнаружила отсутствие у нее этой карты. Не знает, когда она у нее пропала. Возможно, что ее похитили, когда она была в Москве в поисках работы и ночевала в хостеле. У нее нет мобильного приложения, и не могла видеть оповещений о каком-либо движении денежных средств по карте. После того, как узнала о пропаже карты, обратилась в банк с заявлением о ее блокировке. Просила рассмотреть дело по имеющимся доказательствам.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 845 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету.

Банк может использовать имеющиеся на счете денежные средства, гарантируя право клиента беспрепятственно распоряжаться этими средствами (часть 2).

Банк не вправе определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие не предусмотренные законом или договором банковского счета ограничения права клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению (часть 3).

В соответствии со ст.847 Гражданского кодекса Российской Федерации, права лиц, осуществляющих от имени клиента распоряжения о перечислении и выдаче средств со счета, удостоверяются клиентом путем представления банку документов, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним банковскими правилами и договором банковского счета.

Клиент может дать распоряжение банку о списании денежных средств со счета по требованию третьих лиц, в том числе связанному с исполнением клиентом своих обязательств перед этими лицами. Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление.

Банк исполняет распоряжение о списании денежных средств при недостаточности денежных средств на банковском счете, если этот счет включен в соответствии с договором банковского счета в группу банковских счетов, в том числе принадлежащих разным лицам, и на всех банковских счетах, включенных в указанную группу, достаточно денежных средств для исполнения распоряжения клиента. При этом такое списание не является кредитованием счета.

Договором может быть предусмотрено удостоверение прав распоряжения денежными суммами, находящимися на счете, электронными средствами платежа и иными способами с использованием в них аналогов собственноручной подписи (пункт 2 статьи 160), кодов, паролей и других средств, подтверждающих, что распоряжение дано уполномоченным на это лицом.

В силу ст. 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента.

Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

Согласно ст. 856 Гражданского кодекса Российской Федерации В случаях несвоевременного зачисления банком на счет клиента поступивших клиенту денежных средств либо их необоснованного списания со счета, а также невыполнения или несвоевременного выполнения указаний клиента о перечислении денежных средств со счета либо об их выдаче со счета банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, которые предусмотрены статьей 395 настоящего Кодекса, независимо от уплаты процентов, предусмотренных пунктом 1 статьи 852 настоящего Кодекса.

Согласно п. 2 ст. 849 ГК РФ установлено, что банк обязан по распоряжению клиента выдавать или перечислять со счета денежные средства клиента не позже дня, следующего за днем поступления в банк соответствующего платежного документа, если иные сроки не предусмотрены законом, изданными в соответствии с ним банковскими правилами или договором банковского счета.

Согласно ст. 14 Закона «О защите прав потребителей», вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

Судом из представленных сторонами доказательств установлено, что 24.12.2019г. между истцом и ответчиком заключен договор о комплексном обслуживании посредством направления истцом предложения (оферта) в виде заявления в ПАО РОСБАНК на предоставление услуг и осуществление иных действий в рамках договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц.

Истцу в ПАО РОСБАНК были открыты следующие счета:

31.12.2019г. счет № 40817810487920004129 ;

18.01.2020г. счет № 40817810387920003576.

В заявлении –анкете на 2 странице «Заверение и распоряжение клиента», истец своей подписью подтвердил, что он ознакомлен с Условиями договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц, включая приложения к ним, в том числе с руководством пользователя системы «Интернет-Банк» и руководством пользователя «Мобильное приложение РОСБАНК-Онлайн».

Согласно п.2.3 Положения Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П"О правилах осуществления перевода денежных средств", удостоверение права распоряжения денежными средствами при приеме к исполнению распоряжения в электронном виде осуществляется банком посредством проверки электронной подписи, аналога собственноручной подписи и (или) кодов, паролей, иных средств, позволяющих подтвердить, что распоряжение в электронном виде подписано и (или) удостоверено в соответствии с пунктом 1.24 настоящего Положения.

В соответствии с п.1.24 Положения Банка России от 19 июня 2012 г. N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств", распоряжение плательщика в электронном виде, реестр (при наличии) подписываются электронной подписью (электронными подписями), аналогом собственноручной подписи (аналогами собственноручных подписей) и (или) удостоверяются кодами, паролями и иными средствами, позволяющими подтвердить, что распоряжение (реестр) составлено (составлен) плательщиком или уполномоченным на это лицом (лицами).

В силу п.4.2 Положения Банка России от 15 октября 2015 г. N 499-П"Об идентификации кредитными организациями клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", при совершении операций с использованием платежной (банковской) карты без участия уполномоченного сотрудника кредитной организации - эквайрера или иной кредитной организации, не являющейся кредитной организацией - эмитентом, идентификация клиента проводится кредитной организацией на основе реквизитов платежной (банковской) карты, а также кодов и паролей. В указанном случае идентификация представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится.

Порядок осуществления кредитными организациями операций с платежными картами установлен Положением ЦБ РФ от 24.12.2004г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт», согласно п.1.5 которого, расчетная (дебетовая) карта как электронное средство платежа используется для совершения операций ее держателем в пределах расходного лимита - суммы денежных средств клиента, находящихся на его банковском счете, и (или) кредита, предоставляемого кредитной организацией-эмитентом клиенту при недостаточности или отсутствии на банковском счете денежных средств (овердрафт).

На основании п. 2.10 Порядка осуществления кредитными организациями операций с платежными картами, клиенты могут осуществлять операции с использованием платежной карты посредством кодов, паролей в рамках процедур их ввода, применяемых в качестве АСП и установленных кредитными организациями в договорах с клиентами.

В Разделе 1 Условий Договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц содержится понятие системы «РОСБАНК ОНЛАЙН» (Система)-это комплекс программно-технических средств и организационных мероприятий, предназначенных для предоставления клиенту посредством сети Интернет банковских услуг.

Согласно абзацу 3 п.5.2.10 Условий договора о комплексном банковском обслуживании физических лиц, в случае, если необоснованное списание денежных средств произошло в результате нарушения порядка безопасного использования карты или системы, банк не обязан возмещать клиенту сумму подобной операции.

Порядок безопасного использования Карт и Системы регулируется Правилами выдачи и использования банковских карт (приложение 2 к настоящим Условиям), Условиями «РОСБАНК ОНЛАЙН» (Приложение 3 к настоящим Условиям). Кроме этого, положения, регулирующие порядок безопасного использования Карт и Системы определены банком в соответствующем Руководстве пользователя, а также могут быть размещены в информационных материалах банка в местах обслуживания клиентов и на сайте банка.

Согласно п.6.3 Условий договора о комплексном банковском обсл4живании физических лиц, банк не несет ответственности в случае, если информация, передаваемая при использовании системы, банкомата банка, в том числе о счетах, картах, средствах доступа, станет известной иным лицам в результате прослушивания или перехвата канала сотовой и телефонной связи во время из использования при отсутствии вины банка, а также в случае недобросовестного выполнения клиентом условий хранения и использования средств доступа.

В соответствии с п.6.1 Условий обслуживания в системе «РОСБАНК ОНЛАЙН» стороны устанавливают следующий порядок использования клиентом системы, нарушение которого является основанием для отказа банком в возмещении суммы операции, совершенной без согласия клиента до момента получения банком уведомления в соответствии с п.4.2.4 настоящих Условий «РОСБАНК ОНЛАЙН» либо блокировки проведения операций через Систему:

Клиент обязан соблюдать правила безопасности работы в Системе. Указанные в п.4.2.3 настоящих Условий «РОСБАНК ОНЛАЙН» и в соответствующем Руководстве пользователя;

Клиент должен исполнять обязанности, установленные в пунктах 4.2.4 Условий «РОСБАНК ОНЛАЙН».

Согласно п.4.2.3 Условий обслуживания в системе «РОСБАНК ОНЛАЙН», в целях безопасности клиент обязан хранить Средства доступа и Средства формирования АСП в безопасном месте, не наносить Пароль /PIN на идентификационную карту, не хранить Пароль /PIN вместе с идентификационной картой /Логином, ПИН Токена вместе с Токеном, не передавать Средства доступа и Средства формирования АСП третьи лицам, обеспечить сохранность, неразглашение и нераспространение информации о Средствах доступа и Средствах формирования АСП.

Все совершенные операции по счету истца, в том числе и спорная операция от 04.09.2020г. на сумму 173000 руб., перечисление денежных средств на счет клиента, а также перечисление денежных средств на счета в других банках подтверждаются представленной выпиской по вышеуказанным счетам.

Из объяснений представителя ответчика следует, что указанные операции были успешно совершены через систему дистанционного банковского обслуживания «Интернет-Банк/ РОСБАНК онлайн» (далее ДБО), вход в которую был подтвержден путем ввода корректного логина и пароля. Эти обстоятельства не оспаривались истцом.

Данный факт свидетельствует о том, что совершение оспариваемой операции стало возможно вследствие разглашения клиентом информации о средствах доступа в ДБО, что является нарушением п.4.2.3 «Условия обслуживания в системе «Росбанк онлайн».

В исковом заявлении истец указывает, что получал смс от ПАО РОСБАНК на свой телефон. Истец также подтвердил факт того, что использовал систему дистанционного доступа к своим счетам как через мобильное устройство, так и через персональный компьютер (ноутбук). Все направленные в адрес ФИО1 смс и PUSH-уведомления направлялись по движению денежных средств по счету № 40817810487920004129, т.е. ПАО РОСБАНК направлял информацию по движению денежных средств (изменение баланса) только по счету 40817810487920004129. Информация о движении денежных средств (изменение баланса) по счету 40817810387920003576 ФИО1 не направлялась, в том числе и ранее до момента совершения спорной операции.

Как следует из объяснений представителя ответчика, счетом 40817810387920003576 ФИО1 начал пользоваться задолго до совершения спорных операций, однако, заявлений или претензий о том, что ему не приходит информация о движении денежных средств (изменение баланса) в ПАО РОСБАНК не поступало.

26.08.2020г. истец позвонил на «горячую линию» ПАО РОСБАНК с вопросом входа в систему «РОСБАНК онлайн», а именно он вводил логин и пароль, и в результате истцу пришло смс-извещение с текстом, что произведен вход в Росбанк онлайн, но он в него так и не вошел.

Как следует из объяснений представителя ответчика,26.08.2020г., предположительно, клиент для личных нужд открыл в браузере поисковую страницу (Yandex.ru или Google.com) где ввел поисковый запрос «вход в Росбанк онлайн». Перейдя по первой предложенной ссылке в результатах поиска (предположительно, попал на страницу-клон ( https://rosslbank.ru/или иное) оригинального сайта), и, не проверив подлинность сайта, клиент ввел свои учетные данные для входа в личный кабинет «РОСБАНК Онлайн» (логин и пароль), тем самым их скомпрометировав. Мошенники, получив клиентские данные, вошли в личный кабинет РОСБАНК «Онлайн» со своего устройства. Факт входа с нового устройства подтверждается системами банка и смс, направленной истцу. Со слов истца следует, что ему на телефон поступило сообщение о входе в «РОСБАНК Онлайн», хотя войти в личный кабинет у него так и не получилось. Далее клиент предпринял успешную попытку войти в личный кабинет с типичного устройства через мобильное приложение и изменил логин для входа. После этого истец обратился в колл-центр банка, чтобы сообщить о проблемах со входом. В ходе разговора с сотрудником колл-центра банка личный кабинет «РОСБАНК Онлайн» истца был заблокирован.

27.08.2020г. истец обратился в офис банка для разблокирования личного кабинета «РОСБАНК Онлайн».

Спорная сумма 173000 руб. была списана со счета истца 40817810387920003576 04.09.2020г. в 12:39:47, поступила на счет ФИО2 в 12:39:49 и снята тремя операциями со счета ФИО2 в банкомате VTB BANK (PUBLIC JOINT-STOCK C) 04.09.2020г. в 12:56:17 (80000 руб.), 12:57:13 (80000 руб.) и 12:58:12 (13000 руб.).

Согласно сообщению ответчика лицевой счет № <***>, на который были переведены 04.09.2020г. денежные средства со счета истца, был открыт 20.08.2020г. на имя ФИО2

Согласно сообщению ОРП ОП №7 УМВД России по г.Липецку на запрос суда, 11.09.2020г. ОРП ОП №7 СУ УМВД России по г.Липецку возбуждено уголовное дело № 12001420029000689 по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч.3 ст.158 УК РФ по факту того, что неизвестное лицо 04.09.2020г. примерно в 11 часов путем перевода на расчетный счет ПАО РОСБАНК № <***>, зарегистрированный на имя ФИО2, совершило хищение денежных средств в размере 173000 руб. с расчетного счета ПАО РОСБАНК № 40817810387920003576, принадлежащего ФИО1, чем причинило последнему значительный материальный ущерб в указанном размере. В рамках расследования уголонвого дела установить лиц, совершивших данное преступление, не представилось возможным. По результатам расследования 11.11.2020г. принято решение о приостановлении производства по уголовного делу по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Как следует из объяснений представителя ответчика, вероятно, в промежутке между 26.08.2020г. и 04.09.2020г., истец вновь попытался войти через браузер в личный кабинет «РОСБАНК Онлайн», попал на поддельный сайт, где ввел новый логин и пароль, чем скомпрометировал данные вновь. Поскольку никаких иных активных действий, кроме входа, совершено не было, на момент мошеннического платежа (04.09.2020г.), устройство было признано клиентским. На момент совершения перевода (04.09.2020г.) восстановление/изменение логина и пароля с новых устройств, удаленного подключения к устройству клиента зафиксировано не было, вход осуществлен по PIN. На момент выполнения распоряжений по перечислению денежных средств на счета в других банках сомнений в наличии воли истца на распоряжение средствами у банка не имелось, в связи с чем нарушений условий договора о комплексном банковском обслуживании со стороны банка при переводе денежных средств со счета истца в пользу третьих лиц не имеется.

Доводы истца о применении к спорным правоотношениям положений Федерального закона от 27.06.2011г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе», касающиеся требований к операторам электронных денежных средств,в частности ст.9, ч.ч.10,15 ст.7, не могут быть приняты во внимание, поскольку ПАО РОСБАНК не является оператором электронных денежных средств. Согласно перечню операторов электронных денежных средств (ЭДС), размещенных на официальном сайте Банка России, ПАО РОСБАНК не является оператором ЭДС. Кроме того, банк не указан и в списке кредитных организаций, исключенных из Перечня операторов электронных денежных средств. Поэтому довод истца о возможности банка осуществить действия по предотвращению перечислений денежных средств их получателем не основательны, поскольку банком на основе авторизационных запросов был идентифицирован владелец денежных средств, денежные средства не были заблокированы, а их размер позволял выполнить запрашиваемые операции; на момент обращения истца в банк наступила безотзывность совершенного перевода денежных средств.

Суд, руководствуясь положениями статей 845, 847, 848, 854 Гражданского кодекса Российской Федерации, во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", Положения ЦБ РФ от 24 декабря 2004 г. N 266-П "Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт", оценив собранные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу, что Банком были в полной мере исполнены свои обязательства по осуществлению операций, производившихся со счетом истца, доказательств оказания Банком истцу услуги ненадлежащего качества в материалах дела не имеется, поскольку операции по счету истца совершались путем их подтверждения с помощью паролей, направляемых на номер мобильного телефона, принадлежащий истцу (что не оспаривалось истцом), то есть банком была осуществлена проверка прав доступа лица, осуществившего операции и данные права были подтверждены способом, установленным договором между истцом и Банком; доказательства, что Банком был предоставлен доступ к счету истца в обход предусмотренной договором процедуры авторизации и подтверждения платежа путем ввода кодов и паролей, в материалах дела отсутствуют; из материалов дела следует, что доступ к мобильному телефону истца (в том числе к СМС-сообщениям) мог быть получен третьими лицами, то есть списание денежных средств со счета истца могло произойти не вследствие виновных действий (или бездействия) Банка, а вследствие действий третьих лиц, осуществивших несанкционированный доступ к мобильному устройству истца, а также действий самого истца, использовавшего незащищенные каналы связи.

На момент совершения операции Банк не располагал сведениями о компрометации карты. При отсутствии каких-либо сообщений от истца о компрометации карты Банк не имел права в соответствии с законодательством РФ установить непредусмотренные договором банковского счета ограничения права распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению, а именно отказать в проведении операций по счетам. Таким образом, согласившись с Условиями банковского обслуживания, клиент принимает на себя ответственность за все операции, проводимые в том числе через систему "РОСБАНК ОНЛАЙН", устройства самообслуживания и сеть Интернет с использованием предусмотренных Условиями банковского обслуживания средств его идентификации и аутентификации.

Ответчик, получив распоряжение на списание денежных средств, провел аутентификацию и идентификацию клиента и произвел перечисление денежных средств, тем самым исполнив поручение клиента в соответствии с установленными и согласованными между сторонами правилами, основания для отказа в исполнении поступивших распоряжений от клиента у ответчика не имелось.

Денежные средства истца были списаны третьими лицами с использованием правильных данных банковской карты, в связи с чем банк выполнил обязательное для него распоряжение по списанию денежных средств со счета истца, что, в отсутствие доказательств неправомерных действий со стороны банка, исключает возложение на него ответственности за убытки истца, возникшие по вине третьих лиц.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска ФИО1 к ПАО РОСБАНК о взыскании неправомерно списанных денежных средств в сумме173000 руб., процентов за пользование денежными средствами в сумме 3579 руб. 11 коп., компенсации морального вреда отказать.

Решение подлежит обжалованию в Липецкий областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы в Октябрьский районный суд г. Липецка.

Судья подпись Л.В. Коса

Мотивированное решение изготовлено 27.07.2021г.

Судья Л.В. Коса